Монополии и антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции.

Работа содержит 1 файл

Новая курсовая.docx

— 122.66 Кб (Скачать)

     При изучении олигополии исследователи сталкиваются со сложными, трудно решаемыми в рамках современной экономической науки проблемами. Это объясняется неоднозначностью, неопределенностью многих характеристик олигополии.

     Обычно  олигополию образует небольшое количество фирм, однако для разных отраслей производства число фирм в отрасли может  различаться. Например, в автомобильной  промышленности США доминируют три  фирмы – «Форд», «Дженерал моторс»  и «Крайслер», в то же время 10-15 заправочных  станций могут поделить рынок  в среднем городе.

     Как известно, фирмы, действующие при совершенной конкуренции и монополии, выпускают однородный (гомогенный) продукт, при монополистической конкуренции – дифференцированный продукт. Фирмы-олигополисты могут производить и гомогенный, и дифференцированный продукт. Так, олигополии, функционирующие в сталелитейной и цементной промышленности США, выпускают однородный товар, а автомобильные гиганты - дифференцированный. Олигополии могут быть «жесткими», когда фирмы-олигополисты контролируют практически весь рынок товара, а бывают и «мягкими», когда на их долю приходится порядка 70-80 % выпуска отрасли. Главная же сложность в исследовании состоит в том, что фирма-олигополист, располагая возможностью менять цены своего товара («падающая» кривая спроса отражает наличие монопольной власти), обязана при этом учитывать реакцию других фирм-конкурентов. Следовательно, для определения объемов выпуска товара и установления его цены фирма-олигополист, помимо сведений о спросе на товар и об издержках производства, обязана учитывать и не поддающийся детерминированию дополнительный фактор - ответную реакцию конкурентов. Невозможность однозначно предсказать ответ соперничающих фирм делает пока недостижимым теоретическое определение величин Q и Р, при которых фирма-олигополист максимизирует прибыль.

     В этой связи многие экономисты пытаются найти общие принципы деятельности фирм-олигополистов. В частности, анализируя реальную действительность, исследователи  выделяют две общие характеристики ценообразования в условиях олигополии: во-первых, цены при олигополии отличаются меньшей чувствительностью, более  «жесткие», не так быстро и значительно  меняются, как при других рыночных структурах; во-вторых, если цены все  же меняются, то чаще фирмы делают это одновременно.

     При олигополии цены не меняются непрерывно с ростом или снижением спроса на товар и его предложения, как  это наблюдается при совершенной  конкуренции, они отличаются «жесткостью». Конечно, в ответ на резкое удорожание используемых ресурсов или значительное увеличение спроса на товар фирма-олигополист  повысит цену товара. Но обычно она  делает это дискретно, время от времени  и сразу на значительную величину. Неизменность, «жесткость» цен наблюдается  в основном при циклических и  сезонных изменениях спроса на товар. Вероятность подобных циклов и их воздействие на объемы продаж хорошо известны олигополистам. Как показывает практика, в краткосрочном периоде  фирмы-олигополисты, столкнувшись с  циклическим или сезонным изменением спроса, предпочитают удерживать цену товара постоянно, варьируя при этом объемы производства. Экономисты видят  две причины подобного поведения: во-первых, фирмы-олигополисты имеют  в краткосрочном периоде специфические  кривые издержек; во-вторых, для них  изменение цен увеличивает издержки.

     Проведенные западными экономистами исследования деятельности фирмы-олигополиста показывают, что ее кривые издержек в краткосрочном  периоде имеют значительный горизонтальный участок (кривая АVС на рисунке 1.5). 

      AVC2

                                                               MC

           AVC1        AVC1 

                           MC 
 

                                    Qa       Qc

                                      Q 

Рисунок 1.5 - кривые АVС и МС фирмы-олигополиста

     Кривая  средних переменных издержек АVС олигополиста имеет горизонтальный участок. На промежутке Qа - Qc значения АVС и МС совпадают. Кривая АVС2 построена для случая «неделимых» капитальных ресурсов.

