Методы экономических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть и изучить методы экономической теории и специфику экономических исследований.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Рассмотреть специфику экономических исследований.
- Изучить методы исследования.
- Ознакомиться с экономическими законами и категориями.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Специфика методов экономических исследований…………........5
2. Методы экономических исследований и основные стадии познания………………………………………………………………...7
2.1. Диалектический метод как основа познания экономической действительности. Причинно-следственные и функциональные взаимосвязи…………………………………………………………….7
2.2. Инструментарий научного исследования: метод познания и изложения, историческое и логическое, абстракция и конкретность, индукция и дедукция, анализ и синтез, количественное и качественное……………………………………………………………9
3. Экономические законы, принципы и категории…………………18
Заключение……………………………………………………………30
Список использованной литературы………………………………..32

Работа содержит 1 файл

ВСЯ КУРСОВАЯ.ГОТОВОЕ.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

     Второй тип - законы, действующие в нескольких общественно-экономических формациях и отражающие внутренние, необходимые, устойчивые и существенные связи, свойственные нескольким технологическим способам производства в их взаимодействии с некоторыми однородными элементами различных общественных форм. Это особые экономические законы. Например, законы товарного производства: стоимости, спроса и предложения и др.

     Третий тип - специфические экономические законы, действующие только в пределах одного общественного способа производства. Важнейший из них - основной экономический закон, выражающий наиболее глубинные связи между производительными силами и производственными отношениями, отношениями собственности во взаимодействии с развитием производительных сил, а также основную цель общественного способа производства. К таким формационным законам можно, например, отнести закон капиталистического накопления.

     Четвертый тип - законы, действующие лишь на одной из стадий (восходящей или нисходящей) общественного способа производства (например, закон зарождения монополии из концентрации производства). Так, на государственно-корпоративной стадии постиндустриальной эволюции расширяется сфера действия закона планомерности экономического развития.

Элементами содержания закона выступают:

1. стороны причинно-следственной  связи;

2. сам процесс взаимодействия  между данными сторонами;

3. формы взаимодействия  между ними;

4. результат этого  взаимодействия.

     Усложнение  экономической жизни и переплетение  хозяйственных связей, увеличение  воздействующих факторов приводят  к тому, что традиционные экономические  законы модифицируются и нейтрализуются, проявляясь как тенденции развития данного периода или конкретной исторической эпохи.

     В обществе действует система экономических законов. Они взаимосвязаны между собой. Различают следующие экономические законы:

     Всеобщие законы - действующие на всех ступенях развития человеческого общества, во всех общественно-экономических формациях:

  • Закон возвышающихся потребностей;
  • Закон общественного разделения труда;
  • Закон повышения производительности труда и др.

Общие Экономические  законы - действуют при наличии  общих социально-экономических условий (товарно-денежные отношения):

  • Закон стоимости;
  • Закон спроса и предложения;
  • Закон денежного обращения и др.

     Далее рассмотрим  несколько подробнее некоторые  экономические законы.

Закон стоимости.

     Закон стоимости  предполагает формирование у каждого отдельного товаропроизводителя индивидуальных затрат труда и ресурсов и, соответственно, формирование индивидуальной стоимости и индивидуальной цены, однако рынок признает не эти индивидуальные стоимости и, соответственно, цены, а стоимости и цены общественные, рыночные, в основе которых лежат общественно необходимые затраты труда.

     Закон стоимости  имеет объективный характер, однако, эту объективность нельзя понимать  в том смысле, что никакие внешние  факторы не в состоянии влиять  на рыночные цены. Конкретные формы и уровни рыночных цен испытывают на себе влияние самых различных факторов, а не только влияние общественно необходимых затрат труда.

     Закон стоимости  есть закон цен, ибо внешней  формой проявления стоимости  являются цены. Стоимость - это содержание рыночных отношений между участниками рынка, цена - форма этого содержания. Закон стоимости и внутриотраслевая конкуренция формируют отраслевые уровни рыночных цен. Индивидуальные цены могут не совпадать с отраслевым уровнем цен, поэтому товаропроизводители одной отрасли получают различные величины прибыли на единицу капитала. Закон стоимости и межотраслевая конкуренция формируют межотраслевые рыночные цены производства. Товаропроизводители различных отраслей получают на единицу капитала различные величины прибыли, что ведет к переливу капитала и формированию цен производства, которые обуславливают получение равной прибыли на равные капиталы.

