Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:46, реферат
На рубеже третьего тысячелетия каждая страна примеривается к своим возможностям и перспективам, модернизируя общество и культуру. К сожалению, о России этого не скажешь. Она пребывает в мистическом ожидании чуда, в надежде на золотую рыбку, которая попадется в рваные сети. Когда в печати с возмущением пишут о превращении западными странами России в источник сырья, вывоза "мозгов" и финансов, то не хотят понять простой вещи - никто в мире не стремится к усилению своих естественных конкурентов.
Введение……………………………………………………………………….3-4
Региональная парадигма……………………………………………………...5-6
Экономический суверенитет: потенциальные угрозы……………………...7-10
Экономический потенциал Татарстана……………………………………...11-14
Стратегия поэтапного вхождения в мировой рынок………………………..15-23
Заключение…………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………25
Реализация вышеназванных, прямо надо признать, амбициозных программ, возможна лишь при выполнении ряда жестких организационных требований. Прежде всего государству необходимо определиться с группой предприятий, которые оно будет поддерживать в силу их перспективности с точки зрения долгосрочных интересов и теми, которые окажутся закрытыми или же отданными в частные руки. Основным критерием принятия решений в экономической политике должна стать оценка конкурентоспособности предприятий, причем на реальных, а не мифических рынках.
Первую группу составят предприятия, ориентированные на мировой рынок. Сюда относятся предприятия, связанные с автомобиле-, авиа- и судостроением. Ориентированность их не на массовый рынок, перегруженность технологически сложной продукцией предопределяет необходимость продвижения этой продукции с участием государства.
Вторую группу составят предприятия пищевой и легкой промышленности, способные конкурировать на внутреннем рынке с импортной продукцией. Эта группа предприятий обеспечивает не только продовольственную безопасность, но и нормальное денежное обращение. Много сложнее дело обстоит с легкой промышленностью, где практически отсутствует долгосрочная политика.
Третью
группу составят предприятия, которые
не имеют никаких перспектив. Для начала
необходимо прекратить их поддерживать
государственными органами, а затем принимать
принципиальные решения. Это вопрос не
просто экономической целесообразности,
а выживаемости экономики республики.
Даже богатая Германия проходила через
этот тяжелый шаг, когда к ней присоединились
восточные земли.
Заключение
Развитие рыночных отношений в Татарстане имеет свои особенности. Республика одной из первых использовала модель «мягкого вхождения» в рынок. Это было бы невозможным без регулярного диагностического отслеживания средствами социологии происходящих в социальной сфере процессов. Практика показывает, что нельзя проводить реформы, ориентированные в будущее, разрабатывать упреждающие меры по стабилизации экономики на адресной социальной защите населения без своевременного знания общественных настроений.
Учитывая многообразие экономических, демографических, экологических и других факторов, а также сложности создания нового социального фундамента, способного выдержать нагрузку перехода к рыночным отношениям, проблемы социальной защиты будут оставаться в ближайшей перспективе краеугольным камнем преобразований. Поэтому важнейшим условием обеспечения целостности и эффективности формируемой системы социальной защиты является взаимосвязь всех ее компонентов и органичная встроенность в общую структуру общественных отношений.
Одним из первых методологических обобщений, прозвучавших по итогам социологических исследований в начале 90-х годов, явился вывод о том, что переход к рыночной экономике на всех его этапах следует осуществлять на основе мер по адресной поддержке социально уязвимых слоев общества. В кризисных условиях (падение объемов производства, инфляция) проводить структурную перестройку экономики практически невозможно без единой государственной политики в области уровня жизни населения с фиксированными доходами. Сделать это можно лишь на основе регулярного пересмотра минимального размера оплаты труда, пенсий, стипендий и социальных пособий.
В
марте 1993 г. Президент Татарстана М.Шаймиев,
характеризуя принятую в свое время концепцию
«мягкого вхождения» в рынок, подчеркивал:
«Сегодня всем стало понятным, что только
через эту программу можно было хоть как-то
снизить удары перехода к рыночной экономике.
Политика «мягкого вхождения…» будет
продолжаться, но при этом будет меняться
ее осуществления».
Список литературы:
2. Региональная
экономика / Учебник под ред.
В. И. Ведялина – М.: ИНФРА-М,
2007. (серия 100 лет РЭА им. Г. В.
Плеханова).
3. Послание
Президента Республики
4. Презентация
Первого заместителя премьер-
5. Web-сайт
министерства экономики и промышленности
Республики Татарстан (http://mep.tatar.ru)