Монополии и антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции.

Работа содержит 1 файл

Новая курсовая.docx

— 122.66 Кб (Скачать)

     1 Введение

     Актуальность  темы:

     Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции.

     Одной из проблем все с большей очевидностью выступает проблема преодоления общественно ущербных проявлений монополии и ее негативных воздействий на процесс развития эквивалентных, взаимовыгодных производственных отношений между хозяйствующими структурами, между ними и государством, между отечественными и зарубежными субъектами.

     Не  меньшее теоретическое и практическое значение имеет и проблема осмысления сути и причин возникновения монополистических  новообразований в условиях развитых конкурентных взаимоотношений предприятий, организаций, физических и юридических  субъектов хозяйствования, это крайне важно для судьбы рыночных реформ в России, так как доминирующее положение на рынке одной или нескольких монополий не только затрудняет доступ на него других субъектов хозяйствования, но и препятствует развитию подлинно рыночных отношений в целом.

     К числу важнейших экономических  функций современного государства относится разработка и проведение антимонопольной политики. Ещё в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенство рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.

     Цель  курсовой работы:

     Цель  исследования состоит в обосновании  более совершенных методологических подходов, раскрытии сущности монополий, их особенностей в российской экономике  и разработке адекватных направлений  совершенствования антимонопольного регулирования в современной  России.

     Для достижения поставленной цели в работе, ставятся следующие задачи:

- обобщить существующие методологические подходы к исследованию монополии, основанные на различных экономических теориях;

- обосновать  более эффективный методологический  подход к исследованию современных  монополий; 

- уточнить  сущность и содержание монополии  как экономической категории,  а также взаимосвязи конкуренции  и монополии;  

     2 Монополия, ее классификация и  антимонопольная политика.

     2.1 Понятие, сущность монополии в  условиях рынка.

     Под монополией принято понимать рыночную структуру, отвечающую следующим условиям:

- выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним продавцом этого товара, который называется монополистом. Иными словами, фирма-монополист является единственным производителем товара и олицетворяет собой всю отрасль;

- производимый монополией товар является особым в своем роде и не имеет близких, родственных заменителей. Соответственно спрос на товар при изменении цен на товары иных отраслей меняется незначительно, а поэтому перекрестная эластичность спроса монополизированного товара и продуктов иных отраслей экономики очень низкая;

- монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм.

     Данные  условия означают, что фирма-монополист в состоянии самостоятельно в  определенных пределах менять цену реализуемого товара в любом направлении (в  отличие от совершенной конкуренции, при которой отдельные фирмы  не могут воздействовать на цену производимого  ими товара). Поскольку фирма-монополист выступает как отрасль, кривая спроса на весь объем производимого товара, то есть рыночная (отраслевая) кривая спроса, является и кривой спроса монополии. Это означает, что фирма-монополист обязана понижать цену производимого  товара, чтобы продать дополнительную единицу своей продукции. Отсюда следует, что в отличие от совершенной  конкуренции, при которой предельная выручка также равняется цене, в условиях монополии предельная выручка МR всегда меньше средней  выручки АR, то есть всегда меньше цены товара, и кривая предельной выручки  МR всегда лежит ниже кривой АR, т.е. ниже кривой спроса.

     Равновесие  в краткосрочном периоде. Согласно универсальному правилу 2, действуя в  любой рыночной структуре, фирма  производит такое количество товара q, при котором МR = МС. Фирма-монополист также будет стремиться выполнить  данное условие; цена товара при этом будет определяться спросом на товар  фирмы-монополиста (кривой спроса). Раскрыть зависимость цены товара, производимого  монополистом, от объемов выпуска  проще, используя рисунок 1.1. 

   Р            Прибыль    MC

   Ра

   Ре                                          ATC 
 

                                             D

              qa     qe           MR             Q

а)

   Р            Убытки            MC

                                                АТС2

                                               

   Ре                                            АТС1 

                                        D    

                     qe            MR            Q

   б)

Рисунок 1.1 - Максимизация прибыли фирмой-монополистом

     Как видно из рисунка, фирма производит такой объем товара qе, при котором МR = МС. Цена Ре при этом определяется соответствующей точкой Е1 на кривой спроса D. Если цена Р0 превосходит средние суммарные издержки, то есть находится выше кривой АТС (рисунок а), то фирма получает прибыль, равную заштрихованному прямоугольнику.

     В том случае, если средние суммарные  издержки при выпуске объема товаров  qе равны цене (кривая АТС1 на рисунке б), то фирма полностью покрывает издержки упущенных возможностей и имеет нулевую прибыль.

     Когда же суммарные издержки на единицу  продукции превосходят цену (кривая АТС2 на рисунке б), фирма-монополист несет убытки (заштрихованная область).

     Поскольку у фирмы-монополиста кривая МR лежит всегда ниже кривой спроса, то в отличие от совершенной конкуренции, где условием максимизации прибыли служит равенство Р = МС, при монополии универсальное правило 2 (МС = МR) выполняется в том случае, когда предельные издержки меньше цены товара (МС < Р) и точка пересечения кривых МС и МR находится ниже кривой D.

