Мелкий и средний бизнес, их роль в развитии экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:36, курсовая работа

Описание работы

При написании работы мной поставлена следующая цель - исследовать мелкий и средний бизнес в России, и попытаться найти пути решения проблем тормозящих его развитие. А так же проанализировать состояние малого и среднего бизнеса в условиях мирового кризиса. Кроме того задачей исследования является определение сущности малого бизнеса, анализ роли и место мелкого и среднего бизнеса в экономике, выделение среднего бизнеса как отдельного сегмента сектора малого и среднего предпринимательства.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Малый бизнес – сущность и его роль в экономике 5
1.1 Понятие малого бизнеса 7
1.2 Роль и функции малого бизнеса в рыночной экономике 9
1.3 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса 14
1.3.1 Система государственной поддержки малого бизнеса 17
Глава 2 Средние предприятия 23
2.1 Структура средних предприятий 24
2.2 Роль и место среднего бизнеса в экономике 26
Глава 3 Малый и средний бизнес в условиях кризиса 28
Заключение 32
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 111.25 Кб (Скачать)

     Между тем по целому ряду параметров именно слой средних компаний жизненно важен для экономического развития любой страны. Эти компании гибче больших и при этом, в отличие от малого бизнеса, обладают достаточным масштабом, чтобы оказывать влияние на рынок, быть интересными инвесторам и, соответственно, иметь относительно большое кредитное плечо для развития, вести научно-техническую деятельность, диктовать свои условия на рынке труда и т. д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Малый и средний бизнес в  условиях кризиса

     Основные  проблемы малых предприятий в  условиях кризисных явлений носили, прежде всего, финансовый характер. Ситуация с малым предпринимательством характеризовалась15:

  1. Отсутствием оборотных средств, в связи со значительным сокращением оборотов (объемов производства и продаж) у малых предприятий. В разрезе отраслей, оборот в годы кризиса упал у компаний-производителей (69%) и строительных компаний (72%), а вырос у компаний сферы услуг (41%).
  2. Ростом просроченной кредиторской задолженности фирм перед банками, лизинговыми компаниями и контрагентами при отсутствии системы реструктуризации задолженности малых предприятий перед банками и лизинговыми компаниями.
  3. Разворачиванием системы неплатежей.
  4. Отсутствием доступа к банковскому кредитованию (в связи с ужесточением требований к заемщикам и ростом процентных ставок по кредитам). Банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не могли удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение  кредитов.  Более того, программы кредитования малого бизнеса были свернуты или существенно ужесточены банками в первую очередь. В частности, по данным Минэкономразвития России, за первое полугодие 2008 года темп прироста кредитования субъектов малого предпринимательства составил около 31%, а  во втором полугодии этот показатель упал до 2,7%. В большей степени влияние банковского кризиса почувствовали на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые испытывали наиболее значительные сложности с ликвидностью.
  5. Сокращением  платежеспособного спроса на продукцию малых предприятий.
  6. Отсутствием свободного доступа к финансовым ресурсам, предоставляемым органами государственной власти в рамках осуществления программ поддержки в связи с малыми размерами этих ресурсов и ограниченным бюджетным финансированием. В результате финансового кризиса правительство РФ направляло финансовую помощь преимущественно крупным стратегическим предприятиям.

     Кризис  обусловил резкое обострение типичных проблем, существующих в сфере малого предпринимательства. Произошло значительное сокращение доступа к дополнительным финансовым ресурсам и возможностям для инвестирования.

     Ситуация  с финансами для малого бизнеса  начала постепенно меняться в лучшую сторону лишь к концу 2009 года. Так, согласно данным  Общероссийской общественной организации «Опора России», в ноябре 2009 года для 15% предпринимателей привлечь заемные средства стало относительно просто (в январе 2009 года аналогичная доля составляла лишь 8%). Количество предпринимателей, для которых привлечь финансовые средства было сложно или невозможно, сократилось (56% в ноябре против 75% в январе 2009 года). Тем не менее, проблема с привлечением заемных средств для малого предпринимательства по-прежнему остается довольно острой.

     Малые предприятия были вынуждены преодолевать возросшее административное давление со стороны проверяющих и контролирующих органов. Теневые издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, по экспертным оценкам, до кризиса составляли порядка 6-7% от выручки предприятия,  в условиях же ужесточения административного давления эти издержки увеличились, по оценкам Национального института системных исследований проблем предпринимательства, до 8-9%.

