Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:42, курсовая работа
Современный капиталистический рынок нельзя понять, не изучая основных действующих лиц, а так же происходящих в нем процессов, т.е. не изучая капиталистические фирмы и их поведение в различных ситуациях. Мелкие и средние фирмы, специализированные компании, ведущие монополии, эксплеренты – каждая из этих типов фирм выполняет свой собственные незаменимые функции. Только их сложное взаимодействие определяет катастрофическое или благоприятное развитие событий на капиталистическом рынке, и лишь оно в конечном счете придает гибкость всей рыночной экономике.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 4
1.2 СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ «НИШЕВАЯ» СТРАТЕГИЯ 12
2 КРУПНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
2.1 БОЛЬШОЙ БИЗНЕС: СТАНДАРТНОСТЬ, ДЕШЕВИЗНА, КАЧЕСТВО 26
2.2 «ГОРДЫЕ ЛЬВЫ», «БОЛЬШИЕ СЛОНЫ», НЕПОВОРОТЛИВЫЕ БЕГЕМОТЫ» 34
3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА 39
3.1 МИРОВОЙ ОПЫТ 39
3.2 ОПЫТ УКРАИНЫ 50
ВЫВОДЫ 55
ЛИТЕРАТУРА 57
Практикуется также предоставление долгосрочной (на 5-20 лет) ссуды объединению малых предприятий из средств государственного (через Государственную корпорацию по развитию малого предпринимательства) и местного бюджетов.
Безвозвратная финансовая помощь выделяется только под научно-технические программы.
Финансовая поддержка технического перевооружения производства осуществляется за счет выделения ссуды из местного бюджета и реализации оборудования в рассрочку или предоставления его в наем арендодателями префектур.
Широкое распространение получило выделение субсидий, покрывающих до 50% затрат, на создание центров повышения технического уровня малых и средних фирм, консультирование, повышение квалификации технических работников и т.п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых предприятий.
Неотъемлемый элемент японской системы финансирования малого бизнеса — это компенсация затрат, связанных с подготовкой кадров, и 2/3 расходов на повышение квалификации работников.
Государство и местные власти в равных долях ассигнуют средства на информационное обслуживание малого бизнеса через сеть местных информационных центров, каковых имеется 17. Финансируется также установка компьютеров, сбор и анализ информации для разработки энергосберегающих и природоохранных мероприятий, консультирование предпринимателей по поводу эффективных методов ведения розничной торговли и программного обеспечения.
Для стимулирования модернизации производства создан фонд лизинга для передачи оборудования в аренду сроком до 7 лет или долгосрочного кредитования стоимости оборудования под низкие процентные ставки с рассрочкой погашения средств. Размер кредита, сроки погашения, отсрочки, процентная ставка определяются государством.
Поддержка малого бизнеса в ЮАР
Делами малого предпринимательства в ЮАР ведает Корпорация развития малого бизнеса, которая создана как акционерное общество со смешанным капиталом, формируемым на паритетной основе правительством и частным сектором. Корпорация ставит целью:
За время своего существования корпорация предоставила малым предпринимателям более 40 тыс. займов на сумму 1,5 млрд рандов. Применяются различные схемы финансирования проектов — от мини-ссуд (100-5000 рандов на срок до 1 года) до крупных долгосрочных кредитов (0,5-1 млн рандов) на приобретение земли и недвижимости.
Кредитная политика корпорации основана на предоставлении займов в тех случаях, когда затруднен доступ к обычным, банковским источникам капитала, и на более благоприятных условиях. Применяется кредитная ставка для первоклассных заемщиков (по которой получают кредиты банков крупные компании). Требования в отношении гарантий и обеспечения займов значительно мягче обычно предъявляемых. Срок погашения ссуды, как правило, соответствует сроку окупаемости проекта. Действует система отсрочки платежей.
Решая вопрос о предоставлении ссуды, работники корпорации руководствуются соотношением собственных и заемных средств. Предприниматель должен профинансировать не менее 25% стоимости проекта и обеспечить увеличение доли собственного капитала в ходе развития предприятия.
Средства частных акционеров используются для займов малым фирмам формального сектора в рамках общей программы финансирования. (Деление на формальный и неформальный сектор связано с тем, что в ЮАР около 70% предпринимателей составляют уличные торговцы, действующие без всякого разрешения. Государство
Цель
государственной поддержки
Мелкие и средние предприятия бизнеса, готовя почву для становления новых видов производства и рынков новых изделий, впервые осваивая научно-технические открытия, то есть внедряя инновационные процессы, функционируют как революционные, инициирующие структурные сдвиги, основы, которые естественно объединяются с предприимчивостью деловых людей.
