Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:17, курсовая работа
Цель исследования определяет постановку следующих основных задач:
рассмотрение объекта т предмета исследования макроэкономики;
изучение основных вопросов макроэкономики;
определение основных методов макроэкономического исследования;
анализ теоретических основ и функций современной макроэкономики.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА……………………………………………………………………...... 5
1.1. Объект исследования макроэкономики……………………………………. 5
1.2. Предмет изучения макроэкономики ………………………………………..8
1.3. Теоретические основы и функции современной макроэкономики ……..11
2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ
МАКРОЭКОНОМИКИ …………………………………………………………19
2.1. Общеэкономические методы исследования макроэкономики ………….19
2.2. Специфические методы исследования макроэкономики.
Методологические особенности макроэкономического анализа ……………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………... 33
4. Статистический подход к анализу состояния национальной экономики, предполагающий использование, оперирование данными национальной и международной статистики. Как правило, речь идет об укрупненных данных, характеризующих, например, величину валового национального продукта, или национального дохода, денежную массу и т.д. Статистика помогает особенно отчетливо видеть динамику национальной экономики.
5.
Социально-экономический
6.
Подход к национальной
7.
Выделение государства как
Учет отмеченных особенностей позволяет обозначить предмет макроэкономики как науки. Предметом макроэкономики является система возникающих на уровне национальной экономики экономических отношений и связей, определяющих ее состояние и взаимодействие с мировым хозяйством
Многие экономисты сводят предмет макроэкономики к трем проблемам, вытекающим из ее основного определения: к занятости, инфляции и экономическому росту. Другие доводят количество основных макроэкономических проблем до 2-3 десятков. Однако следует вспомнить великого Аристотеля, который призывал искать во всем «золотую середину» и избегать крайностей.
Поэтому выделим семь макроэкономических проблем или макроэкономическую «великолепную семерку»:
В самом общем виде содержание курса макроэкономики сводится к раскрытию семи вышеупомянутых проблем.
Вместе с тем следует иметь в виду, что объект исследования макроэкономики постоянно трансформируется, поэтому меняется и круг макроэкономических проблем, требующих все нового осмысления. В отличие от микроэкономики, предмет исследования которой весьма стабилен (и структура учебников довольно устоявшаяся), макроэкономику нельзя считать вполне определившейся наукой. Существует множество разнообразных школ, трактующих экономические явления неоднозначно. И хотя в мире макроэкономической науки по-прежнему доминирует англосакское направление, в последние десятилетия существенно укрепляются позиции и авторитет ученых Германии, Франции, Италии, Нидерландов, Швеции, Японии, Китая и ряда других стран. Наблюдаются попытки создания и отечественной макроэкономической науки.
Специфика
предмета макроэкономики объясняет и
особенности метода ее изучения.
Макроэкономика,
как и любая другая наука, обладает не
только специфическим предметом, но и
особым методом исследования.
Слово «метод» буквально означает «путь к чему-либо», совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Это система предписаний и принципов, которые ориентируют исследователя в решении конкретных задач.
Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и двигаться к цели кратчайшим путем. Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы окружающей действительности, а с другой - выступает как средство последующего познания.
Таким образом, метод одновременно является результатом процесса исследования и его предпосылкой. Метод разрабатывается на основе определенной теории, сохраняя свойства и законы изучаемого объекта, он несет на себе отпечаток целесообразной деятельности познающего субъекта. Человек - центр всей методологии. Метод существует в диалектике субъективного и объективного при определяющей роли последнего. Метод изменяется в соответствии с предметом познания. Истинность метода всегда обусловлена содержанием предмета (объекта) исследования [14, с. 14].
Если предмет научной дисциплины отвечает на вопрос, что она изучает, то метод, - как изучают эту науку.
Под методом понимается совокупность способов, приемов, форм изучения предмета данной науки, т. е. конкретный инструментарий научного исследования.
Макроэкономика, как и другие науки, использует как общие, так и специфические методы изучения.
К общенаучным методам относятся:
Диалектический метод требует рассмотрения макроэкономических явлений и процессов в их непрерывном движении, взаимосвязях и взаимозависимостях, когда накопление количественных изменений влечет за собой изменения качественные, а источником восходящего развития является единство и борьба противоположностей. Диалектический метод реализуется благодаря многим более конкретным подходам. Например, генетический подход предусматривает исследование возникновения и становления макроэкономического явления или процесса, а также выведение его каждого последующего состояния из предыдущего. Причинно-следственный подход предполагает обязательность определения причин и следствий макроэкономических явлений и процессов (объектов). Например, в конкретных экономических условиях взаимодействия инфляции и безработицы необходимо выяснить их общие причины и последствия, а также точно ответить на вопрос: "Безработица является причиной инфляции или наоборот?"
В отличие от диалектического, метафизический метод требует концентрации внимания на статическом состоянии объекта макроэкономических исследований, вне его связей с другими объектами, на его функционировании, а не развитии. Этим требованиям более адекватен функциональный подход, в соответствии с которым непосредственно изучаемому макроэкономическому объекту присваивается статус функции, а влияющим на него объектам – переменных аргументов.
