Малый и средний бизнес в условии кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:26, реферат

Описание работы

Все эти и другие, экономические и социальные функции малого

предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных

задач, делают его неотъемлемой частою реформирования экономики России.

Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы и послужило

основанием для выбора мной темы курсовой работы.

Работа содержит 1 файл

Курсовик по ЭТ.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

Малый и средний  бизнес (далее МСП) в большинстве ведущих стран способствовал политической и социально-экономической стабилизации, созданию среднего класса (во Франции, Великобритании, Бельгии, Германии, Канаде, Испании), преодолению спада (в Израиле, США), созданию новых рынков (в Мексике, Канаде, Сингапуре, Японии), последовательному проведению реформ (в Китае, Польше, Чехии, Венгрии, Словакии).   

Следует также  отметить, что МСП во многих странах создают более половины валового внутреннего продукта. Так, например, МСП в странах Центральной и Восточной Европы — в Чехии, Венгрии, Польше, в которых рыночные реформы стартовали примерно в одно время с Россией, — уже создают 30—40% ВВП, в то время как в нашей стране этот показатель составляет всего 11 — 12%[1].   

Поддержка и  развитие малого бизнеса в ведущих  странах перешли в фазу обновления и саморегуляции. Безусловно, результат  определяет не столько рост числа  МСП, сколько освоение новых технологий и решение адресных социальных задач увеличения количества молодежных, женских и индивидуальных предприятий, а также поддержки малых и средних экспортеров. В этих странах создана система банков, фондов, инновационных центров и научных парков, работающих на развитие МСП. Хотелось выделить основные показатели, характеризующие состояние малого и среднего бизнеса, они сформулированы в табл. 1 (данные за 2000 год).

 

Соединение собственности и управления в малом и среднем бизнесе дает преимущества в конкурентоспособности, что, в свою очередь, проявляется в следующем:

  1. упрощается и ускоряется процесс принятия управленческих решений, это позволяет малому бизнесу быстро приспосабливаться к изменениям в рыночной ситуации и запросах потребителей, разрабатывать и осваивать новые рентабельные сферы бизнеса, отказываясь от нерентабельных и неперспективных;
  2. малый бизнес не нуждается в сложной системе управления, учета и контроля за работниками и менеджерами, что дает большую экономию на накладных расходах;
  3. малый бизнес благодаря непосредственному контакту и взаимоконтролю членов малой группы обеспечивает более высокую интенсивность и дисциплину труда. При этом работники получают возможность работать ближе к дому или на дому с гибким режимом рабочего дня, соглашаясь на меньшую, чем на крупных предприятиях, оплату.

В итоге локальная  экономическая эффективность, которая  находит отражение в рентабельности, у малого бизнеса должна быть выше, чем у крупного. В России эта закономерность не заметна, поскольку малые фирмы не представляют достоверную отчетность, скрывая большую часть своих доходов (так, например, рентабельность малых предприятий составляет всего 6,2%, а в промышленности — еще меньше).   

Макроэкономический  эффект малого бизнеса проявляется  не только в увеличении объема продажи  и прибыли (на микроэкономическом уровне), но прежде всего в социально-экономических  преобразованиях общества в целом.   

Малый бизнес стабилизирует  рынок, вовлекая в оборот местные сырьевые ресурсы, содействует развитию малых городов и поселков, уменьшает время поездки на работу и общие транспортные расходы, снижает (особенно в химической отрасли и металлургии) нагрузку на природу, рассредоточивая производство по многим регионам страны. Кроме того, соединение собственника и предпринимателя в одном лице позволяет не только сократить управленческий персонал, но и повысить сплоченность и взаимопомощь работников.   

