Малый и средний бизнес в России: место и роль в экономике России и перспектива развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 08:27, курсовая работа

Описание работы

. Цель работы: на основе изучения теоретических источников выяснить экономическую сущность малых и средних предприятий, оценить их место и роль в экономике страны и определить перспективы развития малого и среднего бизнеса в России.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
· изучить и описать отличительные черты малых и средних предприятий;
· выяснить место и роль малых и средних предприятий в экономике страны;
· изучить и выявить перспективы развития малого и среднего бизнеса в России.

Содержание

Ведение 3
1. Малый и средний бизнес - сущность и их роль в экономике России 5
1.1 Исторические аспекты развития малого и среднего бизнеса 5
1.2 Сущность малого и среднего бизнеса 8
1.3 Значение и функции малого и среднего бизнеса в
рыночной экономике 10
1.4 Роль малого и среднего бизнеса в экономике России 12
2. Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России 17
2.1 Малый и средний бизнес в Российской Федерации 17
2.2 Бизнес в сфере услуг 20
2.3 Перспективы развития малого и среднего бизнеса 22
2.4 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса
в России 26
Заключение 33
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

     В последние годы широко исследуются  вопросы о наиболее эффективных  и формах и методах государственной  поддержки, не подрывающих основ  предпринимательства и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства в России.

 

      Заключение

     На  основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

     Мелкие  и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

     Важность  малых предприятий еще и в  том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены  постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы  существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.

     Мелкие  и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных  компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

     Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют  потребности в дефицитных видах  товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

     Развитие  малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Однако, занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.

     Таким образом, малое предпринимательство  ведет к оздоровлению экономики  в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

     Малый и средний бизнес в России - уже  реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

 

Список  литературы

1. Бляхман  Л.С. Структурные реформы в  России: реальность и мифы. // Проблемы  современной экономики. 2003. № 3(7).

2. Виленский  А.В. Российские объединения малых предпринимателей как институт гражданского общества // Общественные науки и современность, 2005. № 1.

3. Войтов  А.Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная  теория экономики): Учебник. 8_е перераб.  и доп. М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и К», 2003.

4. Ворот  И.В. Экономика фирмы. - М.: Высшая  школа, 1994.

5. Горфинкель  В.Н., Швандар С.М., Купряков Н.И.  Курс предпринимательства. М., 1997.

6. Дыбова  Е.Н. Некоторые актуальные проблемы  малого бизнеса. Взгляд предпринимателя.  // Материалы VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес - экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

7. М.  Колганов. Особенности предпринимательства в переходной экономике// Экономист 1999, №1.

8. Лапуста  М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство.  М.: ИНФРА, 2005.

9. Орлов  А.А. Малое предпринимательство:  старые и новые проблемы// Вопросы  экономики 1997, №1.

10. Радев  В.А. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность// Вопросы экономики 2001, №7.

11. Б.М.  Маклярский. Экономика России. Учебное  пособие / Б.М. Маклярский. - М.: Международные отношения, 2001.

12. Л.Н.  Никитина, М.И. Худилайнен. Становление  малого бизнеса в России // Инновации, № 9, 2006.

13. А.И. Архипов, А.К. Большаков. Экономика / А.И. Архипов. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006.

14. А.Г.  Зельднер, И.Ю. Ваславская, В.К. Южелевский. Государство и экономика: Факторы  роста / А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславская, В.К. Южелевский. - М.: Наука, 2003.

15. З.И.  Калугина. Большие проблемы малого  бизнеса Сибири // ЭКО. Экономика  и организация промышленного  производства, № 2, 2006.

16. Т.В.  Бутова, М.В. Ерхов. Власть и  бизнес в современном обществе / Т.В. Бутова, М.В. Ерхов. - М.: Маросейка, 2007.

17. А.Г.  Грязнова, Н.Н. Думная. Макроэкономика: теория и российская практика. - М.: КноРус, 2006.

18. Е.В.  Лысаковская. Проблемы и перспективы  государственной поддержки малого  и среднего бизнеса // Право  и образование, № 5, 2006.

19. А.И.  Антилов. Проблемы малого предпринимательства  в национальной экономике // Актуальные  проблемы современной науки, № 6, 2006.

20. Н.Н.  Малис. Малый бизнес имеет налоговый  потенциал // Финансы, № 7, 2006.

21. Конституция РФ, ч.1, ст.43.

22. http://revolution.allbest.ru/economy/0019359_0.html

23. http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/2.html

24. http://www.creativeconomy.ru/library/prd1976.php 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 

Информация о работе Малый и средний бизнес в России: место и роль в экономике России и перспектива развития