Механизм кредитно-денежной политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой является рассмотреть понятие кредитно-денежной системы, основные инструменты кредитно-денежной политики, применяемые Центральным банком для регулирования экономики, типы кредитно-денежной политики.

Содержание

Содержание…………………………………………………………………...…2
Введение…………………………………………………………………..……..3
Глава 1 Необходимость и цели кредитно-денежной политики государства……………………………………………………………………....4
Глава 2 Инструменты кредитно-денежной политики………………………………………………………………...…...…...8
2.1 Операции на открытом рынке……………………………………...……8
2.2 Учетно-процентная политика…………………………………………….9
2.3 Регулирование обязательной нормы банковского резервирования…...10
2.4 Некоторые административные методы регулирования кредитно-денежной политики……………………………………………………….13
Глава 3 Основные типы кредитно-денежной политики………………………14
3.1 Мягкая кредитно-денежная политика…………………………………...14
3.2 Жесткая кредитно-денежная политика……………………………….…15
Глава 4 Особенности кредитно-денежной системы Армении………………..18
Глава 5 Особенности развития кредитно-денежной системы России……….20
Заключение……………………………………………………………………....22
Список литератур………………………………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 66.80 Кб (Скачать)

    Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополученные прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

    Недостаток  этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие  незначительные депозиты, оказываются  в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

    Банк  России в 2002 году не прибегал к изменению  норм обязательных резервов. В настоящее  время нормативы обязательных резервов составляют: по привлеченным кредитными организациями средствам юридических  лиц в валюте Российской Федерации, юридических и физических лиц в иностранной валюте – 10% по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты) в валюте Российской Федерации,- 7%.

    В последние несколько лет произошли уменьшения роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов. 
 
 
 

    Некоторые административные методы  регулирования кредитно-денежной политики.

    Наряду  с экономическими методами, посредством  которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области  и административные методы воздействия.

    К ним относится, например,  использование  количественных кредитных ограничений.

    Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом  воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.

    Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах  вообще отменён.

    Также центральный банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный  банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне.

    “При  нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный  банк может применять к ним  самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.

    Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер”.8 

Основные  типы кредитно-денежной политики

    Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики: мягкая кредитно-денежная политика (ее называют политикой «дешевых денег») и жесткая кредитно-денежная политика (ее называют политикой «дорогих денег»).

    Предположим, экономика переживает период спада  и безработицы. Руководящие  кредитно-денежные ведомства принимают решение  о том, что для стимулирования совокупного спроса, который мог  бы поглотить свободные ресурсы, необходимо увеличить предложение  денег. Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения  денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

    Какие конкретные политические мероприятия  позволят достичь этой цели?

  1. Покупка ценных бумаг. Совет управляющих должен дать команду федеральным резервным банкам покупать ценные бумаги на открытом рынке. Это покупка облигаций будет оплачена увеличением резервов коммерческих банков.
  2. Снижение резервной нормы. Резервная норма должна быть снижена, в результате чего обязательные резервы автоматически переводятся в избыточные, и возрастет величина денежного мультипликатора.
  3. Снижение учетной ставки. Учетная ставка также должна быть уменьшена, с тем, чтобы побудить коммерческие банки к расширению своих резервов посредством заимствования у федеральных резервных банков.9

      Такой набор политических решений называют политикой «дешевых» денег. В  ее задаче входит удешевление кредита  и облегчение доступа к нему, с  тем чтобы увеличить совокупный спрос и занятость.

      Предположим теперь, что излишние расходы подталкивают экономику к инфляционной спирали. Совет управляющих должен попытаться скрыть совокупный спрос путем ограничения  предложения денег. Ключ к решению  этой проблемы – уменьшение резервов коммерческих банков. Как это делается?

  1. Продажа ценных бумаг. Федеральные резервные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков.
  2. Повышение резервной нормы. Увеличение резервной нормы автоматически лишает коммерческие банки избыточных резервов и уменьшает величину денежного мультипликатора.
  3. Повышение учетной ставки. Увеличение учетной ставки снижает интерес коммерческих банков к наращению своих резервов посредством заимствования у федеральных резервных банков.

          Такой набор мер соответственно получил название политики «дорогих» денег10. Ее цель – ограничить денежное предложение, для того чтобы сократить расходы и сдержать инфляцию. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию.   Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.11

    Необходимо  отметить сильные и слабые стороны  использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия  на экономику страны в целом. В  пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в  законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный  банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.12

    Но  существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить  достаточно энергично, действительно  способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.  

    Другой  негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в  следующем.  Скорость обращения денег  имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда  предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна  к возрастанию. И наоборот, когда  принимаются политические меры для  увеличения предложения денег в  период спада, весьма вероятно падение  скорости обращения денег. 13

    Иными словами, при дешевых деньгах  скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться  как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как  было сказано выше, скорость обращения  денежной массы падает, а, значит, и  общие расходы сокращаются, что  противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

      Рассмотренные выше примеры политики «дорогих»  и «дешевых» денег характеризуют дискреционную (гибкую) кредитно-денежную политику. Гибкой она называется потому, что изменяется в соответствии с фазами экономического цикла. Стимулирующая политика проводится в фазе спада, а сдерживающая – в фазе бума. 14

      Каков же механизм проведения центральным  банком кредитно-денежной, или монетарной политики?

      Воздействуя различными методами, рассмотренными выше, на объем денежной массы и  возможности кредитования, Центральный  банк влияет на конечный совокупный спрос  через ряд последовательных звеньев: денежная масса, норма процента, инвестиции, совокупный спрос, национальный доход. В формализованном виде цепочка этих взаимосвязей можно записать как: Ms→ r → I→Y.

      Таков, в общем виде, механизм воздействия  дискреционной кредитно-денежной политики государства на изменение инвестиций, занятости и валового внутреннего  продукта. Однако, в реальной жизни  гибкая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым результатам  и ее эффективность снижается  как результат развития побочных процессов. В частности, это можно  подтвердить следующим примером.

      Допустим, что Центральный банк решил проводить  курс на стимулирование экономического роста и увеличил предложение  денег с целью понижения процентных ставок. Однако, следствием роста предложения  денег стало повышение темпа  инфляции в стране. Рост цен вынудил  банки принять уровень номинальных  процентных ставок (чтобы, согласно эффекту  Фишера, сохранить неизменной реальную процентную ставку). Увеличение номинальных процентных ставок оказывает дестимулирующий эффект на инвесторов: рост инвестиций не происходит. Следовательно, политика Центрального банка не привела к поставленной цели – росту ВВП.15

      В стремлении добиться стабилизации экономики  Центральные банки сталкиваются с дилеммой: что именно выбрать  в качестве инструмента монетарной политики – контроль над денежным предложением или контроль над динамикой процентной ставки. Так, в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличить денежную массу для снижения ставки до желаемого уровня. Напротив, Центральному банку придется ограничить предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если же приоритетной задачей ставится поддержание стабильного цикла, то Центральный банк должен допустить колебания процентной ставки. Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики.

Информация о работе Механизм кредитно-денежной политики государства