Мировой нефтяной рынок, современные проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Экономика ведущих промышленно развитых стран мира во многом зависит от поставок нефти, и до тех пор, пока не будут обнаружены экономически выгодные заменители этого энергоносителя, нефть будет играть господствующую роль в мировой политике и экономике. Высокая стоимость нефти стала причиной лихорадочных поисков альтернативных энергоносителей. Проводятся исследования по изысканию практических путей использования солнечной, ядерной, ветровой н прочих видов энергии.
Цель данной работы – дать характеристику значения и состояния мирового рынка нефти, выявить основных продавцов и покупателей; оценить проблемы последнего времени и рассмотреть пути решения основных проблем.

Содержание

Введение …………………………………………….................................... 3

1.Характеристика значения и состояния мирового рынка нефти …… 4
1.Этапы становления и развития мирового рынка нефти ………. 4
2.ОПЕК – влияние на мировой нефтяной рынок ………………... 10
3.Стабилизирующая роль России на мировом рынке нефти …… 12
4.Значение углеводородного сырья для экономики
развитых и развивающихся стран ……………………………… 15

5.Зависимость экономики России от мирового рынка нефти …... 21
2. Проблемы рынка нефти, пути их решения …………………………. 25

Заключение …………………………………………………………………. 32
Список литературы ………………………………………………………… 41

Работа содержит 1 файл

Мир.нефт.рынок. совр.проблемы.doc

— 615.00 Кб (Скачать)

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 
 
 

Факультет –  ИДО

Направление (специальность) – Национальная экономика

Кафедра    –     Экономики

Мировой нефтяной рынок,

современные проблемы

Курсовая  работа

 
 
 
 
 

Студент  _______________

          (подпись) 

Руководитель  _______________ канд. экон. наук,

             (подпись)        доцент Корнева О.Ю. 

        ___________   

          (дата) 
           
           
           
           
           
           
           
           

Томск - 2010

 

Содержание:

   Введение ……………………………………………....................................  3

  1. Характеристика значения и состояния мирового рынка нефти …… 4
    1. Этапы становления и развития мирового рынка нефти ………. 4
    2. ОПЕК – влияние на мировой нефтяной рынок ………………... 10
    3. Стабилизирующая роль России на мировом рынке нефти …… 12
    4. Значение углеводородного сырья для экономики

          развитых  и развивающихся стран ……………………………… 15

    1. Зависимость экономики России от мирового рынка нефти …... 21

   2.     Проблемы рынка нефти, пути их решения …………………………. 25

    Заключение …………………………………………………………………. 32

    Список литературы ………………………………………………………… 41 
    Введение

 

     XX век - век нефти и газа. Добыча и потребление этих ресурсов, пришедших в начале века на смену дереву и углю, растет с каждым годом. В наше время контроль за топливно-энергетическими ресурсами и средствами их транспортировки играет не последнюю роль в определении геополитической ситуации той или иной страны.

     Развитие экономики в условиях ускорения научно-технического прогресса повсеместно привело к резкому увеличению потребления нефти. С ростом экономик Европы, Японии и ряда развивающихся стран и по мере соответствующего роста их потребности в нефти разрыв между спросом на нефть и ее предложением будет увеличиваться все больше.

     Значительный  рост мировой экономики в последние  годы (особенно в развивающихся странах), максимальный уровень загрузки мощностей, экстремальные погодные условия, продолжающиеся конфликты на Ближнем Востоке, растущий интерес к энергетическому сектору со стороны финансовых инвесторов – все это послужило значительному росту цен на энергоресурсы, в первую очередь на нефть.

     Высокие и нестабильные цены на нефть –  важнейшая угроза мировой экономике  и энергетике: они не только негативно влияют на темпы роста мирового ВВП, представляя особую опасность для развивающихся стран–импортеров энергоресурсов, но и тормозят инвестиционный процесс в энергетике, образуя сложнопредсказуемые денежные потоки.

     Экономика ведущих промышленно развитых стран мира во многом зависит от поставок нефти, и до тех пор, пока не будут обнаружены экономически выгодные заменители этого энергоносителя, нефть будет играть господствующую роль в мировой политике и экономике. Высокая стоимость нефти стала причиной лихорадочных поисков альтернативных энергоносителей. Проводятся исследования по изысканию практических путей использования солнечной, ядерной, ветровой н прочих видов энергии.

