Механизм рынка совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Понятие конкуренции. Конкуренция — это исходная категория, характеризующая сущность рыночной экономики. Имеется несколько определений этого понятия. Приведем некоторые из них:
1.Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (Закон о конкуренции на товарных рынках).

Работа содержит 1 файл

механизм рынка совершенной конкуренции.docx

— 39.85 Кб (Скачать)

Рефлексивное взаимодействие. Для конкурирующих сторон характерно рефлексивное взаимодействие, логика которого основана на том факте, что  конфликтующие стороны воспроизводят  рассуждения друг друга. Основными  объектами этих рассуждений являются реальный плацдарм конфликта (вектор параметров); плацдарм, как его представляет одна из сторон; плацдарм, как его понимает одна из сторон по мнению другой стороны (первый уровень рефлексии); плацдарм, как его понимает одна из сторон по мнению другой стороны, как думает первая сторона (второй уровень рефлексии), и т. д. 

Если первая сторона  видит только реальный плацдарм, а  вторая сторона, кроме этого, видит  отображение плацдарма конкурентом (цель, которая есть у соперника, и стратегию соперника в достижении этой цели), то вторая сторона имеет  возможность осуществлять рефлексивное управление деятельностью конкурента, передавать ему основания, из которых  тот мог бы логически вывести  свое, но предопределенное другой стороной решение. Кроме того, вторая сторона может корректировать свои действия: изменить плацдарм или цель (уйти от конкуренции) или выбрать иную стратегию. 

Сторона, имеющая  более высокую рефлексию, находится  в преимущественном положении и  при равенстве научно-технических  потенциалов сторон имеет большие  шансы на успех. Поэтому в условиях конкуренции, если одна из сторон идет на рефлексивное управление действиями соперника, другая сторона вынуждена  принимать меры защиты (соблюдать  тайну коммерческой и научно-технической  информации, проводить экспертизу поступающей  информации) и осуществлять ответное рефлексивное воздействие. Последнее  может иметь активный или защитный характер. В первом случае защищающаяся сторона действует так же, как  соперник: передает ему ложную, но выгодную для себя информацию о плацдарме, рассчитывая, что она будет воспринята как основание для принятия технико-экономических и инженерных решений (рефлексивное управление). Во втором случае защищающаяся сторона передает ложную информацию о своем видении рефлексивного воздействия со стороны соперника, рассчитывая, что эта информация явится основанием для принятия соперником ошибочных решений по рефлексивному воздействию (контррефлексивное управление). 

Если соперники  имеют равную степень рефлексии, то обе стороны осуществляют либо рефлексивное, либо комплексное (рефлексивное и контррефлексивное) управление. Выбор типа рефлексивного взаимодействия зависит от мотивов поведения, которыми руководствуются стороны, и их подготовленности к воздействию на соперника. В свою очередь, степень рефлексии влияет на выбор тех или иных мотивов конкурентного поведения (равенство, соперничество, агрессия): чем выше степень рефлексии (более развита разведка и система дезинформации соперника), тем больше оснований для усиления степени конкурентности поведения. При таких допущениях каждому мотиву конкурентного поведения разработчиков новшеств будет соответствовать определенный тип рефлексивного воздействия В условиях рыночной экономики имеются широкие возможности рефлексивного воздействия субъекта на своих конкурентов. Например, банк, тесно связанный с деятельностью субъекта X, может предоставить льготные кредиты для У в целях поощрения его деятельности по направлению, желательному для X. Но и У в этом случае может стремиться создать у Х желательное для У представление о своей деятельности, например, путем утечки информации о заключении У с третьей стороной договора о намерениях, которая дезинформировала бы X. Возможности рефлексивного воздействия на конкурента могут быть наиболее легко реализованы в том случае, когда одна из сторон (например, зарубежный партнер) имеет большой опыт конкурентной борьбы, а другая сторона такого опыта не имеет.  

Использование правовых методов преодоления агрессии конкурента, проявляющейся в форме рефлексивного  воздействия, затруднено, поскольку  это воздействие имеет косвенный  и скрытный характер. Предприятия  для защиты от такого воздействия  должны принимать меры по соблюдению коммерческой тайны в части выбранной  ими стратегии научно-технического развития, стратегических планов роста  и конверсии деятельности, выбора позиций в конкуренции на различных  рынках. Еще одной обязательной мерой  защиты от ложной информации является тщательный анализ внешней информации, используемой при принятии решений  стратегического характера с  тем, чтобы отсеять возможную  дезинформацию. 