     Еще одним следствием кризиса стал рост так называемого вынужденного предпринимательства. Известно, что в периоды роста экономики растет число добровольных предпринимателей, а в периоды упадка и кризисов – растет число бизнесменов «вынужденных». Возможно, что открытие нового бизнеса связано именно с тем, что значительная часть работников крупных предприятий оказывается без работы, что толкает их на путь «вынужденного предпринимательства». Таким образом, может происходить ротация бизнеса на рынке: уходят «добровольные», а приходят предприниматели «поневоле».

     Реакция малых предприятий на кризис была связана с осуществлением жестких мер оптимизации как собственного бизнеса (внутренней среды), так и отношений с контрагентами (внешней средой). На рисунке 3 представлены антикризисные меры малых предприятий по данным опроса Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) 16.

     Рис. 3 Антикризисные меры малых предприятий

     Наиболее  распространенными мерами были названы  действия, связанные с оптимизацией поставок. Среди таких мер называлось в первую очередь сокращение издержек за счет изменения закупаемых ресурсов и товаров, сокращение издержек на приобретение ресурсов и товаров за счет смены поставщиков или пересмотра контрактов с ними.

     Второй  по распространенности группой антикризисных  мер выступило сокращение затрат на персонал. В первую очередь здесь выделяется сокращение штата сотрудников. В несколько меньшей степени применялась также оптимизация затрат на персонал за счет сокращения заработных плат и предоставления неоплачиваемых отпусков.

     Третьей по уровню распространенности группой  мер стали действия, направленные на стимулирование спроса, в первую очередь связанные с предоставлением  скидок и увеличением затрат на рекламу  и маркетинг.

     К середине 2010 года позиции малых предприятий  начали постепенно улучшаться. В ближайшие годы растущий малый и средний бизнес будет прежде всего активно стремиться выйти на новые рынки, привлекать новых клиентов, повышать качество продукции или услуг, оптимизировать бизнес-процессы, искать новые источники финансирования, а также повышать эффективность управленческих решений, квалификацию специалистов и корпоративную культуру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В заключение хотелось бы еще раз отметить какова же роль малого бизнеса в экономике и в чем отличие малого бизнеса от крупномасштабных предприятий.

     В первую очередь – это мобильность, быстрое принятие решений, способность  реагировать на колебания рынка  и координация всех сил компании на изменение продукта, методов продаж, маркетингового плана, реорганизация структуры компании, смена рода деятельности. Роль малого бизнеса заключается в том, что подобная способность компаний к видоизменению в бизнес процессах, переключение капитала с одного вида деятельности на другой, способствует сохранению на рынке определенной стабильности.

     Особенно  можно выделить социальную функцию малого бизнеса, которая заключается в создании большого количества рабочих мест, как для высококвалифицированных сотрудников, так и для студентов, пенсионеров и группы населения с низким уровнем образования и квалификации. Именно на таких предприятиях студенты могут получить все необходимые знания и опыт, развиваться как специалисты. Таким образом, предприятия малого и среднего бизнеса уменьшают процент безработицы, влияют на уровень доходов населения и формируют средних класс.

     В то же время нельзя не оценить роль малого бизнеса в развитии инновационных технологий, хотя основная масса специализируется на торговле. Часть сегмента малого бизнеса вкладывает средства в научно-технические изобретения, способствуя подъему национальной экономики в сфере высоких технологий и науки.

     Роль  малого и среднего бизнеса в государственном бюджете – это постоянные отчисления в бюджет налогов, так как малые организации исправно платят по счетам, в отличие от крупных предприятий.

     Развитие  конкуренции, изучение потребительского спроса, требований рынка, способность заполнять пробелы в ассортименте, минимизация и регулирование цены товаров, рост качества товаров и услуг, создание атмосферы предпринимательства и экономических соревнований за лидерство в отрасли – все эти составляющее, определяют роль малого бизнеса в экономике.

     В отличие от крупных компаний, предприятия  малого бизнеса страдают от недостаточного финансирования, некомпетентной работы управленческого аппарата, больших эксплуатационных расходов, высокой конкуренции. Основной проблемой российских предпринимателей является высокая ставка по банковским кредитам, «привязывание» рублевых кредитов к курсам иностранных валют, отсутствие льготных кредитов. Далее по значимости находится зависимость от арендаторов и большой процент арендной платы в затратах фирмы. Недостатки законодательной базы и систем налогооблажения, недостаточное количество квалифицированных кадров и их подготовка в соответствии с условиями рынка. Существуют определенные трудности выхода на рынок, в том числе растущие транспортные расходы и низкая покупательная способность населения, неплатежеспособность потенциальных потребителей продукции малых предприятий. К тому же в условиях кризиса малый бизнес болезненно пережил проблемы, которые носят финансовый характер, а именно: отсутствие оборотных средств, отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов, основной деятельностью которых является поддержка малого бизнеса, отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, риск неплатежей от контрагентов, снижение спроса на продукцию, снижение нормы прибыли и рентабельности бизнеса.

