Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:52, курсовая работа
Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции.
При такой комбинации цены и объём продукции достигается как производственная эффективность, так и эффективность распределения ресурсов. Производственная эффективность возникает благодаря тому, что свободный вход и выход с рынка вынуждает фирмы выпускать такой объём продукции, при котором средние общие издержки (ATC) будут минимальны. Сумма объёмом выпуска продукции 1000 конкурирующих фирм, при которых они достигают минимума ATC, как раз и будет совокупным выпуском отрасли, в данном случае это Qc. Цена продукта также находится на самом низком уровне, соответствующих минимуму средних общих издержек. Эффективность распределения ресурсов в условиях совершенной конкуренции достигается благодаря тому, что выпуск продукции наращивается до того момента, когда цена продукта (мера его ценности или, другими словами, предельной полезности для общества) становится равной предельным издержкам производства очередной единицы (альтернативной стоимости товаров, от производства которых общество отказывается, принимая решение производить какой – либо товар). Если выразить эту идею более кратко, P = MC = min ATC.
Представим себе следующую ситуацию: в результате поглощения одной из фирм всех своих конкурентов данная отрасль становится чистой монополией (рисунок 1.2б). Предположим эти кардинальные перемены в структуре отрасли не повлекли за собой изменение издержек и спроса на её продукцию. То, что раньше представляло собой 1000 независимых конкурентов, теперь превратилось в 1000 отделений одной фирмы, не конкурирующих друг с другом.
Кривая
предложения конкурентного
Это означает, что предельный доход (MR) всегда будет меньше цены продажи; на графике это отражается следующим образом: кривая MR лежит ниже кривой спроса D. Пользуясь правилом MR = MC, монополист принимает решение об объёме выпуска Qm и цены продукции Pm. При сравнении двух графиков на рисунке 1.2 выясняется, что монополист будет производить меньше продукции и продавать её по более высокой цене, чем множество самостоятельных конкурирующих друг с другом фирм. Другими словами монополия не достигает ни производственной эффективности, ни эффективности распределения. Объём выпуска монополиста меньше Qc, при котором достигается минимум средних общих издержек. Цена монополиста выше конкурентной цены Pc, в долгосрочном периоде равной равновесным минимальным общим средним издержкам. Таким образом, монопольная цена превышает минимальные средние общие издержки. Также следует отметить, что при объёме выпуска монополиста Qm цена производимого им продукта значительно выше предельных издержек. Это означает, что для общества дополнительные единицы продукции монополиста ценятся выше, чем альтернативные продукты, созданные с помощью тех же ресурсов. Следовательно, объём выпуска, при котором монополист максимизирует прибыль, не обеспечивает эффективного распределения ресурсов. Для монополиста выгодно ограничивать производство товаров и использовать меньше ресурсов, чем это было бы оправдано с точки зрения общества. Отсюда следует, что при монополии эффективного распределения нет.
Следовательно, в условиях монополии P > MC и P > min ATC.
2.2.2 Монополистическая конкуренция.
Монополистическая
конкуренция – это такая
В реальной рыночной структуре соотношение черт, присущих монополии и совершенной конкуренции, можно оценить, исследуя две характеристики: а) кривую спроса отдельной фирмы и б) возможность входа иных фирм в отрасль. Кривая спроса фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, не горизонтальна, как при совершенной конкуренции, но и не понижается так резко, как в случае монополии. Иными словами, спрос на продукцию фирмы не абсолютно эластичен, но более эластичен, чем у фирмы-монополиста. Это объясняется рядом особенностей монополистической конкуренции:
- Количество фирм в отрасли. Для монополистической конкуренции характерно присутствие в отрасли довольно значительного количества небольших по объему фирм, выпускающих однотипные, но не одни и те же товары. В отличие от совершенной конкуренции, при которой количество фирм-производителей исчисляется сотнями и тысячами, в отрасли с монополистической конкуренцией действуют несколько десятков фирм. Во-первых, отдельная фирма производит лишь небольшую часть суммарного выпуска отрасли, поэтому обладает ограниченными возможностями влиять на рыночную цену товара. Во-вторых, исключается возможность сговора фирм и картелизации отрасли. В-третьих, каждая фирма практически независима в своих решениях и не учитывает возможной реакции других конкурирующих фирм.
- Дифференциация товара. При монополистической конкуренции фирмы отрасли имеют определенную возможность выпускать товар, не схожий с производимым конкурентами. Например, все кондитерские фабрики выпекают печенье, но продукция одной фирмы отличается от других по ингредиентам, вкусу, упаковке, названию. Подобное различие называется дифференциацией товара. Под дифференцированным продуктом понимается такой, качественные характеристики которого отличаются от производимого конкурентом. Дифференцированный продукт может включать группу каких-либо товаров, достаточно схожих, чтобы называться одним товаром (печеньем), но и столь отличных друг от друга («Юбилейное», «Курабье», «Овсяное» и др.), чтобы производитель каждого из них имел некоторую возможность влиять на цену своего товара. В условиях дифференциации товара отдельная фирма отрасли обладает ограниченной монопольной властью над собственным товаром, то есть может повышать цену товара, даже если остальные фирмы отрасли не делают этого, без риска потерять рынок сбыта.
