Малый, средний и крупный бизнес в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Современный капиталистический рынок нельзя понять, не изучая основных действующих лиц, а так же происходящих в нем процессов, т.е. не изучая капиталистические фирмы и их поведение в различных ситуациях. Мелкие и средние фирмы, специализированные компании, ведущие монополии, эксплеренты – каждая из этих типов фирм выполняет свой собственные незаменимые функции. Только их сложное взаимодействие определяет катастрофическое или благоприятное развитие событий на капиталистическом рынке, и лишь оно в конечном счете придает гибкость всей рыночной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 4
1.2 СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ «НИШЕВАЯ» СТРАТЕГИЯ 12
2 КРУПНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
2.1 БОЛЬШОЙ БИЗНЕС: СТАНДАРТНОСТЬ, ДЕШЕВИЗНА, КАЧЕСТВО 26
2.2 «ГОРДЫЕ ЛЬВЫ», «БОЛЬШИЕ СЛОНЫ», НЕПОВОРОТЛИВЫЕ БЕГЕМОТЫ» 34
3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА 39
3.1 МИРОВОЙ ОПЫТ 39
3.2 ОПЫТ УКРАИНЫ 50
ВЫВОДЫ 55
ЛИТЕРАТУРА 57

Работа содержит 1 файл

busines.doc

— 360.50 Кб (Скачать)

      Следовательно, активное перемещение вверх, если отвлечься  от некоторых исключений, наблюдалось  преимущественно у фирм новых отраслей.

      Все сказанное позволяет сделать  такой важный вывод. Процесс обновления корпоративной верхушки, как правило, состоит не в том, что старые лидеры сталкиваются в острой борьбе с новыми гигантами и вытесняются последними. В тех отраслях, где «слоны» прочно удерживают свои позиции, поток перемещающихся вверх фирм незначителен. Пополнение элиты осуществляется за счет компаний, обосновавшихся в новых, растущих сегментах рынка.

      Обратим внимание и на крайне незначительное (8% — см. табл. 5) число фирм, сильно переместившихся вниз в списке крупнейших корпораций. Правда, среди компаний, занимавших с 101-го по 150-е место, неудачно развивавшихся фирм примерно вдвое больше, чем в среднем. Видимо, и в этом показателе проявляется стратегическая слабость рыночной позиции вице-лидеров, т. е. второстепенных производителей массовой продукции. Но это не меняет ситуации: среди 250 ведущих корпораций ухудшилось положение в 4 раза меньшего числа компаний, чем улучшилось.

      Разумеется, в принципе число компаний, утративших свои позиции, должно соответствовать числу фирм, укрепивших их. Все компании не могут одновременно стать первыми. Поднимаясь вверх, фирма автоматически оттесняет обойденные ею компании на более низкие места.

      То, что в реальном списке 250 крупнейших компаний США за 1987 г. мы видим крайне мало фирм, занимавших в 1969 г. более высокое положение, может означать только одно: компании-неудачницы не деградируют, медленно смещаясь вниз по списку, а совсем исчезают из него в результате захвата более мощным конкурентом.

      Крупное производство не может вновь превратиться в мелкое. Но если оно неэффективно организовано (не случайно одна из групп  монополий получила название «неповоротливых  бегемотов»), то предприятие обычно меняет владельца.

      В целом процесс ротации ведущих  компаний таков. Молодые гиганты  не занимают место старых, а становятся рядом с ними. В свою очередь, производственный потенциал теряющих жизнеспособность корпораций не утрачивается, а встраивается в систему более мощных компаний (обычно с сохранением основных выпускаемых продуктов, торговых марок и организационных отношений). Стабильность структуры не мешает изменениям, изменения же не разрушают структуры. Механизм рыночной экономики стихийно отработал ту форму обновления, которая, видимо, единственно приемлема для массового производства: обновление без потрясений.

