Мелкий и средний бизнес, их роль в развитии экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:36, курсовая работа

Описание работы

При написании работы мной поставлена следующая цель - исследовать мелкий и средний бизнес в России, и попытаться найти пути решения проблем тормозящих его развитие. А так же проанализировать состояние малого и среднего бизнеса в условиях мирового кризиса. Кроме того задачей исследования является определение сущности малого бизнеса, анализ роли и место мелкого и среднего бизнеса в экономике, выделение среднего бизнеса как отдельного сегмента сектора малого и среднего предпринимательства.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Малый бизнес – сущность и его роль в экономике 5
1.1 Понятие малого бизнеса 7
1.2 Роль и функции малого бизнеса в рыночной экономике 9
1.3 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса 14
1.3.1 Система государственной поддержки малого бизнеса 17
Глава 2 Средние предприятия 23
2.1 Структура средних предприятий 24
2.2 Роль и место среднего бизнеса в экономике 26
Глава 3 Малый и средний бизнес в условиях кризиса 28
Заключение 32
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 111.25 Кб (Скачать)

     Подобная  отраслевая структура малого и среднего предпринимательства остается практически неизменной на протяжении последних десяти лет. При этом необходимо отметить, что число компаний, занятых в сфере торговли, постепенно снижается (в 2005 году в сфере торговли действовало 46% предприятий)5.

     Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства  и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства  государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии.

     Функциями малого предприятия, прежде всего, являются экономические, определяемые его ролью как: во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг; в-третьих – катализатора научно-технического прогресса; в четвертых – налогоплательщика; в пятых – агента рыночных отношений.

     Не  менее значимой функцией является социальная. Так через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Необходимо отметить тот факт, что предприятия малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, женщин, иммигрантов и т.д. Именно на этих предприятиях они набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации. Несмотря на более высокие темпы производительности труда малого бизнеса, необходимо отметить, что средний уровень заработной платы на малых предприятиях меньше по сравнению с крупными. Это связано с чрезмерной экономией предпринимателей, а также сравнительно меньшими доходами.

     Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, более устойчив к внешним изменениям. В период общего экономического спада России в начале 90-х годов именно малый бизнес поддержал российскую экономику и вовремя адаптировался под новые рыночные условия. Государственные предприятия же не выдержали конкуренции, были разрушены или приватизированы. Таким образом малый бизнес демонстрирует свою гибкость, «живучесть», укрепляя и поддерживая рыночную экономику. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции.

     Малый бизнес участвует в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогает сбору  налогов непосредственно с физических лиц.

     Важная  роль малого и среднего бизнеса заключается  в том, что он способствует созданию новых рабочих мест, обеспечивает занятость населения, в итоге уменьшается безработица. Относительно небольшой персонал предприятий малого бизнеса способствует большему сплочению трудового коллектива по сравнению с крупными предприятиями. Это еще более усиливает трудовую мотивацию и положительно сказывается на результатах труда компании.

     В России начиная с 2004 года, прирост занятости на малых предприятиях составлял 2-7% в год. По итогам 2009 года доля занятых на малых и средних предприятиях в общей среднесписочной численности занятых в целом по стране составила 21,7%6 (см. рис.1).

     * - с 2008 года - новая  система статистического  учета МСП

     Рис. 1 Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых (без учета совместителей и работников, выполнявших работы по договорам) в 1999-2009 годах

     Так же малый бизнес выполняет важную функцию в развитии инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства. Малые предприятия, которые занимаются разработкой новых научно-технических изобретений, пользуются поддержкой со стороны государства в виде дотаций, дополнительного субсидирования и т.д. Перестройка малого бизнеса в инновационную направленность позволит подготовить базис для развития больших технических предприятий, которые поспособствуют подъем и развитию всей национальной экономики. Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают разработку и выпуск новых товаров. Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями, достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что, в свою очередь, активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

     Если  проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами7.

     Важность  малых предприятий еще и в  том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.

1.3 Проблемы и перспективы развития  малого бизнеса

     Анализ  ситуации в малом бизнесе позволяет  сделать вывод о том, что этот сектор предпринимательства пока еще  далеко не использует всех своих возможностей. Несмотря на все старания, малый бизнес в ВВП России составляет около 30 %, что довольно мало для такой страны.

     Основной  проблемой российских предпринимателей является высокая ставка по банковским кредитам, «привязывание» рублевых кредитов к курсам иностранных валют, отсутствие льготных кредитов, к тому же банки неохотно выдают небольшие суммы частным предпринимателям, что значительно тормозит развитие  малого бизнеса. Среди банков распространено мнение о больших рисках при кредитовании предприятий малого бизнеса, но, как показывает практический опыт, это далеко не так. При качественной организации работы кредитного отдела займы данному сегменту несут сравнительно меньше рисков, чем крупным компаниям. Хотя в настоящий момент многие компании малого бизнеса не имеют доступа к кредитам. Все из-за отсутствия проработанных механизмов выдачи средств с учетом реалий российского рынка. Недостаток гарантий отпугивает банки развивать программы финансирования малого бизнеса.