- Неценовая конкуренция. При монополистической конкуренции отдельные фирмы отрасли используют в конкурентной борьбе такие неценовые факторы, как реклама, изменение качественных характеристик товара и условий продажи продукции. Это становится возможным вследствие специфики данной рыночной структуры: поскольку фирмы отрасли производят дифференцированный продукт, товар каждой отдельной фирмы оказывается восприимчивым к неценовым факторам.
- Свобода входа в отрасль и выхода из нее. В условиях монополистической конкуренции вход фирм в отрасль относительно свободный, поскольку фирмы невелики по размеру и возможность снижения издержек за счет положительного эффекта масштаба у них небольшая. Однако в отличие от совершенной конкуренции, при которой наблюдается абсолютная свобода входа в отрасль, при монополистической конкуренции дополнительные расходы, связанные с необходимостью выделить свой товар (например, за счет рекламы), могут стать барьером для входа новой фирмы в отрасль.
Все изложенное позволяет выделить три основные черты, присущие монополистической конкуренции:
- В отрасли присутствует достаточное число фирм, каждая из которых конкурирует со значительным количеством соперничающих фирм и поэтому не учитывает их возможной реакции на изменение цены своего товара.
- Фирмы отрасли производят дифференцированный товар, поэтому каждая из них имеет возможность в определенных пределах менять цену продаваемого товара и кривая спроса отдельной фирмы имеет «падающий» характер. Это «монополистическая» часть модели. Однако кривая спроса данной фирмы довольно эластичная, поскольку товары, реализуемые другими фирмами, являются близкими заменителями товара, производимого этой фирмой. «Падающий» характер кривой спроса предполагает возможность получения фирмами монопольной прибыли в краткосрочном периоде.
- Существует довольно свободный вход иных фирм в отрасль и выход из нее. Это должно приводить к тому, что в долгосрочном периоде каждая фирма отрасли не имеет экономической прибыли.
Для начала, предположим, что каждая фирма отрасли производит какую-то определенную модификацию товара и тратит неизменную сумму на то, чтобы выделить свой товар из массы родственных товаров других фирм. Обратимся к рисунку 1.3
Р Убытки
Р
АТС2
D Е Прибыль D
Q
Q
Рисунок 1.3. - Определение цены товара и объёма выпуска в краткосрочный период
Как известно, кривая спроса отдельной фирмы не является абсолютно эластичной; чтобы увеличить объемы выпуска фирма должна снижать цену товара, поэтому кривая предельной выручки МR лежит ниже кривой D. Согласно универсальному правилу 2 фирма максимизирует прибыль, производя такой объем продукции, при котором МR = МС (точка Е на рисунке 1.4). В зависимости от величины Q и спроса на продукцию фирма установит цену товара Р, соответствующую точке А на кривой D. Будет ли при этом фирма получать прибыль или нести убытки зависит от средних издержек на единицу продукции.
Если
какая-то фирма отрасли, например, фирма
«Бета», начинает получать экономическую
прибыль в краткосрочном
Приведенные
на рисунке 1.4 кривые D, АТС1, МС
совпадают с соответствующими кривыми
на рисунке (Определение цены товара и
объема выпуска краткосрочном периоде),
когда первоначально фирма имела экономическую
прибыль. Это вызвало вхождение новых
фирм в отрасль. Спрос на продукцию фирмы
понизился, кривая D сместилась влево и
стала более эластичной. Равновесие наступит,
когда кривые Dа и АТС1 будут
соприкасаться в точке А.
P D
MC
P A
Q Q
Рисунок
1.4 - равновесие фирмы в долгосрочном
периоде
В долгосрочном периоде вхождение фирм в отрасль будет продолжаться до тех пор, пока экономическая прибыль каждой из них не станет равной нулю.
Если фирмы отрасли несут убытки, из отрасли начнется отток капиталов. Выход фирм закончится, когда оставшиеся фирмы будут получать нулевую прибыль, что и отражено на рисунке 1.4.
Достижение
равновесия в долгосрочном периоде,
когда экономическая прибыль
фирмы равняется нулю, не может
надолго удовлетворить
1)
изменять или улучшать
2)
рекламировать свой товар и
приспосабливать уже запросы
покупателей к имеющимся
2.2.2 Олигополия.
Олигополию
характеризуют следующие
- в отрасли находится несколько соперничающих фирм, так что ее нельзя отнести к чистой монополии;
- кривая спроса каждой фирмы имеет «падающий» характер, поэтому отрасль не может считаться совершенно конкурентной;
- в отрасли находится хотя бы одна крупная фирма, которая считает, что ее действия не останутся без ответной реакции со стороны конкурентов, следовательно, эта рыночная структура отличается от монополистической конкуренции.