Маркетинг, его сущность и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является выявление проблем агромаркетинга в России как организационного и финансового, так и психологического характера и поиск возможных путей их решения. Необходимо четко понять сущность маркетинга, его принципы, методы и формы организации. Сформулированная цель предполагает подготовку и решение следующего ряда логически взаимосвязанных задач:
Роль и функции маркетинга на сельскохозяйственном предприятии Виды маркетинга и организационные структуры
Специфика агромаркетинга
Маркетинговые каналы распределения продукции и планирование товародвижения на предприятии
Организация маркетинговой деятельности на предприятии

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-5
1. Теоретические основы маркетинга в экономике
1.1. Сущность маркетинга и его роль в современной экономике……..................................................................................................6-10
1.2. Функции и принципы маркетинга……………………………………………………………………11-12
2. Планирование, организация и контроль маркетинга
2.1 Стратегия и цели системы маркетинга……………………………………………………………………13-15
2.2 Цели, задачи и виды планирования………………………………………………………………....16-19
3. Особенности маркетинга в отдельных организациях
3.1. Организация маркетинговой деятельности на предприятии…………………………………………………………………..20-24
3.2. Организация, занимающиеся некоммерческим
маркетингом ……………………………………………………………….....25-27
Заключение…………………………………………………………………...28-30
Таблица 1.1……………………………………………………………………...31
Таблица 2.2……………………………………………………………………...31
Библиографический список…………………………………………………32-33

Работа содержит 1 файл

Курсовая Маркетинг.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

 Любое предприятие - это цепь, состоящая из множества звеньев, разрыв одного из них приводит к краху или банкротству. Рыночная ситуация меняется ежедневно, и быть на шаг впереди других - это известный в практике метод овладения ситуацией. По сути, все маркетинговые усилия и направлены на получение достоверной информации, которая нужна, чтобы проанализировать любую проблему,

составить о ней чёткое представление и  принять нужное решение.

Концепция маркетинга рассматривает производство и сбыт как единое целое. Во главе угла - анализ рынка, а производство ориентируется на результаты этого анализа. В качестве главной цели любого вида деятельности наряду с прибылью выступает удовлетворение потребительского спроса.

В своём  развитии маркетинговые системы  прошли ряд этапов. Так, на первом

этапе, условно разделённом на три стадии (производство сырья - кустарная

переработка - потребитель), произошёл переход от так называемой бартерной

экономики к первой ступени индустриальной. Этот период в экономической

литературе  чаще всего называют «товарная ориентация» - производство товаров и услуг осуществляется без особого учёта индивидуальных потребностей и направлено на увеличение объёмов производства.

Второй  этап, называемый «сбытовая ориентация»  или система товар - рынок,

вошёл в историю как «рынок продавца». На этом этапе успех производственно -распределительной системы в  большей степени зависит от массовости и масштабности продажи товаров, хотя и используются некоторые приёмы и методы воздействия на покупателей.

На третьем  этапе формируется более сложный  тип сбытовой системы: товар -

стимулирование сбыта, включая рекламу, - рынок. Он получил название

«рыночная ориентация». В этот период «рынок продавца» полностью

трансформируется  в «рынок покупателя», то есть учитывают  предпочтения,

желания, вкусы, запросы покупателя. Создаётся  ситуация, когда ассортимент

требуемых товаров как отечественного, так  я импортного производства

постоянно имеется в продаже в виде предложения. В задачу продавца входит

умение  продать товар, что способствует увеличению объёмов сбыта. Создаётся система мер, направленная на то, чтобы заинтересовать покупателя и побудить его к покупке товара: реклама, яркая упаковка, система скидок и пр. Кроме того, постоянно проводится работа по анализу деятельности конкурентов для повышения конкурентоспособности товара.

Четвёртый этап, продолжающийся в настоящее  время, получил название

«маркетинговое  управление». В основе системы - управленческие решения по

поводу  того, что и как производить, где  продавать, как сотрудничать в каналах сбыта. Она основана на тесной увязке интересов производства с запросами рынка, включает: изучение рынка, его анализ; научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу; производство сырья; глубокую переработку сырья на базе гибких и безотходных технологий; формирование спроса и стимулирование сбыта; рынок. Эта сложнейшая система доведения товара до потребителя базируется на заранее согласованных действиях всех участников производственно-сбытовой сети или оговоренных условиях по распределению маркетинговых усилий между всеми субъектами рынка конкретного вида сырья и конечных продуктов.

