Модель «мягкого вхождения» экономики Татарстана в рыночные отношения (1992 - 1999)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:46, реферат

Описание работы

На рубеже третьего тысячелетия каждая страна примеривается к своим возможностям и перспективам, модернизируя общество и культуру. К сожалению, о России этого не скажешь. Она пребывает в мистическом ожидании чуда, в надежде на золотую рыбку, которая попадется в рваные сети. Когда в печати с возмущением пишут о превращении западными странами России в источник сырья, вывоза "мозгов" и финансов, то не хотят понять простой вещи - никто в мире не стремится к усилению своих естественных конкурентов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-4
Региональная парадигма……………………………………………………...5-6
Экономический суверенитет: потенциальные угрозы……………………...7-10
Экономический потенциал Татарстана……………………………………...11-14
Стратегия поэтапного вхождения в мировой рынок………………………..15-23
Заключение…………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

  Второе. Низкие налоги. Можно найти много причин для увеличения налогов, но к подъему экономики это не приведет. Главное для государства не в том, чтобы собирать как можно больше налогов, а в том, чтобы люди были обеспечены работой и могли прокормить себя и свою семью. В этом случае не понадобятся специальные программы поддержки малоимущих и т.д., а значит облегчится давление на бюджет. Новые рабочие места при больших налогах появиться не могут.

  Третье. Небольшой и эффективный государственный аппарат. В нашем сознании существует наивная вера в то, что проблемы можно решать создавая новые ведомства, а в них - специальные подразделения. На самом деле рост числа ведомств и количества чиновников ведет к неуправляемости экономики. При нынешней структуре Кабинета Министров Татарстана трудно добиться даже их координации друг с другом, не говоря уже о выработке долгосрочной стратегии. Например, перспективами развития экономики республики одновременно занимается Министерство экономики, Госкомимущество, Министерство торговли и внешних связей, Министерство финансов - целая армия чиновников, которые минимум половину времени теряют на согласование документов друг с другом, а за это время экономическая ситуация успевает измениться. В Англии, которая по экономической мощи далеко обогнала Россию, всего лишь двадцать два министерства - много меньше, чем в нашей республике, а в Чехии их всего лишь четырнадцать.

  Четвертое. Борьба с коррупцией. Коррупция это — божья кара, которая ниспослана человечеству в качестве испытания. Если народ выдерживает его, то у государства появляется шанс на дальнейшее развитие, если же у общества нет сил для борьбы, то коррупция как раковая опухоль дает метастазы и приводит к полной его деградации. Нет страны, где бы не было коррупции, но процветают те, кто находятся в постоянной борьбе с ней.

  Пятое. Твердая валюта. Этот пункт не требует комментариев.

  Татарстан может и должен выполнить названные условия экономического и социального прогресса. Исключением является пятый пункт, который полностью находится в ведении федеральной власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Экономический потенциал Татарстана

  В 1992 г. республика объявила политику "мягкого  вхождения в рынок". Это был шаг одновременно политический, социальный и экономический. Он, безусловно, был правильным уже по одному тому, что политика "шоковой терапии" федерального правительства была ошибочной. Татарстанская политика дала свои плоды в виде лучшего экономического положения республики по сравнению с другими сопоставимыми регионами России, меньшей степени обнищания населения, завоевания доверия руководством республики у народа.

  Политика "мягкого вхождения в рынок" исчерпывает себя вместе с либерализацией цен и завершением первого этапа приватизации. Далее необходима выработка стратегии, рассчитанной не на переходный период, а на завоевание своего места в мировой экономике. При этом вновь возникает вопрос, который уже стоял в 1992 г.: как относиться к "монетаристской" модели развития экономики? Идти вслед за федеральным правительством с его очевидным провалом реформ или же вырабатывать свой путь? Вопрос мог бы показаться риторическим, если бы на него был ясный альтернативный ответ. Если не "монетаристский" путь, то тогда какой именно?

  Для Татарстана, не имеющего контроля над  валютной системой, таможней и оборонным комплексом, вопрос стоит гораздо сложнее и тоньше, нежели присоединение к какой-либо экономической школе. Каким образом выжить и развиваться, будучи в рамках российской валютно-финансовой системы? Можно идти путем принятия последовательных прагматических шагов, компенсирующих ошибки российского руководства или же попытаться избрать качественно другой способ ведения хозяйства, а именно - развивать экономику, опираясь на сложившиеся традиции. В последнем случае основной упор будет сделан на использование преимуществ Татарстана, а также возможностей, предоставляемых суверенитетом республики. Такой путь хорошо себя зарекомендовал во многих странах мира. 

