Механизм рынка совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Понятие конкуренции. Конкуренция — это исходная категория, характеризующая сущность рыночной экономики. Имеется несколько определений этого понятия. Приведем некоторые из них:
1.Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (Закон о конкуренции на товарных рынках).

Работа содержит 1 файл

механизм рынка совершенной конкуренции.docx

— 39.85 Кб (Скачать)

Монополия и монополистическая  конкуренция. При монополии на рынке  один продавец имеет дело со многими  покупателями и является монополистом. Он вне конкуренции и может  сам определять цену и количество продаваемых товаров. За покупателем  остается решение: какое количество товаров по данной цене он может купить. 

Однако монополист не может произвольно повышать цену, так как с повышением цены спрос  снижается, и если спрос эластичный (имеются товарозаменители, которые покупатель может приобрести по более низкой цене), то снижается и совокупная выручка. Поэтому монополист, если он хочет продать больше товаров, должен снижать цену. 

Монополистическая (несовершенная) конкуренция встречается  довольно часто: полиполия на несовершенном рынке, на котором множество продавцов и множество покупателей действуют независимо. На таком рынке предприятия стремятся расширить свою область предпочтения путем расширения ассортимента однородной продукции, индивидуализации своей продукции с помощью товарных знаков, наименований и рекламной кампании. Этими мерами они в ограниченном объеме создают для себя определенное монопольное положение. 

Пусть, например, на рынке представлены три предприятия (три подмножества продукции S1, S2, S3), каждое из которых удовлетворяет  потребности трех групп потребителей (подмножества ZS1, ZS2, ZS3 — рыночные ниши этих предприятий). Отображения подмножеств продукции на множестве потребностей в общем случае будут пересекающимися. При этом множество потребностей расчленяется на восемь подмножеств (сегментов рынка): 

Z1 — сегмент, в  котором потребности могут быть  удовлетворены продукцией каждого  из трех предприятий. Если в  этом сегменте рынка представлены  соответственно все три предприятия,  можно говорить об отсутствии (или об ограничении) монополии  товаропроизводителей (в этом сегменте). Уход какого-либо предприятия  с рассматриваемого рынка лишь  на время снизит степень удовлетворения  спроса, так как другие предприятия  увеличат свои доли на рынке.  Очевидно, что данный сегмент  включает особо важные потребности,  удовлетворению которых отдается  приоритет, и все три предприятия  конкурируют за свои доли в  этом сегменте. 

Z2, Z3, Z4 — сегменты, в которых потребности удовлетворяются  двумя из трех предприятий.  Монопольное положение предприятий  — товаропроизводителей здесь  ограничено в меньшей степени,  чем в сегменте Z1. При убытии  из этих сегментов рынка одного  из предприятий спрос на товары  будет удовлетворяться только  одним предприятием, которое займет  монопольное положение. Можно  предполагать, что рассматриваемые  сегменты включают важные потребности,  приоритет при удовлетворении которых ниже, чем в сегменте Z\, и за свои доли в этих сегментах будут состязаться только два предприятия. Интенсивность конкуренции в данных сегментах ниже, чем в сегменте Z1. 

Z5, Z6, Z7 — сегменты, в которых потребности удовлетворяются  продукцией только одного из  трех предприятий. Монопольное  положение предприятий — товаропроизводителей  в этих сегментах рынка не  ограничено. При уходе предприятия  с рынка спрос остается неудовлетворенным  (образуется свободная ниша). По-видимому, в этих сегментах рынка представлены  потребности, удовлетворение которых  выгодно лишь для данного предприятия,  а другие два предприятия по  тем или иным причинам не  заинтересованы в завоевании  данной ниши рынка. В этих  сегментах предприятия ведут  себя как монополисты. 

