Методы исследования современной макроэкономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования определяет постановку следующих основных задач:

рассмотрение объекта т предмета исследования макроэкономики;
изучение основных вопросов макроэкономики;
определение основных методов макроэкономического исследования;
анализ теоретических основ и функций современной макроэкономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА……………………………………………………………………...... 5
1.1. Объект исследования макроэкономики……………………………………. 5
1.2. Предмет изучения макроэкономики ………………………………………..8
1.3. Теоретические основы и функции современной макроэкономики ……..11
2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ
МАКРОЭКОНОМИКИ …………………………………………………………19
2.1. Общеэкономические методы исследования макроэкономики ………….19
2.2. Специфические методы исследования макроэкономики.
Методологические особенности макроэкономического анализа ……………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………... 33

Работа содержит 1 файл

МЕТОД МАКРОЭКОНОМИКИ.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

     Соотношение основных макроэкономических целей  определяет главную макроэкономическую цель, отражающую основную задачу макроэкономической политики, реализация которой выступает в двух формах:

     а) промежуточные макроэкономические цели;

     б) тактические макроэкономические цели.

     Первые  регулируют значения ключевых макроэкономических переменных, вторые осуществляют преобразования национальной экономики.

     Государство в своем распоряжении имеет соответствующие  инструменты, которые оно может  использовать для воздействия на экономику.

     Под инструментом политики понимается экономическая  переменная, находящаяся под контролем  государства и способствующая достижению одной или нескольких макроэкономических целей.

     Выделяются  следующие инструменты макроэкономической политики.

     Налогово-бюджетная  политика, означающая манипулирование  налогами и государственными расходами  с целью воздействия на экономику.

     Первый  компонент налогово-бюджетной политики - налогообложение - оказывает влияние на общую экономическую ситуацию двумя способами:

     а) сокращая располагаемый доход или  расходуемый доход домашних хозяйств. Например, налоги уменьшают сумму  денег, которую население расходует на приобретение товаров и услуг, в результате чего сокращается совокупный спрос на блага, что вызывает падение объема ВВП;

     б) оказывая влияние на цены благ и  факторов производства. Так, повышение  налогов на прибыль вызывает снижение стимулов у фирм к инвестированию в новые капитальные блага [1, с. 37].

     Денежно-кредитная  политика, осуществляемая государством путем денежной, кредитной и банковской систем страны. Регулирование денежной массы влияет на процентные ставки и тем самым на экономическую  конъюнктуру. Например, политика дорогих денег повышает процентные ставки, снижая экономический рост и повышая уровень безработицы. И наоборот, политика дешевых денег вызывает экономический рост и сокращение уровня безработицы.

     Политика  доходов - это стремление государства сдержать инфляцию директивными мерами: либо прямым контролем над заработной платой и ценами, либо добровольным планированием повышения заработной платы и цен.

     Политика  доходов в западной экономической  литературе является наиболее дискуссионной. Тридцать-сорок лет назад эта политика считалась эффективной в борьбе с инфляцией. В настоящее время многие экономисты считают ее не только неэффективной, но и вредной, ибо она не снижает инфляцию. Поэтому большинство развитых стран использует ее в чрезвычайных обстоятельствах.

     Международная торговля повышает эффективность и  экономический рост, повышает уровень  жизни населения. Важным показателем  внешней торговли является чистый экспорт, представляющий собой разность между  стоимостью экспорта и стоимостью импорта. В случае превышения экспорта над импортом наблюдается избыток, если же импорт превышает экспорт, имеет место дефицит торгового баланса.

     Торговая  политика включает в себя тарифы, квоты  и другие инструменты регулирования, которые либо стимулируют, либо ограничивают экспорт и импорт. Регулирование иностранного сектора осуществляется координацией макроэкономической политики в различных экономических регионах, но главным образом посредством управления валютным рынком, ибо на внешнюю торговлю влияет валютный курс страны [8, с. 51].

