Методы государственного регулирования рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 00:00, контрольная работа

Описание работы

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций в отрасли малорентабельные или нерентабельные с точки зрения частного капитала , но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах ; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Содержание

Введение.
Понятие рыночной экономики.
Функции государства в рыночной экономике
Методы государственного регулирования рыночной экономики.
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ 1.docx

— 62.66 Кб (Скачать)

    3.9 Региональная политика

    Государство проводит региональную политику, решая  проблемы, возникающие при воздействии  на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и  прочих нерыночных факторов. 

    3.10 Реализация национальных интересов

    Реализация  национальных интересов в мировой  экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной  миграцией капиталов и рабочей  силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и  многое другое.

    Перечень  функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.

    Однако  в современном мире функции государства  гораздо шире. С развитием общества, с изменениями в структуре  общественного производства, сдвигами в его технической базе, ростом значимости отдельных сфер общественной жизни возрастает его роль в регулировании следующих социальных процессов: установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания человека; развитие инфраструктуры; продолжительность рабочего дня и времени отдыха; определение прожиточного минимума; пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества; дотации на школьное обучение и т.д.

    К исключительной прерогативе государства  относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля национальных ресурсов при проведении внутренней и внешней политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др.

    В последнее время появилась тенденция  передачи некоторых функций государственного регулирования различным институтам гражданского общества - ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночными структурами.

    Ни  одна из всех вышеперечисленных функций  не исчезает и не утрачивает своей роли с течением времени. Перемены касаются механизма, методов и форм осуществления функций государства в рыночной экономике.

    Но  следует помнить, что, если государство  пытается делать больше, чем ему  отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет  рабочие места в технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения  без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве  консервируется отсталая структура  производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики  избавление ее от чрезмерной государственной  активности. 

    Таким образом, основными направлениями  экономической деятельности государства являются:

  1. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

   2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

   3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.         
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Методы  государственного регулирования  рыночной экономики.

      Для воздействия на социально-экономические  процессы государство использует две основные группы методов: прямые и косвенные. Методы прямого воздействия вынуждают тех, кто действует в рыночной экономике, принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Прямое государственное регулирование осуществляется посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти. Прямое вмешательство государства в экономику выражается в том, что оно как обладатель значительных средств является крупнейшим инвестором и собственником.

      Косвенные методы предполагают формирование общих условий хозяйствования, а также соответствующей экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в осуществлении определенных действий. При этом, право принимать те или иные решения остается за самими хозяйствующими субъектами. Косвенное вмешательство государства в рыночную экономику осуществляется по таким направлениям, как:

  • стимулирование инвестиций;
  • обеспечение полной занятости;
  • стимулирование экспортно-импортных операций;
  • воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и, в особенности, на уровень цен на социально значимые товары и услуги;
  • поддержание устойчивого экономического роста;
  • перераспределение доходов.

      Для проведения косвенного вмешательства  государство прибегает, главным образом, к фискальной и монетарной политике.  

    4.1 Требования к методам регулирования экономики

    Государство выполняет свои функции, применяя различные  методы, к которым рыночная система  предъявляет следующие требования:

    Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное  планирование, натуральное распределение  производственных ресурсов и предметов  потребления (фонды, талоны, купоны и  т.д.), всеобщий административный контроль над ценами и т.п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики  государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и  динамику цен. Напротив, государство  внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические   методы управления, старается не допустить  их бесконтрольного инфляционного  роста, причем имеет для этого  гораздо больше возможностей, чем  при административном ценообразовании.

    Во-вторых, влиять на рынок в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить  рыночный механизм. Вместе с тем  это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.

    В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме  рынка, последний начинает давать сбои.

4.2 Воздействие на рыночный механизм

    Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через: 1) свои расходы, 2) налогообложение, 3) регулирование, 4) государственное  предпринимательство.

    Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.

    Существенный  элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда относятся различные  виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн. Но возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплат пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе. Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низко доходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

    Другим  важным инструментом государственной  политики является налогообложение. В США, например, налоги составляют около 1/3 всей стоимости производимых товаров и услуг в течение года. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов. Однако возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.

    Государственное регулирование  способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. (В США существует более 100 федеральных агенств, занимающихся проблемами и практикой регулирования экономики). Государственное регулирование осущестляется в различных формах – законодательной, налоговой кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.

    Примером  законодательной формы регулирования  является антимонопольное законодательство. В США, например, оно осуществляется с 1890 г., с момента принятия “Закона  Шермана”, дополненного впоследствии рядом других государственных актов. Антимонопольное (антитрестовское) законодательство направлено на противодействие монополизации  экономики, на стимулирование конкуренции. За нарушение антитрестовского законодательства в США предусмотрена уголовная  и гражданская ответсвенность. Она  предполагает штраф до 1 млрд. $ с корпорации, до 100 тыс. $ с должностного лица и тюремное заключение до трех лет. Антитрестовское управление министерства юстиции США направляло приблизительно 80 уголовных дел в год (80-е годы). На международном уровне конкуренция регулируется специальными межгосударственными соглашениями, документами Комиссии ООН по промышленности и торговле, Европейского Экономического Сообщества и других организаций.

    Налоговая и кредитная формы регулирования  предусматривают использование  налогов и кредитов в целях  воздействия на национальный объем  производства. Изменяя налоговые  ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия  кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает  банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки  и соответственно сокращается производство. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает  банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется.

    Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным  отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Доля субвенции в ВНП развитых стран составляет 5-10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они не могли бы покрывать по рыночным ценам.

Информация о работе Методы государственного регулирования рыночной экономики