Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:26, реферат
Все эти и другие, экономические и социальные функции малого
предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных
задач, делают его неотъемлемой частою реформирования экономики России.
Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы и послужило
основанием для выбора мной темы курсовой работы.
Малый и средний
бизнес (далее МСП) в большинстве ведущих
стран способствовал политической и социально-экономической
стабилизации, созданию среднего класса
(во Франции, Великобритании, Бельгии,
Германии, Канаде, Испании), преодолению
спада (в Израиле, США), созданию новых
рынков (в Мексике, Канаде, Сингапуре, Японии),
последовательному проведению реформ
(в Китае, Польше, Чехии, Венгрии, Словакии).
Следует также
отметить, что МСП во многих странах создают
более половины валового внутреннего
продукта. Так, например, МСП в странах
Центральной и Восточной Европы — в Чехии,
Венгрии, Польше, в которых рыночные реформы
стартовали примерно в одно время с Россией,
— уже создают 30—40% ВВП, в то время как
в нашей стране этот показатель составляет
всего 11 — 12%[1].
Поддержка и развитие малого бизнеса в ведущих странах перешли в фазу обновления и саморегуляции. Безусловно, результат определяет не столько рост числа МСП, сколько освоение новых технологий и решение адресных социальных задач увеличения количества молодежных, женских и индивидуальных предприятий, а также поддержки малых и средних экспортеров. В этих странах создана система банков, фондов, инновационных центров и научных парков, работающих на развитие МСП. Хотелось выделить основные показатели, характеризующие состояние малого и среднего бизнеса, они сформулированы в табл. 1 (данные за 2000 год).
Соединение собственности и управления в малом и среднем бизнесе дает преимущества в конкурентоспособности, что, в свою очередь, проявляется в следующем:
В итоге локальная
экономическая эффективность, которая
находит отражение в
Макроэкономический
эффект малого бизнеса проявляется
не только в увеличении объема продажи
и прибыли (на микроэкономическом уровне),
но прежде всего в социально-
Малый бизнес стабилизирует
рынок, вовлекая в оборот местные сырьевые
ресурсы, содействует развитию малых городов
и поселков, уменьшает время поездки на
работу и общие транспортные расходы,
снижает (особенно в химической отрасли
и металлургии) нагрузку на природу, рассредоточивая
производство по многим регионам страны.
Кроме того, соединение собственника и
предпринимателя в одном лице позволяет
не только сократить управленческий персонал,
но и повысить сплоченность и взаимопомощь
работников.
Количественные
показатели определяют не статус малого
и среднего бизнеса как социально-экономического
института, а всего лишь его разделение
на средний (преимущественно в виде закрытых
акционерных обществ и обществ с ограниченной
ответственностью), малый (преимущественно
в виде хозяйственных товариществ и кооперативов)
и мелкий бизнес (преимущественно в виде
предпринимательства без образования
юридического лица). Так, например, в России
зарегистрировано около 350 тыс. некоммерческих
организаций. Многие из них самоокупаемые,
оказывают местному населению социально
значимые образовательные, здравоохранительные,
информационные и другие услуги. Поскольку
роль общественного сектора экономики
в постиндустриальном обществе существенно
возрастает, включение некоммерческих
организаций в состав малого бизнеса при
условии информационной открытости будет
содействовать развитию предпринимательства
в сфере социальных услуг.
Одной из форм малого
бизнеса является самозанятость
— предпринимательство без
Стабилизирующая роль МСП обусловлена тремя главными причинами:
Важнейшим из социальных
эффектов развития МСП является сокращение
численности беднейших слоев населения
и трудоустройство специалистов (повышение
их квалификации для последующего трудоустройства
руководителями малых фирм и т. п.). Это
имеет как социальное, так и экономическое
значение, так как сокращает расходы общества
на борьбу с преступностью, на социальную
защиту, на обучение и профессиональный
рост.