Маркетинг основывается на определённой системе  логически связанных действий, которые, развиваясь как бы по спирали, продолжают совершенствоваться. Однако главным в маркетинге всегда остаётся целевая ориентация и комплексность-слияние в единый процесс всех звеньев производственно-сбытовой деятельности. При этом цели определяются на основе анализа информации о состоянии товарных рынков и прогнозов их развития с учётом изменения потребностей покупателей.

Маркетинг базируется на следующих принципах:

  • нацеленность на достижение конечного результата производственно-сбытовой деятельности;
  • направленность на долговременный результат при постоянном сопоставлении затрат, уровня цен, платёжеспособного спроса и дохода;
  • применение в единстве и взаимосвязи тактики и стратегии активного приспособления к требованиям потенциальных потребителей с одновременным воздействием на них;
  • глубокое и всестороннее исследование рынка и экономической конъюнктуры во взаимосвязи с производственно-сбытовыми возможностями субъектов хозяйствования
  • использование системы гибкого реагирования производства и сбыта на требования рынка и конкретные запросы конечных потребителей;
  • проведение инновационной деятельности: постоянное совершенствование, модифицирование и обновление товара, а так же приёмов и методов стимулирования сбыта, определение новых каналов товародвижения;
  • планирование производственно-сбытовой деятельности с помощью маркетинговых программ, основанных на конъюнктурных и научно-технических прогнозах. Маркетинговые планы (программы) включают конкретные стратегические меры в зависимости от поставленных перед предприятием целей. Они в наибольшей степени привлекают предпринимателей, так как позволяют использовать новые приёмы и методы, снижающие риск, обеспечивающую финансовую стабильность деятельности и создающие гарантии сбыта. При этом внутрипроизводственное планирование и организация производства, основываясь на маркетинговых программах, способствуют ритмичности и сбалансированности деятельности в условиях конкуренции.
    

 1.2. Функции и принципы маркетинга

Маркетинг опирается на следующие принципы:

1) производить то, что нужно потребителю;

2) выходить  на рынок не с предложением  товаров и услуг, а со средствами  решения проблем потребителей;

3) организовывать  производство товаров после исследования  потребностей и спроса;

4) концентрировать  усилия на достижении конечного результата производственно-экспортной деятельности фирмы;

5) использовать  программно-целевой метод и комплексный  подход для достижения поставленных  целей;

6) применять  тактику и стратегию активного  приспособления производства товаров  к требованиям рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него в целях охвата маркетингом всех звеньев в цепи продвижения товара к потребителю;

Отсюда, функция маркетинга включает в себя действие, содействующее процессу сбыта  и реализации продукции. Функция маркетинга объединяет в себя следующие подфункции:

  • маркетинговые исследования;
  • планирование политики в области выпуска и ассортимента продукции;
  • ценообразование;
  • продвижение товара;
  • товародвижение и сбыт;
  • маркетинг менеджмент.

В зависимости  от сферы действия различают такие виды маркетинга:

  • маркетинг услуг;
  • маркетинг организации
  • маркетинг места - деятельность, предпринимаемая с целью, например, привлечения туристов в места отдыха, застройки жилых кварталов;
  • маркетинг идей - деятельность, направленная на проведение прививок, сокращение потребления табачных изделий, алкогольных напитков

С точки  зрения поэтапной интернационализации  выделяют внутренний и международный  маркетинг. Внутренний маркетинг включает в себя местный маркетинг, когда  фирма выходит с товаром на местный рынок. Национальный маркетинг предполагает выход фирмы за пределы того региона, где она расположена, и деятельность на всю страну.

Международный маркетинг начинается с простой  экспортной деятельности, затем включает в себя создание дочерних фирм, филиалов, отделений в зарубежных странах и завершается созданием международных корпораций с филиалами, разбросанными по всему миру.

Высшей  точкой развития международного маркетинга является глобальный маркетинг, предполагающий свободное перемещение товаров, рабочей силы и капитала по всему миру.

