Международня миграция рабочий силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Миграция во второй половине ХХ столетия приобрела характер глобального процесса, втянувшего в свою орбиту большинство стран мирового сообщества. Включение России в мировые миграционные процессы явилось одним из социальных следствий системных реформ 90-х годов ХХ в. Реорганизация социально-экономического пространства бывшего СССР объективно способствует становлению России в качестве одного из центров притяжения миграционных потоков, о чем свидетельствует факт возвращения за период 1992–2004 гг. около 7 млн. человек из бывших республик СССР.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ 5
1.1 Методология и исторические этапы изучения международной трудовой миграции 5
1.2 Влияние международной трудовой миграции на мировую экономику 9
1.3 Причины миграции рабочей силы в мировом масштабе 13
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 18
2.1 Влияние миграции на рынок труда 18
2.2 Особенности современной ситуации с миграцией рабочей силы на примере Германии и России 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

Международная трудовая миграция рабочей силы.doc

— 550.00 Кб (Скачать)

     Необходимый миграционный прирост численности  занятых может быть получен: либо за счет временной трудовой миграции (использование труда иностранной рабочей силы), либо за счет миграционного прироста численности населения. И первая, и вторая формы увеличения численности занятых имеют свои плюсы и минусы.

     К плюсам временной трудовой миграции можно отнести: отсутствие необходимости предоставления постоянного жилья семьям работников, минимальна нагрузка на социальную сферу, весьма значительный вклад в производство ВВП (по данным за 2004 год уровень производства ВВП на одного занятого в России был равен 6,0 тыс. долларов).11

     Но  есть и очевидные минусы – временная трудовая миграция практически не влияет на увеличение демографического потенциала, не повышается профессиональный уровень населения, работники в большой степени используются нелегально, значит подпитывается теневая экономика, а зачастую и криминальный бизнес. Объективно экономика страны все больше становится зависимой от предложения рабочей силы извне. При этом конкуренция за иностранную рабочую силу усиливается (дефицит труда испытывают и страны Европы и Америка), а конъюнктура существенно меняется не в пользу России. Есть и другие обстоятельства, которые постоянно трактуются как негативные и на них упорно фокусируется общественное внимание, в частности – заработанные средства вывозятся в страны-экспортеры рабочей силы.

     Исследование  процессов трудовой миграции в России на федеральном уровне установило, что:

     – произошло увеличение численности  иностранных работников осуществляющих свою трудовую деятельность в России, с 213,2 тыс. чел. в 2000 г. до 2425,9 тыс. чел. в 2008 г.;

     – проблема нелегальной трудовой иммиграции является одной из наиболее актуальных для России;

     – масштабы внутренней миграции населения  в России снизились с 3,7 млн. чел. в 1991 г. до 1,93 млн. чел. в 2008 г., таким образом, внутренняя трудовая миграция на современном этапе в России в отличие от развитых стран не является реальным механизмом выравнивания межрегиональной дифференциации уровней социально-экономического развития;

     – мировой финансово-экономический  кризис, обусловивший общее ухудшение социально-экономической ситуации в Российской Федерации, по итогам I полугодия 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года привел к снижению объемов иностранной трудовой миграции на 4,5 % и внутренней миграции населения на 16 %.

     В России, несмотря на наличие большого количества актов-концепций, регулирующих политику страны в сфере миграции на политическом уровне, в действительности единой долгосрочной концепции миграционной политики не существует. Миграционная политика России регулируется хаотичными, разрозненными, идеологически противоречивыми правовыми актами неопределенной юридической силы. В современных условиях элементами эффективной политики России в сфере миграции должны быть: надлежащее законодательное регулирование миграционных потоков; ограничение притока мигрантов из государств, с которыми у России недружественные отношения; постепенный переход на селективный отбор, основанный на принципе приоритета в приеме мигрантов из стран бывшего Советского Союза; осуществление строгого учета потребности России в необеспеченной национальными кадрами квалифицированной рабочей силе; возможности предоставления необходимой работы и постоянного места жительства мигрантам; создание условий для воссоединения семьи; ведение борьбы против нелегальной миграции. Кроме того, представляется верным стимулирование и перенаправление миграционных потоков на Дальний Восток и Сибирь, в малозаселенные территории страны. 
 
 
 
 

 

Заключение 

     Международная трудовая миграция играет всё более  возрастающую роль в экономическом развитии стран. В современном индустриальном мире рост производства товаров и услуг напрямую зависит от наличия необходимого количества квалифицированной рабочей силы, от уровня её квалификации и степени интернационализации. Кроме этого, импорт трудовых ресурсов решает проблему демографического кризиса многих государств.

     Если  в 1960 г. в мире насчитывалось около 3,2 млн. мигрантов, в 2005г. их число оценивалось уже в 191 млн.чел., а в 2008 г. стали говорить о 200 млн.чел.12 И хотя они составляют лишь примерно 3,0% всего мирового населения, темпы роста количества мигрантов увеличиваются быстрее, чем растёт население земного шара: 2,6% ежегодно против 1,9%.

