Малый и средний бизнес в России: место и роль в экономике России и перспектива развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 08:27, курсовая работа

Описание работы

. Цель работы: на основе изучения теоретических источников выяснить экономическую сущность малых и средних предприятий, оценить их место и роль в экономике страны и определить перспективы развития малого и среднего бизнеса в России.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
· изучить и описать отличительные черты малых и средних предприятий;
· выяснить место и роль малых и средних предприятий в экономике страны;
· изучить и выявить перспективы развития малого и среднего бизнеса в России.

Содержание

Ведение 3
1. Малый и средний бизнес - сущность и их роль в экономике России 5
1.1 Исторические аспекты развития малого и среднего бизнеса 5
1.2 Сущность малого и среднего бизнеса 8
1.3 Значение и функции малого и среднего бизнеса в
рыночной экономике 10
1.4 Роль малого и среднего бизнеса в экономике России 12
2. Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России 17
2.1 Малый и средний бизнес в Российской Федерации 17
2.2 Бизнес в сфере услуг 20
2.3 Перспективы развития малого и среднего бизнеса 22
2.4 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса
в России 26
Заключение 33
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Министерство  науки и образования РФ

Федеративное  агентство по образованию

 Рубцовский  Индустриальный Институт (филиал) ГОУ ВПО Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова 

Гуманитарно-экономический  факультет

Кафедра «Экономика и управление» 
 
 
 
 
 
 

  

Курсовая  работа

по микроэкономике 

Малый и  средний бизнес в России: место  и роль в экономике России и  перспектива развития 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка группы М-01д

Ушакова Т. Г. 
 
 
 
 

Проверила:

Рыбакова  И. В. 
 
 
 
 
 

Рубцовск, 2010

 

      Содержание:

Ведение               3

1. Малый и средний бизнес - сущность и их роль в экономике России  5

     1.1 Исторические аспекты развития  малого и среднего бизнеса  5

     1.2 Сущность малого и среднего бизнеса       8

     1.3 Значение и функции малого и среднего бизнеса в

     рыночной  экономике           10

     1.4 Роль малого и среднего бизнеса в экономике России   12

2. Перспективы  развития малого и среднего  бизнеса в России    17

      2.1 Малый и средний бизнес в  Российской Федерации    17

      2.2 Бизнес в сфере услуг           20

      2.3 Перспективы развития малого  и среднего бизнеса    22

      2.4 Современные проблемы развития  малого и среднего бизнеса 

     в России             26

Заключение              33

Список  литературы            36

 

Введение

     С переходом экономики к новым  экономическим отношениям, основанным на разных формах частной собственности, изменился характер развития производственных отношений. Особым экономическим ресурсом стал человек, обладающий предпринимательской способностью, который возглавил бизнес в экономике, разновидностью которого являются мелкие и средние предприятия.

     Опыт  управления малым и средним бизнесом, накопленный в странах Западной Европы, в национальном и межгосударственном масштабах еще слабо используется в России. Между тем именно малое  предпринимательство создает основу рыночной экономики.

     Мировая практика доказала, что крупное производство - атрибут экономической мощи государства, а крупные предприятия - основа управляемой  экономики. Во всех ведущих странах  крупные корпорации и фирмы определяют темпы научно-технического прогресса, обеспечивают устойчивость в экономике, играют решающую роль в экономической политике государства.

     Значение  крупного производства будет сохраняться  и в России, поскольку это обусловлено  масштабами государства, имеющейся  структурой промышленного производства и характером внешнеэкономической деятельности. Многие собственники и руководители успешно работающих малых предприятий вышли из оборонного производства и отраслевых научно-исследовательских институтов, благодаря чему в значительной степени удалось сохранить российский научно-технический потенциал.

     Экономика России сегодня находится в стадии становления. Любое  цивилизованное государство заинтересовано в создании здоровой экономической среды, основанной на добросовестной конкуренции и возможности максимально реализовать созидательный потенциал граждан.

     Считается, что развитие малого и среднего бизнеса  способствует росту числа рабочих  мест в государстве, благоприятно сказывается  на уровне конкуренции, и в итоге  приводит к становлению социальной инфраструктуры, способной удовлетворять любые прихоти населения. Кроме того, рост числа небольших компаний усиливает влияние так называемого среднего класса, заинтересованного в стабильности как экономической, так и политической жизни государства.

     Почти треть населения России, так или  иначе, связана с малым и средним  бизнесом. Это несколько миллионов  реальных  собственников,  менеджеров,  финансистов, организаторов производства. За  все  годы  реформ  фактически  именно  малый и средний бизнес были единственными растущими секторами экономики [3, с. 4-7].

     Объектом  исследования данной работы явились  малые и средние предприятия  в экономике России.

     Цель  работы: на основе изучения теоретических  источников выяснить экономическую  сущность малых и средних предприятий, оценить их место и роль в экономике страны и определить перспективы развития малого и среднего бизнеса в России.

