Диалектический
метод предполагает ответы на
такие вопросы: Почему данное
явление возникло? Как оно будет
развиваться? И почему рано
или поздно на смену ему приходит новое явление?
Суть диалектики в том, что “все течет
- все изменяется” [7, с.8]
В системном
виде диалектический подход был
разработан в конце 18 - начале
19 веков немецкой классической
философией (прежде всего Г. Гегелем
(1770- 1831)), а затем получил развитие в форме
материалистической диалектики у К. Маркса,
впервые применившего диалектический
подход в политической эконмии.[9, с.46]
Диалектический
подход нацеливает на выявление
глубинных причинно - следственных
связей, скрытых на поверхности. Он разграничивает
сущность и явление, содержание и форму,
необходимость и случайность, возможность
и действительность, вскрывая тем самым
подлинный характер взаимосвязей в рамках
того или иного предмета.
Диалектика
делает акцент на процессах развития, показывая их
закономерный характер. Развитие трактуется
через призму трех основных законов диалектики:
перехода количества в качество и наоборот,
единства и борьбы противоположностей,
отрицания отрицания.
При изучении
хозяйственных процессов авторы, например, экономикс
признают наличие противоречий в разных
областях хозяйственной деятельности.
Так, профессора К. Макконнелл и М. Брю
пишут: “Не существует экономических
систем без слабостей и недостатков”.
Исходя из этого, они доказывают как необходимость,
так и “несостоятельность” государственного
сектора экономики, приводят доказательства
в пользу равенства в распределении доходов
и против равенства, выставляют аргументы
«за» рынок и «против» рынка. [6, с.16]
Важнейшим
принципом движения, внутренним импульсом
развития признается диалектическое противоречие.
Диалектический метод отражает противоречия
в их неразрывном единстве. Это позволяет
на практике избежать односторонних и
ошибочных решений, объединять в целостность,
казалось бы, несоединимые стороны явления.
Поэтому в хозяйственной деятельности
возникают различные формы, позволяющие
находить компромисс (соглашение между
различными сторонами, достигаемое путем
уступок).
Диалектический
подход использует два основных
специфических метода познания реального
мира(они трактуются как методы диалектической
логики в отличии от формально - логических
методов) - метод восхождения от абстрактного
к конкретному и метод единства исторического
и логического.
2.2. Инструментарий
научного исследования: метод познания
и изложения, историческое и логическое,
абстракция и конкретность, индукция и
дедукция, анализ и синтез, количественное
и качественное.
Экономическая
теория изучает отношения и
закономерности, складывающиеся в
процессе экономического роста при ограниченных
ресурсах, необходимых для жизни и развития
общества. Специфика предмета предполагает
специфику методологии и методов исследования.
Методология
экономической теории – это
совокупность способов и приемов
познания экономических явлений и процессов.[3,
с.5]
Методология основывается
на методах. Метод – это
совокупность приёмов, способов,
принципов, с помощью которых
определяются пути достижения
целей. Если предмет науки и
ее методология характеризуются
тем, что исследуется, то метод –
как исследуется. Одно вытекает из другого.
От правильно принятого метода зависит
реальность результатов. В экономической
теории применяются различные методы
познания: позитивный, нормативный, научная
абстракция, индукция и дедукция, анализ
и синтез и др.[10, с.34]
Метод познания
и изложения.
Экономическая
теория в большей своей части
пользуется общенаучными методами
исследования. Метод экономической
теории представляет собой совокупность
способов, приёмов познания экономических
отношений людей и воспроизведение их
в системе экономических категорий, принципов,
законов, моделей. При этом экономические
процессы и явления рассматриваются как
в статике, так и в динамике. Взятые в непрерывном
движении и развитии, в переходе от одного
качественного состояния в другое, они
анализируются с целью выявления и разрешения
(снятия) противоречий. Конкретизируя
научные выводы в виде тех или иных рекомендаций,
экономическая теория выполняет практические
функции по разработке основ экономической
политике государства.
Приступая к изложению
методов экономической теории, необходимо
в первую очередь остановиться
на методе познания и изложения.
