Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:36, курсовая работа
При написании работы мной поставлена следующая цель - исследовать мелкий и средний бизнес в России, и попытаться найти пути решения проблем тормозящих его развитие. А так же проанализировать состояние малого и среднего бизнеса в условиях мирового кризиса. Кроме того задачей исследования является определение сущности малого бизнеса, анализ роли и место мелкого и среднего бизнеса в экономике, выделение среднего бизнеса как отдельного сегмента сектора малого и среднего предпринимательства.
Введение 3
Глава 1 Малый бизнес – сущность и его роль в экономике 5
1.1 Понятие малого бизнеса 7
1.2 Роль и функции малого бизнеса в рыночной экономике 9
1.3 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса 14
1.3.1 Система государственной поддержки малого бизнеса 17
Глава 2 Средние предприятия 23
2.1 Структура средних предприятий 24
2.2 Роль и место среднего бизнеса в экономике 26
Глава 3 Малый и средний бизнес в условиях кризиса 28
Заключение 32
Список использованной литературы 36
Между
тем по целому ряду параметров именно
слой средних компаний жизненно важен
для экономического развития любой страны.
Эти компании гибче больших и при этом,
в отличие от малого бизнеса, обладают
достаточным масштабом, чтобы оказывать
влияние на рынок, быть интересными инвесторам
и, соответственно, иметь относительно
большое кредитное плечо для развития,
вести научно-техническую деятельность,
диктовать свои условия на рынке труда
и т. д.
Основные проблемы малых предприятий в условиях кризисных явлений носили, прежде всего, финансовый характер. Ситуация с малым предпринимательством характеризовалась15:
Кризис обусловил резкое обострение типичных проблем, существующих в сфере малого предпринимательства. Произошло значительное сокращение доступа к дополнительным финансовым ресурсам и возможностям для инвестирования.
Ситуация с финансами для малого бизнеса начала постепенно меняться в лучшую сторону лишь к концу 2009 года. Так, согласно данным Общероссийской общественной организации «Опора России», в ноябре 2009 года для 15% предпринимателей привлечь заемные средства стало относительно просто (в январе 2009 года аналогичная доля составляла лишь 8%). Количество предпринимателей, для которых привлечь финансовые средства было сложно или невозможно, сократилось (56% в ноябре против 75% в январе 2009 года). Тем не менее, проблема с привлечением заемных средств для малого предпринимательства по-прежнему остается довольно острой.
Малые предприятия были вынуждены преодолевать возросшее административное давление со стороны проверяющих и контролирующих органов. Теневые издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, по экспертным оценкам, до кризиса составляли порядка 6-7% от выручки предприятия, в условиях же ужесточения административного давления эти издержки увеличились, по оценкам Национального института системных исследований проблем предпринимательства, до 8-9%.
Еще одним следствием кризиса стал рост так называемого вынужденного предпринимательства. Известно, что в периоды роста экономики растет число добровольных предпринимателей, а в периоды упадка и кризисов – растет число бизнесменов «вынужденных». Возможно, что открытие нового бизнеса связано именно с тем, что значительная часть работников крупных предприятий оказывается без работы, что толкает их на путь «вынужденного предпринимательства». Таким образом, может происходить ротация бизнеса на рынке: уходят «добровольные», а приходят предприниматели «поневоле».
Реакция малых предприятий на кризис была связана с осуществлением жестких мер оптимизации как собственного бизнеса (внутренней среды), так и отношений с контрагентами (внешней средой). На рисунке 3 представлены антикризисные меры малых предприятий по данным опроса Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) 16.
Рис. 3 Антикризисные меры малых предприятий
Наиболее распространенными мерами были названы действия, связанные с оптимизацией поставок. Среди таких мер называлось в первую очередь сокращение издержек за счет изменения закупаемых ресурсов и товаров, сокращение издержек на приобретение ресурсов и товаров за счет смены поставщиков или пересмотра контрактов с ними.
Второй по распространенности группой антикризисных мер выступило сокращение затрат на персонал. В первую очередь здесь выделяется сокращение штата сотрудников. В несколько меньшей степени применялась также оптимизация затрат на персонал за счет сокращения заработных плат и предоставления неоплачиваемых отпусков.