     Первым  теоретическое обоснование горизонтального  участка кривых издержек фирмы-олигополиста сделал Дж. Стиглер, лауреат Нобелевской  премии по экономике за 1982 г. Как он показал, данный вид кривой АVС объясняется тем, что фирма-олигополист заранее готовится к возможным колебаниям спроса и соответствующим образом распределяет капитальное оборудование. В обычном, «классическом» краткосрочном периоде фирма оставляет неизменным объем капитальных ресурсов, варьируя переменные факторы производства. Тогда средние переменные издержки по мере введения дополнительных единиц переменных ресурсов сначала снижаются, а затем, в соответствии с законом уменьшающейся отдачи ресурсов, будут непременно возрастать; кривая средних переменных издержек, поэтому имеет характерное U-образное очертание (кривая АVС2 на рисунке 1.5). Олигополист же таким образом распределяет капитальное оборудование, чтобы его можно было разделить на самостоятельно функционирующие участки, способные выпускать конечную продукцию.

     Как видно из рисунка 1.5, используя «неделимые» капитальные ресурсы (которые нельзя разбить на самостоятельно функционирующие участки), олигополист в состоянии уменьшить средние переменные издержки ниже величины АVС1 (минимум кривой АVС2 находится под своим горизонтальным участком кривой АVС1), то есть для какого-то объема производства фирма может получить прибыль выше, чем при выпуске продукции с неизменными АVС. Тем не менее, олигополист предпочитает иметь постоянные средние переменные издержки для каких-то объемов производства, чтобы с большей выгодой действовать в условиях циклических и сезонных изменений спроса.

     Для понимания деятельности фирмы-олигополиста в краткосрочном периоде обратимся  к рисунку 1.6.

     Определив нормальную кривую спроса DN, фирма в состоянии вычислить изменения предельной выручки (кривая МRN на рис.1.6 а). Согласно универсальному правилу 2 прибыль максимизируется при выпуске объема QN, когда МС = МR. Точка N на кривой спроса позволит найти «нормальную» цену РN. Как видно из рисунка 1.6 б, при снижении спроса на свою продукцию до D1 фирма-олигополист уменьшит объемы производства до Q1; расширение спроса до D2 позволит фирме увеличить продажи до Q2. При подобных изменениях спроса цена товара Р останется той же. 
 
 

                       N

   PN                  

                                                 AVC

                         E           MC 

                                                  DN

                                 MRN

                         QN

                                                          

                                                       Q 

a)

 
 
 
          PN

           
 

                                      D1     DN    D2 

                         Q1      QN      Q2

                                                          

                                                      Q

б)

Рисунок 1.6 – установление цены товара и объёмов его выпуска фирмой – олигополистом. а) Краткосрочный период. б) Долгосрочный период.

     Учитывая  опыт деятельности за прошедшее время, фирма эмпирически прогнозирует возможный спрос на свою продукцию  в наступающем периоде и определяет на этой основе будущую кривую спроса – «нормальную кривую спроса»  DN. Поскольку на горизонтальном участке кривой средних переменных издержек величины АVС и МС совпадают, то для фирмы не представляет труда найти «нормальный» объем выпуска QN (по точке Е пересечения кривых МС и МRN) и «нормальную» цену РN. В пределах Q1 – Q2, где значения МС и АVС не меняются, фирма предпочтет реагировать на флюктуации спроса путем изменения объемов производства, а не «нормальной» цены РN. Отметим, что, как и фирмы при совершенной конкуренции, фирмы-олигополисты получают от рынка сигналы о состоянии экономики. Однако если для фирм в условиях совершенной конкуренции такими сигналами служат изменения цен товара, то для олигополиста - перемены в объемах производства.