     В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

     · изучить и описать отличительные  черты малых и средних предприятий;

     · выяснить  место и роль малых и средних предприятий в экономике страны;

     · изучить и выявить перспективы  развития малого и среднего бизнеса  в России.

 

      1. Малый и средний бизнес - сущность и их роль в экономике России

    1.1 Исторические аспекты развития малого и среднего бизнеса

    Российский  малый бизнес является сектором экономики  в буквальном смысле порожденным  реформами. В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. В  этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили директивный характер и являлись обязательными к выполнению. Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала материальная заинтересованность в конечных результатах своего труда. Система управления экономикой страны по существу представляла собой аналог системы управления вертикально интегрированной корпорации. Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно.

    Централизованное  управление экономикой имело своей  целью обеспечение прогрессивных  пропорций в развитии общественного  производства, сбалансированного развития отраслей и формирования единого народного комплекса. Считалось, что это обеспечит более эффективное распределение ресурсов между отраслями и предприятиями. На практике, однако, должной сбалансированности развития отраслей достичь не удалось, более того, оно происходило на фоне больших противоречий [9, с. 130 – 140].

     К 80-м годам двадцатого столетия экономика  России оказалась в кризисной  ситуации, что требовало проведение ряд реформ, которые ознаменовали переход от командной плановой экономики  к рыночной экономике. Так в середине 80-х годов партийные и хозяйственные руководители высшего уровня приняли решение о перестройке всей системы общественно-экономических отношений. Перестройка проходила в рамках социалистического уклада и сопровождалась некоторой демократизацией управления и гласностью. В процессе перехода от одной экономической системы к другой произошло зарождение новых форм хозяйствования. В данном случае я говорю об первых формах малого бизнеса. Истоками рождения малого бизнеса являются законы бывшего СССР в 1986 году «Об индивидуальной трудовой деятельности» и в 1988 году «О кооперации», а также положение комиссии по совершенствованию хозяйствования механизма при Совете министров СССР в 1988 году «Об организации деятельности малых предприятий». Дальнейшее развитие малого бизнеса, основанного на различных форм собственности и их сочетании, пошло с принятия Постановления Совета Министров СССР № 790 от 08.07.1990 года «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».  

     В конце 80-х годах происходит зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

     К началу 90-х сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает  характер активного многочисленного  движения. Создаются кооперативы. Целью  развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. В данном периоде происходит накопление и перераспределение капиталов, обретаются начальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации, которая создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства [15, с. 105 – 115].

     В 1991 - 1992 гг. произошли коренные изменения  в отношении государства к  развитию предпринимательства. Были приняты  многие законы, открывшие широкие  возможности для масштабного  развития предпринимательства. На данном этапе благодаря либерально-демократическим реформам малый бизнес развивался очень динамично. «На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, прежде всего, в его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тыс. новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год». Данный период охарактеризовался появлением среднего и крупного бизнеса в России.

     Период 1993 - 1994 гг. знаменуется широкомасштабной приватизацией и развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников и интенсивным участием малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящих товары массового потребления и длительного пользования. Также происходит деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей.

     К 1995 году порядка 65% всех российских частных  предприятий стали малыми. В это  период создается нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Сформировывается сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и финансовые услуги.

     С 1997 года совокупный прирост числа малых предприятий примерно составил 0,1-2,5%, что свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора малого бизнеса. Однако в 2001 году был отмечен спад в развитии малого бизнеса, который усугубился в 2002 году. На 01 января 2003 года в стране насчитывалось всего 82,3 тысячи малых предприятий, хотя при развитой рыночной системе их должно быть несколько миллионов. Недостаточное развитие получили и индивидуальные предприятия (семейные и с применением наемного труда), а также крестьянские (фермерские) хозяйства и другие, хотя данные мелкие формы предпринимательской деятельности весьма полезны и доходны./3/ Но в 2003 году ситуация меняется в лучшую сторону и происходит значительный прирост количества малых предприятий, что продолжается до сих пор. Но, несмотря на колебания числа малых предприятий в стране, объем производимой ими продукции и услуг неуклонно растет, увеличивается и число рабочих мест [2, с. 59 – 68].

     Таким образом, если подвести итог и рассмотреть  послеперестроечный период развития малого бизнеса в нашей стране, то можно выделить три периода:

     1. период интенсивного становления  предпринимательства (1990-1995гг.);

     2. период насыщения и структурного  оформления (1996-1998 гг.);

     3. период цивилизованной модернизации (с 1998г. по настоящее время).

 

      1.2 Сущность малого и среднего бизнеса

     Малый бизнес определяется как экономически, так и юридически. Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, он является важнейшей составляющей рыночного хозяйства. В современных условиях роль малого бизнеса в рыночной экономике растет.

Информация о работе Малый и средний бизнес в России: место и роль в экономике России и перспектива развития