Мировые цены на нефть и развитие российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является определение основных факторов формирования мировых цен на нефть и установление зависимости российской экономики от мировых цен на нефть. Следовательно, объектом исследования является мировой рынок нефти. А предметом исследования, соответственно, принцип ценообразования нефтяной отрасли.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
* Выявить факторы, прямо или косвенно влияющие на установление цен на нефть.
* Провести анализ динамики цен на нефть в 2006 -2009 годы.
* Исследовать роль нефтяного сектора в современной экономике России.
* Выявить тенденции развития мирового рынка нефти с учетом кризиса.
* На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о современном развитии российского рынка нефти.
* Рассмотреть прогнозирование развития нефтяного рынка.
* Обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме.

Содержание

1. Ценообразование на мировом рынке нефти 6
1.1 Эволюция механизма ценообразования 6
1.2 Роль ОПЕК в ценообразовании 12
1.3 Факторы, влияющие на формирование цен на нефть 15
1.4 Анализ динамики цен на нефть в 2006 - 2010 гг. 19
2. Россия на рынке нефти 23
2.1 Роль нефтяного сектора в экономическом развитии страны 23
2.2 Анализ динамики добычи и экспорта нефти за 2007-2009 годы 27
2.3 Влияние запасов и экспорта нефти на экономическую ситуацию в России: текущее состояние и перспективы 30
3. Перспективы развития экономики в современных условиях 33
3.1 Тенденции развития мирового рынка нефти с учетом кризиса 33
3.2 Политика Российской Федерации в условиях экономического кризиса 36
3.3 Планы на будущее и оценка вероятности их осуществления 39
Заключение 42
Список использовнной литературы 45

Работа содержит 1 файл

мировые цены на нефть и развитие российской экомики.docx

— 171.46 Кб (Скачать)

       Всего до 2030 г. необходимо ввести  в действие дополнительные мощности  в объеме около 64 млн баррелей  в сутки, что почти в шесть  раз превышает сегодняшние активы  Саудовской Аравии. Приблизительно 30 млн баррелей в сутки на  новых объектах нужно будет  добавить уже к   2015 г.

       Ожидается, что мировая нефтедобыча из традиционных источников в период между 2010 и 2020 гг. достигнет своего пика, а затем начнет постепенно снижаться. Поэтому в период 20102020 гг. начнут усиленно осваиваться, несмотря на значительные финансовые издержки, «нетрадиционные» источники энергии.

     3.2 Политика Российской Федерации в условиях экономического кризиса

         Глобальный экономический кризис  серьезно ухудшил условия функционирования  отечественного нефтегазового комплекса.  Цена барреля российской нефти  Urals упала к концу ноября 2008 г. ниже 43 долларов, хотя еще в июле она составляла 140 долларов. Изза мирового финансово  – экономического кризиса продолжает снижаться спрос на «черное золото», которое приносит существенную часть доходов российского бюджета. Экономика России находится в сложном положении, но не в катастрофичном. У России имеется серьезный финансовый запас, однако для выхода из кризиса надо развивать производство. В первую очередь, производство нефтегазового комплекса. Так как результаты деятельности нефтегазового комплекса остаются крайне важными для формирования платежного баланса страны, поддержания курса национальной валюты.

       На самом деле, кризис российской энергетики наметился задолго до мирового, его предпосылками являются:

      • устаревшее оборудование;
      • затухание основных месторождений нефти в Западной Сибири и истощение месторождений в «старых» нефтяных провинциях;
      • отсутствие притока инвестиций;
      • не эффективная налоговая политика и др.
 

           В конце 2008 года президент России  Дмитрий Медведев обратился с  традиционным посланием к Федеральному  Собранию РФ. В нем были отмечены  основные пути коренной модернизации  не только экономики, но и  всего общества. Примечательно, что  немалая часть послания была посвящена проблемам энергетики, в частности нефтегазового комплекса.  

