Малый, средний и крупный бизнес в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Современный капиталистический рынок нельзя понять, не изучая основных действующих лиц, а так же происходящих в нем процессов, т.е. не изучая капиталистические фирмы и их поведение в различных ситуациях. Мелкие и средние фирмы, специализированные компании, ведущие монополии, эксплеренты – каждая из этих типов фирм выполняет свой собственные незаменимые функции. Только их сложное взаимодействие определяет катастрофическое или благоприятное развитие событий на капиталистическом рынке, и лишь оно в конечном счете придает гибкость всей рыночной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 4
1.2 СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ «НИШЕВАЯ» СТРАТЕГИЯ 12
2 КРУПНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
2.1 БОЛЬШОЙ БИЗНЕС: СТАНДАРТНОСТЬ, ДЕШЕВИЗНА, КАЧЕСТВО 26
2.2 «ГОРДЫЕ ЛЬВЫ», «БОЛЬШИЕ СЛОНЫ», НЕПОВОРОТЛИВЫЕ БЕГЕМОТЫ» 34
3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА 39
3.1 МИРОВОЙ ОПЫТ 39
3.2 ОПЫТ УКРАИНЫ 50
ВЫВОДЫ 55
ЛИТЕРАТУРА 57

Работа содержит 1 файл

busines.doc

— 360.50 Кб (Скачать)

      Практикуется  также предоставление долгосрочной (на 5-20 лет) ссуды объединению малых предприятий из средств государственного (через Государственную корпорацию по развитию малого предпринимательства) и местного бюджетов.

      Безвозвратная финансовая помощь выделяется только под научно-технические программы.

      Финансовая  поддержка технического перевооружения производства осуществляется за счет выделения ссуды из местного бюджета и реализации оборудования в рассрочку или предоставления его в наем арендодателями префектур.

      Широкое распространение получило выделение  субсидий, покрывающих до 50% затрат, на создание центров повышения технического уровня малых и средних фирм, консультирование, повышение квалификации технических работников и т.п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых предприятий.

      Неотъемлемый  элемент японской системы финансирования малого бизнеса — это компенсация затрат, связанных с подготовкой кадров, и 2/3 расходов на повышение квалификации работников.

      Государство и местные власти в равных долях  ассигнуют средства на информационное обслуживание малого бизнеса через сеть местных информационных центров, каковых имеется 17. Финансируется также установка компьютеров, сбор и анализ информации для разработки энергосберегающих и природоохранных мероприятий, консультирование предпринимателей по поводу эффективных методов ведения розничной торговли и программного обеспечения.

      Для стимулирования модернизации производства создан фонд лизинга для передачи оборудования в аренду сроком до 7 лет  или долгосрочного кредитования стоимости оборудования под низкие процентные ставки с рассрочкой погашения средств. Размер кредита, сроки погашения, отсрочки, процентная ставка определяются государством.

Поддержка малого бизнеса в  ЮАР

      Делами  малого предпринимательства в ЮАР  ведает Корпорация развития малого бизнеса, которая создана как акционерное общество со смешанным капиталом, формируемым на паритетной основе правительством и частным сектором. Корпорация ставит целью:

  • финансовую поддержку малых фирм;
  • предоставление малым предприятиям производственных, торговых и служебных помещений;
  • оказание услуг в части обучения, консультирования, информационного обеспечения, маркетинга и т.п.;
  • стимуляцию интереса к проблемам малого бизнеса;
  • защиту предпринимателей, в том числе путем совершенствования законодательства.

      За  время своего существования корпорация предоставила малым предпринимателям более 40 тыс. займов на сумму 1,5 млрд рандов. Применяются различные схемы финансирования проектов — от мини-ссуд (100-5000 рандов на срок до 1 года) до крупных долгосрочных кредитов (0,5-1 млн рандов) на приобретение земли и недвижимости.

      Кредитная политика корпорации основана на предоставлении займов в тех случаях, когда затруднен  доступ к обычным, банковским источникам капитала, и на более благоприятных  условиях. Применяется кредитная  ставка для первоклассных заемщиков (по которой получают кредиты банков крупные компании). Требования в отношении гарантий и обеспечения займов значительно мягче обычно предъявляемых. Срок погашения ссуды, как правило, соответствует сроку окупаемости проекта. Действует система отсрочки платежей.