Задача метода познания состоит
в проникновении и раскрытии
сущности экономических процессов
и явлений. Это достигается путём
движения мышления от конкретного к абстрактному
и от абстрактного к конкретному. Схематично
процесс познания можно представить в
следующем виде (рис.1):
Рис.1 Процесс познания [2, с.52]
На стадии живого
созерцания происходит сбор фактов, фиксирующих
внешние проявления различных сторон
экономических процессов. На этой стадии
познания вырабатывается чувственно-наглядное
представление об экономических явлениях,
их отдельных свойствах. В данном случае
мышление носит конкретный характер, оно
выступает в таких формах чувственного
созерцания, как восприятие, представление
об окружающей нас экономической действительности.
Научные абстракции.
Существенные
связи между двумя явлениями
или отдельными сторонами одного и того же явления, закономерности
их развития находят своё выражение в
системе понятий, суждений, умозаключений,
т.е. в формах абстрактного мышления. В
процессе теоретического познания путём
мышления вырабатываются научные абстракции,
или обобщённые понятия, отвлечённые от
конкретных явлений, но отражающие их
основополагающие, сущностные черты и
свойства. В результате на стадии абстрактного
мышления вырабатывается идеальная действительность,
т.е. образная её модель, сформулированная
в научных абстракциях: экономических
категориях, принципах, моделях, законах.
Таким образом, на стадии абстрактного
мышления мы получаем мысленно представляемую,
а не реальную действительность, ибо последняя
настолько богата и многообразна, что
её просто невозможно описать с помощью
какой-либо идеальной модели. При этом
главное заключается в том, что в этом
нет никакой необходимости, ибо наша «обеднённая»
идеальная модель призвана отразить в
себе лишь то существенное, что свойственно
изучаемой нами экономической действительности.
Идеальная и
реальная действительность.
Итак, получив
идеальное, мысленное представление
об изучаемом экономическом процессе
или явлении, мы вынуждены сопоставить
его с конкретной хозяйственной
действительностью. Таким образом,
происходит возвращение к покинутой нами созерцаемой действительности,
о которой уже знаем гораздо больше, нежели
когда впервые с ней столкнулись в начале
процесса познания. Из хаотичного нагромождения
конкретных деталей и нюансов изучаемой
экономической действительности она превращается
в упорядоченную, систематизированную
действительность. Эту идеальную модель
мы как бы «примеряем» к хозяйственной
практике с целью определить, насколько
она отвечает требованиям последней. Раскрытая
сущность (категории, принципы, законы)
получает форму знания, подтверждённого
практикой и, следовательно, являющегося
истинным. И тем не менее не стоит во всём
уповать на реальность. Это обусловлено,
во-первых, степенью идентификации восприятия
самой реальности, во-вторых, той крайностью,
в которую мы иногда впадаем, отторгая
идеальность как способ существования
реальности.
Иллюстрация метода
абстрагирования.
Для наглядности
рассмотрим процесс познания
при выработке такой экономической
категории, как труд. Предположим,
что мы первые исследователи трудовой деятельности, когда в научном
обороте просто не существовало понятия
«труд». Как бы давно или недавно это ни
было, мы всегда столкнёмся с весьма разнообразной
деятельностью людей. Конкретные виды
деятельности мало имеют общего между
собой. Во-первых, люди обладают определёнными
знаниями и опытом в отличных друг от друга
сферах деятельности. Во-вторых, они используют
в своей деятельности совершенно различные
инструменты. В-третьих, у них разные объекты,
на которые направлена их деятельность.
В-четвёртых, результатом их деятельности
являются существенно отличающиеся друг
от друга продукты.
Очевидно, для раскрытия
сущности трудовой деятельности
людей необходимо отвлечься от
многообразия, красочности или неприглядности
трудовой деятельности и сосредоточиться
на том, что объединяет все её виды. Итак,
первое, на что следует обратить внимание,
- это то, что все люди вполне осознанно,
а не инстинктивно занимаются своей деятельностью.
Отсюда первая черта - это сознательность.
В то же время осмысленная деятельность
направлена непременно на достижение
вполне определённой цели - производство
тез или иных благ.