 

      

3 Государственная  поддержка малого  бизнеса

3.1 Мировой опыт

      Как уже говорилось, в мировой практике считается нормой государственное  поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

      Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной  Азии и Латинской Америки —Мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку. Даже восточноевропейские державы с переходной экономикой уделяют особое внимание государственной поддержке малого бизнеса.

Поддержка малого бизнеса в  странах Европейского Союза

      Возросшая роль малого бизнеса заставила большинство стран ЕС признать необходимость разработки специальной политики, основными целями которой являются:

  • развитие международной конкурентоспособности национальных малых предприятий;
  • создание новых рабочих мест;
  • экономический рост малых предприятий;
  • привлечение иностранных инвестиций;   ( инновационная деятельность;
  • трансферт (передача) технологий.

      В большинстве стран — членов ЕС определение национальной политики в отношении малого и среднего предпринимательства является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов.

      Очевидно, что политика федеральных и региональных властей должна быть скоординированной  и сбалансированной, чтобы не снижать  конкурентоспособности предприятий.

      Так, в Испании в течение последних лет возник ряд проблем, связанных с согласованием функций и действий властей различного уровня. Особенную остроту они приобрели после появления здесь фондов ЕС по поддержке малого предпринимательства, большая часть которых была задействована в регионах без ведома правительства Испании.

      Как правило, в странах ЕС делами малого и среднего бизнеса ведают министерства экономики и(или) министерства промышленности и торговли. Германия и Нидерланды, например, имеют отделы малого и среднего бизнеса в Министерстве экономики. Во Франции соответствующий отдел создан в Министерстве промышленности. В Великобритании существует Министерство малого предпринимательства.

      Что же касается программ развития малого и среднего бизнеса, то они разрабатываются в расчете на участие сразу нескольких министерств, что опять-таки требует координации усилий.

      Суммируя  опыт государственной поддержки  малого и среднего предпринимательства в странах ЕС, можно выделить несколько основных направлений.

      Помощь  в создании малых  предприятий. Прямая заинтересованность государств ЕС в увеличении числа и расширении сфер деятельности малых предприятий побуждает их принимать различные программы поощрения начинающих предпринимателей.

      Система образования в ЕС поставлена так, что юные граждане еще в школе знакомятся с азами бизнеса.

      Учат  премудростям предпринимательства  и взрослых. При этом наряду с  так называемым начальным курсом, дающим минимальный объем знаний и навыков. преподается и углубленный, который носит прикладной характер и учитывает специфику деятельности обучаемого.

      Разрабатываются особые курсы для женщин и этнических меньшинств.

      В Ирландии, например, с 1992 г. действует  Программа обучения работе, призванная повысить конкурентоспособность мелких фирм и уровень профессиональной подготовки на малых промышленных предприятиях. Курс, рассчитанный на 26-52 недели, частично оплачивается государством.

      С какими трудностями сталкивается начинающий предприниматель? Они типичны: недостаток стартового капитала, отсутствие четкого бизнес-плана, незнание законов и рыночной конъюнктуры.

      Вот почему в странах ЕС начинающим бизнесменам  государство оказывает как финансовую, так и консультационную помощь, организует обучение.

      Например, в Дании за безработным, пожелавшим открыть собственное дело, в течение стартовых 3,5 лет сохраняется половина пособия по безработице.

      Подобная  система принята и в Великобритании, где безработные, приступившие к организации собственного бизнеса, получают еженедельную субсидию в размере 40 ф. ст., которая выплачивается в дополнение к пособию по безработице. В 1989-1990 гг., например, подобные субсидии получали около 1 млн чел.

      В рамках действующей с 1983 г. программы  «Молодые предприниматели» финансовая, юридическая и консультативная помощь оказывается кооперативам и частным предпринимателям.

      В Великобритании сложилась целая  сеть организаций, предоставляющих  консультативные услуги, научно-техническую информацию и рекомендации, касающиеся учреждения и функционирования малого бизнеса. Среди них — Служба мелких фирм, местные предпринимательские агентства, центры труда, коммунальные объединения и инициативные группы.