      Решая вопрос о предоставлении ссуды, работники  корпорации руководствуются соотношением собственных и заемных средств. Предприниматель должен профинансировать не менее 25% стоимости проекта и обеспечить увеличение доли собственного капитала в ходе развития предприятия.

      Средства  частных акционеров используются для  займов малым фирмам формального сектора в рамках общей программы финансирования. (Деление на формальный и неформальный сектор связано с тем, что в ЮАР около 70% предпринимателей составляют уличные торговцы, действующие без всякого разрешения. Государство

3.2 Опыт Украины

      Цель  государственной поддержки бизнеса - создание одинаковых условий для  всех субъектов хозяйствования, занятых  в сфере бизнеса, а также выравнивание предпринимательских структур с другими сферами общественного производства. В особенности такой поддержки требует мелкий и средний бизнес, и не без оснований, поскольку эти формы в новых условиях хозяйствования выступают структурообразовательным фактором экономики. Большие предприятия, которые есть стрежнем любой области, всегда воплощают результаты структурных изменений, и в этом понимании олицетворяют стабильный, „консервативный" начало экономики.

      Мелкие  и средние предприятия бизнеса, готовя почву для становления новых видов производства и рынков новых изделий, впервые осваивая научно-технические открытия, то есть внедряя инновационные процессы, функционируют как революционные, инициирующие структурные сдвиги, основы, которые естественно объединяются с предприимчивостью деловых людей.

      Серьезные структурные народнохозяйственные изменения происходят тем более  быстро и эффективно, чем выше степень  социальной бесконфликтности. И здесь  большая роль предприятий маленького и среднего бизнеса, которые способные мобильно обеспечивать новые рабочие места для людей, которые высвобождаются при закрытии или перепрофилировании больших предприятий.

      Предприятия маленького и среднего бизнеса во многом повышают жизнеспособность больших, их конкурентоспособность. Высокая рентабельность большого производства предопределяется массовостью выпусков продукции и стабильностью ассортимента изделий. Вместе с тем ускорение научно-технического прогресса резко сокращает эти возможности: необходимо постоянно вносить коррективы в технико-экономические параметры продукции, реагируя на изменения рынка. Сохранить свои преимущества и приспособиться к новым требованиям гигантам сборочных производств помогают предприятия маленького и среднего бизнеса, которые оперативно приводят ассортимент комплектующих изделий в соответствие с достижениями науки и техники. Причем количество таких предприятий должна превышать непосредственные потребности сборочных производств, поскольку только на подобной основе будет существовать полноценная конкуренция. Это одна из основных предпосылок успешного взаимодействия маленьких, средних и больших предприятий. К сожалению, в нашей экономике такой взаимосвязи нет. Все это свидетельствует о том, что развитие экономики без смещения акцента в сторону предприятий бизнеса невозможный.

      К сожалению, борьба политических сил  за власть под лозунгом уничтожения  административно-командной (тоталитарной, диктаторской) системы" привела к  тому, что и в само понятие „государственного", как правило, вкладывается отрицательное  содержание и общественность ныне склонна все государственное считать нерациональным и неприемлемой. Не является исключением и поддержка бизнеса, предпринимательства. В ней усматривается попытка государства снова начать тотальное регламентирование деятельности людей, которые стремятся обнаружить инициативу и завзятость, или небескорыстное стремление государственных чиновников помочь нажиться богатой. Этими общественными расположениями духа не без успеха пользуются много предпринимателей, которые сбило солидный капитал и фактически стали в своей сфере монополистами. Они не заинтересованы в содействии увеличению предпринимателей в разных областях экономики. Тем не менее, если за точку отчета брать не интересы монополий, а народнохозяйственные потребности, становится очевидной потребность государственной поддержки развития предприятий бизнеса, в особенности маленького и среднего. И прежде всего необходимые формирования всех форм бизнеса за надежной защитой прав собственников, а также содействие и поддержка а развития рыночной инфраструктуры, которая обслуживает предприятия бизнеса.