Поэтому ещё раз
отметим, что труд – это
сознательная, целесообразная деятельность
человека, направленная на производство
тех или иных благ с целью
удовлетворения своих потребностей. Эта
научная абстракция в форме экономической
категории подтверждается хозяйственной
практикой. Следовательно, практика установила
истинность нашего умозаключения.
Метод изложения.
Итак, мы
рассмотрели метод исследования, который направлен на раскрытие
сущности экономических явлений и процессов.
Он включает весь путь познания: движение
от конкретного к абстрактному и от абстрактного
к конкретному. Метод изложения имеет
дело с уже выработанными понятиями и
теоретическими положениями, поэтому
для него теряет всякий смысл повторение
пути процесса познания. Метод изложения
призван полученные результаты исследования
воспроизвести в логически стройной и
непротиворечивой системе экономических
категорий, принципов, законов.
Однако
в ходе изложения возможно
появление определённых сомнений,
противоречий, нестыковок между
отдельными научными результатами
исследования, которые могут породить
новые гипотезы либо желание
удостовериться в истинности
имеющихся утверждений, либо стремление уточнить данное научное
положение. В этом своём проявлении метод
изложения выступает в качестве составляющей
метода исследования. Причём такого рода
исследование часто ограничивается уровнем
абстрактного мышления и получает как
бы самостоятельное значение.
Метод единства
логического и исторического.
Важное
место в исследовании экономических
явлений и процессов занимают
исторический и логический метод.
Они не противостоят друг другу,
а применяются в единстве, поскольку
исторически исходный пункт исследования совпадает, в общем
и целом с исходным пунктом логического
исследования. Здесь подробное изучение
социально-экономических процессов в
их исторической последовательности сопровождаются
логическими обобщениями, то есть оценкой
этих процессов в целом и общими выводами.
Например, детальное исследование конкретного
хода и особенностей строительства социализма
в ХХ веке в разных обществах - это исторический
подход. А выводы на его основе (о неэффективности
экономики в соцстранах, о повседневной
утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах
и пр.) – подход логический.
Экономическая
теория и практика убедительно
показывают, что полностью несостоятельны
все попытки рассматривать экономику
как нечто исторически неизменяющееся.
Напротив, экономические принципы и законы по-разному действуют
в зависимости от фактора времени (в краткосрочном
и долгосрочном периодах).
Однако
исторический подход к анализу
хозяйственной деятельности таит
в себе и существенные недостатки.
Обилие описательного материала и частных исторических подробностей
может затруднять теоретическое изучение
экономики. Подобным путем не удается
четко выявить типические черты систем
производства. Преодолеть эти недостатки
помогает логический метод.
Логический
метод позволяет применить законы и формы правильного мышления.
С их помощью достигается истинность высказываемых
суждений и умозаключений.
Логический
метод помогает глубже понять
причинно - следственные зависимости
в экономике. Люди не всегда
замечают, что между хозяйственными процессами существуют определенные
объективные связи. Последние изменяются
во времени и в пространстве с естественной
последовательностью, которую можно назвать
объективной логикой (внутренней закономерностью
развития хозяйственных явлений). Если,
скажем, по какой-то причине приостанавливается
добыча нефти, то это с неизбежностью влечет
за собой множество нежелательных последствий:
прекращают работать нефтеперерабатывающие
заводы, предприятия нефтехимии, не производится
моторное топливо, отключаются тепловые
электростанции и т.д.
Чтобы помочь хозяйственному
развитию освободиться от стихийных
сил или, по крайней мере, уменьшить
их разрушительные последствия,
экономическая наука стремится
как можно полнее и глубже
познать объективную логику хозяйственного
развития в масштабе каждого предприятия,
страны и всего мира. Полученные теоретические
и практические выводы используются для
прогнозирования и улучшения управления
хозяйством.
Индуктивный и дедуктивный
методы.
Индукция
и дедукция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных
способа рассуждения.
Индукция.
Индукция
представляет собой исследование,
при котором познание действительности
совершается в процессе выработки
единичных утверждений, обеспечивающих
возможность сделать обобщающие выводы и сформулировать
общие положения. Индукция характеризуется
познанием действительности путем движения
от конкретного к абстрактному. А, как
известно, на уровне абстрактного мышления
вырабатываются экономические категории.