Z8 — подмножество  потребностей, которые продукцией  указанных предприятий не удовлетворяются.  Данный сегмент представляет  собой свободную нишу, в которой  отсутствует предложение товара. Возможно, это потребности, удовлетворением  которых можно пренебречь, или  потребности социальных групп  с низкими доходами, удовлетворение  которых не приносит прибыли  предприятиям. Не исключено также,  что в этой нише рынка имеют  место потребности богатых слоев  населения, предъявляющих высокие  требования к параметрам качества  продукции, обеспечить которые данная группа конкурирующих предприятий не подготовлена. 

Таким образом, на одном  и том же рынке в различных  его сегментах имеют место  различная интенсивность конкуренции  и различная надежность удовлетворения спроса. При олигополии чем выше интенсивность конкуренции, тем выше надежность удовлетворения спроса. Для повышения интенсивности конкуренции, большего ограничения монополизма и заполнения продукцией свободных ниш требуется повысить число подмножеств Si (расширить ассортимент взаимозаменяемых товаров) и число предприятий, представленных на данном рынке. 

Монопольные цены. В  условиях монополии и доминирующего  положения хозяйствующего субъекта (продавца) последний может навязывать покупателю монопольно высокую цену, особенно в случаях, когда спрос  неэластичный. Законодательство следующим  образом определяет это понятие: монопольно высокая цена — цена товара, устанавливаемая хозяйствующим  субъектом, занимающим доминирующее положение  на товарном рынке, в целях компенсации  необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения  дополнительной прибыли в результате снижения качества товара. 

Однако предприниматель  может установить монопольно высокую  цену не только при плохом, но и при  хорошем хозяйствовании в интересах  повышения прибыли. Следовательно, было бы более правильно рассматривать  понятие монопольно высокой цены в сравнении с ценой аналогичного товара при олигополии: если продавец, занимающий доминирующее положение  на рынке, установил цену, существенно  превышающую цену на аналогичный  товар, реализуемый на других рынках в условиях олигополии, то эта цена является монопольно высокой. Такой же подход предприятия могут использовать для доказательства того, что их цена не является монопольно высокой, так как сопоставима с ценой на аналогичные товары, реализуемые на других рынках в условиях олигополии. 

Монопольно низкую цену может установить как хозяйствующий  субъект, доминирующий на рынке в  качестве покупателя (при монопсонии или ограниченной монополии спроса), так и продавец (при монополии  или ограниченной монополии предложения). В законе это определено следующим образом: монопольно низкая цена — цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка. 

Эта норма не позволяет  однозначно определить, является ли цена, установленная хозяйствующим субъектом, занимающим на рынке доминирующее положение, монопольно низкой. В случае, если он выступает в качестве покупателя, необходимо сопоставление предлагаемой им цены с ценой на аналогичный товар на других рынках в условиях олигопсонии или, по крайней мере, двусторонней олигополии. В случае, когда он выступает в качестве продавца, предлагаемая им цена может приносить убытки вследствие высоких издержек из-за плохой организации производства. Является ли эта цена монопольно низкой, обоснованно можно определить путем ее сопоставления с ценой на аналогичный товар на других рынках в условиях олигополии. 

Монополистическая деятельность. В соответствии с антимонопольным  законодательством монополистическая  деятельность — это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов  или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение  или устранение конкуренции. 

Положения антимонопольного законодательства, относящиеся к  хозяйствующим субъектам, распространяются и на группу лиц, связанных общими интересами и взаимными обязательствами. Такой группой признается группа юридических или юридических и физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий (ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках}: 

.лицо или несколько  лиц совместно в результате  соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно  распоряжаться (в том числе  на основании договоров купли-продажи,  доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или иных сделок) более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица; 

.лицо или несколько  лиц получили возможность на  основании договора или иным  образом определять решения, принимаемые  другим лицом (лицами), в том  числе определять условия ведения  другим лицом (лицами) предпринимательской  деятельности, либо осуществлять  полномочия- исполнительного органа другого лица (лиц) на основании договора; 

