Монополии и антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции.

Работа содержит 1 файл

Новая курсовая.docx

— 122.66 Кб (Скачать)

     Согласно  традиционной антимонопольной политике, к поведению фирм, которое считается  незаконным, относят следующие типы действий:

- фиксирование продажных цен, тайное и явное, так что назначаемые фирмой цены выпадают из сферы влияния рынка;

- ограничение покупки: запрет заказчикам какой – либо товар в другом месте, у другого продавца, по другой цене или в другом объёме, чем установлено фирмой – продавцом;

- ограничение продажи: запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объёме, чем это предусмотрено контрактом с фирмой – покупателем;

- связанные продажи: продажа одного товара клиенту при условии, что он покупает какой – либо ещё (оговоренный заранее в контракте) продукт данной фирмы;

- недобросовестная реклама: акцент в рекламных посланиях на таких качествах продукта, которые в действительности у данного изделия отсутствуют, или подчёркивание недостатков товара конкурирующей фирмы, которые на самом деле у него могут и не быть;

- недобросовестная маркировка товара: оформление внешнего вида товара таким образом, который не отвечает его назначению, или указание таких его внутренних характеристик, которые продукту не присущи;

- вертикальные и горизонтальные ограничения конкуренции: давление на поставщиков (потребителей) продукции или на другие фирмы, производящие данный продукт, с целью усиления собственного влияния фирмы на рынке через принудительное навязывание партнёрам своих правил поведения. На практике проведение антимонопольной политики сталкивается с определёнными трудностями, среди которых можно выделить следующие;

- зачастую отсутствуют однозначные трактовки последствий поведения фирмы. Например, слияние двух фирм может привести, с одной стороны, к росту продажных цен товара (отрицательное последствие несовершенной рыночной структуры), а с другой стороны, подобное взаимодействие двух фирм может выразиться во внедрении нового продукта или в улучшении качества старого товара (положительное последствие монополии). То есть при проведении антимонопольной политики должен быть подведён баланс последствий как отрицательных, так и положительных;

- неопределённость субъекта ущерба от несовершенной рыночной структуры. Часто не столь очевидно, кто должен подавать в суд и считать себя ущемлённой стороной: розничный продавец – дилер товара, выпускаемого монополистом, или конечный потребитель продукции, поскольку непосредственное воздействие ограничений со стороны фирмы, обладающей рыночной властью, может проявляться не столько в отношении посредствующего звена товарной цели, сколько на положении индивида, покупающего товар для потребления, так как торговец нередко способен переложить бремя монопольного воздействия на своего покупателя. В свою очередь разрозненность конечных покупателей ведёт к тому, что не всегда нарушения добросовестного поведения фирмы на рынке фиксируются и становятся объектом регулирования государства.

     Для измерения последствий государственного регулирования применяется ряд  методов, например:

- сравнение последствий и условий функционирования регулируемых и нерегулируемых фирм и рынков;

- использование вариаций степени интенсивности регулируемых ограничений на одном и том же рынке или на одной и той же отрасли;

- контролируемые эксперименты: проведение регулирующих мероприятий в небольших масштабах для выяснения воздействия какой – либо меры на поведение фирм

- моделирование поведения фирм и рынков с разными условиями функционирования (например, с использованием компьютеров).

 

     3 Роль и значение монополии  и антимонопольной политики на  современном этапе развития Российской  Федерации.

     3.1 Современные монополии в России.

     Особое  и значительное место в экономике  России занимают естественные монополии. Естественная монополия – это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.

     Три главных естественных монополиста  России:

РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);

ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);

МПС (железнодорожные  перевозки);

Четвертым можно назвать “Ростелеком” (услуги междугородной и международной электрической связи).

Санкт-Петербургские  естественные монополисты: ПТС, Водоканал, Метрополитен и др.

     Сейчас  в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги. Как правило, монопольно высокой ценой компенсируются необоснованные затраты предприятий. Особое место в проблеме демонополизации экономики принадлежит вопросу о реформировании естественных монополий национального значения: РАО “ЕЭС”, Газпром и МПС. Общая концепция реформ – отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.

     Цели  реформирования РАО “ЕЭС”: развитие конкуренции в производстве электроэнергии, создание оптового рынка электроэнергии в тех регионах страны, где это технически возможно и экономически целесообразно, а также совершенствование государственного регулирования и контроля в сфере передачи и распределения электроэнергии.

     Реформа Газпрома заключается в отделении  транспортировки и распределения  газа (монопольных видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных). Помимо этого необходим переход на контрактные цены и отход от принципа формирования цен на основе издержек замыкающего производителя.

     Реформа МПС предполагает три этапа. 1-й  этап: создание грузовых и

пассажирских  компаний. 2-й этап: отработка взаимоотношений  между созданными компаниями, МПС и пользователями услуг. 3-й этап: разделение инфраструктуры на ремонтный и эксплуатационный сегменты.

