Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:26, реферат
Все эти и другие, экономические и социальные функции малого
предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных
задач, делают его неотъемлемой частою реформирования экономики России.
Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы и послужило
основанием для выбора мной темы курсовой работы.
Анализ
развития предпринимательства
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
О сложностях взаимоотношений предпринимателей и региональных властей свидетельствуют также данные экспертного опроса, проведенного Союзом промышленников и предпринимателей. В опросе приняли участие 919 человек, отнесенных к категории «эксперты» и представляющих в основном малый (66%) и средний (20%) бизнес из всех федеральных кругов РФ, Москвы и Санкт-Петербурга. Из них 79,0% считают, что региональная власть своими действиями создает проблемы в бизнесе, так как преследует свои интересы близких к ней предпринимателей.
На низком
уровне предприниматель также
Но главной причиной слабого развития малых предприятий является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Среди наиболее актуальных проблем, от итогов решения которых, во многом, зависит дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране, являются проблемы в налогообложении. Хотя данные проблемы решаются путем неоднократного пересмотра и внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения субъектов малого бизнеса. В частности, 31 декабря 2001 г. Президент РФ подписал Федеральный закон РФ №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Данным законом внесены существенные изменения, касающиеся налогообложения субъектов малого бизнеса, в частности, с 1 января 2002 г. индивидуальные предприниматели и организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, становятся плательщиками единого социального налога (ЕСН). К сожалению, это лишь «малая капля» в облегчении жизненного пути малого предпринимательства.
Существует и ряд других проблем, которые неблагоприятно влияют на развитие малого предпринимательства, такие, например, как: несовершенство нормативно-правовой базы; трудности при решении финансово-кредитных вопросов; проблемы, связанные с получением деловой информации и т.д.
Еще одной из не менее важной проблемы является низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или недостаточная способность персонала принимать решения стала главной причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого бизнеса, создаются центры развития или «инкубаторы» мелкого бизнеса.
Специфическими проблемами в некоторых регионах РФ, в основном Сибири, являются высокая доля транспортной составляющей в расходах (62,4%), трудности сбыта продукции (20,6%), информационный голод (12,4%) и некомпетентность чиновников (3%).
Усилия
предпринимателей по преодолению указанных
проблем направлены в основном на
улучшение технологии, снижении затрат,
повышение профессионального
Удельные издержки производства и обращения у малых предприятий, как правило, выше, чем у крупных предприятий: им труднее получить кредит, наладить рекламу; требуется затрачивать относительно больше средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой информации и т.д., поэтому практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка.
В России по мере развития малого и среднего бизнеса и укрепления рыночных отношений возникли общественные организации малого и среднего предпринимательства, например, Союз предпринимателей России. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, основной задачей которых является стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий. Ежегодно проводятся различные экономические форумы, посвященные проблемам малого предпринимательства, как на федеральном, так и на местном уровнях.
В последние
годы широко исследуются вопросы
о наиболее эффективных формах и
методах государственной
30.06.2008
26 мая 2008 года в Москве состоялся Всероссийский
Форум «Малый и средний бизнес – основа
социально-экономического развития России
в XXI веке». Проведение Форума в режиме
конструктивного диалога бизнеса и власти
позволило объединить усилия предпринимательского
сообщества, заинтересованных органов
исполнительной и законодательной власти
всех уровней для поиска эффективных решений
по дальнейшему развитию малого и среднего
предпринимательства. Участниками Форума
по итогам были выработаны Рекомендации
в адрес органов власти по конкретным
мерам, направленным на создание оптимальных
условий для дальнейшего развития малого
и среднего бизнеса, который является
ключевым фактором экономического роста,
повышения конкурентоспособности и обеспечения
социальной стабильности России в XXI веке.
Участники Форума, обсудив проблемы развития
малого и среднего бизнеса как основы
социально-экономического развития России
в XXI веке, отмечают: Свобода предпринимательства,
ответственность предпринимателей и представителей
власти перед обществом – ключевые принципы,
способные обеспечить высокие темпы социально-экономического
развития России. О возросшем внимании
государства к роли предпринимательства
в России XXI века в становлении инновационно-ориентированной
отечественной экономики и решении задач
социального развития свидетельствует
принятие базового Федерального закона
«О развитии малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации» и Указов Президента
Российской Федерации «О Дне российского
предпринимательства» (26 мая) и «О неотложных
мерах по ликвидации административных
ограничений при осуществлении предпринимательской
деятельности». Вместе с тем, по-прежнему
предприниматель тратит недопустимо много
времени и средств на преодоление пресловутых
административных барьеров. Несмотря
на все программы поддержки, выход на рынок
становится все более и более сложным.
Регулирование со стороны государства
по большинству позиций является избыточным
и не способствует развитию предпринимательского
потенциала населения. Недопустимо медленно
совершенствуется законодательство в
сфере предпринимательства, которое должно
исходить из необходимости ликвидации
избыточности существующего на сегодня
государственного регулирования, презумпций
соответствия качества товара декларации
производителя и добросовестности налогоплательщика.