В то же время
реализация социально-экономического
эффекта малого и среднего бизнеса
требует, прежде всего, улучшения макроэкономических
условий его развития (что, в свою очередь,
подразумевает развитие устойчивых связей
крупного и малого бизнеса, рационализацию
его отраслевой и региональной структуры,
перестройку системы государственного
регулирования МСБ). До сих пор в России
эти условия не созданы.
Важнейшим социальным
институтом рыночной экономики является
также взаимное доверие населения,
власти и бизнеса, которое обусловлено
преодолением чрезмерной дифференциации
доходов и формированием среднего класса
как необходимой основы стабильного гражданского
общества.
Для России особое
значение имеют три аспекта социального
эффекта от малого и среднего бизнеса
— трудоустройство работников, высвобождаемых
при реструктуризации крупных, в том числе
государственных, предприятий, формирование
среднего класса и сокращение теневой
экономики.
Российский малый бизнес, по сравнению с зарубежными странами, обладает следующими особенностями:
Современные
проблемы развития малого
и среднего бизнеса
в России
На деятельность малых и средних предприятий в России оказывают влияние сразу несколько факторов. Их можно разделить на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные особенностями предприятия, и факторы внешней среды.
В данной
работе хотелось бы акцентировать внимание
на внешние факторы воздействия
на малый и средний бизнес, так
как рассматриваем проблемы предприятий
с макроэкономической точки зрения.
Внешняя среда для предприятий имеет важное значение:
1. как источник ресурсов;
2. как потребитель результатов деятельности предприятия и место общественного признания и оценки этих результатов;
3. как фактор, определяющий поведение, образ действий предприятия, отражающихся в установлении целей и осуществлении тех или иных стратегий.
Факторы внешней среды разделяются на две группы. Первая – это создающие угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая – формирующие условия, возможности для их развития. Определяя стратегию развития предприятия, руководители стремятся выбирать такой образ действий, который позволит максимально использовать открывающиеся возможности и устранить риски.
Одной из самых существенных черт предпринимательства является его рисковый характер. Таким образом, граждане, решившие создать и осуществлять собственное дело, помнят, что они рискуют, так как действуют в условиях неопределенности. Кроме того, предпринимательству осуществляемому в малых масштабах кроме рисков присущих любым хозяйствующим субъектам, и определяемых сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации; общей политической и социальной обстановкой и т.д., характерны риски связанные с небольшими размерами самих предприятий.
Малые предприятия, как субъект управления в рыночной экономике, характеризуются, прежде всего, как неустойчивая предпринимательская единица, наиболее зависимая от колебаний рынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней среды наиболее негативно влияют на деятельность малого бизнеса. В то же время внешняя среда малых предприятий отличается собой в сравнении с крупным бизнесом, а также с государственными экономическими структурами, особой степени неопределенности. Это объясняется тем, что малые предприятия, как правило, действуют на локальном рынке, который в отличие от рынков крупных корпораций характеризуется высокой степенью неопределенности. Ключевой особенностью внешней среды малого бизнеса является, его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами. А также имеется специфическая черта, которая связана именно с периодом радикальных реформ, - это исключительная подвижность внешней среды, возрастание скорости, с которой в окружении малого бизнеса происходят изменения. И все это серьезно затрудняет для предприятия возможность адекватного на них реагирования.
Кроме негативных изменений внешней среды на возрастание неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая от размера малого предприятия. Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий, например:
- в способах разделения труда;
- расстановке кадров;
- распределения прав и ответственности;
- проведения маркетинговой политики;
- налаживания финансовых потоков на предприятии;
- получение информации и т.д.
В настоящее
время, по оценкам самих
Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса. Как отмечают специалисты, главная черта современной пирамиды в России – формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия охватывает более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримой перспективе не имеют шансов измен,ить свое материальное и общественное
Согласно многим исследованиям, предприниматели, особенно мелкие, единодушно жалуются на тотальный и повседневный грабеж со стороны государственных чиновников. Государственные службы буквально терроризируют их требованиями мелочной отчетности, частыми инспекциями и штрафами.
Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
Информация о работе Малый и средний бизнес в условии кризиса