Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 08:27, курсовая работа
. Цель работы: на основе изучения теоретических источников выяснить экономическую сущность малых и средних предприятий, оценить их место и роль в экономике страны и определить перспективы развития малого и среднего бизнеса в России.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
· изучить и описать отличительные черты малых и средних предприятий;
· выяснить место и роль малых и средних предприятий в экономике страны;
· изучить и выявить перспективы развития малого и среднего бизнеса в России.
Ведение 3
1. Малый и средний бизнес - сущность и их роль в экономике России 5
1.1 Исторические аспекты развития малого и среднего бизнеса 5
1.2 Сущность малого и среднего бизнеса 8
1.3 Значение и функции малого и среднего бизнеса в
рыночной экономике 10
1.4 Роль малого и среднего бизнеса в экономике России 12
2. Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России 17
2.1 Малый и средний бизнес в Российской Федерации 17
2.2 Бизнес в сфере услуг 20
2.3 Перспективы развития малого и среднего бизнеса 22
2.4 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса
в России 26
Заключение 33
Список литературы 36
Министерство науки и образования РФ
Федеративное агентство по образованию
Рубцовский
Индустриальный Институт (филиал) ГОУ
ВПО Алтайский государственный технический
университет им. И.И. Ползунова
Гуманитарно-экономический факультет
Кафедра
«Экономика и управление»
Курсовая работа
по микроэкономике
Малый и
средний бизнес в России: место
и роль в экономике России и
перспектива развития
Выполнила: студентка группы М-01д
Ушакова
Т. Г.
Проверила:
Рыбакова
И. В.
Рубцовск, 2010
Содержание:
Ведение 3
1. Малый и средний бизнес - сущность и их роль в экономике России 5
1.1 Исторические аспекты развития малого и среднего бизнеса 5
1.2 Сущность малого и среднего бизнеса 8
1.3 Значение и функции малого и среднего бизнеса в
рыночной экономике 10
1.4 Роль малого и среднего бизнеса в экономике России 12
2. Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России 17
2.1 Малый и средний бизнес в Российской Федерации 17
2.2
Бизнес в сфере услуг
2.3 Перспективы развития малого и среднего бизнеса 22
2.4 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса
в России 26
Заключение 33
Список литературы 36
Введение
С переходом экономики к новым экономическим отношениям, основанным на разных формах частной собственности, изменился характер развития производственных отношений. Особым экономическим ресурсом стал человек, обладающий предпринимательской способностью, который возглавил бизнес в экономике, разновидностью которого являются мелкие и средние предприятия.
Опыт
управления малым и средним бизнесом,
накопленный в странах Западной
Европы, в национальном и межгосударственном
масштабах еще слабо
Мировая практика доказала, что крупное производство - атрибут экономической мощи государства, а крупные предприятия - основа управляемой экономики. Во всех ведущих странах крупные корпорации и фирмы определяют темпы научно-технического прогресса, обеспечивают устойчивость в экономике, играют решающую роль в экономической политике государства.
Значение крупного производства будет сохраняться и в России, поскольку это обусловлено масштабами государства, имеющейся структурой промышленного производства и характером внешнеэкономической деятельности. Многие собственники и руководители успешно работающих малых предприятий вышли из оборонного производства и отраслевых научно-исследовательских институтов, благодаря чему в значительной степени удалось сохранить российский научно-технический потенциал.
Экономика России сегодня находится в стадии становления. Любое цивилизованное государство заинтересовано в создании здоровой экономической среды, основанной на добросовестной конкуренции и возможности максимально реализовать созидательный потенциал граждан.
Считается, что развитие малого и среднего бизнеса способствует росту числа рабочих мест в государстве, благоприятно сказывается на уровне конкуренции, и в итоге приводит к становлению социальной инфраструктуры, способной удовлетворять любые прихоти населения. Кроме того, рост числа небольших компаний усиливает влияние так называемого среднего класса, заинтересованного в стабильности как экономической, так и политической жизни государства.
Почти треть населения России, так или иначе, связана с малым и средним бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За все годы реформ фактически именно малый и средний бизнес были единственными растущими секторами экономики [3, с. 4-7].
Объектом исследования данной работы явились малые и средние предприятия в экономике России.
Цель работы: на основе изучения теоретических источников выяснить экономическую сущность малых и средних предприятий, оценить их место и роль в экономике страны и определить перспективы развития малого и среднего бизнеса в России.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
·
изучить и описать
· выяснить место и роль малых и средних предприятий в экономике страны;
· изучить и выявить перспективы развития малого и среднего бизнеса в России.
1. Малый и средний бизнес - сущность и их роль в экономике России
1.1 Исторические аспекты развития малого и среднего бизнеса
Российский малый бизнес является сектором экономики в буквальном смысле порожденным реформами. В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. В этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили директивный характер и являлись обязательными к выполнению. Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала материальная заинтересованность в конечных результатах своего труда. Система управления экономикой страны по существу представляла собой аналог системы управления вертикально интегрированной корпорации. Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно.
Централизованное
управление экономикой имело своей
целью обеспечение
1.2 Сущность малого и среднего бизнеса
Малый бизнес определяется как экономически, так и юридически. Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, он является важнейшей составляющей рыночного хозяйства. В современных условиях роль малого бизнеса в рыночной экономике растет.