Для сбалансированного развития российской
экономики необходимо создать условия,
усиливающие, а не подрывающие конкурентоспособность
отечественного бизнеса. Важно добиться
снижения некоммерческих рисков и непроизводственных
издержек, устранения административно-коррупционного
давления на бизнес, создания условий
для эффективного взаимодействия малых
и средних предприятий с крупными. Этого
невозможно достичь без изменения как
базовых принципов законодательства,
регулирующего предпринимательскую деятельность,
так и менталитета должностных лиц органов
власти. Неукоснительное соблюдение закона
и всестороннее содействие бизнесу в его
законной деятельности – эти принципы
должны стать незыблемыми для чиновников
всех уровней. Необходимы кардинальные
и быстрые шаги в направлении снижения
налогового бремени, совершенствования
налогового администрирования, введения
специальных налоговых режимов для малых
и средних инновационных предприятий,
с целью стимулирования их развития, сокращения
издержек предпринимателей на составление
налоговой, бухгалтерской и статистической
отчетности, ускоренного развития механизмов
финансово-кредитного обеспечения малого
и среднего предпринимательства, в первую
очередь, начинающих и инновационных предприятий.
Принципиально важной составляющей политики
по развитию предпринимательства, малого
и среднего бизнеса должны стать эффективные
меры по расширению доступа малых и средних
компаний к рынкам сырья и сбыта, объектам
имущественной, производственной и инженерной
инфраструктуры. Больше внимания со стороны
государства и предпринимательских организаций
следует уделять молодежи, всем, кто решил
заняться предпринимательской деятельностью,
содействуя в получении необходимых знаний
и информации, консультаций по актуальным
вопросам развития предпринимательства.
Объединения предпринимателей должны
настойчиво формулировать и защищать
интересы малого бизнеса, ведя конструктивный
диалог с государством, представителями
крупного бизнеса.
Государственная политика по отношению к малому и среднему бизнесу в условиях кризиса.
«Нашей целью является создание слоя активных, заинтересованных людей, настоящего российского среднего класса, и мы будем принимать все меры для его становления и развития, потому как наличие среднего класса – это, по сути, основа для дальнейшего развития государства».
Д.А.Медведев
Главенствующая
роль в формировании среднего класса
отводится малому и среднему предпринимательству,
которое в 2008 году было предметом
особого внимания со стороны высшей
законодательной и
Болезненные
последствия для малых
Разрабатывая
систему антикризисных мер, правительство
России сочло необходимым
На состоявшемся 12 ноября 2008 года заседании правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства бизнесмены попросили правительство проконтролировать процесс раздачи государственных денег для чего заслушать на комиссии отчеты крупнейших банков. Бизнесмены попросили также правительство предусмотреть возможность направить часть государственных средств на выдачу ипотечных кредитов для финансирования недавно начавшегося процесса выкупа малыми предприятиями занимаемых ими помещений.
Антикризисные меры в плане поддержки малого и среднего бизнеса приняты и в ряде российских регионов.
Так, в Москве, где малый бизнес обеспечивает более половины доходов в городской бюджет, разработан дополнительный пакет мер, большинство из которых уже применяется на практике.
В частности, решено компенсировать малым предприятиям произошедший рост процентных ставок по кредитам – с докризисных 14-16% годовых до 22-24%, а то и 30%. Эти «лишние» 8-12% с помощью средств из бюджета города вернут предприятиям малого бизнеса, работающим в сферах, признанных городом приоритетными: производственной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, бытового обслуживания, инновационного производства, ремесленничества, молодежного предпринимательства. Решение о компенсации ставок утверждает специальная комиссия, которая принимает во внимание все аспекты работы предприятия и его реальное соответствие принятым критериям.
Еще одной мерой поддержки станет увеличение объема поручительств, которые берет на себя город при выдаче банками кредитов малому бизнесу, с нынешних 50% до 70%. Это связано с тем обстоятельством, что сейчас размер поручительства, которое требуют банки, уже перевалил за 100% суммы кредита.
Правительством города принимаются также меры по ускорению запуска механизма микрокредитования на основе принятой летом 2007 года мэрией г. Москвы концепции создания специальной сети кредитных организаций. На 2008 год планировалось выдать малому бизнесу 1 тысячу микрокредитов с предельным размером одного займа в 300 тысяч рублей, однако в реальности, по мнению столичного Департамента поддержки и развития малого предпринимательства, таких кредитов будет выдано немногим более 600.
Увеличен и объем средств, предусмотренных в городском бюджете 2008 года на поддержку малых предприятий. Ранее он составлял 2,1 млрд. рублей. Но в ноябре Московская городская дума приняла поправки, согласно которым расходная часть городского бюджета будет увеличена на 5 млрд. рублей и часть этих средств пойдет на антикризисную поддержку малого бизнеса.
Столичные власти также не будут увеличивать в следующем году размер средних ставок для малого бизнеса на принадлежащие городу помещения, хотя предприниматели считают, что даже нынешние ставки нужно снижать не менее, чем в 2 раза.
Согласно правительственному плану противодействия кризису на отечественные предприятия малого и среднего бизнеса будут сориентированы государственные заказы на выполнение работ и оказание услуг.
Информация о работе Малый и средний бизнес в условии кризиса