     Сами  предприниматели в качестве основных проблем выделяют следующие факторы. Конечно, на первом месте находиться недостаток финансовых ресурсов для развития и удержания позиций на рынке. Далее по значимости находится зависимость от арендаторов и большой процент арендной платы в затратах фирмы. Также не дают спокойно работать недостатки законодательной базы и систем налогообложения и отсутствие открытого доступа к заемным средствам.

     Одной из проблем, тормозящих развитие экономики  в России и, в том числе малого бизнеса, является недостаточное количество квалифицированных кадров и их подготовка в соответствии с условиями рынка. Каждый третий руководитель в стране говорит о нехватке профессионалов. Недостатков очень много – от отсутствия образования в области экономики у самих руководителей и владельцев до необходимости обучения и определенных групп людей (военнослужащие, студенты и так далее) для работы в предпринимательстве. Аналитики сходятся во мнении, что уровень подготовки хуже желаемого в 3-4 раза. Но для роста экономики нужна система действий для увеличения эффективности применения имеющихся человеческих и материальных средств8.

     Существуют  определенные трудности выхода на рынок, в том числе растущие транспортные расходы и низкая покупательная  способность населения, неплатежеспособность потенциальных производственных потребителей продукции малых предприятий.

     Процесс развития малого бизнеса прямо или  косвенно тормозит сложившаяся система налогообложения. Существующая система заставляет платить чрезвычайно высокий процент, включает большое число налогов, уплачиваемых с различных налогооблагаемых баз, требует заполнения огромного количества форм отчетности, сдаваемых в разное время и в разные организации. Законодательная база противоречива, позволяет неоднозначно толковать законы, что приводит при исчислении налогов к неумышленным ошибкам. Действующая упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства имеет ряд недостатков, делающих невозможным или нецелесообразным ее применение многими предприятиями. Хотя данные проблемы решаются путем неоднократного пересмотра и внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения субъектов малого бизнеса.

     Устранить проблемы малого бизнеса можно только при условии учета интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. Усилия предпринимателей по преодолению указанных проблем направлены в основном на улучшение технологии, снижении затрат, повышение профессионального уровня работников. Государство же, по мнению предпринимателей,  должно направлять свои усилия на снижение налогов (64%), обеспечение доступности кредитов (62,8%), совершенствование законодательства (51,2%), резкое сокращение числа контролирующих инстанций (47,2%), защиту прав собственника (36,8%), искоренение коррупции и произвола чиновников (31,6%). Но 25% предпринимателей считает, что специфических региональных проблем в развитии бизнеса нет9.

1.3.1 Система государственной поддержки малого бизнеса

     Опыт  развитых стран показывает, что для  вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономики требуется содействие государства в создании необходимых предпосылок для нормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранении возникающих проблем и отклонений от намеченных целей.

     Отметим ряд функций государства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства. Во-первых, государство выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектов рынка, т.е. разработка и контроль за соблюдением нормативно-правовых актов. Во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом. И в-третьих, государство является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов. Таким образом, исходя из этих функций, в ряде документов есть отражение государственной поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:

  • создание институциональных основ;
  • управленческая научно-методическая поддержка;
  • правовое обеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательствах о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационных предприятий;
  • финансово-кредитная поддержка;
  • налоговая политика;
  • антимонопольная политика.

     Рассмотрим  лишь некоторые формы государственной  поддержки на развитие малого и среднего бизнеса.

     Правительство РФ начало развивать программы поддержки  малого бизнеса еще в 1997 году, с  тех пор многое изменилось, есть и положительные моменты. Таким предприятиям оказываются специальные услуги и защита со стороны государства. В-основном, это обучение руководителей и персонала малого бизнеса; услуги по юридическим, налоговым, бухгалтерским консультациям и рекламе; особые условия кредитования и лизинга и другие. Но работы по усовершенствованию аппарата поддержки еще много.

     Сами  представители малого бизнеса подчеркивают важность информационной поддержки, разъяснительной и пропагандистской работы государственных органов. Наиболее нужной они считают маркетинговую, коммерческую, рыночную информацию. Внешняя среда предприятий стремительно изменяется с каждым годом, растут конкурентная борьба и, чтобы выжить небольшой фирме, ей приходиться больше узнавать о своих потребителях, иметь информацию о тенденциях и направлениях движений рынка, о возможностях развития и финансирования. Например, за последние три года резко вырос спрос на маркетинговые исследования, а они стоят отнюдь не дешево, и получается, что компания с большими средствами может завладеть этой информацией и использовать ее во благо, а маленькая – не имеет такой возможности. В таких условиях его поражение на рынке неизбежно. Также очень важной в деятельности любого предприятия является осведомленность о законах и нормативных актах, касающихся малого бизнеса. Очень многие фирмы данного сегмента не имеют в штате юриста, и разобраться во всем многообразии документов подчас не под силу руководителю компании. Поэтому назрела необходимость создания общего средства массовой информации, касающегося данного вида бизнеса.

Информация о работе Мелкий и средний бизнес, их роль в развитии экономики