     Устранить проблемы малого и среднего бизнеса  можно только при условии учета  интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. Государственная поддержка просто необходима по разным направлениям, таким как:

  • льготное налогообложение и необходимость упрощения системы налогообложения;
  • уменьшение кредитных ставок и внедрение системы долгосрочных займов;
  • помощь в финансировании научно-технических разработок;
  • упрощение порядка регистрации бизнеса, сокращение количество лицензируемых видов деятельности. Необходимо обеспечить на практике принцип «одного окна» при регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Все это поможет резко ослабить коррупционный «пресс», снизить потери средств предпринимателей, вынужденных создавать «резервы» от части объема продукции и доходов для «отступных». В результате у субъектов малого предпринимательства появятся дополнительные финансовые и материальные ресурсы, выведенные из «тени». Должна будет возрасти величина вклада малых предприятий в ВВП, увеличится объем их инвестиций в основные фонды, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.
  • государственная ресурсная поддержка. Значительная часть ресурсов остаётся недоступной для малого бизнеса, так как находятся под контролем монополий.
  • развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей деятельность и учитывающей специфику малого предпринимательства

Предприниматели подчеркивают необходимость помощи государства в организации сбытовых систем и проведении маркетинговых исследований, бизнес-обучении, консультационных (юридических, бухгалтерских и др.) услугах.

     Поддержка малого и среднего бизнеса включена в перечень первоочередных мер, предпринимаемых Правительством РФ по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса. Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной экономике, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

     Хотя  у предприятий, как и у государства  до сих пор остаются открытыми большое количество проблем, и до сих пор сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Российская  Федерация. Законы. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [электронный ресурс]: федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ: [принят Гос. Думой 6 июля 2007 г.: одобр. Советом Федерации 11 июля 2007 г.]// http://www.consultant.ru/htm.
  2. Российская Федерация. Постановления. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 // http://www.consultant.ru/htm.
  3. Архипов, А.И., Большаков, А.К. Экономика [Текст]/ А.И. Архипов, А.К. Большаков. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 840 с.
  4. Лапуста, М. Г., Старостин, Ю. Л. Малое предпринимательство [Текст]/ М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. – М.: Инфра-М, 2007. – 555 с.
  5. Никитина, Л.Н., Худилайнен, М.И. Становление малого бизнеса в России [Текст]/Л.Н. Никитина, М.И. Худилайнен // Инновации. – 2006. – № 9. – С. 63 – 67.
  6. Плотникова, О.А. Малое предпринимательство и его роль в обеспечении развития национальной экономики Российской Федерации [Текст]/ О.А.Плотникова. – М.: Моск. гуманит. ун-т, 2006. – 216 с.
  7. Шамрай, А.А. Жизненный цикл малого предприятия [Текст]/ А.А. Шамрай. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2010. – 116 с.
  8. Калугина, З.И. Большие проблемы малого бизнеса Сибири [Текст]/ З.И. Калугина // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. – 2006. – № 2. – С. 105 – 127.
  9. Дорогу малому бизнесу [электронный ресурс] // http://www.opora-druzhba.ru/htm.
  10. Ермакова, Н.А. Малому бизнесу – зеленый свет! [электронный ресурс] / Н.А. Ермакова // http://www.er-duma.ru/ htm.
  11. Информационно-аналитический доклад «Малый бизнес и государственная поддержка сектора» АНО «НИСИПП», август 2010 [электронный ресурс] // http: // www.nisse.ru / htm.
  12. Информационно-аналитический доклад «Растущий малый и средний бизнес в России и за рубежом: роль и место в экономике» АНО «НИСИПП», август 2010 [электронный ресурс] // http: // www.nisse.ru / htm.
  13. Меллер, А Проблемы малого бизнеса. От чего они возникают и как с ними бороться? [электронный ресурс]/ А. Меллер // http://www.finansy.asia/htm.
  14. Министерство экономического развития и торговли РФ //http://www.economy.gov.ru/htm.
  15. Федеральная служба государственной статистики РФ // http://www.gks.ru/htm.

Информация о работе Мелкий и средний бизнес, их роль в развитии экономики