     1.3. Теоретические основы и функции современной макроэкономики

 

     Правильное  использование методов исследования национальной экономики позволяет  макроэкономике должным образом  выполнять свои функции.

     Функции макроэкономики те же, что и экономической теории в целом: теоретико-методологическая, методологическая, прогностическая и практическая. Но есть у них и своя специфика. Она заключается в выдвижении на первое место практической функции.

     Длительное  время, еще со времен А.Смита, считалось, что экономическая теория должна просто описывать происходящие на макроуровне явления. Экономисты полагали, что свободное предпринимательство, игра сил рынка сами по себе, стихийно, автоматически обеспечивают экономическое развитие. Государственное вмешательство в экономику считалось недопустимым. Государству предписывалось соблюдать принцип laissez-faire, то есть принцип невмешательства, предоставления экономике действовать без какого-либо вмешательства со стороны государства. Роль последнего сводилась к обязанностям своеобразного «сторожа», охраняющего страну от вторжения на ее территорию врагов и поддерживающего в ней внутренний порядок.

     Из  этого принципа вытекало, что экономическая  наука должна лишь объяснять то, что происходит в экономике, и не думать над вопросами ее регулирования, поскольку предложить в этом плане что-то более совершенное по сравнению с рынком она не может. В 90-е гг., с началом «радикальных рыночных реформ», давно ставший анахронизмом принцип laissez-faire был возрожден в России. На вооружение «реформаторов» был взят лозунг: «Рынок все поставит на место». В результате страна оказалась отброшенной в ранг слаборазвитых государств, практически лишившись всех видов национальной безопасности, прежде всего экономической.

     Между тем, еще в середине XIX в. английский экономист Дж.Ст.Милль указывал на необходимость дополнения рыночного механизма мерами со стороны государства. Он отмечал, что рыночный механизм хорошо регулирует и стимулирует производство, но с социальной точки зрения из рук вон плохо обеспечивает распределение производимых благ. В итоге богатство немногих соседствует с бедностью и нищетой большинства населения. Вот почему он считал необходимым для государства вмешиваться в распределение.

     К.Маркс  пошел дальше. Он подверг критике идею об эффективности рыночного механизма и в отношении производства, указав на необходимость перехода от стихийного развития к сознательно направляемому развитию экономики. Идея присутствия в экономике планомерного начала воплотилась в СССР. Переход на планомерный путь развития позволил стране с шестого места в мире по объему производства выйти на второе место и за короткое время превратиться во вторую по экономической и военной мощи мировую сверхдержаву. В послевоенный период по примеру СССР планирование стали использовать многие страны, в том числе страны с рыночной экономикой. В настоящее время трудно найти страну, которая развивалась бы по принципу laissez-faire. В развитых странах этот принцип сменился принципом направленного развития.

     Западная  экономическая наука возникновение  практической функции макроэкономики связывает с именем Д.Кейнса, который  еще в 30-е гг. ХХ в. Обосновал необходимость государственного вмешательства в национальную экономику при сохранении ее рыночного статуса и предложил конкретные варианты такого вмешательства. В послевоенный период идеи Кейнса получили дальнейшее развитие. Особый упор был сделан на проблеме динамического равновесия национальной экономики, на выборе средств обеспечения экономического роста.

     Тем самым изменился и статус макроэкономики как науки. Из сугубо описательной она превратилась в практическую науку. Наряду с позитивным она приобрела нормативный характер. Макроэкономика не только дает картину состояния национальной экономики, но и указывает на то, какой может быть экономика, если будут приняты соответствующие меры в рамках государственной экономической политики.

     С практической тесно связана прогностическая  функция макроэкономики.

     Эта наука способна давать прогнозы относительно возможного состояния национальной экономики в будущем. Например, экономисты накануне 2002 г. дали прогноз темпов роста российской экономики в данном году, который в основном сбывается. Прогнозы нередко носят вариативный характер и строятся по принципу «будет то-то, если…», Например, макроэкономика может вполне точно предсказать снижение темпов экономического роста в России при понижении цен на нефть на мировом рынке.