Количественные  показатели определяют не статус малого и среднего бизнеса как социально-экономического института, а всего лишь его разделение на средний (преимущественно в виде закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью), малый (преимущественно в виде хозяйственных товариществ и кооперативов) и мелкий бизнес (преимущественно в виде предпринимательства без образования юридического лица). Так, например, в России зарегистрировано около 350 тыс. некоммерческих организаций. Многие из них самоокупаемые, оказывают местному населению социально значимые образовательные, здравоохранительные, информационные и другие услуги. Поскольку роль общественного сектора экономики в постиндустриальном обществе существенно возрастает, включение некоммерческих организаций в состав малого бизнеса при условии информационной открытости будет содействовать развитию предпринимательства в сфере социальных услуг.   

Одной из форм малого бизнеса является самозанятость  — предпринимательство без образования  юридического лица и в большинстве  случаев без использования наемной рабочей силы. В странах Европейского союза в 90-е годы оно обеспечивало работой каждого восьмого жителя. В развивающихся странах 30—70% экономически активного населения занято на «микропредприятиях» с числом работников от двух до десяти человек. Здесь производится до 20% ВВП, а к 2020 г., согласно прогнозам, эта доля может вырасти более чем вдвое. Однако малый бизнес обладает не только количественной, но и качественной характеристикой. Его главная черта — соединение функций собственника (распорядителя) имущества и менеджера, который управляет этим имуществом и обеспечивает самоокупаемость бизнеса (как показывает зарубежный опыт, именно с этим качественным отличием и связаны основные преимущества и ограничения в развитии малого бизнеса).   

Стабилизирующая роль МСП обусловлена тремя главными причинами:

  1. в этой сфере меньшую роль играет ажиотажный рост цен и спекулятивные посредники;
  2. малый бизнес в меньшей степени зависит от импорта, динамика цен здесь в большей степени обусловлена соотношением спроса и предложения;
  3. отраслевой рынок труда в данной сфере более гибок, и сокращение спроса сопровождается не ликвидацией рабочих мест, а введением неполной рабочей недели, сокращенного рабочего дня и т.д.

Важнейшим из социальных эффектов развития МСП является сокращение численности беднейших слоев населения и трудоустройство специалистов (повышение их квалификации для последующего трудоустройства руководителями малых фирм и т. п.). Это имеет как социальное, так и экономическое значение, так как сокращает расходы общества на борьбу с преступностью, на социальную защиту, на обучение и профессиональный рост.   

В то же время  реализация социально-экономического эффекта малого и среднего бизнеса  требует, прежде всего, улучшения макроэкономических условий его развития (что, в свою очередь, подразумевает развитие устойчивых связей крупного и малого бизнеса, рационализацию его отраслевой и региональной структуры, перестройку системы государственного регулирования МСБ). До сих пор в России эти условия не созданы.   

Важнейшим социальным институтом рыночной экономики является также взаимное доверие населения, власти и бизнеса, которое обусловлено преодолением чрезмерной дифференциации доходов и формированием среднего класса как необходимой основы стабильного гражданского общества.   

Для России особое значение имеют три аспекта социального  эффекта от малого и среднего бизнеса — трудоустройство работников, высвобождаемых при реструктуризации крупных, в том числе государственных, предприятий, формирование среднего класса и сокращение теневой экономики.   

Российский малый  бизнес, по сравнению с зарубежными  странами, обладает следующими особенностями:

  • совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности;
  • отсутствие четкой специализации, стремление к максимальной самостоятельности;
  • низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;
  • относительно высокий уровень квалификации кадров и низкий уровень менеджмента, высокая приспособляемость к сложной экономической обстановке;
  • неразвитость инфраструктуры поддержки малых предприятий, препятствующая стремлению успешно функционирующих малых предприятий выйти на международный рынок, отсутствие полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных и консультационных услуг;
  • высокая степень монополизированности российской экономики (по данным Госкомстата, 4% промышленных компаний с числом работников более тысячи человек реализовали около трех четвертей всей промышленной продукции, число малых предприятий за последние годы значительно выросло, а их доля в валовом внутреннем продукте увеличилась с 9,6 до 10,4%, что, в свою очередь, позволило создать 550 тыс. рабочих мест, однако существенных улучшений в положении малого и среднего бизнеса не произошло. Большая часть МСП остается в теневой экономике, причём в ряде регионов до половины малых предприятий существует не более одного квартала и не ведет реальной хозяйственной деятельности).
 
