Мелкий и средний бизнес, их роль в развитии экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:36, курсовая работа

Описание работы

При написании работы мной поставлена следующая цель - исследовать мелкий и средний бизнес в России, и попытаться найти пути решения проблем тормозящих его развитие. А так же проанализировать состояние малого и среднего бизнеса в условиях мирового кризиса. Кроме того задачей исследования является определение сущности малого бизнеса, анализ роли и место мелкого и среднего бизнеса в экономике, выделение среднего бизнеса как отдельного сегмента сектора малого и среднего предпринимательства.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Малый бизнес – сущность и его роль в экономике 5
1.1 Понятие малого бизнеса 7
1.2 Роль и функции малого бизнеса в рыночной экономике 9
1.3 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса 14
1.3.1 Система государственной поддержки малого бизнеса 17
Глава 2 Средние предприятия 23
2.1 Структура средних предприятий 24
2.2 Роль и место среднего бизнеса в экономике 26
Глава 3 Малый и средний бизнес в условиях кризиса 28
Заключение 32
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 111.25 Кб (Скачать)
justify">     По  данным опроса Национального института  системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) наиболее востребованной для средних и растущих малых предприятий оказалась финансовая поддержка (73% ответов), информационная (60%) и поддержка в области обучения руководства и переподготовки специалистов (51%) (Рис.2) 10.

     

     Рис. 2 Какая поддержка нужна Вашей компании со стороны государственных и негосударственных организаций в ближайшие годы ? (группировка по размеру бизнеса)

     Все виды поддержки более востребованы растущим малым бизнесом, чем средним. Растущий малый бизнес одинаково заинтересован и в информационной поддержке, и в бизнес-обучении - по 62% ответов. Его потребность в консультационных услугах выше (51% ответов), чем среднего бизнеса (40%). Эффективная система бизнес-обучения руководителей растущих предприятий позволила бы бизнесу менее болезненно пережить трудности роста, дала бы новый импульс развитию.

     Предприниматели подчеркивают необходимость помощи государства в организации сбытовых систем и проведении маркетинговых исследований. Эти два аспекта связаны между собой. Так как информация, полученная в ходе маркетинговых исследований, открывает фирме новые ниши и дает лучшее понимание своего потребителя, а отсюда вытекают возможности построения эффективной системы сбыта.

     Многие  предприниматели отмечают важность снижения налоговых нагрузок и необходимость  упрощения системы налогообложения. Существенной поддержкой для бизнесменов было бы уменьшение кредитных ставок и внедрение системы долгосрочных займов. Помимо просьб предприниматели вносят еще корректные предложения, например, развитие формирования кредитных историй участников, увеличение доли государственных гарантий в процессе получения займов и так далее.

     Поддержка субъектов малого предпринимательства  является одним из приоритетных направлений  экономической политики, которая  проводится правительством Российской Федерации. Кроме поддержки частного предпринимательства на государственном уровне, местные органы власти также принимают меры, позволяющие создать более благоприятные условия для развития малого бизнеса.

     Одним из основных направлений поддержки  субъектов малого предпринимательства является предоставление субсидий на развитие бизнеса частным предпринимателям. Начинающие бизнесмены могут принять участие в конкурсах или же предоставить бизнес - план развития своей компании для получения субсидии. Особое внимание государственными и местными органами власти уделяется молодым предпринимателям, которые могут получить дополнительные гранты или субсидии для начала собственного бизнеса. Также поддержка субъектов малого предпринимательства может заключаться в предоставлении льготных условий на лизинг оборудования, необходимого для производства определенной продукции.

     Еще одним направлением поддержки малого бизнеса является компенсирование части процентной ставки по предоставляемому кредиту. Таким образом, предприниматель может получить необходимые средства для закупки материалов или оборудования  для коммерческой деятельности. В некоторых субъектах Российской Федерации также создаются фонды поддержки предпринимателей, которые значительно облегчают процесс получения миникредитов не неотложные нужды. Также к поддержке субъектов малого предпринимательства стоит отнести создание бизнес-центров, которые ориентированы на развитие инновационных технологий. Аренда помещений в подобных бизнес-центрах недорога, кроме того, предприниматели имеют все необходимое для создания опытных образцов высокотехнологичных изделий или разработки конструкторской документации.

