Малый и средний бизнес в условии кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:26, реферат

Описание работы

Все эти и другие, экономические и социальные функции малого

предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных

задач, делают его неотъемлемой частою реформирования экономики России.

Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы и послужило

основанием для выбора мной темы курсовой работы.

Работа содержит 1 файл

Курсовик по ЭТ.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

Введение

 

В  Федеральном  законе  РФ   «О   государственной   поддержке   малого

предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что  настоящий  закон

направлен на реализацию  установленного  Конституцией  Российской  Федерации

права граждан  на свободное использование своих способностей и имущества  для

осуществления  предпринимательской  или   иной,   не   запрещенной   законом

экономической деятельности. Этим положением устанавливается  экономическая  и

социальная роль малого предпринимательства.

Постоянный  поиск  то   появляющихся,   то   исчезающих   общественных

потребностей  и непрерывное приспособление к  ним составляют основу  стратегии

малого бизнеса.

Для экономики  в целом деятельность малых компаний  оказывается  важным

фактором  повышения  ее  гибкости.  По  уровню   развития   малого   бизнеса

специалисты  судят  о  способности  страны  приспосабливаться  к  меняющейся

экономической  обстановке.  Для  России,  находящейся  на  начальном   этапе

развития рыночных отношений,  именно  создание  и  развитие  сектора  малого

предпринимательства  должно  стать   основой   социальной   реструктуризации

общества, обеспечивающей подготовку  населения  и  переход  всего  хозяйства

страны  к  рыночной  экономике.  Несмотря  на  трудности  и  неудачи,  малое

предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая  экономические,

социальные, научно-технические  проблемы.

Анализ экономической  литературы и фактических статистических данных  о

деятельности    субъектов     малого     предпринимательства     убедительно

свидетельствует  об  усилении  роли  малых  предприятий  даже  в  странах  с

развитой  рыночной   экономикой,   хотя   устойчивость   малых   предприятий

относительно  низкая.  При  росте  численности  малых  предприятий,  развитой

инфраструктуре  и  государственной  поддержке,   малое   предпринимательство

является важным фактором решения экономических, социальных  задач,  а  также

занятости  населения.  Как  правило,  развитие  малого   предпринимательства

является условием решения следующих проблем:

.   формирование   конкурентных,   цивилизованных    рыночных    отношений,

способствующих  лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

. расширение  ассортимента  и  повышение   качества  товаров,  работ,  услуг.

Стремясь   к   удовлетворению   запросов   потребителей,   малый   бизнес

способствует  повышению  качества  товаров,  работ,  услуг   и   культуры

обслуживания;

. приближение  производства товаров и услуг  к конкретным потребителям;

. содействие  структурной перестройке экономики.  Малое предпринимательство

придает экономике  гибкость, мобильность, маневренность;

. привлечение  личных средств населения на  развитие производства. Партнеры  в

малых  предприятиях  вкладывают  свои   капиталы   в   дело   с   большей

заинтересованностью, чем в крупных;

. создание дополнительных  рабочих мест, сокращение уровня  безработицы;

. способствование  более эффективному использованию  творческих  возможностей

людей, раскрытию  их талантов, развитию различных видов  ремесел,  народных

промыслов;

. вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых

крупное  производство  налагает  определенные  ограничения  (домохозяйки,

пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

.    формирование    социального    слоя     собственников,     владельцев,

предпринимателей;

. активизация  научно-технического прогресса;

. освоение и  использование  местных  источников  сырья  и  отходов  крупных

производств;

.  содействие  крупным   предприятиям   путем   изготовления   и   поставки

комплектующих   изделий   и   оснастки,   создание   вспомогательных    и

обслуживающих производств;

. освобождение  государства от низкорентабельных  и убыточных предприятий  за

счет их аренды и выкупа.

Все  эти  и  другие,  экономические  и   социальные   функции   малого

предпринимательства ставят его развитие в разряд  важнейших  государственных

задач, делают его  неотъемлемой частою реформирования экономики  России.

