Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 22:43, курсовая работа
Миграция во второй половине ХХ столетия приобрела характер глобального процесса, втянувшего в свою орбиту большинство стран мирового сообщества. Включение России в мировые миграционные процессы явилось одним из социальных следствий системных реформ 90-х годов ХХ в. Реорганизация социально-экономического пространства бывшего СССР объективно способствует становлению России в качестве одного из центров притяжения миграционных потоков, о чем свидетельствует факт возвращения за период 1992–2004 гг. около 7 млн. человек из бывших республик СССР.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ 5
1.1 Методология и исторические этапы изучения международной трудовой миграции 5
1.2 Влияние международной трудовой миграции на мировую экономику 9
1.3 Причины миграции рабочей силы в мировом масштабе 13
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 18
2.1 Влияние миграции на рынок труда 18
2.2 Особенности современной ситуации с миграцией рабочей силы на примере Германии и России 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
В современных условиях одной из основных проблем стран с рыночной экономикой выступает выход из кризиса и ускорение экономического развития. Рыночная экономика сталкивается с такими острейшими проблемами, как снижение численности трудовых ресурсов, неэффективная занятость. Поэтому трансформация занятости, изменение численности и состава трудовых ресурсов заслуживают пристального внимания в системе управления занятостью населения (рис. 5). Так, по данным Росстата численность экономически активного населения в феврале 2009 г. составила 74,8 млн. человек, или лишь 53 % от общей численности населения страны. По сравнению с 1992 годом численность экономически активного населения сократилась на 0,3 млн. человек (в 1992 году она составляла 75,1 млн. человек). В численности экономически активного населения 67,7 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 7,1 млн. человек - как безработные (рассчитано по методике МОТ)7.
Рис. 5 Коэффициент превышения численности иностранных работников,
осуществлявших
трудовую деятельность в России, над численностью
российских граждан, выехавших на работу
за границей
Рассматривая безвозвратную российскую трудовую миграцию как негативный момент в ходе либерализации международных экономических отношений, следует вместе с тем признать, что временная легальная трудовая миграция (в том числе и интеллектуальная) может быть целесообразной, выгодной для государства и общества при условии, что она не угрожает национальной безопасности России. Такая неоднозначность воздействия миграционных процессов на социально-экономическое развитие стран мирового сообщества определила необходимость их согласованных действий по формированию нового экономического порядка, заключающегося в ускорении экономического роста развивающихся стран и перераспределении мирового дохода в их пользу, включая списание долгов и совершенствование системы поддержки миграционной занятости и роста квалифицированного трудового потенциала.8
Исходя из этого, основываясь на отечественном и зарубежном опыте регулирования миграционных процессов, можно выделить следующие принципы формирования государственной миграционной политики:
Соблюдение указанных принципов позволяет, во-первых, определить приоритеты регулирования миграционных процессов, во-вторых, сбалансировать движение трудовых ресурсов и минимизировать потери страны-экспортера рабочей силы, в-третьих, обеспечить сохранение национальной безопасности стран мирового сообщества.
Комплекс мер регуляторного характера в сфере миграции имеет большое количество вариантов в зависимости от уровня экономического развития страны-реципиента, от конкретно-исторических обстоятельств, от характера отношений с властями стран-доноров и от множества других факторов, каждый их которых может и не быть определяющим при выборе приоритетов этой политики, но в совокупности оказывающих мощное воздействие на формы и применяемые инструменты.
В целом, выделены следующие инструменты регулирования:
Практика регулирования миграции в развитых странах, как правило, благоприятствует въезду высокообразованных специалистов, а также некоторых групп квалифицированных рабочих, пользующихся повышенным спросом, отдавая все большее предпочтение их временной работе перед постоянным жительством. При этом она оставляет ниши и для временных, в том числе сезонных, неквалифицированных работников. Приток коммерческих иммигрантов, обладающих капиталом и ориентированных на предпринимательство и инвестирование, поощряется.
Страны
ЕС в настоящее время находятся
в процессе поиска золотой середины между
разрешительными и ограничительными мерами
миграционного контроля. В частности,
правительство Великобритании вводит
новую иммиграционную балльную систему,
аналогичной тем, которые уже действуют
в Канаде, Австралии и Новой Зеландии.
А Швеция с 15 декабря 2008 г. - вопреки всем
европейским традициям и тенденциям, несмотря
на экономический спад и рост безработицы,
- полностью открыла свой рынок труда для
иностранных рабочих любой квалификации
и отменила все квоты.
