Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:26, реферат
Все эти и другие, экономические и социальные функции малого
предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных
задач, делают его неотъемлемой частою реформирования экономики России.
Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы и послужило
основанием для выбора мной темы курсовой работы.
В Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что настоящий закон
направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации
права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для
осуществления предпринимательской или иной, не запрещенной законом
экономической деятельности. Этим положением устанавливается экономическая и
социальная роль малого предпринимательства.
Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных
потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии
малого бизнеса.
Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным
фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса
специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся
экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе
развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого
предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации
общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства
страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое
предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические,
социальные, научно-технические проблемы.
Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о
деятельности субъектов малого предпринимательства убедительно
свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с
развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий
относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой
инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство
является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также
занятости населения. Как правило, развитие малого предпринимательства
является условием решения следующих проблем:
. формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений,
способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
. расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг.
Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес
способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры
обслуживания;
. приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
. содействие
структурной перестройке
придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
. привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в
малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей
заинтересованностью, чем в крупных;
. создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
. способствование
более эффективному
людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных
промыслов;
. вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых
крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки,
пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
. формирование социального слоя собственников, владельцев,
предпринимателей;
. активизация научно-технического прогресса;
. освоение и
использование местных
производств;
. содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки
комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и
обслуживающих производств;
. освобождение
государства от
счет их аренды и выкупа.
Все эти и другие, экономические и социальные функции малого
предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных
задач, делают его неотъемлемой частою реформирования экономики России.
Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы и послужило
основанием для
выбора мной темы курсовой работы.
История развития
малого и среднего
бизнеса в России
Российский малый бизнес является сектором экономики в буквальном смысле порожденным реформами. В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. В этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили директивный характер и являлись обязательными к выполнению. Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала материальная заинтересованность в конечных результатах своего труда. Система управления экономикой страны по существу представляла собой аналог системы управления вертикально интегрированной корпорации. Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно.
К 80-м годам двадцатого столетия экономика России оказалась в кризисной ситуации, что требовало проведение ряд реформ, которые ознаменовали переход от командной плановой экономики к рыночной экономике. Так в середине 80-х годов партийные и хозяйственные руководители высшего уровня приняли решение о перестройке всей системы общественно-экономических отношений. Перестройка проходила в рамках социалистического уклада и сопровождалась некоторой демократизацией управления и гласностью. В процессе перехода от одной экономической системы к другой произошло зарождение новых форм хозяйствования. В данном случае я говорю об первых формах малого бизнеса. Истоками рождения малого бизнеса являются законы бывшего СССР в 1986 году «Об индивидуальной трудовой деятельности» и в 1988 году «О кооперации», а также положение комиссии по совершенствованию хозяйствования механизма при Совете министров СССР в 1988 году «Об организации деятельности малых предприятий». Дальнейшее развитие малого бизнеса, основанного на различных форм собственности и их сочетании, пошло с принятия Постановления Совета Министров СССР № 790 от 08.07.1990 года «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».
В конце 80-х годах происходит зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.
К началу 90-х сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Создаются кооперативы. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. В данном периоде происходит накопление и перераспределение капиталов, обретаются начальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации, которая создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
В 1991 - 1992 гг. произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства. На данном этапе благодаря либерально-демократическим реформам малый бизнес развивался очень динамично. «На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, прежде всего, в его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тыс. новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год». Данный период охарактеризовался появлением среднего и крупного бизнеса в России.
Период 1993 - 1994 гг. знаменуется широкомасштабной приватизацией и развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников и интенсивным участием малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящих товары массового потребления и длительного пользования. Также происходит деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей.
К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий стали малыми. В это период создается нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Сформировывается сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и финансовые услуги.
С 1997 года
совокупный прирост числа малых
предприятий примерно составил 0,1-2,5%,
что свидетельствует о
Таким образом, если подвести итог и рассмотреть послеперестроечный период развития малого бизнеса в нашей стране, то можно выделить три периода:
1. период
интенсивного становления
2. период
насыщения и структурного
3. период
цивилизованной модернизации (с
1998г. по настоящее время).
Особенности малого и среднего бизнеса в России
В соответствии
с законом от 14 июня 1995 г. № 88 ФЗ «О
государственной поддержке
Информация о работе Малый и средний бизнес в условии кризиса