      Украина как самостоятельное, независимое  государство гарантирует ныне всем предпринимателям (независимо от выбранных  ними организационных форм предпринимательской  деятельности) равные права и создает одинаковые возможности для функционирования, доступа к материально-техническим, финансовым, трудовым, информационным, естественным и другим ресурсам при условии выполнения работ и поставок для государственных потребностей.

      Государственная поддержка бизнеса осуществляется на основе Закона Украины о предпринимательстве", в котором отмечается, что с целью создания благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательства государство:

  • на условиях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, предоставляет земельные участки, передает предпринимателю государственное имущество (производственные и нежилые помещения, законсервированные и недостроенные объекты и сооружения, оснащение, которое не используются), необходимое для осуществление предпринимательской деятельности;
  • оказывает содействие организации материально-технического обеспечения и информационного обслуживания предпринимателей, подготовке и переподготовке кадров;
  • осуществляет начальное упорядочение неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с продажей или передачей их в кредит предпринимателям;
  • стимулирует с помощью экономических рычагов (целевых субсидий, налоговых льгот и т.п.) модернизацию технологий, инновационную деятельность освоения новых видов продукции и услуг; предоставляет предпринимателям кредиты и др.

      Эти положения Закона стали отправной  точкой стимулирования создание предприятий (фирм) малого бизнеса. Так, по данным Министерства финансов Украины в 1997 г. 88,8 % предприятий - новообразованные и только 11,2 % создан реорганизацией действующих. Из общего количества малых предприятий лишь 18,8 % есть частными, 0,3 % приватизированные трудовыми коллективами. Наибольшую частицу составляют предприятия (фирмы) из производства товаров народного потребления (18,3 %), стройматериалов (5,7 %), строительные и ремонтно-строительные (17,9 %), научновнедрительные (10 %), из производства и переработки сельхозпродукции (4,4 %) и др. Поддержку предпринимательства, маленького и среднего бизнеса осуществляют государственные органы управления, которые имеют специальные службы, органы регионального и местного управления и государственной администрации.

      Ныне  предполагается осуществить комплекс мероприятий по реформированию системы государственной поддержки предприятий бизнеса с целью обеспечения на протяжении следующих лет коренного перелома в развития предпринимательства, в особенности частного, малого бизнеса.

      Предполагается  законодательное установить правовые, экономические и организационные основы регулирования их деятельности.

      Соответственно  этому планируется осуществить  формирование правовой базы развития и поддержки предпринимательства  и прежде всего готовится Закон  Украины про маленькое и среднее  предприятие"; финансово-кредитную поддержку предпринимательской деятельности.

      Вместе  с тем приходится констатировать, что сегодня в Украине отсутствует  действующий механизм поддержки, развития и защиты бизнеса. Об этом свидетельствуют  недостатки и трудность, которая  случаются в процессе функционирования предприятий бизнеса. Поэтому перед правительством, заинтересованными организациями открывается широкое поле деятельности. При этом следует синхронно развивать как государственную систему поддержки бизнеса, так и инициативу предпринимателей маленьких, средних предприятий из объединения усилий в сфере государственно-финансовой деятельности. Положительным примером последнего есть образование Союз маленьких и средних предприятий Украины и их региональных ассоциаций (гильдий).

      Так, Союз маленьких и средних предприятий Украины осуществляет их правовая защита, аудиторское консультирование, формирует фонд взаимного кредитования; проводит семинары, конференции; создает школы предпринимательства, разработку документов, методических пособий; организовывает работу собственной товарной биржи; создает компьютерно-информационный банк данных о малом бизнесе Украины; занимается редакционно-издательской деятельностью; оказывает содействие развитию внешнеэкономических связей предпринимателей и, в конце концов, обеспечивает социальная защита работников малых предприятий. Положительной оценки заслуживает и деятельность региональной ассоциации маленьких и средних предприятий „львовская гильдия", в структуре которой создан информационно-обслуживающий центр и прочие подразделы инфраструктуры коллективное пользование.

      Основной  организационной формой государственной  поддержки бизнеса должны быть долгосрочные и текущие программы, которые  осуществляются на общегосударственном  и региональном уровнях.

Информация о работе Малый, средний и крупный бизнес в рыночной экономике