Модель «мягкого вхождения» экономики Татарстана в рыночные отношения (1992 - 1999)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:46, реферат

Описание работы

На рубеже третьего тысячелетия каждая страна примеривается к своим возможностям и перспективам, модернизируя общество и культуру. К сожалению, о России этого не скажешь. Она пребывает в мистическом ожидании чуда, в надежде на золотую рыбку, которая попадется в рваные сети. Когда в печати с возмущением пишут о превращении западными странами России в источник сырья, вывоза "мозгов" и финансов, то не хотят понять простой вещи - никто в мире не стремится к усилению своих естественных конкурентов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-4
Региональная парадигма……………………………………………………...5-6
Экономический суверенитет: потенциальные угрозы……………………...7-10
Экономический потенциал Татарстана……………………………………...11-14
Стратегия поэтапного вхождения в мировой рынок………………………..15-23
Заключение…………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

  Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………….3-4
  2. Региональная парадигма……………………………………………………...5-6
  3. Экономический суверенитет: потенциальные угрозы……………………...7-10
  4. Экономический потенциал Татарстана……………………………………...11-14
  5. Стратегия поэтапного вхождения в мировой рынок………………………..15-23
  6. Заключение…………………………………………………………………….24
  7. Список литературы……………………………………………………………25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

  На  рубеже третьего тысячелетия каждая страна задумывается о своем будущем. Народы мира примеряются к требованиям следующего века. А они не простые. Чья культура окажется наиболее приспособленной к новым обстоятельствам, а какая уйдет в запасники истории? С ответом на этот вопрос связаны судьбы миллионов людей.

  Вызов времени это прежде всего технологический вызов. Можно много рассуждать о величии народа, его потенциальных возможностях, гордиться его личностями, но конкретная жизнь определяется тем, как государство богатеет и как оно обеспечивает нормальную жизнь для населения. Тот, кто сможет овладеть самой передовой технологией и станет производить конкурентоспособную продукцию, тот и будет владеть мировым рынком и влиять на политику. Сегодня семь развитых стран держат 80% наукоемкой  продукции. И это объясняется тем, что из 50 макротехнологий, которые создают этот рынок, 46 находятся в этих странах, а на весь остальной мир приходится 4. Следует признать, что Россия, а вместе с ней и Татарстан, безнадежно отстали в этой гонке за передовыми технологиями.

  Другой  вызов времени - информационная революция. Без полной и своевременной информации невозможно участвовать в соревновании научных знаний, технологий, конкурентных товаров и, конечно же, политических течений. Чем полней, достоверней и оперативней информация, тем больше оснований для эффективного управления процессами в обществе. Американское лидерство в мире во многом связано с производством лучших компьютеров и контролем США 40% мирового рынка информационных технологий. Именно информационно-техническая промышленность, наряду с биотехнологией, стали новыми секторами экономического роста индустриальных стран.

  В России информационные процессы находятся  в начальной стадии развития как в смысле наличия средств связи, так и в плане обеспеченности оборудованием и программными продуктами. Информационный вызов выдвигает жесткие требования к технической оснащенности общества, коммуникационным сетям, к владению языками. Естественно, соперничество народов во многом перейдет и в сферу образования. Борьба культур и цивилизаций - это во многом - соперничество научных школ и образовательных систем.

  Еще один вызов конца тысячелетия - состояние  окружающей среды. Это - проблема глобальная, и в то же время каждый народ должен решать собственную часть этой задачи. Развитие промышленности, не подкрепленное мерами по охране окружающей среды, ведет к деградации нации и делает бессмысленной само понятие современной цивилизации.

  Трудовая  этика, ценности, нормы поведения - неотъемлемая часть соревнования культур. Наркомания, падение нравов - тяжелое испытание для современного общества, сопровождающее технический и технологический рост. Для России и Татарстана существует также проблема алкоголизма, которой нет как массового явления в европейских странах. Тот, кто справится с этим недугом, окажется физически способным развиваться дальше. 