2.2 Особенности современной ситуации с миграцией рабочей силы на примере Германии и России
Германия, одна из стран-основоположниц Европейского Сообщества, является государством с наиболее выраженными миграционными процессами среди государств-членов ЕС. При этом сама модель миграционной политики и процесс ее формирования в ФРГ являются во многом типичными для европейских стран, обнаруживая много схожих черт и особенностей.9
Начало массового притока иммигрантов в Западную Германию происходило благодаря программам привлечения гастарбайтеров для восстановления экономики в послевоенное время. Это заложило основы для притока большого числа иммигрантов по линии воссоединения семей в 1970-е и беженцев в 1980-е годы.
Формирование миграционной политики ФРГ происходило на протяжении следующих основных этапов:
1. первый этап (1955-1973 гг.) характеризуется началом притока иностранных граждан на территорию Германии, в основном путем рекрутирования рабочей силы из-за рубежа;
2. на втором этапе (1973-1980 гг.) были свернуты программы рекрутирования, и возникла необходимость проведения мер по интеграции иммигрантов.
3. третий этап (1981-1990 гг.) определяется переориентацией миграционной политики с целью сокращения количества иммигрантов в стране, развития программ поддержки добровольной репатриации иностранных граждан;
4. на четвертый этап (1991-1998 гг.) приходится начало формирования миграционной политики объединенной Германии, происходят попытки реализации интеграционной политики в контексте мультикультурализма, происходит окончательное осознание того факта, что Германия является страной иммиграции;
5. начало пятого этапа (с 1998 г. – по настоящее время) ознаменовалось официальным признанием ФРГ страной иммиграции, отказом от прежнего принципа права крови и конституционного закрепления права почвы, а также пересмотр концепции интеграционной политики в отношении иммигрантов.
На сегодняшний день государственная миграционная политика ФРГ характеризуется в целом как типичная для большинства европейских стран иммиграции: довольно жесткие оградительный меры на пути внешней миграции сочетаются с тенденцией либерализации интеграционной политики в отношении уже проживающих на территории государства иностранных граждан. Это выражается как и в применении права почвы и некоторого облегчения условий и процедур получения гражданства для иммигрантов, так и в мерах по социально-политической интеграции иностранного населения.
Так, следует отметить довольно высокие показатели Германии в сравнении в другими государствами ЕС в сфере политических свобод и политического участия мигрантов, что является важной частью интеграционной политики в целом, поддерживая, с одной стороны, мигрантские субкультуры, и предотвращая, с другой стороны, их трансформацию в контркультуры. Все эти меры, с учетом перспектив дальнейшего развития государственной миграционной и, в том числе интеграционной, политики, могут в высокой степени гарантировать политическую стабильность государства в контексте иммиграционных процессов.
Большой проблемой политики западных государств в отношении мигрантов стало, и то, что некоторые из них (в первую очередь - Бельгия, Великобритания, Германия, Франция) еще в 70-х годах прошлого века проигнорировали возможность появления угрозы со стороны миграционных анклавов, постепенно набиравших силу и влияние.
Между тем, это проблема в настоящее время выливается в социальные, демографические, национальные, расовые конфликты между титульными нациями и миграционными общностями.
Опыт зарубежных государств для России может и должен быть ориентиром при проведении отечественной миграционной политики. В первую очередь для России было бы целесообразным и «полезным», с учетом местных условий, введение таких уже испытанных на практике составляющих миграционной политики, как уменьшение сроков натурализации; квотирование иностранцев на рабочие места и применении балльной системы оценки квалификации и соответственно оплаты труда, выполняемой иностранцем.
Обоснование целей
С 2006г. начинается устойчивое сокращение трудоспособных контингентов, которое обусловлено резким падением рождаемости, наблюдаемое с начала девяностых годов ХХ столетия: в 2010 г. численность населения в трудоспособном возрасте станет меньше на 3,6 млн. человек по сравнению с 2006г.
Как известно, необходимый объем производства ВВП может быть достигнут двумя путями: ростом занятых или альтернативным ростом производительности труда. Ежегодный рост производительности труда в экономике России даже на 5% может обеспечить прирост ВВП к 2010 году лишь на 40%. Следовательно, численность занятых должна быть увеличена на 60% и составить 103,5 млн. человек. Эта цифра превышает самый благоприятный вариант прогноза численности трудоспособного населения Росстата на 24,3 млн. чел. Чтобы удвоить производство ВВП без роста численности занятых ежегодный темп прироста производительности труда должен составить 9% - что мало реально. В противном случае, при прогнозируемой численности населения, доля занятых в общей численности населения должна составить 75% (реально возможная доля - не более 60%).10
Эти
расчеты доказывают, что решение
социально-экономических задач