  Несколько лет назад в республике началась разработка «Программы экономического и социального прогресса», которая обозначила некоторые подходы к экономической модели, но к большому сожалению, эта работа прекратилась. А ведь именно в моменты кризиса так необходимы стратегические ориентиры. Многим тогда показалось, что на эту программу зря потратили деньги. Но достаточно вспомнить лишь один результат, чтобы понять значимость концептуальных наработок. Сотрудники компании «Монитор» предупредили об опасности ориентации на экспорт нефти, предложив перерабатывать ее и развивать наукоемкое производство. Если бы не их совет, то в 1998 году, когда упали цены на нефть на мировом рынке Татарстан оказался бы не подготовленным к новой ситуации.

  Обсуждая  публично вопросы перспектив развития Татарстана, экономисты и политики любят использовать терминами, которые понятны только узкому кругу специалистов. Это серьезная ошибка. Любая экономическая модель представляет из себя некую философию жизни, поскольку она связана с интересами и мотивами поведения людей. Человек трудится не только ради того, чтобы прокормить себя и свою семью, он хочет знать общественную значимость своего труда, он воспитывает детей и дает им перспективное образование. Экономические выкладки должны быть понятны любому жителю республики. Только в этом случае Татарстан станет работать как «корпорация», т.е. как сообщество людей, знающих своей интерес и конкретное место в экономической системе, верящих в успех дела, а потому поддерживающих цели Правительства.

  Экономический потенциал Татарстана это - те преимущества, которые складываются из характера  климата, состояния земли, географического  положения, исторических традиций, навыков труда, образования населения, наличия сырьевых запасов, существующей инфраструктуры и политической ситуации. При этом нужно весьма критически оценить состояние и потенциал промышленности. У нас действует не одна тысяча предприятий, но с точки зрения международных стандартов конкурентоспособных из них всего лишь единицы. Сравнения экономики Татарстана с соседними регионами, где дела обстоят еще хуже мало, что объясняет. Ни один штат не будет рассуждать в терминах единого экономического пространства США. Рынок давно стал интернациональным, а конкуренция практически не имеет границ.  

  Место Татарстана в мировой экономики  более, чем скромное. Экспортные поставки нефти и нефтепродуктов, продукции  химической промышленности, продажу  небольших партий вертолетов и грузовиков, приборов и медицинских инструментов не назовешь завоеванием внешних рынков. Взять, к примеру, наиболее престижную статью экспорта любой страны - продажу наукоемких изделий. Один из наиболее успешно работающих предприятий - Казанский вертолетный завод - экспортирует продукцию на общую сумму, которая много меньше стоимости одного, причем не самого дорогого "Боинга". Вот те масштабы, которыми оперирует республика в международном масштабе. Конечно, мы сумели сохранить зарубежные рынки каучука и полиэтилена, что на фоне российских регионов выглядит большим завоеванием, но речь ведь должна идти не о выживании, а о процветании и тут критерии оценки уже иные. Критический анализ нужен не для самобичевания, просто без трезвой оценки своего экономического потенциала невозможно выработать правильную стратегию. 

  Все страны мира борются прежде всего за источники сырья и рынки сбыта. Внешнеполитическая деятельность великих и малых держав, больших и малых фирм преследует одну главную цель - завоевать новый рынок, победить конкурента, продать свою продукцию. Все это - аксиома, трюизм, банальность, но именно понимания этого факта более всего не достает Татарстану.

  «Свободный  рынок» - понятие теоретическое, на практике его не существует. Рынки захватываются, причем в мире над этой проблемой бьются лучшие умы. Эта работа не менее, а может быть и более важная, чем работа конструкторов, инженеров и менеджеров.

  Республика  недостаточно изучает и защищает собственный рынок, не воюет за российский и более чем беспечно относится  к азиатскому. Речь не идет о протекционизме, хотя он в умеренной дозе может быть полезным, вопрос в защите внутреннего рынка от недобросовестных коммерсантов, пресечении деятельности тех импортеров, которые продают товары по демпинговым ценам, в знании реального объема своего рынка, близлежащих регионов и в целом России. Проблема заключается в создании государственных и коммерческих структур, которые целенаправленно помогают осваивать рынки ближнего и дальнего зарубежья, в ориентации фирм и предприятий, государственных органов, всей внутренней и внешней политики на «захват» рынков. "Агрессивность" в этом деле просто неизбежна, она - органический стиль жизни рыночного общества. Прежде чем приступать к производству чего-либо, нужно знать, где это купят, сколько готовы выложить за изделие того или иного качества. Иначе незачем тратить деньги и усилия людей.

  Дело  не в том, что производится хорошая  продукция в Татарстане, она может  быть лучшей в мире, но если ее негде  продать, то она ровно ничего не стоит.

  Сегодня республика выпускает вертолеты, самолеты, танкеры и пассажирские суда, тяжелые и легковые автомобили, компрессоры, каучук, шины, электронику, бытовые товары, сельхозпродукцию и т.д. и т.п. Казалось бы, нужно гордиться такими возможностями. Но если немного оглядеться по сторонам, то выяснится, что выпускать такую номенклатуру конкурентоспособных товаров могут позволить себе только ведущие державы мира, прежде всего, США, Япония, Германия, Великобритания, Франция и Италия. Остальные страны такого списка не выдержат. Даже Япония при всей своей мощи не производит пассажирские самолеты. Тяжелые грузовики - удел всего нескольких стран мира (США, Германии, Франции, Нидерландов, Швеции, Японии и Италии), и этот список с каждым годом сокращается. В производстве электроники с Японией не могут конкурировать даже США, хотя многие изделия изобретаются именно в Америке. Все это наводит на серьезные размышления.  