.лицо имеет право  назначать единоличный исполнительный  орган и (или) более 50% состава  коллегиального исполнительного  органа юридического лица, и (или)  по предложению лица избрано  более 50% состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного  коллегиального органа управления  юридического лица; 

.одни и те же  физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же  юридическим лицом, составляют  более 50% состава коллегиального  исполнительного органа и (или)  совета директоров (наблюдательного  совета) или иного коллегиального  органа управления двух и более  юридических лиц или по предложению  одних и тех же юридических  лиц избрано более 50% состава  совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц; 

.одни и те же  физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) юридические  лица имеют право самостоятельно  или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более  чем 50% голосов, приходящихся на  акции (вклады, доли), составляющие  уставный (складочный) капитал каждого  из двух и более юридических  лиц; 

.физические и  (или) юридические лица имеют  право самостоятельно или через  представителей (поверенных) распоряжаться  в сумме более чем 50% голосов,  приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал одного юридического  лица, и одновременно данные физические  лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные  одним и тем же юридическим  лицом, составляют более 50% состава  коллегиального исполнительного  органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления другого юридического лица; 

.юридические лица  являются участниками одной финансово-промышленной  группы; 

.физические лица  являются супругами, родителями  и детьми, братьями и (или) сестрами; 

.аффилированные лица, то есть физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. 

Мотивационный подход к конкуренции. Для понимания  истоков конкуренции обратимся  к мотивам конкуренции и кооперации соперничающих (сотрудничающих) сторон. 

В основу мотивационного подхода к конкуренции и кооперации положена идея противоборства несовместимых  намерений и целей, направляющих поведение участников межличностного взаимодействия. Стратегии участников взаимодействия могут быть настолько  тесно связаны, что наряду со стремлением  к конкуренции имеют место  и разнообразные ситуации сотрудничества. Можно выделить ряд мотивов такого поведения: 

А — максимизация выигрыша другого (альтруизм); 

Б — максимизация общего выигрыша (кооперация); 

В — минимизация различий между собственным и чужим выигрышем (равенство); 

Г — максимизация собственного выигрыша (индивидуализм); 

Д — максимизация относительного выигрыша (соперничество); 

Е — минимизация  выигрыша другого (агрессия). Каждая модификация  мотивов отражает определенный уровень  кооперативности или конкурентности поведения предприятия. Если принять альтруизм (А) в качестве характеристики высшей меры кооперативного поведения, а агрессию (Е) — в качестве характеристики высшей меры конкурентного поведения, то можно предложить следующую шкалу кооперативности и конкурентности поведения: 

Многообразие группового и межличностного поведения позволяет  предполагать непрерывность шкалы  социальных мотивов: индивидуализм  по мере его усиления все более  и более приобретает черты  соперничества, соперничество по мере его усиления — черты агрессии. Точно так же мотив равенства  содержит в себе черты кооперации, кооперация 

— черты альтруизма. Если предприятие руководствуется  в первую очередь мотивом соперничества, во второю очередь 

— мотивом агрессии, то его поведение будет ближе  к соперничеству. Если же оно руководствуется  в первую очередь мотивом агрессии, во вторую очередь — мотивом соперничества, то его поведение будет ближе  к агрессии. 

На товарном рынке  те или иные мотивы конкуренции и  кооперации проявляются в зависимости  от формы рынка. В условиях полиполии (совершенный рынок) хозяйствующие субъекты, представленные на рынке, в большей степени руководствуются мотивами равенства и кооперации, в условиях олигополии — мотивами индивидуализма и соперничества. Чем больше полиполия переходит в олигополию, тем в большей степени мотив равенства заменяется мотивом индивидуализма. Чем ближе олигополия к монополии, тем сильнее мотив соперничества. С усилением мотива соперничества зарождается недобросовестная конкуренция, ведущая по мере своего усиления к агрессии. 

Информация о работе Механизм рынка совершенной конкуренции