Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:52, курсовая работа
Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции.
При изучении олигополии исследователи сталкиваются со сложными, трудно решаемыми в рамках современной экономической науки проблемами. Это объясняется неоднозначностью, неопределенностью многих характеристик олигополии.
Обычно олигополию образует небольшое количество фирм, однако для разных отраслей производства число фирм в отрасли может различаться. Например, в автомобильной промышленности США доминируют три фирмы – «Форд», «Дженерал моторс» и «Крайслер», в то же время 10-15 заправочных станций могут поделить рынок в среднем городе.
Как известно, фирмы, действующие при совершенной конкуренции и монополии, выпускают однородный (гомогенный) продукт, при монополистической конкуренции – дифференцированный продукт. Фирмы-олигополисты могут производить и гомогенный, и дифференцированный продукт. Так, олигополии, функционирующие в сталелитейной и цементной промышленности США, выпускают однородный товар, а автомобильные гиганты - дифференцированный. Олигополии могут быть «жесткими», когда фирмы-олигополисты контролируют практически весь рынок товара, а бывают и «мягкими», когда на их долю приходится порядка 70-80 % выпуска отрасли. Главная же сложность в исследовании состоит в том, что фирма-олигополист, располагая возможностью менять цены своего товара («падающая» кривая спроса отражает наличие монопольной власти), обязана при этом учитывать реакцию других фирм-конкурентов. Следовательно, для определения объемов выпуска товара и установления его цены фирма-олигополист, помимо сведений о спросе на товар и об издержках производства, обязана учитывать и не поддающийся детерминированию дополнительный фактор - ответную реакцию конкурентов. Невозможность однозначно предсказать ответ соперничающих фирм делает пока недостижимым теоретическое определение величин Q и Р, при которых фирма-олигополист максимизирует прибыль.
В этой связи многие экономисты пытаются найти общие принципы деятельности фирм-олигополистов. В частности, анализируя реальную действительность, исследователи выделяют две общие характеристики ценообразования в условиях олигополии: во-первых, цены при олигополии отличаются меньшей чувствительностью, более «жесткие», не так быстро и значительно меняются, как при других рыночных структурах; во-вторых, если цены все же меняются, то чаще фирмы делают это одновременно.
При
олигополии цены не меняются непрерывно
с ростом или снижением спроса
на товар и его предложения, как
это наблюдается при
Проведенные
западными экономистами исследования
деятельности фирмы-олигополиста показывают,
что ее кривые издержек в краткосрочном
периоде имеют значительный горизонтальный
участок (кривая АVС на рисунке 1.5).
AVC2
AVC1 AVC1
MC
Q
Рисунок 1.5 - кривые АVС и МС фирмы-олигополиста
Кривая средних переменных издержек АVС олигополиста имеет горизонтальный участок. На промежутке Qа - Qc значения АVС и МС совпадают. Кривая АVС2 построена для случая «неделимых» капитальных ресурсов.
Первым
теоретическое обоснование
Как видно из рисунка 1.5, используя «неделимые» капитальные ресурсы (которые нельзя разбить на самостоятельно функционирующие участки), олигополист в состоянии уменьшить средние переменные издержки ниже величины АVС1 (минимум кривой АVС2 находится под своим горизонтальным участком кривой АVС1), то есть для какого-то объема производства фирма может получить прибыль выше, чем при выпуске продукции с неизменными АVС. Тем не менее, олигополист предпочитает иметь постоянные средние переменные издержки для каких-то объемов производства, чтобы с большей выгодой действовать в условиях циклических и сезонных изменений спроса.
Для
понимания деятельности фирмы-олигополиста
в краткосрочном периоде
Определив
нормальную кривую спроса DN, фирма
в состоянии вычислить изменения предельной
выручки (кривая МRN на рис.1.6 а). Согласно
универсальному правилу 2 прибыль максимизируется
при выпуске объема QN, когда МС =
МR. Точка N на кривой спроса позволит найти
«нормальную» цену РN. Как видно
из рисунка 1.6 б, при снижении спроса на
свою продукцию до D1 фирма-олигополист
уменьшит объемы производства до Q1;
расширение спроса до D2 позволит
фирме увеличить продажи до Q2. При
подобных изменениях спроса цена товара
Р останется той же.
N PN
E MC QN a) |
PN Q1 QN Q2 б) |
Рисунок 1.6 – установление цены товара и объёмов его выпуска фирмой – олигополистом. а) Краткосрочный период. б) Долгосрочный период.
Учитывая
опыт деятельности за прошедшее время,
фирма эмпирически прогнозирует
возможный спрос на свою продукцию
в наступающем периоде и
В
течение многих лет экономисты пытаются
теоретически обосновать «жесткость»
цен и их практически одновременное
изменение фирмами-
Обобщая,
можно отметить, что в олигополистической
отрасли всегда взаимодействуют
две взаимоисключающие
- Тенденция к совместным действиям выше в отрасли, в которой фирмы выпускают однородный товар, чем в отраслях, производящих дифференцированный товар.
- Тенденция к совместным действиям выше в отраслях с небольшим количеством фирм, чем в отраслях с относительно большим количеством фирм.
- В отрасли, переживающей период экономического подъема, тенденция к совместным действиям фирм выше, чем в отрасли, где наблюдается сокращение производства.
- Если в отрасли имеется одна лидирующая фирма, то тенденция к совместным действиям в ней выше, чем в отрасли, где имеется несколько одинаковых фирм. В этом случае ведущая фирма играет роль «лидера»: она устанавливает цену товара, а остальные фирмы отрасли молчаливо следуют за ней, поскольку понимают, что «лидер» продает товар по цене, обеспечивающей максимальную прибыль. Попытки же «обойти» фирму-лидера за счет изменения цен могут привести к потерям из-за ответной реакции «лидера».
- Чем меньше фирм отрасли применяют неценовые методы конкуренции, тем выше тенденция к совместным действиям фирм.
- Тенденция к совместным действиям выше в тех отраслях, где выше барьеры на пути вхождения новых фирм в отрасль.
Итак, олигополии составляют значительную часть рыночных структур современной экономики развитых стран. В этой связи дальнейшая разработка теории олигополии является важным направлением экономической науки.
2.3 Понятие и роль антимонопольной политики в национальной политики государства.
Важнейшим
средством регулирования
Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержки государством баланса между конкуренцией и монополией.
Начало антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде, что явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике.Первые антимонопольные законы США (закон Шермана, закон Клейтона и др.) представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание мелких.
Современное
антимонопольное
Незаконным признается любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма устанавливает чрезвычайно низкие цены с тем, чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.
Среди
целей государственной
- обеспечение эффективности производства и распределения ресурсов в экономике;
- предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения экономических агентов –т. е. таких ситуаций, которые рассматриваются как нарушающее общественное благосостояние;
- помощь одним группам экономических агентов за счёт других (например, содействие малым фирмам в их конкуренции с крупными, независимо от их эффективности, или фирмам одних отраслей по сравнению с другими сферами деятельности).
Хотя
каждая цель является важной с точки
зрения экономики в целом, отдельные
страны уделяют разное значение целям
в своих антимонопольных