  На  рубеже третьего тысячелетия каждая страна примеривается к своим возможностям и перспективам, модернизируя общество и культуру. К сожалению, о России этого не скажешь. Она пребывает в мистическом ожидании чуда, в надежде на золотую рыбку, которая попадется в рваные сети. Когда в печати с возмущением пишут о превращении западными странами России в источник сырья, вывоза "мозгов" и финансов, то не хотят понять простой вещи - никто в мире не стремится к усилению своих естественных конкурентов. Никто и никогда не будет думать о продвижении российских товаров на международные рынки, напротив, будут думать, как бы вывезти в Россию "грязное производство" и захватить ее рынок. Никто в мире не будет решать российские и тем более татарстанские проблемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Региональная парадигма

  Наша  культура в самом широком смысле этого слова (включая не только художественную сферу, но и науку, культуру труда, технологию производства и т.д.) стоит перед тяжелым испытанием. Ислам и православие, университеты и академии, художественная и техническая интеллигенция, экономисты и политики должны пройти через горнило переоценки ценностей. В какой степени прошлые достижения обеспечивают прогресс и в какой степени они стали тормозом? Сколько нам еще пребывать в упоительном самовосхвалении устаревшей техники, технологии, системы образования, культуры труда и морали? И не пора ли взглянуть на вещи трезвыми глазами.

  В Татарстане многие с надеждой смотрят  на Москву, служащие министерств и ведомств РТ оббивают пороги учреждений РФ. Чего они там ищут? Спасения у команды, которая ведет корабль на рифы? Или просто подоить тощую корову?

  Похоже  ссылки на общее экономическое пространство России сыграли злую шутку. Они дезориентировали экономистов и хозяйственников  Татарстана, дав им привычную с советского периода парадигму — ждать решений из Центра.

  Российское  правительство не способно в существующих условиях заняться выработкой экономической стратегии, она действует как пожарная команда. Заявления о корректировке экономического курса с большей ориентацией на поддержку отечественного производителя нельзя принимать серьезно в силу отсутствия необходимой финансовой поддержки. Россия все более превращается в простой сырьевой придаток Запада, зависит от решений международных организаций, утрачивая свое влияние в Европе, Ближнем Востоке и Азии. Темпы отставания России от передовых стран стремительны.  Россия стала экономически весьма уязвимой и не может выполнять роль гаранта татарстанских программ.

  Если  Татарстан будет ориентироваться  на российскую экономику, ее разваливающийся научно-технический и технологический потенциал, то республике на долгие годы гарантировано прозябание, ей останется довольствоваться сомнительными успехами "старшего брата". Ориентация Татарстана на федеральную политику грозит не просто экономическим отставанием, а потерей суверенитета и превращением в рядовую область. Политическая ситуация такова, что республике не остается ничего другого, как самостоятельно определять свою долгосрочную экономическую политику.

  Экономическая мысль в Москве умерла. Центр потерял инициативу общественных преобразований, а главное — не имеет политической воли для продолжения реформ. Сегодня ответственность за выработку российской политики должны нести сами регионы. С одной стороны, вырабатывая собственную политику выживания, с другой — объединяясь с другими регионами для формирования общероссийской политики.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Экономический суверенитет: потенциальные  угрозы

  Татарстан многое сделал для укрепления своей  экономической безопасности. Прежде всего население обеспечено основными видами продовольствия собственного производства, что весьма существенно, если учесть нестабильность России. В республике быстрыми темпами развивается связь, строится международный аэропорт. Экологические и другие проблемы находятся под контролем законодательных и исполнительных органов. В то же время есть уязвимые сферы: энергетика и финансы.

  Республика  обладает значительными запасами нефти  и битума, производит топочный мазут, что в принципе позволяет поддерживать энергетику на плаву. Но мазут создает экологические проблемы и к тому же он относительно дорогой. Газовые запасы республики слишком малы, чтобы брать их в расчет. Остается "Газпром" - монополист, который может диктовать свои условия даже независимым государствам.  

  Существует  и другая сторона газовой проблемы. Возможный рост промышленного производства приведет к увеличению потребления газа. При нынешнем уровне добычи газа с учетом экспортных обязательств его на всех не хватит. Возникнут приоритеты в подаче газа. Тогда и определится цена суверенитета Татарстана.  

  Татарстан должен иметь долгосрочную программу  энергетического обеспечения экономики, исходя из необходимости гарантии безопасности республики. Ключевые проблемы здесь две: поиск альтернативных источников газа и переход на массовое энергосбережение. Первая проблема требует выхода на азиатский рынок углеводородного сырья. Вторая - решается через организацию экономии энергии, тепла, ресурсов, покупку и разработку энергосберегающих технологий, перехода на современную технику и технологию.