Диалектический и метафизический методы являются всеобщими методами познания, которые не исключают, а дополняют друг друга. Именно в этом контексте необходимо использовать методы абстрагирования, единства исторического и логического, анализ и синтез, индукции и дедукции.
В общенаучном смысле абстрагирование означает формирование образов и моделей макроэкономической реальности посредством использования познавательных процедур отвлечения и пополнения, то есть путем использования лишь части из множества соответствующих данных об объекте и прибавления к этой части некоторой новой информации, непосредственно не вытекающей из этих данных. В процессе восхождения от чувственно-конкретного к абстрактному, изучаемые макроэкономические объекты очищаются от случайного, мимолетного, несущественного (с точки зрения целей и задач исследования), в них выделяется главное и существенное. Таким образом, формируются первичные абстракции, например, уровень цен, ставка процента, уровень безработицы и т. п.
Метод единства исторического и логического базируется на определенных отношениях между исторически развивающейся объективной реальностью и ее отражением в теоретическом познании.
Метод макроэкономического анализа предусматривает мысленное расчленение национальной экономики и ее макроуровня на составляющие части (по разным признакам в зависимости от целей и задач исследования), выявление их внутреннего строения, свойств, признаков, функций и т. п.
Метод макроэкономического синтеза состоит в определении связей между полученными в процессе анализа составляющими частями и указанными характеристиками, их сочетании и соединении в единое целое. Например, анализ совокупного спроса и совокупного предложения, выявление их предпосылок, характера, ценовых и неценовых факторов, аналитическое и графическое моделирование предваряют их синтез – изучение макроэкономического равновесия и нарушений в нем.
Макроэкономический синтез может выступать и в форме взаимосвязи, симбиоза различных, в том числе конкурирующих теорий или их отдельных базовых постулатов. Одним из примеров подобного синтеза является концепция кейнсианско-неоклассического синтеза.
Макроэкономическая индукция – это движение познания от непосредственно конкретных, единичных процессов и явлений к тому общему (к законам, закономерностям, принципам и т. п.), которое их объединяет в тот или иной класс процессов и явлений. Роль индукции в познании определяется необходимостью обобщения опытных исследовательских данных, и на этой основе – возможностями предвидения с большой степенью вероятности дальнейшего хода событий. При перечислительной индукции в ряде отдельных случаев обнаруживается определенная регулярность, которая является основанием для соответствующего вывода.
Дедукция и индукция диалектически взаимосвязаны. С одной стороны, сам процесс индуктивных обобщений является дедуктивно "нагруженным", поскольку осуществляется, как правило, не спонтанно, а на основе выдвинутых гипотез, существующих теорий и парадигм. С другой стороны, единичные конкретные факты считаются объясненными, если они включены в определенную теоретическую систему понятий, из которой они могут быть получены посредством дедукции.
В макроэкономике также широко используются общенаучные методы аналогии (дает основания для перенесения определенной информации, полученной при исследовании одного объекта, в процесс изучения другого объекта с учетом их отличий); сравнения (состоит в сопоставлении различных объектов с целью выявления их возможных взаимосвязей, общих и особых черт); единства количественного и качественного анализа (изучение количественных и качественных характеристик объекта, их взаимосвязей в различных условиях, в частности, взаимопереходов) и некоторые другие.
Рассмотренные общенаучные методы взаимосвязаны между собой по многим направлениям. Например, метод восхождения от абстрактного к конкретному является одной из форм научного синтеза: полученное всеобще-конкретное знание об объекте – не что иное, как определенный синтез, единство его многих абстрактных определений. Причинно-следственный подход может быть неотъемлемой составляющей методов генетического и индукции.
Результатом поиска комплексных взаимосвязей указанных методов стала разработка и активное использование системного, структурного, синергетического и производных от них методов: структурно-функционального, генетически-структурного и т. п.
Системный метод предполагает поиск и определение такой совокупности макроэкономических объектов, которые тесно взаимосвязаны и образуют по отношению к окружающей экономической среде некоторую целостность, единство. При этом изучаются зависимость каждого элемента системы от его места и функций в рамках целого, принципы ее строения, связи с окружающей средой. Например, именно с этих позиций рассматриваются макроэкономический кругооборот ресурсов, продуктов и доходов; система национальных счетов (СНС).
Структурный метод, как неотъемлемая составляющая системного, состоит в характеристике совокупности устойчивых связей элементов системы, которая (совокупность) определяет ее (системы) качественную специфику и устойчивость в условиях перманентных внешних воздействий. При использовании структурно-функционального метода внимание акцентируется на функциональных, прежде всего, корреляционных связях элементов системы, а генетически-структурного – на генетических. Типичным примером использования структурно-функционального метода в макроэкономике является аналитика модели "IS-LM" – одновременного равновесия на товарном и де-нежном рынках.
Информация о работе Методы исследования современной макроэкономики