Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 00:33, курсовая работа
М
еждународная валютная система по своей сути является набором неких правил и законов, которые регулируют деятельность центральных эмиссионных банков на внешних валютных рынках. Цель этих правил состоит в облегчении процессов международной торговли таким образом, чтобы все ее участники получали максимально возможную пользу, обеспечивающую эффективность и процветание экономических систем, которые представляет международная торговля. В процессе реализации этой цели на практике международная валютная система должна обеспечить стабильный фундамент для долгосрочного планирования международных торговых отношений и всемерно способствовать искоренению разного рода валютных ограничений и протекционистских мер со стороны отдельных стран и их правительственных органов.
1. Введение._________________________________________________2
2. Международный валютный рынок.____________________________3
2.1. Определение международного валютного рынка._____________3
2.2. Характеристика международного валютного рынка.___________4
2.3. Институты международного валютного рынка._______________5
2.4. Средства обмена.________________________________________6
2.5. Обменный валютный курс.________________________________7
2.6. Неторговые операции.____________________________________8
2.7. Счет движения капитальных средств._______________________8
2.8. Избирательный эффект.___________________________________9
2.9. Влияние обменных валютных курсов на совокупный спрос.____10
2.10. Влияние обменных валютных курсов на совокупное предложение.____11
2.11. Валютная интервенция на международном валютном рынке._________12
2.12. Механизм "валютной интервенции".______________________________12
2.13. Стерилизация._________________________________________________13
2.14. Другие средства и методы воздействия на обменный валютный курс.___14
3. Валютное регулирование.______________________________________15
3.1. Понятие валютного регулирования.__________________________15
3.2. Методы и способы валютного регулирования._________________17
3.3. Виды валютного регулирования.____________________________19
3.4. Валютное законодательство и его источники._________________20
4. Роль МВФ (Международный Валютный Фонд).___________________21
4.1. История возникновения МВФ.______________________________21
4.2. Основные цели и функциональные характеристики МВФ._______22
4.3. Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран.__24
4.4. Формы деятельности МВФ.__________________________________25
4.5. Роль МВФ в регулировании валютно-финансовых отношений.____28
5. Заключение.___________________________________________________29
6. Список литературы._____________________________________________30
Услуги странам-членам МВФ предоставляются в таких формах:
1) Повышение квалификации национальных кадров;
2) Техническая помощь, которую предоставляют эксперты из состава служащих Фонда;
3) Информационное обслуживание. Публикация ежегодных и ежемесячных статистических материалов, издание серий специальных брошюр, и другие виды информационной деятельности.
Наиболее же известной является такая форма деятельности МВФ, как финансирование. МВФ предоставляет финансовую помощь странам-членам в рамках разнообразных механизмов финансирования, которые отличаются в основном типом проблем платёжного баланса, для ликвидации которых они предназначены, и условиями предоставления кредитов.
Непосредственное финансирование осуществляется при помощи таких механизмов, как резервный транш и кредитные транши.
Резервным траншем страны-члена называется превышение её квоты в МВФ над «скорректированной» суммой её валютных ресурсов, которые находятся в фонде на счету общих ресурсов. Резервный транш складывается за счёт части взноса страны-члена в резервных активах (СДР, иностранная валюта, золото) и чистой суммы валютных ресурсов страны-члена, использованных МВФ. Страна-член может считать резервный транш своим резервным активом, который можно мобилизовать в кратчайшие сроки.
Кредитные транши. Согласно принципам своей кредитной политики МВФ предоставляет кредиты в виде четырёх траншей, каждый из которых равен 25% квоты. Покупка кредитных траншей позволяется странам-членам только для финансирования экономических мероприятий, направленных на преодоление проблем платёжного баланса. Обязанности страны-заёмщика, которые предусматривают проведение соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в так называемом «письме о намерениях».
Поэтапное финансирование. Последующие покупки страной-участницей валюты у МВФ рассматривается как использование ею так называемых «граничных кредитных долей». Такое финансирование может осуществляться двумя путями: с использованием механизма резервных кредитов (кредитов «стенд бай») или в рамках механизма расширенного финансирования («расширенные кредиты»).
Соглашения по резервным кредитам или соглашения «стенд бай» обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет автоматически получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную до исчерпания обусловленной договором суммы, в любое время на протяжении действия соглашения, но при условии соблюдения положений договора. Срок действия соглашений о резервных кредитах от одного до трех лет.
Другой формой поэтапного финансирования является предоставление «расширенных кредитов». Её предназначение состоит в предоставлении валютных средств странам-членам с целью финансирования дефицитов их платёжных балансов на более длительное время и в больших размерах, нежели это предусмотрено уставом МВФ в рамках политики обычных кредитных долей (траншей).
Льготное финансирование. Этот термин объединяет два механизма финансирования МВФ, направленные на помощь развивающимся странам, и наиболее бедным странам: механизмы финансирования структурной перестройки экономики (МФСП) и механизмы расширенного финансирования структурной перестройки (МРФСП).