     Со  второй половины ХХ столетия миграционные процессы обрели поистине глобальные масштабы, охватив все континенты планеты, социальные слои и группы общества, различные сферы общественной жизнедеятельности, и сегодня уже никто не оспаривает того положения, что трудовая миграция стала одним из главных факторов экономического развития во всех регионах мира.

     Проведенная работа в области проблем международного разделения труда и государственного регулирования миграции рабочей  силы позволяет сделать следующие  выводы:

  • доказано, что проблема управления миграционными процессами в современной экономике чрезвычайно актуальна, что определяет необходимость государственного регулирования миграции рабочей силы;
  • опираясь на специфические особенности движения трудовых ресурсов, исследованы и систематизированы мотивы, каналы, способы и направления оттока российских трудовых ресурсов за рубеж, и определены макроэкономические последствия оттока трудовых ресурсов из Российской Федерации;
  • сформулированы признаки, условия и пути формирования эффективного механизма регулирования трудовой эмиграции на основании зарубежного опыта государственного регулирования движения трудовых потоков и оценена его эффективность в современной России;
  • учитывая специфические особенности социально-экономического развития Российской Федерации, разработаны методы и способы государственного регулирования миграции рабочей силы, ориентированные на преумножение интеллектуального потенциала страны, сохранение национальной безопасности и обеспечение устойчивых темпов экономического роста.

     Полученные  результаты позволяют не только выявить  проблемы международного разделения труда, оценить их величину и влияние, но и разработать пути регулирования миграционных процессов в современной экономике. Выбор наиболее обоснованного варианта государственного регулирования, в конечном итоге стабилизирует процесс миграции рабочей силы в целом, что в свою очередь будет способствовать повышению эффективности функционирования экономики страны. 
 

 

     

     Список  литературы

  1. Федеральный закон РФ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 г.
  2. Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 90.
  3. Миграция во взаимосвязанном мире: новые направления деятельности. Доклад Глобальной комиссии по международной миграции. М., 2006.
  4. Россия в цифрах. 2009: Краткий статистический сборник / Росстат. – М., 2009.
  5. Байбурина, Э. Р. Противодействие организации незаконной миграции [Текст] : методические рекомендации / Э. Р. Байбурина. –Уфа : УЮИ МВД России, 2010.
  6. Бобылев В.В. Миграционная политика: сущность, структурное строение, основные типы [текст] / В.В. Бобылев // Власть. – 2009. – № 5.
  7. Время жить в России: Из выступления В.Путина на Совете безопасности // Российская газета. 2008 16 марта.
  8. Гаспарян, В.В. Миграция иностранной рабочей силы в российских регионах: прогноз развития в среднесрочный период до 2010 г. / А.Ю. Лукьянова, В.В. Гаспарян // Сегодня и завтра российской экономики: научно-аналитический сборник № 23, 2009 г.
  9. Громыко Г.Л., Смагина И.В. Анализ некоторых аспектов демографического развития Орловской области // Вопросы статистики. № 4. 2007.
  10. Ивахнюк И.В. Новая модель государственного управления международной трудовой миграцией в России //Вестник Московского Университета, Серия Экономика. 2008. – № 4.
  11. Карпова И.В. Внешняя трудовая миграция в России: теория и практика // Экономические науки. - 2008.- № 6.
  12. Кечеруков Р.К Незаконная миграция и миграционная политика России // Труды юридического факультета Ставропольского государственного университета.Вып. 17. Ставрополь: СГУ, 2008.
  13. Кистанкин Д.А., Бровко С.А. Миграционная политика в условиях глобализации мировой экономики // Актуальные проблемы социально-экономических наук: в 2 ч. / под ред. М.М. Горбунова. Саратов; Вольск: ВВВУТ (ВИ), 2008.
  14. Кулаков О.М. К вопросу о «миграционной безопасности» государства / О.М. Кулаков // «Черные дыры» в российском законодательстве. Юридический журнал («Black Holes» in Russian Legislation). – М.,2007. – №3.
  15. Краснов А.Ю. Причины и факторы незаконной миграции населения // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2010. № 2.
  16. Кулаков О.М. Некоторые модели иммиграционной политики национальных государств / О.М. Кулаков // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Сер. «Юриспруденция». – Вып. 66. – Тольятти: ВУиТ, 2007.
  17. Никифоров Ю.Н. Файзуллина А.Р. Миграционные процессы в Республике Башкортостан // Вестник Пермского университета. Серия Политология. Пермь: Изд-во «Пушка», – 2007. – № 1.
  18. Солоненко А.А. Государственная иммиграционная политика: опыт ФРГ // Научный Татарстан. – 2008. - №3.
  19. Шичкин И.А. Особенности трудовой миграции российских граждан [Текст] / И.А. Шичкин // Современная Россия: проблемы социально-экономического и духовно-политического развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Волгоград, 2008.
  20. Фауэр В.В. Факторы миграции формирования населения северных регионов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2010. – №3.

Информация о работе Международня миграция рабочий силы