Все  вышесказанное  подтверждает  актуальность  проблемы  и  послужило

основанием для  выбора мной темы курсовой работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  История развития  малого и среднего  бизнеса в России 

Российский  малый бизнес является сектором экономики  в буквальном смысле порожденным  реформами. В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. В  этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили директивный характер и являлись обязательными к выполнению. Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала материальная заинтересованность в конечных результатах своего труда. Система управления экономикой страны по существу представляла собой аналог системы управления вертикально интегрированной корпорации. Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно.

К 80-м  годам двадцатого столетия экономика  России оказалась в кризисной  ситуации, что требовало проведение ряд реформ, которые ознаменовали переход от командной плановой экономики к рыночной экономике. Так в середине 80-х годов партийные и хозяйственные руководители высшего уровня приняли решение о перестройке всей системы общественно-экономических отношений. Перестройка проходила в рамках социалистического уклада и сопровождалась некоторой демократизацией управления и гласностью. В процессе перехода от одной экономической системы к другой произошло зарождение новых форм хозяйствования. В данном случае я говорю об первых формах малого бизнеса. Истоками рождения малого бизнеса являются законы бывшего СССР в    1986 году «Об индивидуальной трудовой деятельности» и в 1988 году «О кооперации», а также положение комиссии по совершенствованию хозяйствования механизма при Совете министров СССР в 1988 году «Об организации деятельности малых предприятий». Дальнейшее развитие малого бизнеса, основанного на различных форм собственности и их сочетании, пошло с принятия Постановления Совета Министров СССР № 790 от 08.07.1990 года «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».

В конце 80-х годах происходит зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов  при общественных организациях, распространение  бригадных подрядов, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

К началу 90-х сфера деятельности малого бизнеса  расширяется, количество людей, принимающих  в нём участие, увеличивается; предпринимательство  приобретает характер активного  многочисленного движения. Создаются кооперативы. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. В данном периоде происходит накопление и перераспределение капиталов, обретаются начальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации, которая создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

В 1991 - 1992 гг. произошли коренные изменения  в отношении государства к  развитию предпринимательства. Были приняты  многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства. На данном этапе благодаря либерально-демократическим реформам малый бизнес развивался очень динамично. «На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, прежде всего, в его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тыс. новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год». Данный период охарактеризовался появлением среднего и крупного бизнеса в России.

Период 1993 - 1994 гг. знаменуется широкомасштабной приватизацией и развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников и интенсивным участием малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящих товары массового потребления и длительного пользования. Также происходит деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей.

К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий стали малыми. В это период создается нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Сформировывается сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и финансовые услуги.

С 1997 года совокупный прирост числа малых  предприятий примерно составил 0,1-2,5%, что свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора малого бизнеса. Однако в 2001 году был отмечен спад в развитии малого бизнеса, который усугубился в 2002 году.  На 01 января 2003 года в стране насчитывалось всего 82,3 тысячи малых предприятий, хотя при развитой рыночной системе их должно быть несколько миллионов. Недостаточное развитие получили и индивидуальные предприятия (семейные и с применением наемного труда), а также крестьянские (фермерские) хозяйства и другие, хотя данные мелкие формы предпринимательской деятельности весьма полезны и доходны.  Но в 2003 году ситуация меняется в лучшую сторону и происходит значительный прирост количества малых предприятий, что продолжается до сих пор. Но, несмотря на колебания числа малых предприятий в стране, объем производимой ими продукции и услуг неуклонно растет, увеличивается и число рабочих мест.

Таким образом, если подвести итог и рассмотреть послеперестроечный период развития малого бизнеса в нашей стране, то можно выделить три периода:

1. период  интенсивного становления предпринимательства  (1990-1995гг.);

2. период  насыщения и структурного оформления (1996-1998 гг.);

3. период  цивилизованной модернизации (с  1998г. по настоящее время).  

Особенности малого и среднего бизнеса в России

В соответствии с законом от 14 июня 1995 г. № 88 ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. закона от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ) к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не превышает 25%, причем средняя численность работников за отчетный период не превышает следующего предельного уровня:

  • в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек;
  • в сельском хозяйстве и научно-технической сфере —- 60 человек;
  • в оптовой торговле — 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30 человек;          
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 человек. 

Информация о работе Малый и средний бизнес в условии кризиса