Вместе с тем  следует иметь в виду, что коммерческая тайна на техническое новшество  снижает темпы научно-технического развития (темпы распространения  новшеств), а это может иметь  неблагоприятные последствия для  народного хозяйства. 

Законы конкуренции  в социально-ориентированной рыночной экономике. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показал, что свободная, предоставленная сама себе рыночная экономика не имеет социальной направленности и нестабильна. Поэтому в области  конкуренции государство должно осуществлять политику поддержки конкурентной борьбы, способствующую повышению эффективности общественного производства и его социальной направленности. 

Конкуренция представляет собой динамичный процесс обеспечения  рынка качественными товарами. Основным движущим фактором конкуренции является предпринимательство. Предприниматель  реагирует на изменения на рынке, стремясь укрепить свои позиции. Средствами конкурентной борьбы выступают в  первую очередь качество изделий, цена, затраты потребителя на обслуживание в процессе потребления, сервисное  обслуживание, ассортимент изделий, условия поставок и платежей, информация через рекламу, соблюдение прав потребителей. 

Конкурентная борьба сопровождается нововведениями в продукцию  и технологию, вплоть до внедрения  принципиально новых, преобразующих  рынок видов продукции. 

Функциями конкуренции  являются: 

.регулирование производства: под влиянием конкуренции факторы  производства и инвестиции направляются  в те отрасли, где в них  существует наибольшая потребность; 

.мотивообразование предпринимательского поведения: конкурируя, каждое предприятие предлагает на рынок свои лучшие изделия, думая прежде всего о собственной выгоде, но тем самым приносит также больше пользы своим потребителям и народному хозяйству в целом. Таким образом, субъективная цель предпринимателя — получить больше прибыли — трансформируется в объективную цель производства — более полно удовлетворить потребность; 

.распределение дохода  среди товаропроизводителей: 

конкуренция позволяет  распределять доход среди предприятий  в соответствии с их вкладом в  удовлетворение спроса; 

.контроль поведения  участников рынка: конкуренция  ограничивает поведение каждого  продавца и его экономическую силу, не давая ему возможности определяющим образом влиять на общее состояние рынка. 

Руководящий принцип  конкурентной политики государства. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показал, что политика защиты совершенной  конкуренции на практике себя не оправдывает. Более целесообразно руководствоваться  принципом оптимальной интенсивности  конкуренции. 

Этот принцип предполагает: 

.оптимальные радикальность  и темпы нововведений в продукцию и технологию в зависимости от глубины изменений на рынке; 

.гибкую адаптацию  предприятий к меняющимся условиям  рынка под влиянием конкуренции. 

Интенсивность конкуренции  определяется тем, насколько быстро предприятия воспроизводят или  «переизобретают» нововведения предприятия-лидера и как скоро под влиянием распространения нововведений лидер теряет преимущество в прибыли. Повышение темпов «диффузии» (воспроизводства) нововведений приводит к ускорению выравнивания прибылей и свидетельствует о повышении интенсивности конкуренции. 

Совершенная конкуренция  – когда на рынке: 1мн-во покупателей  и продавцов, 2высокая мобильность  факторов производства, 3отсутствие барьеров на пути вступления на рынок или  выхода из него, 4 доходность продаваемой  продукции, 5равный доступ всех участников рыночных отношений к инф-и 

 При совершенной  конкуренции доля каждого участника  в продажах или покупках незначительна  поэтому на один из них не  ?создитать?. Совершенно конкурентные фирмы не имеют контроля над ценами, т.к. объем их производства по сравнению с размерами рынка ничтожно мал, будет ли она производить продукции больше или меньше – цены не изменятся. Если фирма поднимает цену, то покупатель купят продукту другого производителя по прежней цене. По более низким ценам фирма тоже не будет продавать, т.к. для нее это означает потерю прибыли. В одной и той же отрасли действуют разные фирмы с разным масштабом организации и технической базой производства, а следовательно и с разным уровнем издержек. Сравнение средних издержек фирмы с уровнем цен даст возможность оценить положение каждой фирмы на рынке. Если средние издержки ниже цены, то фирма при определенном объеме производства получает в среднем прибыль более высокую, чем нормальная прибыль, т.е. сверхприбыль или квазиренту. Если средние издержки больше цены, то фирма терпит убытки. Производителей интересует не прибыль на единицу продукции, а max общей массы получаемой прибыли, что связано с понятиями предельных издержек и предельного дохода. Очевидно, что фирма будет расширять объем производства, пока каждая дополнительная единица продукции будет приносить дополнительную прибыль, т.е. пока предельные издержки будут меньше, чем предельный доход.  