     В качестве примера поддержки малого предпринимательства на региональном уровне рассмотрим Кемеровскую область. В области малому бизнесу, в котором занято 220 тысяч человек, отводится ключевая роль. Если говорить о формах поддержки это более 20 мер: налоговые льготы, гранты, льготные займы, кредитно-гарантийный механизм, льготная аренда и приватизация, субсидирование отдельных затрат. В Кузбассе: - в 3 раза снижена ставка налога по упрощенной системе (с 15% до 5%), - снижен налог на прибыль – на 4 % –тем отраслям, которые тянут за собой работу других, смежных отраслей (строительство, машиностроение, сельское хозяйство). Действующим предприятиям малого и среднего бизнеса:- выдаются льготные займы под 5% годовых: (2 млн. рублей – сроком на 2 года); - субсидируются процентные ставки по банковским кредитам. Для создания новых предприятий – в Кузбассе выдают гранты (в размере 500 тысяч рублей). И льготные займы на 3 года, (в размере 1 млн. рублей). Причём в течение первого года – отдавать заём не надо. Принят закон, который разрешил создавать малые наукоемкие предприятия при вузах, где студенты и преподаватели смогут внедрять свои высокоэффективные, прорывные разработки. Поэтому с 2010 года, дополнительно к действующим мерам, предусмотрены механизмы поддержки инновационных предприятий, созданных вузами: финансирование предстоящих расходов по покупке оборудования, аренды помещений, что позволит организовать производство; компенсация затрат по выводу инновационной продукции на рынок (сертификация, реклама, участие в выставках). С целью упрощения доступа к получению государственных услуг создан Региональный центр поддержки предпринимательства, а также центры во всех городах и районах, работающие по принципу "одного окна". Следующий этап - центры должны работать на современном уровне. Для этого поэтапно внедряется система электронного документооборота11.

     Несмотря  на мероприятия по поддержке субъектов  малого предпринимательства, создание новых частных предприятий идет очень скромными темпами. Виной тому может стать как малая предпринимательская активность, так и последствия финансового кризиса, которые сказываются на покупательной способности большей части населения нашей страны. По словам министра экономического развития РФ Эльвиры Нибиуллиной12 (IX международного инвестиционного форума "Сочи -2010", дискуссия на тему "Дорогу малому бизнесу"), развитие малого бизнеса – приоритетный проект страны. За последние 10 лет доля малого и среднего предпринимательства составила 20%. И эти темпа должны быть сохранены. Господдрежка предпринимательства явна недостаточна. И хоть за последние 5 лет ее объем вырос в 5 раз, и в этом году он составил 24 млрд. рублей, это мера масштабная, но недостаточная. У народа России есть тяга к предпринимательству и его необходимо развивать и поощрять. Делать это должны и государство, и кредитные организации, и муниципалитеты. Тогда, уверена министр, к 2020 году доля малого бизнеса в экономике страны вырастет как минимум в 2 раза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Средние предприятия

     Средний бизнес – важный фактор  экономической  стабильности. Средние предприятия  – это финансово устойчивые и  прибыльные предприятия, с хорошо отлаженной структурой, квалифицированным персоналом, налаженной системой финансирования, сбыта. Среднее предприятие имеет свою стратегию развития, а ее руководство уделяет разработке стратегии ключевое внимание. Следует отметить, что в открытых зарубежных и российских источниках довольно мало информации непосредственно о среднем бизнесе, в ходу такие лингвистические конструкции как «малый и средний бизнес» и «предприятия крупного и среднего бизнеса». Тем не менее, в ряде публикаций последних лет есть данные именно о среднем бизнесе.

     В странах-членах Евросоюза средние  предприятия составляют 1% от общего количества предприятий, но при этом обеспечивают 20% от общего оборота предприятий и 17% от общей занятости. А в секторе малого и среднего предпринимательства средние предприятия дают треть всего оборота и добавленной стоимости. То есть, суммарный оборот 220 тыс. средних предприятий превышает суммарный оборот 18,7 млн. микропредприятий или 1,4 млн. малых предприятий13.

     Средний бизнес в зарубежных странах является важным фактором экономического роста, внося весомый вклад в объемы производства, ВВП и занятость. Среднему бизнесу оказывается адресная поддержка  со стороны государства и частных коммерческих и финансовых структур. В частности, предлагаемые программы бизнес-обучения и повышения квалификации построены с учетом конкретных потребностей средних и растущих малых предприятий. Эффективность оказываемой поддержки регулярно оценивается, однако, по мнению бизнес-сообщества эффективность господдержки могла бы быть выше. Прямых данных об оценке эффективности учебных программ для среднего бизнеса нет, однако есть свидетельства и примеры того, что в настоящее время на Западе имеется достаточно большой выбор учебных программ и курсов для средних предприятий - как традиционных, так и с использованием Интернет и его интерактивных сервисов.

     Средний бизнес в России был официально признан  законодательством Российской Федерации в качестве сегмента сектора малого и среднего предпринимательства сравнительно недавно, в связи со вступлением в действие Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Официальная статистика по среднему бизнесу в России практически отсутствует, крайне мало информации о роли и месте среднего бизнеса в российской экономике, о потребностях и перспективах средних предприятий.