     Обычно  существуют типичные заблуждения в  отношении принципов деятельности монополии. Во-первых, бытует мнение, что  фирма-монополист может установить любую цену на монопольно продаваемый  ею товар. Однако цена производимого монополистом товара зависит от спроса на этот товар и при заданных значениях qе (когда МС = МR) имеет вполне конкретную (Ре на рисунке 1.1) величину. Во-вторых, считается, что монополист реализует с максимальной прибылью каждую единицу товара. Но внимательное изучение рисунка 1.1а показывает, что, выпуская qa единиц товара (суммарные издержки на единицу продукции минимальны), фирма имела бы более высокую прибыль на единицу продукции, чем в точке qе (цена Pa выше Ре, а средние суммарные издержки ниже).

     Следовательно, монополист максимизирует суммарную  прибыль, увеличивая выпуск до qе: теряя в «удельной» прибыли (на единицу продукции), он за счет расширения объемов производства повышает суммарную прибыль. Наконец, в-третьих, с точки зрения обывателя монополист обязательно имеет прибыль. Однако очевидно, что успехи монополиста всецело зависят от объективной рыночной ситуации: изменение спроса, рост издержек в связи с увеличением цен ресурсов могут привести к ситуации, отраженной на рисунке 1.1б, когда монополист несет убытки. Следовательно, монополизация отрасли вовсе не означает, что монополист будет иметь прибыль.

     Если  фирма является монополистом, то она  олицетворяет собой отрасль, и условия  максимизации прибыли для отдельной  фирмы-монополиста применимы и для всей отрасли. Прибыль, получаемая фирмой-монополистом, будет привлекать в отрасль иные фирмы. Поэтому монополист обеспечит равновесие в долгосрочном периоде только в том случае, если он сможет удержать контролируемую им отрасль от проникновения в нее иных фирм. Препятствия, которые выдвигает монополист на пути проникновения в отрасль иных фирм, называются входными барьерами.

     Барьеры подразделяются на естественные и искусственные. Естественные возникают тогда, когда какой-то фирме или группе фирм удается добиться низких средних издержек в долгосрочном периоде, что дает возможность вытеснить остальные фирмы из отрасли. Естественные барьеры также создаются, когда условия спроса на товар отрасли позволяют удержаться в отрасли только одной фирме. Наконец, естественным является барьер, связанный со сложностью вхождения в отрасль: монополизированные отрасли, как правило, имеют значительный объем выпуска продукции, поэтому новой фирме для входа в отрасль необходимо осуществить больше инвестиций, подготовить квалифицированные кадры, создать систему сбыта продукции и т.п. Это зачастую приводит к серьезным затратам, что останавливает потенциальных производителей данного товара входить в отрасль.

     Искусственно  создаваемые барьеры могут возникнуть чисто институциональным путем, например, вследствие действий правительства. В частности, гарантирование патентных  прав на изобретение, предоставление особых привилегий (обычно разного рода лицензий), обеспечение секретности отдельных  разработок, контроль за расходованием  важных стратегических сырьевых ресурсов могут обеспечить отдельным фирмам возможность монополизации отрасли. Другая природа искусственных барьеров - это нечестные целенаправленные действия самих фирм-монополистов: угроза силой потенциальным конкурентам, давление на владельцев ресурсов и  т.п.

     В связи с тем, что монополист обязательно  сокращает объемы производства ниже потенциально возможных ради получения  монопольной прибыли, в условиях данной рыночной структуры экономические  ресурсы используются неэффективно. Поэтому во многих странах, в том  числе и в России, принимаются  антимонопольные законодательства.

     2.2 Виды монополии, их характеристика.

     2.2.1 Абсолютная монополия.

     Абсолютная, или чистая, монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

     Характерные черты:

- Единственный  продавец. Чистый, или абсолютный, монополист  есть отрасль, состоящая из  одной фирмы. Одна фирма является  единственным производителем данного  продукта или единственным поставщиком  услуги.

- Нет  близких заменителей. Из первого  признака следует, что продукт  монополии уникален в том смысле, что не существует хороших  или близких заменителей. С  точки зрения покупателя, это  означает, что нет приемлемых  альтернатив. Покупатель должен  покупать продукт или обходиться  без него.

     Если  оценивать абсолютную монополию  с точки зрения общества в целом, можно сказать, что основой для  такой оценки станет уровень эффективности, достигаемый на рынке совершенной  конкуренции в долгосрочном периоде. Его можно охарактеризовать тройным  равенством: P = MC = min ATC.

     Рисунок 1.2 позволяет графически представить  цены, объёмы выпускаемой продукции  и сравнительную эффективность  чистой монополии и совершенно конкурентной отрасли. Начать анализ рисунка 1.2а  следует с напоминания о том, что кривая предложения совершенно конкурентной отрасли S получается путём суммирования по горизонтали кривых предельных издержек всех фирм отрасли. Предположим, таких фирм 1000. Сравнивая суммарную кривую предложения S с рыночным спросом D, мы получим совершенно конкурентную цену и объём выпуска – Pc и Qc.

     

       

    а)                                                                                         б)

     Рисунок 1.2 – неэффективность абсолютной монополии в сравнении с совершенно конкурентной отраслью. а) Совершенно конкурентная отрасль. б) Абсолютная монополия.

Информация о работе Монополии и антимонопольная политика