 

Современные проблемы развития малого и среднего  бизнеса в России  

На деятельность малых и средних предприятий  в России оказывают влияние сразу  несколько факторов. Их можно разделить  на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные особенностями  предприятия, и факторы внешней среды.

В данной работе хотелось бы акцентировать внимание на внешние факторы воздействия  на малый и средний бизнес, так  как рассматриваем проблемы предприятий  с макроэкономической точки зрения.  

Внешняя среда для предприятий имеет важное значение:

1.                 как источник ресурсов;

2.                 как потребитель результатов деятельности предприятия и место общественного признания и оценки этих результатов;

3.                 как фактор, определяющий поведение, образ действий предприятия, отражающихся в установлении целей и осуществлении тех или иных стратегий.

Факторы внешней среды разделяются на две группы. Первая – это создающие  угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая – формирующие условия, возможности  для их развития. Определяя стратегию развития предприятия, руководители стремятся выбирать такой образ действий, который позволит максимально использовать открывающиеся возможности и устранить риски.

Одной из самых существенных черт предпринимательства  является его рисковый характер. Таким образом, граждане, решившие создать и осуществлять собственное дело, помнят, что они рискуют, так как действуют в условиях неопределенности. Кроме того, предпринимательству осуществляемому в малых масштабах кроме рисков присущих любым хозяйствующим субъектам, и определяемых сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации; общей политической и социальной обстановкой и т.д., характерны риски связанные с небольшими размерами самих предприятий.

Малые предприятия, как субъект управления в рыночной экономике, характеризуются, прежде всего, как неустойчивая предпринимательская единица, наиболее зависимая от колебаний рынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней среды наиболее негативно влияют на деятельность малого бизнеса. В то же время внешняя среда малых предприятий отличается собой в сравнении с крупным бизнесом, а также с государственными экономическими структурами, особой степени неопределенности. Это объясняется тем, что малые предприятия, как правило, действуют на локальном рынке, который в отличие от рынков крупных корпораций характеризуется высокой степенью неопределенности. Ключевой особенностью внешней среды малого бизнеса является, его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами. А также имеется специфическая черта, которая связана именно с периодом радикальных реформ, - это исключительная подвижность внешней среды, возрастание скорости, с которой в окружении малого бизнеса происходят изменения. И все это серьезно затрудняет для предприятия возможность адекватного на них реагирования.

Кроме негативных изменений внешней среды  на возрастание неопределенности и  степени рисков в деятельности малых  предприятий влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая от размера малого предприятия. Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий, например:

-         в способах разделения труда;

-         расстановке кадров;

-         распределения прав и ответственности;

-         проведения маркетинговой политики;

-         налаживания финансовых потоков на предприятии;

-         получение информации и т.д.

В настоящее  время, по оценкам самих предпринимателей, в своей деятельности они сталкиваются с проблемами, такими как высокие налоги, дороговизна материально-технических средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на  финансовом состоянии их предприятий.

Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса. Как отмечают специалисты, главная черта современной пирамиды в России – формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия охватывает более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримой перспективе не имеют шансов измен,ить свое материальное и общественное

Согласно  многим исследованиям, предприниматели, особенно мелкие, единодушно жалуются на тотальный и повседневный грабеж со стороны государственных чиновников. Государственные службы буквально терроризируют их требованиями мелочной отчетности, частыми инспекциями и штрафами.

Потеря  административного управления, экономический  хаос и законодательная неразбериха  привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Информация о работе Малый и средний бизнес в условии кризиса