Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:10, курсовая работа
Понятие конкуренции. Конкуренция — это исходная категория, характеризующая сущность рыночной экономики. Имеется несколько определений этого понятия. Приведем некоторые из них:
1.Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (Закон о конкуренции на товарных рынках).
Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса. Это прежде всего касается фундаментальных исследований (которые, как правило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей.
Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора. Между тем в современном обществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются разнообразные вкусы. Потребители все больше не только учитывают утилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на ее оформление, дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным особенностям каждого человека. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышением издержек их производства.
Ограниченность, совершенной конкуренции преодолевается в условиях различных типов рыночных структур.
Конкуренция, при
которой не соблюдается хотя бы один
из признаков совершенной
Когда в отрасли
существует ограниченное число фирм,
возникает ситуация олигополии. Противоположная
ситуация складывается тогда, когда
фирм много, но каждая из них обладает
хотя бы небольшой частичкой
Рис. 2. Классификация основных рыночных структур
Кроме основных типов рыночных структур, существует еще множество других. Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией. Фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой, использующей ценовую дискриминацию.
Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-продавцом, мы имеем двустороннюю монополию. Если в отрасли функционируют лишь две фирмы, то этот частный случай олигополии называется дуополией.
Если перейти к изучению различных вариантов сочетаний форм рыночного предложения и спроса, то количество возможных рыночных структур сильно возрастет (см. табл. 1). При анализе, однако, обычно исходят из предположения, что спрос является конкурентным, ограничиваясь изучением различных форм предложения.
Таблица
Классификация форм рынка
Конкуренция (полиполия)
Олигополия
Монополия
Конкуренция (полипсония)
Олигопсония Монопсония
Совершенная конкуренция
Олигопсония Монопсония
Олигополия
Олигополия, ограниченная олигопсонией
Монопсония, ограниченная олигополией
Монополия
Монополия, ограниченная олигопсонией
Двусторонняя монополия
Особенности формирования
конкурентно-рыночных
Такие понятия,
как "рыночная экономика", "конкуренция"
становятся все более
После "стабильности"
государственно-плановой экономики
рынок с его порой жесткой
конкурентной борьбой за потребителя
многим сейчас кажется хаотичным, неорганизованным.
Нужно учитывать, что Россия только
становится на путь цивилизованных рыночных
отношений - всего 6 лет в России действует
Федеральный закон "О конкуренции
и ограничении
Все страны, вводившие систему рыночной экономики, разрабатывали определенные формы защиты от недобросовестной деловой практики. Защита от недобросовестной конкуренции была признана в качестве составной части охраны промышленной собственности в рамках Парижской конвенции около века назад путем включения в нее статьи 10.
Нормы ст.10 Закона Российской Федерации "О конкуренции..." запрещают ведение конкурентной борьбы нечестными и незаконными методами, т.е. недобросовестную конкуренцию. Это действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности , которые противоречат действующему законодательству либо обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Кроме того, указанные действия должны иметь негативные последствия для хозяйствующих субъектов - конкурентов в виде причинения убытков или нанесения ущерба их деловой репутации либо обладать такой потенциальной возможностью.
Нормы "добропорядочности"
или "справедливости" в конкуренции
есть не что иное, как отражение
социологических, экономических и
морально-этических принципов
Следует заметить, что
правовые нормы в области