У каждой из концепций реформ есть как сторонники, так и противники. Но все они сходятся в одном: реформы следует проводить постепенно и они не должны ухудшать положение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

     3.2 Экономика уголовных санкций  за нарушение антимонопольного  законодательства.

     30 октября 2009 г. вступили в силу изменения в ст. 178 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), предусматривающие не только штрафы и дисквалификацию, но и лишение свободы за действия, ограничивающие конкуренцию. Последствия этого могут оказаться весьма серьёзными как для компаний и их руководителей, судов и органов государственной власти, так и для экономики в целом. Новая система санкций существенно повлияет на стимулы экономических агентов, следовательно – и на результаты функционирования компаний и условия конкуренции.

     Принятые  изменения соответствует общей  логике развития антимонопольного законодательства в последние четыре – пять лет. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России прилагает значительные усилия для повышения роли антимонопольного законодательства как инструмента  сохранения условий конкуренции. С  точки зрения общества, эти усилия можно только приветствовать, поскольку  слабая конкуренция – одно из важнейших  препятствий, ограничивающих экономический рост и эффективность использования ресурсов.

     Причин  недостаточного развития конкуренции  много. Конкуренция сдерживается слабыми  стимулами входа на рынок, которые, в свою очередь, объясняются наличием препятствий для предпринимательства  и плохой защитой прав собственности. Вместе с тем основу российской экономики  составляют крупнейшие компании в секторах с большими издержками входа и  высокой концентрацией, в ряде случаев  заинтересованные в ограничении  конкуренции. На уровне отдельных рынков конкуренцию ослабляют не только действия продавцов, но и решение  органов государственной власти и местного самоуправления. Кроме  того, сама структура правил в российском обществе не способствует развитию конкуренции. Об этом свидетельствуют многочисленные международные рейтинги качества предпринимательской  среды в различных странах.

     Лишь  часть этих проблем можно решить с помощью норм антимонопольного законодательства. Не меньшую роль должна играть активная конкурентная политика, нацеленная на снижение барьеров входа на рынок и устранение препятствий  для развития предпринимательства. С учётом объективной ограниченности инструментов антимонопольной политики принципиальное значение имеют их действенность и адекватность применений. Способность законодательных норм влиять на поведение участников рынка зависит в первую очередь от того, какую систему санкций применяют в отношении тех, кто эти нормы не соблюдает.

     Первым  среди экономистов на необходимость  соразмерности санкций указал нобелевский  лауреат Г. Беккер1: если нелегальные действия приносят нарушителю некий выигрыш, то ожидаемая сумма санкций (произведение их размера на вероятность применения) должна быть не меньше этого выигрыша. Только в таком случае можно предотвратить нарушение закона, поскольку оно станет невыгодным для потенциального нарушителя. Вот почему для законодательства, подобно антимонопольному, «размер имеет значение».

     Если  бы этот факт был достигнут, изменения  ст. 178 УК РФ, направленные на активизацию  её применения, можно было бы только приветствовать. Однако результаты изменений  могут оказаться не столь однозначными. Хотя результативность и тем более  эффективность антимонопольной  политики не поддаётся количественной оценке2, существуют индикаторы, позволяющие судить о тенденциях её изменения. Таким образом, рост числа подобных ошибок и потерь, которые несут участники рынка и антимонопольный орган из – за допустимых ошибок, может уменьшить интегральную результативность и снизить эффективность антимонопольной политики.

 

     1 Приложение А

     Число сельскохозяйственных организаций (хозяйств) на 1 июня 2006 г.

  Сельскохозяйственные  организации из них Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели из них Личные  подсобные и другие индивидуальные хозяйства граждан Некомерческие объединения граждан
крупные и средние организации малые предприятия подсобные хозяйства  несельскохозяйственных организаций крестьянские (фермерские) хозяйства индивидуальные  предприниматели
Число организаций (хозяйств), тыс. 59,2 27,8 20,4 11,0 285,1 253,1 32,0 22799,4 80,3
из  них осуществлявшие хозяйственную  деятельность в 2006 г. 40,6 19,6 12,8 8,2 147,5 126,2 21,3 20219,2 74,5
в % от общего числа соответствующей  категории организаций (хозяйств) 68,6 70,6 63,0 74,0 51,7 49,9 66,5 88,7 92,7
 

 

     Приложение  Б

     Поголовье и продуктивность молочного скотоводства в СХО РФ

Показатели 2000 2005 2008 2008 в % к 2000
Среднегодовое поголовье, тыс.: коров 6172 4108 3548 57
Животных  на выращивании и откорме 9466 6538 5557 59
Валовой надой молока, млн. т 14,2 13,5 13,8 98
Приплод и прирост в живой массе, тыс. т 1250 1054 973 78
На  одну среднегодову корову, кг: надой 2298 3274 3901 170
Прирост на выращивании и откорме 180 232 248 138
Среднесуточный  прирост, г 320 397 433 135

Информация о работе Монополии и антимонопольная политика