Механизмы финансирования структурной перестройки могут использоваться только 62 развивающимися странами. Для получения кредита в рамках МФСП страна подаёт среднесрочную программу действий в виде доклада о принципах политики. В докладе нужно отметить структурные мероприятия и макроэкономическую политику, которая необходима для нормализации состояния платёжного баланса.
Специализированное финансирование. Согласно терминологии МВФ эта форма кредитования объединяет три механизма:
1) Компенсационного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств;
2) Финансирования буферных запасов;
3) Финансирования системных трансформаций.
Согласно с механизмом компенсационного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств кредиты предоставляются в таких случаях: недополучение экспортных поступлений, чрезмерные расходы на импорт зерна, другие непредвиденные внешние обстоятельства. Этот тип кредита создан для того, чтобы предоставлять странам-членам более широкую защиту от неблагоприятного изменения внешних экономических условий.
По механизму финансирования буферных запасов предоставляется помощь странам-членам с неблагоприятным состоянием платёжного баланса в финансировании взносов в утверждённые международные буферные запасы сырьевых товаров.
Механизм
финансирования системных трансформаций
создан для предоставления помощи странам,
имеющим трудности с осуществлением внешних
платежей вследствие глубинных нарушений
традиционных торговых связей и структуры
платежей, обусловленных переходом от
государственной торговли к рыночной.
Получать помощь в рамках СТФ могут только
те страны, которые находятся на начальных
этапах процесса преобразований и пока
они не могут составить программу, для
реализации которой МВФ мог бы использовать
возможности других механизмов финансирования
.
4.5. Роль МВФ в регулировании валютно-финансовых отношений.
М
ВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.
Если в начале своей деятельности МВФ предоставлял кредиты в основном развитым странам, то примерно с 70-х годов приоритет начал смещаться в сторону развивающихся стран. В 90-е годы для МВФ сложилась новая ситуация, когда в его состав вошла группа бывших социалистических стран со своим характерным комплексом экономических проблем. Предоставление помощи этим странам МВФ обуславливается рядом жестких условий.
МВФ кроме
всего прочего можно
За
время своего существования МВФ
превратился в подлинно универсальную
организацию, добился широкого признания
в качестве главного наднационального
органа регулирования международных
валютно-кредитных отношений, авторитетного
центра международного кредитования,
координатора межгосударственных кредитных
потоков и гаранта платежеспособности
стран-заёмщиков. Одновременно он начинает
играть важную роль в реализации решений
«семерки» ведущих государств Запада,
становится ключевым звеном формирующейся
системы регулирования мировой экономики,
международной координации, согласования
национальных макроэкономических политик.
Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим
мировым валютным институтом, накопил
большой и полезный опыт.
5. Заключение.
В
алютная политика отдельного государства, а также реформирование национальных валютных систем и отношений оказывает воздействие на состояние мировой валютной системы, приводит к серьезным изменениям в ее функционировании. Стабильность мировой валютной системы определяется соответствием принципов ее функционирования структуре мирового хозяйства, интересам ведущих стран, расстановке сил на мировом рынке. При серьезном изменении каких-либо условий происходит крушение прежней валютной системы и создание новой. Мировая валютная система включает международные, кредитно – финансовые и комплекс международно – договорных и государственно – правовых норм, обеспечивающих функционирование валютных инструментов.
От эффективности валютного механизма, степени вмешательства государства и международных валютно-финансовых организаций в деятельности валютных, денежных и золотых рынков во многом зависят экономическое развитие, внешнеэкономическая стратегия промышленно развитых стран.
Рост
значения валютной системы заставляет
промышленно развитые страны совершенствовать
старые и искать новые инструменты
и методы государственно – монополистического
регулирования валютной сферы на
национальном и наднациональном
уровнях.
6. Список литературы.
1) Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Хрестоматия. Москва. 1995 г.
2) Николаева И. П. Экономическая теория. Москва, 19998 г.
3) Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник.- М.: Юристъ,2001.
4) Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2000.
5) Валютный рынок и валютное регулирование / Под ред. И.Н. Платоновой. – М.: БЕК, 1998.
6) Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности: Учебн. Пособие для экон. и юрид. Вузов. - М.: АО ''Консалтбанкир'', 2001.
7) История экономических учений – Учебное пособие для вузов, – Харьков.: НТУ «ХПИ», 2002.
8) Киреев А. Международная экономика. Часть первая. - М.: Международные отношения, 1998.
9) Киреев А. Международная экономика. Часть вторая. - М.: Международные отношения, 1999.
10) Мировое хозяйство и международные экономические отношения: Учебное пособие/ Под ред. А.П. Голикова и др.- Симферополь: СОНАТ, 2003
11) Мазурова Е.К. Роль международных организаций в регулировании глобальных экономических процессов // Весн. Моск. Ун-та. Сер. 6, Экономика.- 2002.
12) Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 2000.
13) Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др.; Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
14) Международные
экономические отношения / Под ред. Е.Ф.
Жукова. - М.: ЮНИТИ, 1999.