  Не  меньшую, а может быть и большую  угрозу безопасности республики следует  ожидать в финансовой системе. Децентрализация  России мало коснулась финансовой сферы. Россия продолжает оставаться финансовой империей. При этом российские банки сильно политизированы, они не только связаны с политическими кругами, но зачастую сами и представляют эти круги. Банки финансируют предвыборные компании, продвигают своих людей в правительство, организуют финансовый кризис для подрыва доверия к правительству и т.д. Поэтому банки не могут рассматриваться как чисто экономический институт, политические дивиденды являются составной частью их деятельности. В этом их опасность.

  Кризис 17 августа 1998 года стал сильным ударом по финансовой империи. Ведущие банки страны начали терять свое влияние, но еще рано говорить о возникновении гарантии безопасности субъектов федерации в сфере финансово-кредитной политики.

  Следует откровенно признать, что наработки  Татарстана в банковской сфере крайне слабы. Наши ученые и соответствующие государственные структуры не смогли предложить собственных подходов к развитию финансовой системы. Создается впечатление, что тезис единого экономического пространства с Россией, который так часто повторяли к месту и не к месту, парализовал экономическую мысль республики. При этом трудно оправдать то, что в республике не осмысливался зарубежный опыт и не привлекались иностранные специалисты. А в республиканской прессе не было сколько-нибудь заметных дискуссий по этим проблемам. Все было отдано на откуп московским экспертам.

  Наличие внешней и внутренней задолженности  России, дефолт 17 августа 1998 г. делают невозможным  создание стабильной валюты. Этому  же способствует наличие малого количества доноров (около 10 субъектов), с которых постоянно пытаются собрать побольше налогов и большого количества реципиентов, которым стараются дать поменьше денег. Слабая обеспеченность рубля вытекает также из слабой конкурентоспособности российских товаров и неустойчивости цен на сырье, которое экспортируется. Следует также учесть стремление России быть сверхдержавой, что подталкивает ее к сохранению непроизводительных оборонных расходов, а значит неконкурентоспособности товаров.

  Таким образом, не существует оснований для  оптимизма по поводу укрепления стабильности рубля. В этих условиях стремление к оздоровлению экономик отдельных регионов, усиление интеграции между ними в купе с интеграцией в мировое экономическое пространство, ненадежность обязательств федеральных властей по обеспечению устойчивости валюты может создать предпосылки возникновения более надежных региональных платежных средств. Здесь можно вспомнить историю введения векселей Минфина РТ как денежных суррогатов, которые вначале сыграли положительную роль, а потом вследствие недостаточной обеспеченности начали утрачивать свои функции. Этот опыт дает возможность принимать в будущем более продуманные решения.

  Проблему  финансовой безопасности и стабильности экономики Татарстана можно и нужно решать через укрепление своих банков, открытие филиалов не московских, а иностранных банков, а также через выбор такой стратегии, в которой государство выступает более активным агентом экономических отношений.

  Суверенитет никогда не бывает абсолютным, он всегда относителен. Никакая экономика (кроме натуральной) не существует изолированно. Более того, в наше время успех экономического развития во многом зависит от открытости, интенсивности связей с внешним миром. Поэтому для Татарстана важна не изолированность, а интегрированность в мировой рынок, что, кстати, позволит меньше зависеть от нестабильности в России, а значит - быть более уверенным в своей безопасности. 

  Существуют  простые и хорошо известные условия  процветания государства. Они не гарантируют выхода в передовые страны, но являются обязательными для экономического роста и обеспечения достойного уровня жизни людей.

  Первое. Защита собственности и договорных обязательств. Любой предприниматель, владелец, вкладчик средств должен быть уверен, что он защищен от произвола рэкетиров, чиновников и банковских неурядиц. Законы должны быть стабильны, правила игры прозрачны, банки надежны, а власть должна защищать собственника, а не пугать его своим «вниманием» и непредсказуемостью. Если обеспечено это условие, то вовсе необязательно заниматься привлечением иностранных инвесторов, появятся свои. А если не обеспечить это условие, то и иностранный инвестор не захочет вкладывать.

Информация о работе Модель «мягкого вхождения» экономики Татарстана в рыночные отношения (1992 - 1999)