Серьезные
структурные
Предприятия маленького и среднего бизнеса во многом повышают жизнеспособность больших, их конкурентоспособность. Высокая рентабельность большого производства предопределяется массовостью выпусков продукции и стабильностью ассортимента изделий. Вместе с тем ускорение научно-технического прогресса резко сокращает эти возможности: необходимо постоянно вносить коррективы в технико-экономические параметры продукции, реагируя на изменения рынка. Сохранить свои преимущества и приспособиться к новым требованиям гигантам сборочных производств помогают предприятия маленького и среднего бизнеса, которые оперативно приводят ассортимент комплектующих изделий в соответствие с достижениями науки и техники. Причем количество таких предприятий должна превышать непосредственные потребности сборочных производств, поскольку только на подобной основе будет существовать полноценная конкуренция. Это одна из основных предпосылок успешного взаимодействия маленьких, средних и больших предприятий. К сожалению, в нашей экономике такой взаимосвязи нет. Все это свидетельствует о том, что развитие экономики без смещения акцента в сторону предприятий бизнеса невозможный.
К сожалению, борьба политических сил за власть под лозунгом уничтожения административно-командной (тоталитарной, диктаторской) системы" привела к тому, что и в само понятие „государственного", как правило, вкладывается отрицательное содержание и общественность ныне склонна все государственное считать нерациональным и неприемлемой. Не является исключением и поддержка бизнеса, предпринимательства. В ней усматривается попытка государства снова начать тотальное регламентирование деятельности людей, которые стремятся обнаружить инициативу и завзятость, или небескорыстное стремление государственных чиновников помочь нажиться богатой. Этими общественными расположениями духа не без успеха пользуются много предпринимателей, которые сбило солидный капитал и фактически стали в своей сфере монополистами. Они не заинтересованы в содействии увеличению предпринимателей в разных областях экономики. Тем не менее, если за точку отчета брать не интересы монополий, а народнохозяйственные потребности, становится очевидной потребность государственной поддержки развития предприятий бизнеса, в особенности маленького и среднего. И прежде всего необходимые формирования всех форм бизнеса за надежной защитой прав собственников, а также содействие и поддержка а развития рыночной инфраструктуры, которая обслуживает предприятия бизнеса.
Украина как самостоятельное, независимое государство гарантирует ныне всем предпринимателям (независимо от выбранных ними организационных форм предпринимательской деятельности) равные права и создает одинаковые возможности для функционирования, доступа к материально-техническим, финансовым, трудовым, информационным, естественным и другим ресурсам при условии выполнения работ и поставок для государственных потребностей.
Государственная поддержка бизнеса осуществляется на основе Закона Украины о предпринимательстве", в котором отмечается, что с целью создания благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательства государство:
Эти положения Закона стали отправной точкой стимулирования создание предприятий (фирм) малого бизнеса. Так, по данным Министерства финансов Украины в 1997 г. 88,8 % предприятий - новообразованные и только 11,2 % создан реорганизацией действующих. Из общего количества малых предприятий лишь 18,8 % есть частными, 0,3 % приватизированные трудовыми коллективами. Наибольшую частицу составляют предприятия (фирмы) из производства товаров народного потребления (18,3 %), стройматериалов (5,7 %), строительные и ремонтно-строительные (17,9 %), научновнедрительные (10 %), из производства и переработки сельхозпродукции (4,4 %) и др. Поддержку предпринимательства, маленького и среднего бизнеса осуществляют государственные органы управления, которые имеют специальные службы, органы регионального и местного управления и государственной администрации.
Ныне предполагается осуществить комплекс мероприятий по реформированию системы государственной поддержки предприятий бизнеса с целью обеспечения на протяжении следующих лет коренного перелома в развития предпринимательства, в особенности частного, малого бизнеса.
Предполагается
законодательное установить правовые,
экономические и
Соответственно
этому планируется осуществить
формирование правовой базы развития
и поддержки
Вместе
с тем приходится констатировать,
что сегодня в Украине
Так, Союз маленьких и средних предприятий Украины осуществляет их правовая защита, аудиторское консультирование, формирует фонд взаимного кредитования; проводит семинары, конференции; создает школы предпринимательства, разработку документов, методических пособий; организовывает работу собственной товарной биржи; создает компьютерно-информационный банк данных о малом бизнесе Украины; занимается редакционно-издательской деятельностью; оказывает содействие развитию внешнеэкономических связей предпринимателей и, в конце концов, обеспечивает социальная защита работников малых предприятий. Положительной оценки заслуживает и деятельность региональной ассоциации маленьких и средних предприятий „львовская гильдия", в структуре которой создан информационно-обслуживающий центр и прочие подразделы инфраструктуры коллективное пользование.
Основной организационной формой государственной поддержки бизнеса должны быть долгосрочные и текущие программы, которые осуществляются на общегосударственном и региональном уровнях.
Информация о работе Малый, средний и крупный бизнес в рыночной экономике