 График равновесия  фирмы на рынке совершенной  конкуренции: 
 
 

 МС – кривая  предельных издержек 

MR – Прямая предельного дохода 

 т. M – точка  равновесия. Любые отклонения от  т.М приводят к потерям фирмы в виде прямых убытков при большем объеме производства или сокращении массы прибыли при меньшем выпуске продукции. Т.о. условие равновесия фирмы можно сформулировать: MC=MR. Любая фирма, добивающаяся прибыли следует установить такой объем производства, при котором соблюдается это условие равновесия. На рынке совершенной конкуренции предельный доход = цене поэтому условие равновесия фирмы имеет вид: МС=Р 
 
 

 В долгосрочном  периоде при условии равенства  минимальных средних издержек  и среднего дохода. В результате  достижения равновесия каждой  фирмы устанавливается равновесие  отраслевого рынка – оптимизация  размеров фирмы данной отрасли,  при одновременном снижении цены  на отраслевом рынке до уровня  минимума средних издержек производства. 

 Нарушение равновесия  фирмы и отраслевого рынка  связаны с изменением цен, издержек  и др. параметров деятельности  фирмы. Это побуждает фирму  либо расширять либо сворачивать производство, искать пути вложения ресурсов, и выходит на новые рынки. Стремление фирмы придти к равновесному состоянию гарантирует эффективность развития и самой фирмы и отрасли 

Признаки свободного рынка и рыночная экономика 

Совершенная конкуренция  является довольно редким случаем и  лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют.) В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство MR=MC=P (см. Рис.1)

Конечно, в течение  короткого отрезка времени в  условиях совершенной конкуренции  фирма может получать сверхприбыли или нести убытки. Однако для длительного  периода такая предпосылка нереальна, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли . слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли. Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда Р = МС. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы экономически убыточной и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.

 Рис.1

Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде 

Возникает своеобразный парадокс: в условиях равновесия на всех фирмах данной конкурентной отрасли  издержки должны быть одинаковы. Такая  предпосылка кажется нереальной, ведь мы знаем, что одни фирмы работают на лучшем сырье, другие имеют более  современное и эффективное оборудование, третьи — более квалифицированных  работников, четвертые — наилучших  менеджеров. Да и вообще, не может  быть двух одинаковых фирм. Совершенно очевидно, что на фирмах, использующих лучшие ресурсы, издержки будут более  низкими. Как же согласовать этот очевидный факт с положением о  том, что средние издержки для  всех фирм в условиях совершенно конкурентной отрасли одинаковы?

В экономической  теории существует следующее объяснение этого парадокса: предполагается, что  владельцы более совершенных  ресурсов получают большее вознаграждение. Например, более квалифицированные  рабочие — большую заработную плату, за более совершенные машины приходится платить более высокую  цену и т. д.

Таким образом, вся  экономия, полученная за счет более  эффективных ресурсов, расходуется  на их оплату. Это объясняет тенденцию  к равенству издержек, существующих в конкурентной отрасли.

Совершенная конкуренция, как и рыночная экономика в  целом, обладает конкуренции рядом  недостатков. Говоря о том, что совершенная  конкуренция обеспечивает эффективное  распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей, не следует забывать, что она исходит  из платежеспособных потребностей, из распределения денежных доходов, которые  сложились ранее. Это создает  равенство возможностей, однако отнюдь не гарантирует равенство результатов. Совершенная конкуренция учитывает  лишь те издержки, которые окупаются. Однако в условиях недостаточной  спецификации прав собственности существуют такие выгоды (издержки), которые  не учитываются фирмами: их осуществляет общество.

В этом случае говорят  о побочных внешних выгодах или  из­держках (положительных или отрицательных экстерналиях). Поэтому в условиях недостаточной спецификации прав собственности возможно недопроизводство положительных и перепроизводство отрицательных экстерналий. 

Совершенная конкуренция  не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы  каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это относится к таким  общественным благам, как противопожарная  безопасность, национальная оборона  и т. д.

Информация о работе Механизм рынка совершенной конкуренции