Механизм рынка совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Понятие конкуренции. Конкуренция — это исходная категория, характеризующая сущность рыночной экономики. Имеется несколько определений этого понятия. Приведем некоторые из них:
1.Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (Закон о конкуренции на товарных рынках).

Работа содержит 1 файл

механизм рынка совершенной конкуренции.docx

— 39.85 Кб (Скачать)

Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения  научно-технического прогресса. Это прежде всего касается фундаментальных исследований (которые, как правило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей.

Совершенная конкуренция  способствует унификации и стан­дартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора. Между тем в современном обществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются разнообразные вкусы. Потребители все больше не только учитывают утилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на ее оформление, дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным особенностям каждого человека. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышением издержек их производства.

Ограниченность, совершенной  конкуренции преодолевается в условиях различных типов рыночных структур.

Конкуренция, при  которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним  случаем является чистая монополия (pure monopoly), когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.

Когда в отрасли  существует ограниченное число фирм, возни­кает ситуация олигополии. Противоположная  ситуация складывается тогда, когда  фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной  власти. Такую ситуацию называют монополистической  конкуренцией (см. рис. 2).

 Рис. 2. Классификация  основных рыночных структур 

Кроме основных типов  рыночных структур, существует еще  множество других. Наличие на рынке  одного покупателя называется монопсонией. Фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой, использующей ценовую дискриминацию.

Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-продавцом, мы имеем двустороннюю монополию. Если в отрасли функционируют лишь две фирмы, то этот частный случай олигополии называется дуополией.

Если перейти к  изучению различных вариантов сочетаний  форм рыночного предложения и  спроса, то количество возможных рыночных структур сильно возрастет (см. табл. 1). При анализе, однако, обычно исходят из предположения, что спрос является конкурентным, ограничиваясь изучением различных форм предложения.

Таблица

 Классификация  форм рынка 

 Конкуренция (полиполия)

Олигополия 

Монополия

Конкуренция (полипсония)

Олигопсония Монопсония

Совершенная конкуренция 

Олигопсония Монопсония

Олигополия 

Олигополия, ограниченная олигопсонией

Монопсония, ограниченная олигополией 

Монополия

Монополия, ограниченная олигопсонией

Двусторонняя монополия 

 Особенности формирования  конкурентно-рыночных отношений  в переходной российской экономике 

 Такие понятия,  как "рыночная экономика", "конкуренция"  становятся все более привычными.

После "стабильности" государственно-плановой экономики  рынок с его порой жесткой  конкурентной борьбой за потребителя  многим сейчас кажется хаотичным, неорганизованным. Нужно учитывать, что Россия только становится на путь цивилизованных рыночных отношений - всего 6 лет в России действует  Федеральный закон "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках", регулирующий институт конкуренции и одновременно ее добросовестность. 

Все страны, вводившие  систему рыночной экономики, разрабатывали  определенные формы защиты от недобросовестной деловой практики. Защита от недобросовестной конкуренции была признана в качестве составной части охраны промышленной собственности в рамках Парижской  конвенции около века назад путем  включения в нее статьи 10.

Нормы ст.10 Закона Российской Федерации "О конкуренции..." запрещают  ведение конкурентной борьбы нечестными и незаконными методами, т.е. недобросовестную конкуренцию. Это действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности , которые противоречат действующему законодательству либо обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Кроме того, указанные действия должны иметь негативные последствия для хозяйствующих субъектов - конкурентов в виде причинения убытков или нанесения ущерба их деловой репутации либо обладать такой потенциальной возможностью.

Нормы "добропорядочности" или "справедливости" в конкуренции  есть не что иное, как отражение  социологических, экономических и  морально-этических принципов общества, которые могут отличаться друг от друга не только в разных странах, но иногда и внутри одной страны. Например, к общепризнанным чертам недобросовестного коммерческого поведения следует отнести попытки предпринимателя добиться успеха в конкуренции не за счет своих собственных достижений с точки зрения качества и цены его товаров и услуг, а путем неправомерного использования каких-либо положительных результатов деятельности другого лица или оказания влияния на потребительский спрос ложными либо вводящими в заблуждение утверждениями. Этические нормы подразумевают, в частности, что не следует без необходимости затрагивать интересы потребителя, либо нарушать принцип достоверности, либо подталкивая его на путь социально опасного поведения, либо вторгаясь в его личную жизнь. С точки зрения добросовестности практика использования такого рода методов изначально является сомнительной.

Следует заметить, что  правовые нормы в области недобросовестной конкуренции охраняют интересы конкурентов, защищают интересы потребителей и сохраняют  конкуренцию в интересах общества в целом. 

Информация о работе Механизм рынка совершенной конкуренции