2.1 Структура средних предприятий

     В структуре действующих предприятий  средний бизнес занимает очень скромную долю – 0,8% от общего количества предприятий (на 1 января 2010 года). В то же время за последний год действующие средние предприятия стали неоспоримыми лидерами по темпам роста, увеличив свою численность почти в 1,5 раза и расширив свое присутствие среди фактически работающих предприятий с 0,6% до 0,8%.

     Качественно средний бизнес представляет собой  группу предприятий, которая активно стремится перетечь в сегмент малого предпринимательства. Особенно эта тенденция стала очевидна в период кризиса, когда 90% средних предприятий фактически имели обороты, близкие показателям малого бизнеса. В 2009 году этот процесс замедлился, но все равно доля средних предприятий, балансирующих на грани малого бизнеса, остается существенной.

     В отраслевом разрезе средние предприятия  — главный производитель. Это: пищевая, легкая, мебельная промышленность — средний бизнес занимает здесь 80% этой совокупности отраслей, строительство — 77% всей отрасли, машиностроение — 61%, химия и производство неметаллических материалов — 82%, наука и образование — 73% и сельское хозяйство — почти 100%.

     Российская  статистика в качестве одного из ключевых критериев выделения сектора среднего бизнеса использует ценз численности занятых. Согласно законодательству, к средним предприятиям относятся предприятия с числом занятых от 101 до 250 человек. На долю средних предприятий с численностью занятых от 101 до 150 человек по итогам 2009 года приходилось 45,3%, следующая размерная группа от 151 до 200 человек уже занимала 24,7%, и, наконец, последняя от 201 до 250 человек - 14,5%.

     Ценз  по выручке - второй критерий выделения  сектора среднего бизнеса. Согласно российскому законодательству, к средним относятся предприятия, у которых выручка находится в диапазоне от 400 млн. до 1 млрд. руб. Можно провести внутренние границы в среднем бизнесе, разделив его на средне-крупный с выручкой от 800 млн. руб. до 1 млрд. руб., средний с выручкой в 600-800 млн. руб.и средне-малым с выручкой от 400 до 600 млн. рублей. На начало 2010 года доля средних предприятий составляла: средне-малых 15,5%, средних - 7,2% и средне-крупных - 4,2%14.

     В связи с кризисом, как показывают статистические данные, многие средние  предприятия близки к категории  малых. Особенно это бросается в  глаза в случае с распределением средних предприятий по объему выручки, где практически две трети  предприятий - претенденты перехода в малый бизнес. Тем не менее, положительная динамика базовых макроэкономических показателей свидетельствует о преодолении кризисных явлений в российской экономике.

2.2 Роль и место среднего бизнеса  в экономике

     Средний бизнес находится посредине между крупным и малым, и является их промежуточной прослойкой. Предприятия среднего бизнеса выступают «связными» крупных и малых предприятий, и государства и малых предприятий. Именно предприятия среднего бизнеса взяли на себя решение основных задач крупного и малого бизнеса, так как у этих двух категорий компаний нет возможности сотрудничать напрямую. Это происходит из-за того, что малый бизнес обладает неустойчивостью на рынке, обладает деятельностью с высокой степенью риска и маленькими размерами фирм. Компании среднего бизнеса помогают регулировать организационные, правовые вопросы, возникающие между фирмами крупного и малого бизнеса. То есть средний бизнес формирует разные по оформлению и форме связи с малым и крупным бизнесом.

     Средний бизнес в России так же как и в других странах, призван выполнять важную социальную функцию – он является крупным работодателем, многие средние предприятия продолжают играть роль градообразующих хозяйствующих субъектов в небольших городах. Собственники и квалифицированные работники среднего бизнеса потенциально являются частью формирующегося среднего слоя, составляющего социальную опору рыночной экономики. Нельзя недооценивать и налоговые выплаты среднего бизнеса, представляющие значительную часть федерального, региональных и местных бюджетов.

     Весьма  показательным в структуризации российского предпринимательства стало то, что руководители среднего бизнеса начинают осознавать свои профессиональные интересы. Конечно, во многом интересы бизнеса совпадают, независимо от того, крупный он, средний или малый. Так, к общим проблемам можно отнести тяжелое налоговое бремя, всевластие государственной бюрократии, отсутствие государственной поддержки отечественного предпринимательства, макроэкономическую нестабильность и т.п. Но у различных форм бизнеса имеются и свои специфические предпочтения. Например, крупный бизнес заинтересован в либерализации антимонопольной политики, средний – напротив в ограничении влияния монополий, что повлечет за собой развитие конкурентной рыночной среды, формирование относительно равных условий для всех игроков. Подобная позиция среднего бизнеса имеет свою логику. Его удельный вес как производителя в конкретной области занимает считанные проценты, а доля продаж – какие-нибудь сотые доли процента.

Информация о работе Мелкий и средний бизнес, их роль в развитии экономики