         В своем послании он подчеркнул, что  Правительство увеличит прямые капиталовложения в освоение новых месторождений.

     Это обязательное условие существования  эффективного НГК России, иначе в 2010-2011 гг. произойдет значительное сокращение добычи нефти, а в 2012 г. она может и вовсе достичь критического минимума. Что категорически нельзя допустить для блага наилучшего развития экономики России. Нефтяная отрасль обладает большим мультипликативным эффектом, оказывает сильное влияние на развитие других отраслей российской экономики. В связи с этим, наращивание инвестиционной активности в отрасли является наилучшей антикризисной мерой.

     При этом правительство РФ должно создать  условия, позволяющие повысить инвестиционную привлекательность ТЭК. Но и наращивать производство нефти не следует. 

     Согласно  прогнозу экспертов, в дальнейшем рост цен продолжится, и в ближайшей  перспективе «черное золото»  будет стоить около 120 долларов за баррель. Однако Россия может столкнуться  с новым кризисом уже в 2011-2012 гг. Это произойдет, если инвестиции в  нефтегазовую отрасль сократятся. Следовательно, необходимо повысить приток инвестиций в ТЭК.

     Дефицит инвестиций в 2010 году может составить 500-600 млрд. рублей.

     Не  наблюдается роста инвестиций и  в пятилетней перспективе. Согласно пятилетнему плану, который предусматривает  бурение более 30 тысяч скважин, решение  проблемы утилизации более 60 млрд. кубометров попутного газа, строительства установок  для первичной переработки нефти  в 60 млн. тонн и вторичной переработки  в более 140 млн. тонн, объем инвестиций должен составить 7,6 трлн. рублей. Этот план уже имеет дефицит в 2,8 трлн. рублей. Это без учета затрат на освоение шельфа и реализацию проектов на новых рынках.

     Также Правительством РФ готовятся меры по совершенствованию налоговой политики.

     Поддержать нефтяную отрасль в тяжелое время можно при помощи налогового стимулирования.  При этом отечественное налоговое законодательство должно быть открытым, прозрачным и понятным.

     В настоящее время в сфере налоговой  политики в России готовятся предложения  по изменению системы налогообложения  нефтяной отрасли. Например, были введены  налоговые каникулы при разработке месторождений континентального шельфа, полуострова Ямал, Восточной Сибири. Меры направлены на повышение уровня добычи нефти в России.

       Правительство направило меры по  государственному регулированию цен и тарифов.

     Кризис  заставляет как правительство, так  и компании и общественные организации  оперативно реагировать на вызовы времени. И задача у них одна: сохранить  и нарастить потенциал отечественного минерально-сырьевого комплекса. Сегодня самое время выработать правила функционирования новой эффективной экономики,  и в частности нефтегазового комплекса. Всем необходимо принять посильное участие в этом. Кризис не вечен, и когда он закончится и поднимется упавший сейчас спрос на нефть, Россия, если не окажется «впереди планеты всей», во всяком случае, не будет во вторых рядах.

     3.3  Планы на будущее и оценка вероятности их осуществления

       Когда начался кризис, многие эксперты и политики заговорили о необходимости диверсификации российской экономики. Подавляющее большинство призывает покончить с сырьевой зависимостью России. Дмитрий Медведев, президент РФ, отмечает, что в долгосрочной перспективе имеются планы на извлечение отечественной экономики от «нефтяной зависимости». Ведь экономика России держится в основном на НГК, и крупный бизнес всегда имеет долгосрочную стратегию, рассчитанную на многие десятилетия вперёд.  Безусловно, имеются сценарии развития нефтегазового комплекса.  Президент РФ планирует развивать альтернативные источники энергии.                    

        Рост цен на нефть оживил  интерес к разработке и внедрению  других видов альтернативного  горючего. К ним относятся:

    • бензин и дизельное топливо, получаемые из природного газа и каменного угля;
    • диметиловый эфир, используемый в качестве дизельного топлива;
    • ветровая и солнечная энергия и др.

