Методы государственного регулирования рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 00:00, контрольная работа

Описание работы

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций в отрасли малорентабельные или нерентабельные с точки зрения частного капитала , но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах ; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Содержание

Введение.
Понятие рыночной экономики.
Функции государства в рыночной экономике
Методы государственного регулирования рыночной экономики.
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ 1.docx

— 62.66 Кб (Скачать)

     Содержание

  1. Введение.
  2. Понятие рыночной экономики.
  3. Функции государства в рыночной экономике
  4. Методы государственного регулирования рыночной экономики.
  5. Заключение
  6. Литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1.   Введение

     По  мере развития рыночного хозяйства  возникали и обострялись экономические  и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически  на базе частной собственности. Появилась  необходимость значительных инвестиций в отрасли малорентабельные или  нерентабельные с точки зрения частного капитала , но необходимые для продолжения  воспроизводства в национальных масштабах ; отраслевые и общехозяйственные  кризисы, массовая безработица, нарушения  в денежном обращении, обострившаяся  конкуренция на мировых рынках требовали  государственной экономической политики.

     Теоретически  понятие государственной экономической  политики шире, чем понятие государственного регулирования экономики , так как  первая может основываться и на невмешательстве  государства в хозяйственную  жизнь (Известный принцип экономического либерализма laisser faire – laisser passer). В современных  условиях невмешательство государства  в социально - экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости государственного регулирования, а о его масштабах , формах и интенсивности . Поэтому  термины "государственное регулирование  экономики" и "государственная  экономическая политика" в наше время идентичны .

     Объективная возможность государственного регулирования  экономики появляется с достижением  определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем , трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование  экономики. Оно решает различные  задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование  занятости. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования  экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Понятие рынка и рыночной экономики.

   Рыночная  система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного разложения натурального хозяйства. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление  производителей в рамках частной  формы собственности на средства производства. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной  формой связи между экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной  деятельности. Именно такой непрерывный  процесс обмена продуктами труда  и есть одно из определений рынка.

       Товарное  хозяйство, развиваясь и совершенствуясь  как способ организации хозяйственной  деятельности, становясь все более  всеобщим, перерастает в рынок. Таким  образом, рынок – это особая, исторически  сложившаяся, форма организации экономических взаимосвязей между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями) товаров по поводу обмена этими товарами путем купли-продажи.

     Различают понятие рынка в узком и  широком смысле. В узком смысле рынок – это отношения между покупателями и продавцами при купле-продаже товаров в определенное время и в конкретном месте.  
В широком смысле рынок – это система воспроизводства, осуществляемая под воздействием столкновения экономических интересов производителей и потребителей товаров.

Рынку присущи следующие основные черты:

  1. Рынок предполагает наличие товарной массы, то есть огромного количества товаров. Нельзя говорить о рынке, не имея товара. Чем больше по ассортименту товарная масса количественно и качественно, тем более развит и рынок.
  2. Рынку присуще наличие развитой и устойчивой денежной системы. Классический рынок – не бартер, не обмен по цепочке Т-Т, а товарно-денежное обращение по схеме Т – Д – Т – Д и так далее – до бесконечности.
  3. Рынок предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и, соответственно, свободу договоров и сделок. Но эта самостоятельность агентов рынка относительна, потому что все их действия обусловлены правилами рыночной игры.
  4. При всей своей стихийности рынок подчиняется действию экономических законов, прежде всего таких, как законы конкуренции, стоимости, спроса и предложения.
  5. В основе действий двух основных агентов рынка (продавцов-производителей и покупателей-потребителей) лежит личный экономический интерес.
  6. Рынок предполагает полную материальную ответственность его участников за результаты их хозяйственной деятельности.
  7. Рынок обладает развитой инфраструктурой, которая повышает эффективность его функционирования.
  8. Рынку свойственна открытость экономики перед мировым хозяйством, положение, при котором региональный рынок выступает как часть национального, а национальный – как часть мирового.