     Универсальность нефти как топливного ресурса  является общепризнанной. Этот энергоноситель естественным образом преобладает в энергобалансе многих стран-производителей нефти (в 2008г. в Саудовской Аравии — 60%, Мексике — 53, Иране — 43, Венесуэле — 40%)1. Велика также роль нефтепродуктов для обеспечения транспортного сектора: в государствах с большим количеством автотранспорта (независимо от наличия собственных ресурсов нефти) на долю нефтяной продукции приходится 36—46% суммарного энергопортебления (Япония, Италия, США, ФРГ, Великобритания, Франция и др.)2.

     Ввиду актуальности вопроса о нефти в настоящее время, темой своей курсовой работы я выбрала «Мировой нефтяной рынок, современные проблемы». Цель данной работы – дать характеристику значения и состояния мирового рынка нефти, выявить основных продавцов и покупателей; оценить проблемы последнего времени и рассмотреть пути решения основных проблем. 

Глава I 

Характеристика  значения и состояния

мирового  рынка нефти

     1.1 Этапы становления и развития мирового рынка нефти

 

     1878 - 1933

     В 1861-1878 гг. происходила быстрая индустриализация Соединенных Штатов. Это был ранний период нефтедобычи, почти все сырье в США добывалось в сравнительно небольшом регионе на северо-востоке штата Пенсильвания. При этом в сфере добычи и переработки нефти был высокий уровень конкуренции. Но единственными перевозчиками нефти из этого региона были три железнодорожные компании, образовывавшие олигополию. Несмотря на попытки нефтяников перевозить свою продукцию подводами и речными судами, единственным эффективным средством транспорта оставалась железная дорога.

     В результате средняя цена транспортировки нефти из Пенсильвании в Нью-Йорк в 1877г. составляла $1,4 за баррель или 58%3 средней цены барреля нефти на тот момент. При этом, согласно более поздним исследованиям, издержки железнодорожных компаний составляли всего $0,4 за баррель.

     Эта ситуация способствовала усилению роли нефтяного концерна Standard Oil. К 1878г. компания достигла монопольных позиций в нефтепереработке и смогла приобрести большинство расположенных в Пенсильвании нефтепроводов, соединявших скважины и железнодорожные станции.

     Это дало возможность владельцу Standard Oil Джону Рокфеллеру начать переговоры с железнодорожниками с позиций  силы, добившись от них уникальных льготных условий транспортировки нефти для своей компании. Это лишь затруднило положение нефтедобывающих компаний, которые теперь столкнулись с объединенной монополией железнодорожников и нефтепереработчиков. В ответ в 1878г. нефтяники начали строительство первого в мире магистрального нефтепровода Tidewater, завершенного в мае 1879г. 

     В этих условиях Рокфеллер был вынужден пересмотреть бизнес-стратегию. Раньше он максимизировал прибыль за счет контроля за переработкой и транспортировкой нефти. Контроль обеспечивался за счет владения местными нефтепроводами и особых отношений с железной дорогой. Теперь Рокфеллер решил начать строительство собственных нефтепроводов. В результате монополия железных дорог на транспортировку пенсильванской нефти окончательно уничтожалась, зато укреплялись позиции Standard Oil как нефтепереработчика. К 1884г. собственная система магистральных нефтепроводов Standard Oil была в основном закончена.

     Теперь  Рокфеллер получил в свое распоряжение собственную эффективную инфраструктуру, резко снижавшую издержки на транспортировку нефти. Владея большинством нефтеперерабатывающих заводов, он был заинтересован в транспортировке к ним нефти по низким ценам в максимально возможных количествах. К тому же, в 1880-е гг. на экспортных рынках Standard Oil столкнулась с конкуренцией: пошла нефть из России. Попытки повысить рентабельность нефтяного бизнеса за счет ограничения доступа к сырой нефти окончательно ушли в прошлое. Началось снижение и стабилизация цен на сырую нефть.

     Стабилизации  нефтяных цен и снижению их волатильности  не помешало то, что быстрый рост потребления нефти в США продолжился и после 1878г. Нефть в конце XIX века использовалась главным образом для освещения (керосиновые фонари) и в производстве смазочных материалов. Потребление нефти росло на фоне быстрого увеличения численности населения и промышленного производства в США (доля последнего в глобальной промышленности выросла с 7,2% в 1860г. до 23,6% в 1900г.). С 1873-1875 по 1899 гг. использование нефти для нужд освещения увеличилось с 1,6 млн баррелей до 12,7 млн баррелей, а для производства смазочных материалов – с 0,2 млн баррелей до 2,4 млн баррелей4.