     Но  реально ли заменить нефтяную промышленность новыми источниками энергии?

       Совокупная доля новых и возобновляемых источников энергии наряду с углем, нефтью, газом, ядерной энергией в перспективе может стать одним из важных компонентов структуры энергетического баланса, к которой придет человечество. Следует помнить, что применение новых и возобновляемых источников энергии в значительной степени является пока уделом высокоразвитых государств. Основным преимуществом большинства возобновляемых источников энергии является их экологическая чистота. Забота же об экологии среды обитания начинается, как правило, при достижении довольно высокого уровня экономического развития. К тому же новые и возобновляемые источники энергии в массе своей находятся в фазе высоких издержек производства, на стадии опытно-промышленного применения. Их развитие будет зависеть от того, насколько сильно будут снижаться издержки производства электроэнергии на их основе, а также от мер административного и экономического стимулирования. Но никогда ни каждый из них в отдельности, ни все они в совокупности не станут играть роль доминирующего ресурса в энергопотреблении, потому что абсолютно большая часть этих энергоресурсов нацелена на производство электроэнергии. Мы не можем перевести всю нашу экономику на электроэнергию, всегда останется ниша для жидкого и для газообразного топлива.

       Несмотря на развитие альтернативных источников, нефть в ближайшие 30 лет останется основным сырьем для производства топлива.

     Использование альтернативных источников энергии необходимо расширять, но без излишнего ажиотажа. Более того, это должно происходить не в ущерб нефтегазовому сектору, который тоже нуждается в новых инновационных технологиях.

        
 
 
 
 
 

                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                    

Заключение

     Нефть – кровь российской экономики. Нефтегазовый комплекс России обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства, формирование значительной части бюджетных доходов и основной доли валютных поступлений страны. Доля нефтегазового комплекса в налоговых поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации в 2008 году составила 47,5%. Начиная с 1998 г. нефтегазовый комплекс являлся одним из локомотивов экономического роста в стране, обеспечивая при этом значительную часть поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. Нефтегазовые доходы в 2008 году составили   10,6 % ВВП.  

       Нефть и газ являются одной из основ российской экономики, важнейшим источником экспортных поступлений страны. В силу конкурентных факторов Россия на сегодняшний день не способна существенно увеличить долю готовых изделий и, прежде всего, машинно-технических в своем экспорте. Экспорт жидких углеводородов останется в ближайшем будущем основным источником внешнеторговых валютных поступлений и, следовательно, основным источником финансирования импорта. Импорт необходим не только для наполнения потребительского сектора экономики страны, но и для обеспечения развития промышленной и сельскохозяйственной базы за счет ввоза современных высокотехнологичных и эффективных инвестиционных товаров.

       Высокую значимость экспорта нефтегазового сырья для экономики России и глобальный характер энергетических проблем подчеркивает влияние кризиса мирового рынка энергоносителей на экономическую и политическую жизнь новой России. ТЭК можно рассматривать как некий «спасательный круг» для российской экономики в период кризиса.

     Однако  у российского нефтегазового  комплекса есть объективные положительные  причины для дальнейшего развития. Значительный рост цен на нефть – оказал положительное влияние на российскую экономику, которая привычно росла за счет сырьевого экспорта, и отрицательное - на экономику развитых стран, вынужденных нефть закупать.

     По  прогнозам экспертов в начале 21 века предложение нефтепродуктов на мировом рынке увеличится. Ряд  промышленно развитых стран перейдет на дешевое газовое топливо, к  тому же на подходе разработка уже  открытых крупных месторождений (в  частности на российском Севере). Будет  расти международная конкуренция  в сфере экспорта и транспортировки. В этих условиях возникает необходимость  выработать оптимизированную экспортную стратегию. Основным ориентиром энергетической дипломатии России является тезис о  том, что наша долгосрочная политика в области энергетики не может  ориентироваться на сохранении роли России исключительно как крупнейшего  в международном сообществе поставщика энергетического сырья.