  В условиях плановой экономики Татарстан  мог успешно производить большое  количество сложной и разнообразной техники, потому что был твердый госзаказ и отсутствовала конкуренция. Сегодня условия диктует жесткий рынок и мало надежд на госзаказ.

  Основные  отрасли промышленности Татарстана нуждаются в огромных финансовых вливаниях и без стратегического  инвестора окажутся малоперспективными. Причем малые дозы инвестиций в создание гражданских самолетов, обновление модели грузовика, вертолета, судов, компрессоров и т.д. скорее всего не дадут ожидаемого эффекта из-за потери времени при их разработке и внедрении в производство. Они будут морально устаревать и терять конкурентоспособность. Следующий век будет настоящим фейерверком нового поколения машин в самых разных отраслях промышленности, к чему Татарстан совершенно не готов. Чтобы выдержать требования мирового рынка, надо ограничиться производством только тех товаров, которые действительно окажутся конкурентоспособными и на поддержку которых будет достаточно финансовых ресурсов.  

  Стратегия поэтапного вхождения  в мировой рынок

  Выработка экономической модели Татарстана неизбежно потребует определения приоритетных направлений экономического развития, а вместе с тем отбора тех предприятий, которые требуют государственной поддержки. Это вовсе не означает, что нужно сразу закрывать «неперспективные» предприятия, но на государственную поддержку должны рассчитывать только конкурентоспособные товары.

  Бесспорно приоритетным направлением экономики  Татарстана является нефтяной, нефтехимический, химический комплексы, которые опираются на имеющиеся сырьевые ресурсы и наличие богатого опыта. Татарстан обладает хорошей химической научной школой. Вузы Татарстана могут обеспечить подготовку и переподготовку кадров любой квалификации. Для продукции этого комплекса всегда есть рынок сбыта.

  Однако  привязка благополучия республики к  экспорту нефти опасна. Страны-экспортеры нефти не бывают богатыми, поскольку  из-за большой конкуренции цена на нефть всегда довольно низка, а значит приходиться работникам платить мало. Нельзя брать в расчет Кувейт, Саудовскую Аравию, Арабские Эмираты, где себестоимость добычи нефти невысока при хорошем качестве сырья, а работают на нефтепромысле в основном рабочие-эмигранты, согласные на любую зарплату.

  Процветающими являются страны, которые потребляют, а не экспортируют нефть. Татарстан, ориентирующийся на экспорт сырой нефти, никогда не станет вторым Кувейтом. Проблема должна решаться через максимальную переработку нефти, причем на татарстанских предприятиях. 

  Нефтедобывающая отрасль имеет свои естественные ограничения, связанные с запасами нефти, а что касается добычи битума, то здесь сдерживающим фактором является отсутствие надеждой технологии ее добычи. Повысить отдачу от данного комплекса можно через развитие смежных отраслей. В этом случае товаром для внешнего рынка могут стать не только продукты переработки нефти, но и производимые для нефтедобычи, разведки и т.д. оборудование и технологии. Собственно, в этом суть комплекса, состоящего из разнородных предприятий - при нерентабельности отдельного производства эффект достигается за счет работы комплекса в целом.

  Уязвимость  нефтяного, нефтехимического, химического  комплексов состоит в экологических последствиях, которые уже сегодня для Татарстана обернулись большими издержками. Всякое развитое государство рано или поздно старается избавиться от "грязного производства". Экологические проблемы являются политическими. Борьба за охрану природы - всегда хороший аргумент на выборах. Не случайно вся Европа старается вывезти свои химические заводы в третьи страны. С проблемой свертывания «грязных производств» в будущем столкнется и республика. 

  Авиационный комплекс может вывести республику в разряд ведущих государств Евразии. Самолетостроение - труднейшая сфера экономики, в которой конкурирующие фирмы можно сосчитать по пальцам. Среди производителей пассажирских самолетов их трое: "Боинг", "Эрбас Индастри" и "Мак-Доннэл Дуглас". Причем, "Эрбас Индастри", который по продаже самолетов вплотную приблизился к "Боингу", является совместным производством Франции, Великобритании и Германии. Авиация - наиболее наукоемкая отрасль, составляющая предмет национальной гордости для любой страны. Япония специализируется пока лишь на производстве отдельных узлов "Боингов". Это говорит о сложности участия в этом бизнесе даже для очень богатых и промышленно развитых стран.

Информация о работе Модель «мягкого вхождения» экономики Татарстана в рыночные отношения (1992 - 1999)