      В Германии лицам, создающим новые  малые фирмы, предоставляются кредиты  сроком до 20 лет. Кроме того, правительство  выделяет средства на создание новых мелких предприятий. В 1988 г. на эти цели было ассигновано 720 млн марок.

      Развитие  субподряда. Работа по субподряду позволяет малым фирмам получать доступ к технологическим и коммерческим «ноу-хау» больших корпораций. Действуя как поставщик, малое предприятие в то же время может наладить производство собственного конечного продукта и достигнуть большей экономической самостоятельности. Однако малое предпринимательство сталкивается здесь с такими проблемами, как жесткая международная конкуренция, недостаток данных о рыночной конъюнктуре. Соответственно основные меры поддержки малого бизнеса в данной сфере связаны с информированием и консультированием.

      Вывод малого бизнеса за рамки национального  рынка. В последние годы в ЕС частично или полностью упразднены многие барьеры, стоявшие на пути международной торговли, что, безусловно, способствует расширению экспорта. Однако, как и в случае с субподрядом, вовлечению малого бизнеса в этот процесс препятствуют конкуренция и недостаточная осведомленность.

      Примером государственной поддержки в данной области может служить британская программа «Экспортная инициатива», которая ориентирована на повышение заинтересованности потенциальных экспортеров из числа малых фирм в международной торговле и увеличении ее объемов. Программа эта реализуется:

      • отделом торговли и промышленности, который связан с частным сектором и предоставляет экспортерам-новичкам консультации специалистов;

      • информационным центром, работающим по принципу «самопомощи»— допуска  начинающих к массивам данных о рынках;

      • справочной службой, которая оказывает  консультационные услуги, информирует о спросе на продукт, возможных конкурентах, результатах других маркетинговых исследований, а также снабжает адресами и телефонами потенциальных контрагентов.

      Финансирование малого бизнеса. Все государства ЕС помогают малому и среднему бизнесу получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные рычаги.

      Некоторые страны (Великобритания, Нидерланды и  др.) в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа.

      Например, в 1988-1989 гг. по программе «Гарантированный заем» мелким британским фирмам было предоставлено ссуд на общую сумму 46 млн ф. ст., а в 1990 г.— уже на на 66 млн ф. ст., причем число заемщиков  увеличилось почти вполовину.

      Однако большинство держав создают особые резервы для поддержки малого и среднего бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций.

      В частности, в Германии в соответствии с региональной программой «Возрождение Европы» сформирован специальный бюджетный фонд, из которого перечисляются средства частным специализированным банкам, дающим мелким фирмам долгосрочные инвестиционные кредиты по льготным процентным ставкам.

      В федеральной программе субсидирования мелких и средних германских фирм на 1990 г. специальная статья помощи для повышения доли собственных средств составила около 30% всех субсудий.

      Особо стимулируется в странах ЕС вложение средств в основные фонды малого и среднего предпринимательства.

      В некоторых странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) реализуется практика предоставления малому и среднему бизнесу рискового капитала. В частности, правительства этих стран гарантируют компенсацию возможных убытков венчурных фондов.

      Европейский Союз также оказывает поддержку странам, которые не могут выделить из собственного бюджета средства на развитие малого бизнеса. Так, в начале 1990-х гг. Португалия получила прямую финансовую помощь через специальные структуры ЕС: фонд производственных инвестиций (81К Е01Р), региональную систему поощрений (51ВК), систему поощрений за рациональное использование энергии (51иК.Е), систему поощрений малых инвестиционных проектов (РР1) и инноваций в информационных технологиях. Получение средств способствовало преодолению технологического разрыва и финансового дефицита малых предприятий Португалии в сравнении с общеевропейским уровнем.

      Предоставление налоговых льгот. Все государства ЕС так или иначе смягчают налоговое бремя для малого и среднего предпринимательства.

Информация о работе Малый, средний и крупный бизнес в рыночной экономике