     Сумма цен  производства в масштабе общества  равна сумме стоимостей, перераспределение  стоимости в результате перелива капитала отражает учет затрат капитала, однако общий уровень цен производства и их изменение в конечном счете предопределяются уровнем и изменением рыночной стоимости, уровнем и изменением общественно необходимых затрат труда.

     Функции  закона стоимости. Закон стоимости  выполняет следующие функции:

     Первая  функция - осуществление учета  общественного труда через формирование  общественно необходимых затрат  труда.

     Вторая  функция состоит в том, что  закон обеспечивает распределение труда между различными сферами производства. Через механизм колебаний рыночных цен вокруг стоимости происходят перелив и перемещение факторов производства из одних отраслей национальной экономики в другие, регулируется соотношение между выпуском различных товаров.

     Третья  функция - стимулирующая. Закон  стоимости стимулирует снижение  производственных затрат. Если индивидуальные  затраты труда превышают общественно  необходимые, то для того, чтобы  не разориться, товаропроизводитель  обязан снижать величину этих затрат. Предприниматели стремятся производить продукцию с меньшими индивидуальными затратами труда, что при данных ценах обеспечивает ряд экономических преимуществ - ускорение реализации товаров, больший доход и прибыль. А, как известно, прибыль - объективный стимул развития производительных сил на базе ускорения научно-технического прогресса.

     Четвертая  функция - распределительная, когда  с помощью цен осуществляется  распределение и перераспределение  общественного продукта между  регионами, предприятиями.

     Пятая функция  закона стоимости заключается  в том, что на его основе  происходит дифференциация товаропроизводителей. Индивидуальные затраты труда  у товаропроизводителей неодинаковы.  При продаже товаров товаропроизводители,  у которых они ниже общественно необходимых, окажутся в выгодном положении - получат дополнительный доход. И наоборот, те из них, у кого индивидуальные затраты выше общественно необходимых и они не в состоянии возместить свои затраты труда, несут убытки, нередко подвержены банкротству, разоряются.

     Таким образом,  закон стоимости:

  • Стимулирует тех производителей, у которых индивидуальные затраты труда ниже общественно необходимых.
  • Обуславливает дифференциацию товаропроизводителей в зависимости от соотношения их индивидуальных трудовых затрат с общественно необходимыми.
  • Стимулирует снижение затрат.
  • Регулирует распределение труда по сферам производства.
  • Проявляется как закон цен - в основе цен лежит стоимость. Его функции осуществляются как при равенстве цены со стоимостью, так и при их расхождении
  • Создаёт основы стоимостного или рыночного механизма регулирования пропорций производства.

     Действие  закона стоимости нельзя абсолютизировать, ибо его роль в рыночной  системе хозяйствования имеет  ограниченный характер. Этот закон достаточно убедительно объясняет экономические мотивы поведения товаропроизводителя, продавца. Но, оставаясь в рамках действия только этого закона, трудно, а в ряде случаев невозможно объяснить экономическое поведение другого субъекта рынка - покупателя, потребителя. В самом деле: товаропроизводитель при продаже своего товара хотел бы продавать его по такой цене, которая полностью возместила бы все его затраты и принесла максимум прибыли. Следовательно, вся логика его поведения предопределена требованиями закона стоимости. В ином положении оказывается потребитель товара: покупателя мало или вовсе не интересуют затраты производителя на данный товар, его экономический интерес в том, чтобы цена была низкой, качество товара высоким. Но, самое главное в том, что покупатель ценит или не ценит потребительские качества товара, его полезность, нужность или ненужность его для себя. Поведение этого субъекта рынка требованиями закона стоимости объяснить невозможно. Здесь требуется знание другого закона рынка - закона спроса и предложения.

Закон спроса.

     Фактически  он звучит так: чем цены выше, тем спрос ниже и наоборот, чем цены ниже, тем спрос выше. Таким образом, главным фактором  который оказывает влияние на  спрос, является цена.

     На спрос  также оказывают влияние неценовые факторы:

1. Доходы

2. Наличие данного  товара на рынке (дефицит).

3. Психология покупок  и вкусы потребителей.

4. Эффекты ожидания: рост  или снижение цен

5. Наличие на рынке  товаров-заменителей (субститутов).