     В течение многих лет экономисты пытаются теоретически обосновать «жесткость»  цен и их практически одновременное  изменение фирмами-олигополистами в долгосрочном периоде. Главная  сложность на этом пути, как уже  отмечалось, состоит в необходимости  для каждой фирмы учитывать непредсказуемую  и труднопрогнозируемую реакцию  на ее действия фирм-конкурентов.

     Обобщая, можно отметить, что в олигополистической отрасли всегда взаимодействуют  две взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, фирмы заинтересованы в проведении совместных действий и  достижении договоренности о разделе  рынка, поскольку это сулит монопольную  прибыль. С другой стороны, эгоистическое  стремление каждой фирмы к сверхприбыли за счет своих конкурентов отталкивает их друг от друга, взаимная подозрительность затрудняет проведение совместной ценовой политики. Это дало основание американскому экономисту В. Феллнеру эмпирически обосновать критерии возможности совместных действий фирм-олигополистов с целью получения максимальной прибыли. С его точки зрения, относительная величина стремления фирм к объединению или разъединению меняется в каждой отрасли приблизительно одинаково в зависимости от особенностей фирм, отраслей и выпускаемого продукта. Приведем отдельные критерии, выведенные В. Феллнером:

- Тенденция к совместным действиям выше в отрасли, в которой фирмы выпускают однородный товар, чем в отраслях, производящих дифференцированный товар.

- Тенденция к совместным действиям выше в отраслях с небольшим количеством фирм, чем в отраслях с относительно большим количеством фирм.

- В отрасли, переживающей период экономического подъема, тенденция к совместным действиям фирм выше, чем в отрасли, где наблюдается сокращение производства.

- Если в отрасли имеется одна лидирующая фирма, то тенденция к совместным действиям в ней выше, чем в отрасли, где имеется несколько одинаковых фирм. В этом случае ведущая фирма играет роль «лидера»: она устанавливает цену товара, а остальные фирмы отрасли молчаливо следуют за ней, поскольку понимают, что «лидер» продает товар по цене, обеспечивающей максимальную прибыль. Попытки же «обойти» фирму-лидера за счет изменения цен могут привести к потерям из-за ответной реакции «лидера».

- Чем меньше фирм отрасли применяют неценовые методы конкуренции, тем выше тенденция к совместным действиям фирм.

- Тенденция к совместным действиям выше в тех отраслях, где выше барьеры на пути вхождения новых фирм в отрасль.

     Итак, олигополии составляют значительную часть  рыночных структур современной экономики  развитых стран. В этой связи дальнейшая разработка теории олигополии является важным направлением экономической  науки.

     2.3 Понятие и роль антимонопольной политики в национальной политики государства.

     Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное  законодательство.

     Антимонопольное законодательство представляет собой  пакет законов, который выступает  как средство поддержки государством баланса между конкуренцией и  монополией.

     Начало  антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде, что  явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике.Первые антимонопольные законы США (закон  Шермана, закон Клейтона и др.) представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание мелких.

     Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления:

    1. контроль за ценами;
    2. контроль за слиянием компаний.

     Незаконным  признается любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма устанавливает чрезвычайно низкие цены с тем, чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

     Среди целей государственной антимонопольной  политики можно выделить такие, как:

- обеспечение эффективности производства и распределения ресурсов в экономике;

- предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения экономических агентов –т. е. таких ситуаций, которые рассматриваются как нарушающее общественное благосостояние;

- помощь одним группам экономических агентов за счёт других (например, содействие малым фирмам в их конкуренции с крупными, независимо от их эффективности, или фирмам одних отраслей по сравнению с другими сферами деятельности).

     Хотя  каждая цель является важной с точки  зрения экономики в целом, отдельные  страны уделяют разное значение целям  в своих антимонопольных законодательствах, что отражает те или иные предпочтения стран в стимулировании конкуренции. Всё же большинство стран стоит  на позиции препятствования определённой деятельности фирм, которая рассматривается  как незаконная.

Информация о работе Монополии и антимонопольная политика