Механизм кредитно-денежной политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой является рассмотреть понятие кредитно-денежной системы, основные инструменты кредитно-денежной политики, применяемые Центральным банком для регулирования экономики, типы кредитно-денежной политики.

Содержание

Содержание…………………………………………………………………...…2
Введение…………………………………………………………………..……..3
Глава 1 Необходимость и цели кредитно-денежной политики государства……………………………………………………………………....4
Глава 2 Инструменты кредитно-денежной политики………………………………………………………………...…...…...8
2.1 Операции на открытом рынке……………………………………...……8
2.2 Учетно-процентная политика…………………………………………….9
2.3 Регулирование обязательной нормы банковского резервирования…...10
2.4 Некоторые административные методы регулирования кредитно-денежной политики……………………………………………………….13
Глава 3 Основные типы кредитно-денежной политики………………………14
3.1 Мягкая кредитно-денежная политика…………………………………...14
3.2 Жесткая кредитно-денежная политика……………………………….…15
Глава 4 Особенности кредитно-денежной системы Армении………………..18
Глава 5 Особенности развития кредитно-денежной системы России……….20
Заключение……………………………………………………………………....22
Список литератур………………………………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 66.80 Кб (Скачать)

      К системе кредитно-финансовых институтов относятся:

    1. Инвестиционные банки, занимающиеся эмиссионно-учредительской деятельностью, то есть проводящие операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на это доход. Они не имеют права принимать депозиты и привлекают капиталы, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства.

    2. Обширная группа сберегательных учреждений, занимающая важное место в кредитной системе благодаря привлечению мелких сбережений и доходов, которые иначе не смогут функционировать как капитал.

  • Существуют различные типы сберегательных учреждений:
  • Сберегательные банки и кассы;
  • Взаимно-сберегательные банки (разновидность кооперативных банковских учреждений в США);
  • Доверительно-сберегательные банки (в Великобритании);
  • Ссудно-сберегательные ассоциации (Соединенные Штаты);
  • Кредитные кооперативы (союзы, ассоциации) и другие.

   3. Страховые компании,  для которых характерна  специфическая форма привлечения средств — продажа страховых полисов. Полученные доходы они вкладывают, прежде всего, в облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги.

   4. Пенсионные фонды, которые различаются по организации, управлению и структуре активов. Так, имеются застрахованные пенсионные фонды, (управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые предприятиями или по их доверенности — банками), фундированные (их средства инвестированы в ценные бумаги) и нефундированные (пенсии выплачиваются из текущих поступлений и доходов) и многие другие.

      5. Инвестиционные компании, размещающие среди мелких держателей свои обязательства (акции) и использующие полученные средства для покупки ценных бумаг народного хозяйства. Мелкие инвесторы охотно покупают обязательства инвестиционных компаний, так как из-за значительной диверсификации (вложение средств в различные предприятия) достигается известное рассредоточение активов, снижается опасность потери сбережений из-за банкротств фирм, в чьи акции вложен капитал.  
 

Инструменты кредитно-денежной политики

          Получив некоторое представление о балансовом отчете федеральных резервов банков, мы имеем теперь возможность исследовать, как центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам, к ним относятся:

    • Операции на открытом рынке;
    • Учетно-процентная политика;
    • Регулирование обязательной нормы банковского резервирования.

        Операции  на открытом рынке – наиболее важное средство контроля Федеральной резервной системы за денежным предложением. Термином операции на открытом рынке обозначают куплю – продажу на открытом рынке государственных облигаций федеральными резервами банками – то есть покупку облигаций у коммерческих банков и населения в целом или продажу им этих ценных бумаг. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту. В США на открытом рынке обращаются казначейские векселя  (краткосрочные обязательства), казначейские ноты (среднесрочные обязательства) и государственные облигации (долгосрочные – 30 лет – ценные бумаги). В России до финансового кризиса 1998 г. существовал достаточно масштабный рынок государственных краткосрочных обязательств. Центральные банки могут с наибольшей эффективностью проводить операции на открытом рынке в тех странах, где существует емкий рынок государственных ценных бумаг (США, Великобритания, Канада).4

         По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. “Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам”. Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.5

Учетно-процентная политика заключается в регулировании величины учетной процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у Центрального банка. В России эта процентная ставка называется ставкой рефинансирования коммерческих банков. Совет управляющих Федеральной резервной системой имеет полномочия устанавливать и изменять учетную ставку, по которой коммерческие банки могут брать займы в федеральных резервных банках. С точки зрения коммерческих банков, учетная ставка представляет собой издержки, вызванные приобретением резервов. Следовательно, падение учетной ставки поощряет коммерческие банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у федеральных резервных банков. Кредиты коммерческих банков, опирающиеся на эти новые резервы, увеличивают денежное предложение. И наоборот, рост учетной ставки снижает интерес коммерческих банков к получению дополнительных резервов путем заимствования у центральных банков. Поэтому повышение учетной ставки соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение денег.

      В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот. 6

    Очевидно, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную  сферу. Во-первых, затруднение или  облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном  банке влияет на ликвидность кредитных  учреждений. Во-вторых, изменение официальной  ставки означает удорожание или удешевление  кредита коммерческих банков для  клиентуры, так как происходит изменение  процентных ставок по активным кредитным  операциям.

    Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой  денежно-кредитной политике, что  заставляет коммерческим банкам вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

    Недостатком использования рефинансирования при  проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает  лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный  метод почти полностью теряет свою эффективность.

    Помимо  установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный  банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в  качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что  в залог могут быть приняты  только те ценные бумаги, качество которых  не вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких  ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные  торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также  некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками".7

    В 2002 году Банк России проводил операции рефинансирования банков в целях  обеспечения бесперебойного осуществления  расчетов путем предоставления внутренних кредитов. В целях создания универсальной  общенациональной системы рефинансирования банков, основанной на принципах централизованного  управления, Банк России определил  единую схему взаимодействия подразделения  и учреждений Банка России при предоставлении банкам кредитов и процедуру установления лимита кредита по корреспондентскому счету (субсчету) банка. 

     Регулирование обязательной нормы  банковского резервирования является определение нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке. Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение — к расширению кредитных ресурсов. Также про регулирование нормы обязательных резервов можно сказать с точки зрения кредитно-денежной политики центрального банка. При повышении нормы обязательных резервов это означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредита. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента. Нормы резервов существенно различаются по странам и колеблются в пределах от 5 до 20% .

     Политика  регулирования нормы резервов распространяется главным образом на все виды банков (а в ряде стран и на некоторые  специальные кредитно-финансовые институты), однако основным ее объектом являются коммерческие банки, которые определяют процентные ставки по кредитам. Большинство  других кредитно-финансовых институтов в процентной политике следует за коммерческими банками. С помощью  нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный  процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).

    В настоящее время минимальные  резервы - это наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь  все кредитные учреждения, как  правило, либо в форме наличных денег  в кассе банков, либо в виде депозитов  в центральном банке или в  иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований -представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

    Минимальные резервы выполняют две основные функции.

    Во-первых, они как ликвидные резервы  служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень  ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости  от экономической ситуации.

    Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для  регулирования объема денежной массы  в стране. Посредством изменения  норматива резервных средств  центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими  кредитов), а следовательно, и возможности  осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять  ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке  превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит  необходимую потребность, центральный  банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в Центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Информация о работе Механизм кредитно-денежной политики государства