По виду деятельности различают:

  • финансовый маркетинг;
  • инновационный маркетинг (в области разработки и внедрения инноваций, достижений научно-технического прогресса, ноу-хау);
  • промышленный (в области производства и удовлетворения потребности в промышленной продукции);
  • маркетинг в сфере услуг.

Вид маркетинга определяется также состоянием спроса. С этой точки зрения выделяют следующие  виды спроса: отрицательный, скрытый, падающий, нерегулярный, полноценный, чрезмерный, нерациональный и отсутствие спроса. 

2. Планирование, организация и контроль маркетинга

2.1 Стратегия  и цели системы маркетинга

Стратегия маркетинга определяет, как нужно  применять структуру маркетинга, чтобы привлечь и удовлетворить  целевые рынки и достичь целей организации. В решениях о структуре маркетинга главное - планирование продукции, сбыт, продвижение и цена. Стратегия должна быть максимально ясной.(Например, Планирование новой продукции должно предусматривать установление приоритетов, распределение ответственности, временной и производственный графики, поддержку продвижения и потребности в обучении персонала.) Вот пример плохой, нечеткой стратегии: для того чтобы увеличить долю на рынке для товара, дополнительные средства будут выделены на дизайн и рекламу. Хорошая стратегия той же организации должна показать более четкие направления деятельности. Доля на рынке товара должна быть увеличена с 6 до 8 % в течение 12 месяцев посредством разработки привлекательной и функциональной упаковки; усиленной рекламой для привлечения 200 основных потребителей, изменения реконструкции товара для улучшения его внешнего вида без увеличения издержек.3

Часто фирма выбирает стратегию из двух и более возможных вариантов. 
Например, компания, которая хочет увеличить свою долю на рынке до 40%, может сделать это несколькими путями: создать более благоприятный образ товара через интенсивную рекламу; увеличить численность торгового персонала; представить новую модель; понизить цены и продавать через большое число розничных магазинов; Эффективно объединить и скоординировать все эти элементы маркетинга.

Каждая  из альтернатив открывает различные  возможности для маркетологов. Например, ценовая стратегия может быть очень гибкой, поскольку цены менять легче, чем создавать различные модификации товара. 
Однако стратегию, базирующуюся на низких ценах, легче всего скопировать. 
Кроме того, удачная ценовая стратегия может привести к ценовой войне, которая очень плохо подействует на чистую прибыль. В отличие от этого стратегию, основанную на преимуществах размещения, трудно копировать в силу длительных сроков аренды и недоступности подходящих мест для конкурентов. 
Но она может быть негибкой и плохо адаптироваться к изменениям окружающей среды.

Выбор стратегии зависит от степени  насыщенности рынка и возможности компании постоянно обновлять производство. Две или более стратегии могут сочетаться.

Стратегия проникновения на рынок эффективна, когда рынок растет или еще  не насыщен. Фирма расширяет сбыт имеющихся товаров на существующих рынках при помощи интенсификации товародвижения, наступательного продвижения и самых конкурентоспособных цен. Это увеличивает сбыт: привлекает тех, кто раньше не пользовался продукцией данной фирмы, а также клиентов конкурентов и увеличивает спрос уже привлеченных потребителей.

Стратегия развития рынка эффективна, если: местная  фирма стремится расширить свой рынок; в результате изменения стиля  жизни и демографических факторов возникают новые сегменты на рынке; для хорошо известной продукции  выявляются новые области применения. Фирма стремится увеличить сбыт существующих товаров на рынках или побудить потребителей по-новому использовать существующую продукцию. Она может проникать на новые географические рынки; выходить на новые сегменты рынка, спрос на которых еще не удовлетворен; по-новому предлагать существующие товары; использовать новые методы распределения и сбыта; сделать более насыщенными усилия по продвижению.

Стратегия разработки товара эффективна, когда  фирма имеет ряд успешных торговых марок и пользуется приверженностью потребителей. Фирма разрабатывает новые или модифицированные товары для существующих рынков. 
Она делает упор на новые модели, улучшение качества и другие мелкие инновации, тесно связанные с уже внедренными товарами, и реализует их потребителям, лояльно настроенным по отношению к данной компании и ее торговым маркам. Используются традиционные методы сбыта; продвижение делает упор на то, что новые товары выпускаются хорошо известной фирмой.

Информация о работе Маркетинг, его сущность и функции