Историческое  развитие рынка привело к тому, что он стал выполнять ряд функций, важнейшими из которых являются следующие:

  • информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых его участникам. Данная функция позволяет учитывать меняющиеся условия рынка;
  • регулирующая. Рынок регулирует общественное производство, так как показывает, что выгодно производить, как производить и для кого нужно производить (кто сможет купить);
  • стимулирующая. Рынок побуждает к освоению достижений научно-технического прогресса, что ведет к снижению затрат на производство, повышению качества и расширению ассортимента производимой продукции;
  • посредническая. Рынок дает возможность покупателю выбрать оптимального продавца, а продавцу – наиболее подходящего покупателя;
  • ценообразующая. В результате взаимодействия товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции, рынок устанавливает цены на товары и услуги;
  • санирующая (оздоровительная). Рынок «очищает» общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных субъектов и поощряет развитие эффективных и перспективных;
  • дифференцирующая. Рынок расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей, то есть обогащает одних и разоряет других;
  • воспитательная. Рыночная система формирует и воспитывает «экономического человека», для которого характерны расчетливость и предприимчивость, инициативность и способность к творчеству, готовность идти на риск, нести личную ответственность за свои действия.

Рынок осуществляет свои функции благодаря  деятельности его участников. Их еще  называют экономическими агентами, или  субъектами рынка. Субъекты рынка – это те, кто принимает экономические решения и осуществляет рыночные действия. Основными субъектами рынка являются продавцы (производители товаров и услуг) и покупатели (потребители товаров и услуг), в роли которых выступают домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство.

Домашнее  хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

  • обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала (заботится о здоровье, воспитании и образовании своих членов);
  • самостоятельно принимает решения;
  • является собственником какого-либо фактора производства и может извлекать из этого пользу, получая доходы (за фактор «земля» – ренту, за фактор «капитал»- арендную плату или процент, за фактор «труд» – заработную плату);
  • стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

В функционировании домашнего хозяйства велика роль рутины. Рутина (от фр. routine) – это следование шаблону, устоявшимся правилам и навыкам. Основополагающая роль рутины в домашнем хозяйстве объясняется следующим:

  1. человеку свойственна потребность в создании вокруг себя предсказуемой среды без радикальных изменений;
  2. в условиях постоянно изменяющейся внешней среды у человека возникает потребность оставаться самим собой, в своей семье. Рутина, созданная самим человеком под его потребности, ему в этом помогает.

Следующим субъектом рынка являются предприятия (фирмы), представляющие собой экономические единицы, которые:

  • используют факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;
  • стремятся к максимизации прибыли;
  • самостоятельно принимают решения.

Еще один субъект рынка – государство. Государство – это особая организация, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной целостности, способствующая его развитию и выступающая при этом официальным представителем всего данного общества.

Государство представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и  политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Основной экономической задачей государства является обеспечение взаимодействия между всеми участниками хозяйственной деятельности.

Домашние  хозяйства, предприятия (фирмы) и государство  вступают в экономические отношения по поводу владения, использования, купли и продажи объектов рынка. Объекты рынка – это все то, на что направлены рыночные отношения и действия субъектов рынка. Объектами рынка являются экономические ресурсы, товары и услуги, деньги, ценные бумаги и т.п.

     «Рыночная экономика» означает качественный скачок в экономической истории человечества. Ведь это – «рынок покупателя», в котором производитель утрачивает диктаторский статус. Если мы осознаем всю значимость перехода приоритета к потребителю, (то есть, от продавца к покупателю), то нам станет, ясна и необходимость характеристики новой ступени экономической истории общества только как «рыночной» экономики. Сам по себе производитель (продавец) – это еще не рынок. Таковым он становится только с появлением свободного, имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя.

   Избавляя  общество от дефицита, стимулируя научно-технический  прогресс, рыночная организация вместе с тем демонстрирует явную  неспособность решать другие, может  быть, не менее важные социально-экономические  проблемы. К первой, прежде всего, относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платёжеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их  игнорирование абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой  энергетической системы, охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т. п.  Поскольку речь идёт о товарах и услугах, которыми  поровну пользуются все граждане страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров. «Производство» этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что «общественные товары» имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) «потребляется» всем населением  страны поровну, другая - лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья - лишь  малым коллективом  коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населённого пункта). Но тем не менее совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на  «общественные товары» не может происходить на рыночной основе.

   Вторая  проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с так называемыми «внешними эффектами». Суть  их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве, и пр. Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платёжеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это путём их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативные внешние эффекты или справедливо перераспределить выгоды, полученные от положительных внешних эффектов (например, ирригационных работ, инициатором которых выступил один производитель, а положительными результатами пользуются многие).

Информация о работе Методы государственного регулирования рыночной экономики