     Наконец, макроэкономика выполняет и методологическую функцию, став методологической основой для конкретных экономических наук, занятых вопросами банковского дела, финансов, кредита, денежного обращения и т.д., а также вопросами экономической политики государства [11, с. 8].

     Обособление макроэкономики на позитивную и нормативную часть произошло еще в начале XX века и продолжает сохраняться (таблица).

     Таблица

     Позитивная  и нормативная часть современной  макроэкономики,

     [4, с. 45]

Современная макроэкономика
Позитивная  часть Нормативная часть
вопросы вопросы
Что имеем  и что будем иметь? Что должно быть и что для этого надо делать?
анализ анализ
Диагностика состояния.

Обнаружение взаимосвязи.

Прогнозирование

Оценка степени  справедливости.

Определение идеального состояния

 

     Позитивный  анализ предполагает научное объяснение сложившейся ситуации и прогнозирование дальнейшего экономического развития. Здесь нет никаких оценочных суждений. Главное — это познание логики и закономерностей экономического развития.

     Позитивный  анализ стремится обнаружить причинно-следственные зависимости между экономическими явлениями, степень влияния тех или иных структур на общее состояние экономической системы. При исследовании экономического явления доминируют количественный анализ и функциональный подход.

     В позитивном анализе на первом месте, прежде всего, диагностика экономического процесса. Мы получаем конкретные ответы на вопросы: «что на самом деле имеем?», «что в ближайшем будущем будем иметь?».

     Наоборот, нормативный анализ сплошь и рядом содержит оценочные суждения типа «плохо это или хорошо», «справедливо или несправедливо», затрагивает проблемы социальной справедливости. Здесь стремятся ответить на вопрос «что должно быть?». С таких позиций пытаются определить будущее идеальное состояние национальной экономики.

     В нормативной микроэкономике стремятся  доказать, каким должна быть ситуация, к какому идеальному положению следует стремиться с учетом здравого смысла и рекомендаций экономической науки. Экономические процессы оцениваются с учетом того или иного социального критерия. Не столь редко оказывается, что система ценностей, выступающая в роли такого критерия, вытекает из доминирующего в обществе политического, философского или религиозного мировоззрения.

     Таким образом, нормативная макроэкономика сохраняет дух декабристов и реформаторов. На современном этапе развития экономической науки положительным моментом нормативного подхода к реальной действительности выступает то, что в системе базовых оценок (критерия) преобладают не эмоции и идеологические догмы (как это было еще недавно), а теоретические выводы, которые прошли серьезную проверку практикой.

     Современная макроэкономика не имеет единственную доминирующую теорию. Она опирается  на ряд теорий, которые взаимодействуют и взаимодополняют друг друга и дают практикам свободу выбора, то есть возможность самим определить эффективность каждой теории в зависимости от своих субъективных представлений, а также с учетом индивидуальных условий, целей и приоритетов экономической политики определенной страны.

     К настоящему времени четко обозначились следующие особенности макроэкономики как науки.

     1. Подход к экономике как к  совокупности укрупненных элементов,  сфер, секторов, отраслей. Так, макроэкономика рассматривает не отдельные товары, а их совокупность в виде валового национального продукта, не деньги как таковые, а денежную массу и денежные агрегаты, не спрос или предложение на рынке отдельных товаров, а совокупный спрос и совокупное предложение и т.д.

     2. Подход к национальной экономике как к сфере общественного воспроизводства. Это означает, что изучаемые экономикой процессы рассматриваются как постоянно возобновляемые и взаимосвязанные друг с другом, находящиеся в определенном количественном соотношении. Соответственно экономика представляется как система, находящаяся в равновесном или неравновесном состоянии.

     3. Динамический подход к рассмотрению национальной экономики. Он предполагает учет того, что экономика как общественная система находится в постоянном движении и изменении, трансформируются ее отдельные элементы, происходят структурные сдвиги.

Информация о работе Методы исследования современной макроэкономики