Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 00:00, контрольная работа
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций в отрасли малорентабельные или нерентабельные с точки зрения частного капитала , но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах ; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.
Введение.
Понятие рыночной экономики.
Функции государства в рыночной экономике
Методы государственного регулирования рыночной экономики.
Заключение
Литература
3.9 Региональная политика
Государство
проводит региональную политику, решая
проблемы, возникающие при воздействии
на рыночную экономику исторических,
национальных, демографических и
прочих нерыночных факторов.
3.10 Реализация национальных интересов
Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.
Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.
Однако в современном мире функции государства гораздо шире. С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, ростом значимости отдельных сфер общественной жизни возрастает его роль в регулировании следующих социальных процессов: установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания человека; развитие инфраструктуры; продолжительность рабочего дня и времени отдыха; определение прожиточного минимума; пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества; дотации на школьное обучение и т.д.
К исключительной прерогативе государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля национальных ресурсов при проведении внутренней и внешней политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др.
В
последнее время появилась
Ни одна из всех вышеперечисленных функций не исчезает и не утрачивает своей роли с течением времени. Перемены касаются механизма, методов и форм осуществления функций государства в рыночной экономике.
Но
следует помнить, что, если государство
пытается делать больше, чем ему
отмерено рыночной экономикой, - продолжает
распределять производственные ресурсы,
удерживает административный контроль
над ценами, прощает предприятиям
кредитную задолженность, сохраняет
рабочие места в технологически
отсталых производствах, пытается обеспечить
высокую социальную защищенность населения
без учета реальных возможностей
экономики, то в народном хозяйстве
консервируется отсталая структура
производства, низкое качество продукции,
увеличивается отставание от развитых
стран в области научно-
Таким образом, основными направлениями экономической деятельности государства являются:
2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.
3. Разработка, принятие и организация
выполнения хозяйственного законодательства,
т.е. правовой основы предпринимательства,
налогообложения, банковской системы
и др.
Для воздействия на социально-экономические процессы государство использует две основные группы методов: прямые и косвенные. Методы прямого воздействия вынуждают тех, кто действует в рыночной экономике, принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Прямое государственное регулирование осуществляется посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти. Прямое вмешательство государства в экономику выражается в том, что оно как обладатель значительных средств является крупнейшим инвестором и собственником.
Косвенные методы предполагают формирование общих условий хозяйствования, а также соответствующей экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в осуществлении определенных действий. При этом, право принимать те или иные решения остается за самими хозяйствующими субъектами. Косвенное вмешательство государства в рыночную экономику осуществляется по таким направлениям, как:
Для
проведения косвенного вмешательства
государство прибегает, главным образом,
к фискальной и монетарной политике.
4.1 Требования к методам регулирования экономики
Государство
выполняет свои функции, применяя различные
методы, к которым рыночная система
предъявляет следующие
Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т.д.), всеобщий административный контроль над ценами и т.п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.
Во-вторых, влиять на рынок в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.
В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.
Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через: 1) свои расходы, 2) налогообложение, 3) регулирование, 4) государственное предпринимательство.
Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.
Существенный
элемент расходов – трансфертные
платежи. Сюда относятся различные
виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности,
на ребенка, на поддержание дохода),
пенсии по старости, ветеранам войн.
Но возможности использования
Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. В США, например, налоги составляют около 1/3 всей стоимости производимых товаров и услуг в течение года. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов. Однако возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.
Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. (В США существует более 100 федеральных агенств, занимающихся проблемами и практикой регулирования экономики). Государственное регулирование осущестляется в различных формах – законодательной, налоговой кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.
Примером
законодательной формы
Налоговая
и кредитная формы
Субвенционная
форма регулирования
Информация о работе Методы государственного регулирования рыночной экономики