     Стратегической  целью внешнеэкономического сотрудничества в ТЭК является значительное повышение  его эффективности путем изменения  структуры присутствия России на зарубежных энергетических рынках и создания необходимых условий по привлечению в рациональных масштабах и на взаимовыгодных условиях зарубежных инвестиций для развития и повышения конкурентоспособности добычи и производства энергоносителей в России.

     Экспортная  политика России должна содействовать  интеграции отечественной экономики  в мирохозяйственные отношения. Это означает, с одной стороны, необходимость сближения внутренних и мировых цен на энергоресурсы  и другие виды продукции (и уровней оплаты труда), а с другой  – возможности широкого доступа иностранных инвестиций (вместе с технологиями и методами организации работ) к освоению наших энергетических ресурсов, в том числе для нужд экспорта.

     В заключении можно отметить следующее: благополучие благополучие всех граждан  напрямую зависит от развития Топливно  – энергетического комплекса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список использованной литературы

    1. Лев М.Ю. Ценообразование / Лев М.Ю. – М.: ЮНИТИ, 2008. — 719 с.
    2. Горина Г.А. Ценообразование/ Горина Г.А.— М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 127 с.
    3. Аюров В.Д. Мировой рынок природных ресурсов/ Аюров В.Д. –М. : Изд-во Московского гос. горного ун-та, 2007. — 103 с.
    4. Экономидес М. Цвет нефти/ Экономидес М., Олине Р. — М.: Олимп-Бизнес, 2004. — 252 с.
    5. Остальский А. Нефть: чудовище и сокровище/ Остальский. А.— СПб. : Амфора, 2009. — 256 с.
    6. Судо М.М. Нефть и углеводородные газы в современном мире / М. М. Судо, Р. М. Судо. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд - во ЛКИ, 2008. — 254 с.
    7. Типпи Б. А есть ли дефицит? Азбука нефтяной экономики: пер. с англ. / Типпи Б. — М.: Олимп-Бизнес, 2005. — 328 с.
    8. Стариков Н.В. Шерше ля нефть. Почему наш Стабилизационный фонд находится ТАМ? / Стариков Н. В. — СПб. : Питер, 2009. — 269 с.
    9. Бобылев, Ю. Н. Факторы развития рынка нефти / Бобылев Ю. Н., Д. Н. Четвериков. – М. : ИЭПП, 2006. – 179 с.
    10. Олкотт  М.Б. Владимир Путин и нефтяная политика России: пер. с англ./ Олкотт М.Б — М.: Московский центр Карнеги, 2005. — 26 с.
    11. Нижегородцев Р.М. Мировой финансовый кризис/ Нижегородцев Р.М. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 509с.
    12. Николаев И. Цены на нефть и запас прочности российского бюджета/ Шульга И., Николаев И.// Общество и экономика. —2007. — №2 с. 16—18.
    13. Андрианов В. Кому при кризисе жить хорошо?/ Андрианов В.// Нефть России. —2008. —№ 11 с. 34—35.
    14. Федеральная служба государственной статистики  // [Электронный ресурс].  -  URL : http://www.gks.ru/ — свободный.
    15. РосБизнесКонсалтинг // [Электронный ресурс]. —URL:http://www.rbc.ru/ — свободный.
    16. Имония Н. Глобальный финансовый кризис и мировой нефтегазовый сектор/ Имония Н. //Мировая экономика и международные отношения. —2009. —№4 с. 13.
    17. Варшавский Л.В. Моделирование динамики цен на нефть при разных режимах развития рынка нефти/ВаршавскийЛ.В.// Прикладная эконометрика. —2009. —№5 с.10.

Информация о работе Мировые цены на нефть и развитие российской экономики