Монополистический рынок благ и государственная антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Если обратить внимание на монополистические образования, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. Сущность монополии 4
1.1. Понятие монополии 4
1.2. История возникновения и развития монополий 5
1.3. Виды монополий. 7
1.4. Междунароные монополии 10
1.5.Причины существования монополий 11
1.6.Монопольная цена 12
1.7. Монополия и конкуренция 13
II.Антимонопольное регулирование 17
2.1. Антимонопольное регулирование в России 17
3.2.Антимонопольное законодательство зарубужом 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа содержит 1 файл

Курсова экономика1.docx

— 69.35 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

I. Сущность монополии 4

1.1. Понятие монополии 4

1.2. История возникновения  и развития монополий 5

1.3. Виды монополий. 7

1.4. Междунароные монополии 10

1.5.Причины существования монополий 11

1.6.Монопольная цена 12

1.7. Монополия и конкуренция 13

II.Антимонопольное регулирование 17

2.1. Антимонопольное регулирование в России 17

3.2.Антимонопольное законодательство зарубужом 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

                                                      ВВЕДЕНИЕ

 

Если обратить внимание на монополистические образования, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные  товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного  вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность  влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для  себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком  монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое  дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями  ограничивать конкуренцию на рынке  определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя  или предприятия, т.к. оно позволяет  избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Долгое время у нас в стране существовала командная экономика. На такие понятия как конкуренция, монополия, естественная монополия  не обращали внимания, т.к. монополия  являлась, можно сказать, целью тогдашней  экономики.

Всё вышесказанное обуславливает  актуальность выбранной для исследования темы.

Поэтому в  данной работе хочется рассмотреть  монополизацию рынка и влияние на российскую экономику, а также отметить в работе такие аспекты исследования, как понятие монополии, историю ее возникновения и рассмотреть антимонопольное законодательство.

 

 

 

                                        

 

                                  I. Сущность монополии

                1.1. Понятие монополии

 

Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара. Монополия – это предприятие или группа предприятий, занимающая доминирующее положение на рынке, что позволяет ему контролировать и определять цены; формы рынка, контролируемого одним или несколькими предприятиями. *

В современных  условиях этот термин используется для  обозначения различных разновидностей рыночных ситуаций, характерных для  несовершенной конкуренции. Основными  признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Монопольное положение фирмы может быть «естественным», когда она владеет редкими, уникальными невоспроизводимыми ресурсами, или «искусственным», когда фирма сама, путем организационных приемов, образует монополи. Формами монополизации могут быть картельные соглашения, синдицированные, слияния и поглощения, «джентльменские» соглашения и возникшие на этой основе различные виды монополистической конкуренции.

Остановимся подробнее на существовании препятствий, затрудняющих доступ новым фирмам на рынок. Речь идет о проблеме входных  барьеров, впервые рассмотренных  в работах американского экономиста Джо Бейна. Входной барьер при вступлении на рынок – это условие, которое затрудняет  вступление в отрасль фирм – новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы» данной отрасли. К основным видам входных барьеров относят следующие:

1. Правительство  наделяет фирму исключительными  правами (выдача правительственной  лицензии на определенный вид  деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные  услуги). Многие из


 

*Экономическая  теория: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Камаева, с. 57

такого рода барьеров тесно связаны с деятельностью  естественных монополий.

2. Собственность  на невоспроизводимые и редкие  ресурсы. Классический пример  – власть компании «Де Бирс» на рынке алмазов. Или, например, профессиональный спортивный клуб препятствует образованию конкурирующих с ним клубов путем заключения долгосрочных контрактов с выдающимися спортсменами.                                                           

         3. Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества. Нередко такой тип монополии называется закрытой монополией, в отличие от открытой монополии, не имеющей защиты от конкуренции в виде патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии.

4. Эффект  масштаба, т.е. преимущество крупного  производства, позволяющего снижать  издержки, наращивая объем выпуска  продукции. Так, на рынке автомобилестроения  нелегко войти новым фирмам, не  обладающим значительным капиталом  для создания крупномасштабного  производства.

5. Вступлению  в отрасль могут препятствовать  и нелегальные методы борьбы  с потенциальными новыми конкурентами, вплоть до угрозы физического  уничтожения (мафиозные структуры).

Входные барьеры помогают лучше понять, почему так различна концентрация рынка  в различных сферах хозяйственной  деятельности, а так же причины  отклонения от идеальной модели совершенной  конкуренции, где действует множество  атомизированных фирм.*

               1.2 История возникновения и развития монополий

История монополий достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их.


*Макроэкономика. Основы национальной экономики: Под ред. А.В. Сидоровича; с.200

 

 

Но их новейшая история начинается с последней трети XIX столетия (особенно во время экономического кризиса 1873 г.). Взаимосвязанность явлений –  кризиса и монополий – указывает  на одну из причин монополизации, а  именно: попытку многих фирм найти  спасение от кризисных потрясений в  монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической  литературе получили название «детей кризиса».

Существуют два способа образования  монополий: посредством капитализации  прибыли или путем слияний  и поглощений. В последнее время  отмечается существенное преобладание последнего способа.

Методы концентрации и централизации  капитала, применявшиеся в XIX веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового  производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов  и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способ такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовал давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил  они получили широкое распространение  и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации  капиталистических компаний.

Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. 
Первые монополии образовались в 80х годах XIX века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивающих нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80 – 90-х годах XIX века действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала XX века роль монополии в экономике была невелика. Решающее воздействие на ихразвитие оказал экономический кризис1900 – 1903 гг. Монополии постепенно охватили важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (товарищество «Бр Нобель», неточный трест и др.). 
Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок деятельности монополий делало возможным использование против них государством законодательства, формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не зарегистрированных монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаровоз», военно-промышленныемонополии). 
Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продмед», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Лседь», «Проволка», «РОСТ» и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми, негласными контрагентскими договорами. В период промышленного подъема 1910 – 1914 гг. происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность наряду с процессами и комбинирование производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п.

Монополии были ликвидированы в  результате Октябрьской революции, в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство  частично использовало учетные и  распределительные органы монополий  при создании органов управления народным хозяйством.

При переходе России к рынку вновь  возникли монополии и проблемы, связанные  с ними.

                         1.3. Виды монополии

 

Вид монополий  зависит от рыночной структуры и  формы конкуренции.

Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Что является причиной появления и развития монополистических  тенденций? По этому вопросу в  экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические  образования определяются как закономерные. Один из предпочитателей таких взглядов — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения  своих прибылей.  Одной из  них,  наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

Иной движущей  силой действий предпринимателей в  этом направлении является закон  концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы  выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели  вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы  средних и  малых предприятий отделяется несколько  более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

Современная теория выделяет три типа монополий:

1) монополия отдельного предприятия;

2) монополия как соглашение;

3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем  нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот  путь к монополии  можно считать “порядочным”, поскольку  он предусматривает постоянное повышение  эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным  и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность  быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке  “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Информация о работе Монополистический рынок благ и государственная антимонопольная политика