Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:27, курсовая работа
Главной целью курсовой является рассмотреть понятие кредитно-денежной системы, основные инструменты кредитно-денежной политики, применяемые Центральным банком для регулирования экономики, типы кредитно-денежной политики.
Содержание…………………………………………………………………...…2
Введение…………………………………………………………………..……..3
Глава 1 Необходимость и цели кредитно-денежной политики государства……………………………………………………………………....4
Глава 2 Инструменты кредитно-денежной политики………………………………………………………………...…...…...8
2.1 Операции на открытом рынке……………………………………...……8
2.2 Учетно-процентная политика…………………………………………….9
2.3 Регулирование обязательной нормы банковского резервирования…...10
2.4 Некоторые административные методы регулирования кредитно-денежной политики……………………………………………………….13
Глава 3 Основные типы кредитно-денежной политики………………………14
3.1 Мягкая кредитно-денежная политика…………………………………...14
3.2 Жесткая кредитно-денежная политика……………………………….…15
Глава 4 Особенности кредитно-денежной системы Армении………………..18
Глава 5 Особенности развития кредитно-денежной системы России……….20
Заключение……………………………………………………………………....22
Список литератур………………………………………………………………..24
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополученные прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток
этого метода заключается в том,
что некоторые учреждения, в основном
специализированные банки, имеющие
незначительные депозиты, оказываются
в преимущественном положение по
сравнению с коммерческими
Банк
России в 2002 году не прибегал к изменению
норм обязательных резервов. В настоящее
время нормативы обязательных резервов
составляют: по привлеченным кредитными
организациями средствам
В
последние несколько лет
Некоторые
административные методы
регулирования кредитно-
Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.
К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также
центральный банк может устанавливать
различные нормативы (коэффициенты),
которые коммерческие банки обязаны
поддерживать на необходимом уровне.
К ним относятся нормативы
достаточности капитала коммерческого
банка, нормативы ликвидности баланса,
нормативы максимального
“При
нарушении коммерческими
Очевидно,
что использование
Основные типы кредитно-денежной политики
Следует
выделить две разновидности кредитно-
Предположим, экономика переживает период спада и безработицы. Руководящие кредитно-денежные ведомства принимают решение о том, что для стимулирования совокупного спроса, который мог бы поглотить свободные ресурсы, необходимо увеличить предложение денег. Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
Какие конкретные политические мероприятия позволят достичь этой цели?
Такой набор политических решений называют политикой «дешевых» денег. В ее задаче входит удешевление кредита и облегчение доступа к нему, с тем чтобы увеличить совокупный спрос и занятость.
Предположим теперь, что излишние расходы подталкивают экономику к инфляционной спирали. Совет управляющих должен попытаться скрыть совокупный спрос путем ограничения предложения денег. Ключ к решению этой проблемы – уменьшение резервов коммерческих банков. Как это делается?
Такой набор мер соответственно получил название политики «дорогих» денег10. Ее цель – ограничить денежное предложение, для того чтобы сократить расходы и сдержать инфляцию. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.11
Необходимо
отметить сильные и слабые стороны
использования методов денежно-
Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.
Другой
негативный фактор, замеченный некоторыми
неокейнсианцами, заключается в
следующем. Скорость обращения денег
имеет тенденцию меняться в направлении,
противоположном предложению
Иными
словами, при дешевых деньгах
скорость обращения денег снижается,
при обратном ходе событий политика
дорогих денег вызывает увеличение
скорости обращения. А нам известно,
что общие расходы могут
Рассмотренные
выше примеры политики «дорогих»
и «дешевых» денег
Каков же механизм проведения центральным банком кредитно-денежной, или монетарной политики?
Воздействуя различными методами, рассмотренными выше, на объем денежной массы и возможности кредитования, Центральный банк влияет на конечный совокупный спрос через ряд последовательных звеньев: денежная масса, норма процента, инвестиции, совокупный спрос, национальный доход. В формализованном виде цепочка этих взаимосвязей можно записать как: Ms→ r → I→Y.
Таков,
в общем виде, механизм воздействия
дискреционной кредитно-
Допустим,
что Центральный банк решил проводить
курс на стимулирование экономического
роста и увеличил предложение
денег с целью понижения
В стремлении добиться стабилизации экономики Центральные банки сталкиваются с дилеммой: что именно выбрать в качестве инструмента монетарной политики – контроль над денежным предложением или контроль над динамикой процентной ставки. Так, в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличить денежную массу для снижения ставки до желаемого уровня. Напротив, Центральному банку придется ограничить предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если же приоритетной задачей ставится поддержание стабильного цикла, то Центральный банк должен допустить колебания процентной ставки. Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики.
Информация о работе Механизм кредитно-денежной политики государства