6. Наличие на рынке  дополняющих друг друга товаров (комплиментарных).

     Все неценовые  факторы рассматриваются в экономике  не в динамике, а в статике,  т.е. постоянными. Это означает, что ни один из этих факторов  не может оказать на спрос  такого решающего влияния как  цена. Поэтому употребляется термин "при прочих равных условиях".

     Однако  спросу "противостоит" такое понятие  как "предложение".

"Предложение" - это  обобщающий термин, характеризующий  поведение фактических и потенциальных  продавцов товара.

     Объем предложения  товара - это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период (например, день или год). Объём предложения зависит от цены товара и других факторов, прежде всего от цен используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственных технологий.

     Термины  "спрос" и "предложение"  характеризуются теорией спроса  и предложения. Суть этой теории  сводится к следующему - стоимость,  или цена товара определяется  не затраченным на его производство  трудом, а исключительно спросом и предложением. Согласно этой теории, если спрос превысит предложение, то стоимость товара повысится, а когда увеличится предложение при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится. Сторонниками теории спроса и предложения были: французский экономист Ж. Б. Сей и английский экономист Г.Д.Маклеод. Математическое выражение теории спроса и предложения встречается у Л.Вальраса. Этой теории придерживались также представители австрийской школы - К.Меигер, Э.Бём-Баверк, Ф.Визер. Английский экономист А.Маршалл пытался соединить теорию спроса и предложения с теорией предельной полезности и теорией издержек производства. Американский экономист П. Самуэльсон это соединение называл оптимистическим неоклассическим синтезом.

Закон денежного  обращения.

     Закон денежного обращения выражает объективную связь между количеством бумажных денег, находящихся в обращении, и уровнем цен. Закон гласит, что покупательная способность денег прочна, если их количество соответствует потребностям рынка в определенной массе денег. Эта масса прямо пропорциональна сумме цен на товары и платные услуги и обратно пропорциональна скорости обращения денег.

     Так же  существует еще множество других  экономических законов, например: закон падения эффективности  дополнительных затрат факторов производства, закон накопления, и. т. д.

 

 

Экономические категории.

 

     Экономические  категории - это теоретическое  выражение, мысленные формы реально  существующих производственных  отношений, экономических явлений  и процессов.

     Экономическая  категория - это логическое понятие, отражающее в абстрактном виде наиболее существенные стороны экономических явлений, процессов, механизмов. Абстракции, отражающие реальность, имеют свой жизненный цикл. Они могут уходить из научного обращения, могут возвращаться в зависимости от того ,насколько они актуальны, т.е. насколько интенсивно протекают процессы реальной действительности, которые они отражают .

     Они отражают  в экономической теории не  только определенную сторону  системы производственных отношений,  но и ее связь с соответствующей стороной системы производительных сил. Содержанием последних выступает отношение человека к природе, их взаимодействие. Вещественным содержанием каждой экономической категории является отдельная сторона такого отношения к природе. Поэтому в любой экономической категории отражается диалектическое взаимодействие социально-экономических отношений между людьми (отношений собственности, общественной формы труда) с организационно-производственными и технико-трудовыми связями, с вещественной формой процесса труда, с отношением человека и природы. Игнорирование производительных сил, процесса труда как такового означало бы, что вне круга вопросов экономической теории остается рассмотрение категорий "содержание труда", "рабочая сила", "потребительная стоимость", "процесс труда" и т. п.

     Экономические  категории более подвижны, изменчивы,  чем экономические законы. Для  экономических законов характерна  более высокая степень познания  человеком связей явлений и  процессов, получающих отражение в соответствующих категориях. Иначе говоря, внутренне необходимая, устойчивая, существенная связь между экономическими явлениями и процессами, выражаемая с помощью экономических законов, отражается во взаимосвязи определенных экономических категорий. Каждый закон как бы группирует вокруг себя определенное количество (в зависимости от его сложности) "обслуживающих" его экономических категорий.

     Поскольку  экономические категории являются  теоретическим выражением отдельных  сторон производственных отношений в их взаимодействии с развитием производительных сил, а также некоторых экономических явлений и процессов, то изменение последних (например, модификация отношений собственности) приводит к эволюционному развитию содержания экономических категорий.

Информация о работе Методы экономических исследований