     Таким образом, главная причина поворота 1878г. – радикальное изменение структуры рынка. На рынке больше не было игрока, заинтересованного в ограничении предложения нефти.  

     1934 - 1971

     Следующим шагом к стабилизации и снижению нефтяных цен стало начало добычи нефти в Техасе после открытия Восточно-Техасского месторождения. С октября 1930г. по август 1931г. добыча нефти в Техасе выросла с нуля до более миллиона баррелей в сутки. На начало 1930-х Восточно-Техасское месторождение было крупнейшим из когда-либо открытых. Быстрый рост добычи нефти на нем привел к падению цен и поставил под угрозу нефтяную промышленность других штатов.

     В 1933г. администрация президента Франклина Рузвельта ввела систему квот на добычу нефти для штатов, истинной целью которой было ограничение добычи в Восточном Техасе. В 1937г. система контроля над нефтедобычей была укреплена и усовершенствована.

     В результате правительство США получило беспрецедентный инструмент контроля над нефтяными ценами. Поскольку  производство в Техасе было намного  ниже потенциала, правительство могло  по своему желанию регулировать предложение нефти на рынке, повышая и понижая квоту этого штата. Эти возможности использовались для резкого увеличения производства в период кризисов: во время Второй мировой войны, политического кризиса в Иране 1953г., Суэцкого кризиса 1956г и Шестидневной войны 1967г.

     Политика  правительства США была направлена на стабилизацию предложения нефти  и вела к формированию стабильной и невысокой цены на нефть за счет гибкого предложения.  

     1972 - 2001

     В 1970г производство нефти в США достигло пика и начало снижаться. В марте 1971г. регулятор впервые после Второй мировой войны разрешил добычу нефти в Техасе на уровне 100% от имеющихся мощностей. Правительство США утратило способность гибко регулировать объемы производства нефти. Зато такая возможность появилась у стран Ближнего Востока, которые использовали ее не для стабилизации цены, как правительство США, а скорее в духе железнодорожных монополий 1861-1878 гг., – для ограничения предложения.

     Первым  воспользовался новыми возможностями  ливийский лидер Муаммар Каддафи, который добился в 1970г. изменения условий соглашений правительства с иностранными нефтяными компаниями, угрожая в противном случае национализацией отрасли.

     Вслед за этим другие нефтяные государства  региона пошли на национализацию нефтяного сектора или пересмотрели соглашения с частными нефтяными компаниями, получив право регулировать их объемы производства. Страны-члены ОПЕК воспользовались этим правом во время арабо-израильской войны 1973г., чтобы радикально уменьшить поставки нефти на мировой рынок.

     После 1972г. происходил быстрый процесс индустриализации Восточной Азии. Сначала он затронул Японию, затем перекинулся на Тайвань, Южную Корею, а в последующем – и на Китай. Японский душевой ВВП увеличился, например, с $3 986 в 1960г до $13 428 в 1980г. К 1980г японский ВВП достиг 37% американского. Китай, начавший индустриализацию в 1980-е, наращивал промышленность также быстро, как США в конце XIX в., если даже не быстрее. Китайская доля в мировом промпроизводстве выросла с 0,7% в 1970г до 6,3% в 2000г.5

     В 1973-2001 гг. средние годовые темпы роста азиатского ВВП без учета Японии составляли 5,4%, тогда как в Западной Европе – 2,1%, в США – 3%, а в Японии – 2,7%6. Азия (без учета Японии) продолжает процесс индустриализации.. Это напоминает ситуацию в США столетием ранее.  

     XXI век

     В 2001г. стала наблюдаться все большая либерализация нефтяной торговли, что можно назвать началом четвертого этапа в развитии мирового рынка нефти. Известные теракты 11 сентября серьезнее всего повлияли на общее состояние деловой среды США, поведение американских инвесторов, да и на сознание американского общества в целом. Общий объем ущерба, вызванного этими событиями, сегодня оценивается порядка 60 млрд. долл. Для этого этапа характерны два важнейших обстоятельства: во-первых, изменение нефтяных потоков, связанное с диверсификацией поставок нефти крупнейшими импортерами, и, во-вторых — возросшая роль биржевой торговли и увеличение оборотов «бумажной» нефти.

Информация о работе Мировой нефтяной рынок, современные проблемы