Третьей
по уровню распространенности группой
мер стали действия, направленные
на стимулирование спроса, в первую
очередь связанные с
К
середине 2010 года позиции малых предприятий
начали постепенно улучшаться. В ближайшие
годы растущий малый и средний бизнес
будет прежде всего активно стремиться
выйти на новые рынки, привлекать новых
клиентов, повышать качество продукции
или услуг, оптимизировать бизнес-процессы,
искать новые источники финансирования,
а также повышать эффективность управленческих
решений, квалификацию специалистов и
корпоративную культуру.
В заключение хотелось бы еще раз отметить какова же роль малого бизнеса в экономике и в чем отличие малого бизнеса от крупномасштабных предприятий.
В первую очередь – это мобильность, быстрое принятие решений, способность реагировать на колебания рынка и координация всех сил компании на изменение продукта, методов продаж, маркетингового плана, реорганизация структуры компании, смена рода деятельности. Роль малого бизнеса заключается в том, что подобная способность компаний к видоизменению в бизнес процессах, переключение капитала с одного вида деятельности на другой, способствует сохранению на рынке определенной стабильности.
Особенно можно выделить социальную функцию малого бизнеса, которая заключается в создании большого количества рабочих мест, как для высококвалифицированных сотрудников, так и для студентов, пенсионеров и группы населения с низким уровнем образования и квалификации. Именно на таких предприятиях студенты могут получить все необходимые знания и опыт, развиваться как специалисты. Таким образом, предприятия малого и среднего бизнеса уменьшают процент безработицы, влияют на уровень доходов населения и формируют средних класс.
В то же время нельзя не оценить роль малого бизнеса в развитии инновационных технологий, хотя основная масса специализируется на торговле. Часть сегмента малого бизнеса вкладывает средства в научно-технические изобретения, способствуя подъему национальной экономики в сфере высоких технологий и науки.
Роль малого и среднего бизнеса в государственном бюджете – это постоянные отчисления в бюджет налогов, так как малые организации исправно платят по счетам, в отличие от крупных предприятий.
Развитие конкуренции, изучение потребительского спроса, требований рынка, способность заполнять пробелы в ассортименте, минимизация и регулирование цены товаров, рост качества товаров и услуг, создание атмосферы предпринимательства и экономических соревнований за лидерство в отрасли – все эти составляющее, определяют роль малого бизнеса в экономике.
В отличие от крупных компаний, предприятия малого бизнеса страдают от недостаточного финансирования, некомпетентной работы управленческого аппарата, больших эксплуатационных расходов, высокой конкуренции. Основной проблемой российских предпринимателей является высокая ставка по банковским кредитам, «привязывание» рублевых кредитов к курсам иностранных валют, отсутствие льготных кредитов. Далее по значимости находится зависимость от арендаторов и большой процент арендной платы в затратах фирмы. Недостатки законодательной базы и систем налогооблажения, недостаточное количество квалифицированных кадров и их подготовка в соответствии с условиями рынка. Существуют определенные трудности выхода на рынок, в том числе растущие транспортные расходы и низкая покупательная способность населения, неплатежеспособность потенциальных потребителей продукции малых предприятий. К тому же в условиях кризиса малый бизнес болезненно пережил проблемы, которые носят финансовый характер, а именно: отсутствие оборотных средств, отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов, основной деятельностью которых является поддержка малого бизнеса, отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, риск неплатежей от контрагентов, снижение спроса на продукцию, снижение нормы прибыли и рентабельности бизнеса.
Устранить
проблемы малого и среднего бизнеса
можно только при условии учета
интересов государства, потребителей
и субъектов
Предприниматели подчеркивают необходимость помощи государства в организации сбытовых систем и проведении маркетинговых исследований, бизнес-обучении, консультационных (юридических, бухгалтерских и др.) услугах.
Поддержка малого и среднего бизнеса включена в перечень первоочередных мер, предпринимаемых Правительством РФ по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса. Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной экономике, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
Хотя
у предприятий, как и у государства
до сих пор остаются открытыми большое
количество проблем, и до сих пор сохраняется
довольно сложное экономическое положение,
все же продолжается реформирование экономики,
что способствует освоению новой модели
общественно-экономического развития,
имеющей рыночную ориентацию. В современной
политике государства все более акцентируется
внимание в сторону доминирования частного
сектора, либерализации практически всех
отраслей экономики и активизации рыночных
регуляторов, локализации очагов кризиса,
ориентации на платежеспособный спрос,
то есть создание благоприятных условий
для скорого подъема промышленности.
Информация о работе Мелкий и средний бизнес, их роль в развитии экономики