Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 08:27, курсовая работа
. Цель работы: на основе изучения теоретических источников выяснить экономическую сущность малых и средних предприятий, оценить их место и роль в экономике страны и определить перспективы развития малого и среднего бизнеса в России.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
· изучить и описать отличительные черты малых и средних предприятий;
· выяснить место и роль малых и средних предприятий в экономике страны;
· изучить и выявить перспективы развития малого и среднего бизнеса в России.
Ведение 3
1. Малый и средний бизнес - сущность и их роль в экономике России 5
1.1 Исторические аспекты развития малого и среднего бизнеса 5
1.2 Сущность малого и среднего бизнеса 8
1.3 Значение и функции малого и среднего бизнеса в
рыночной экономике 10
1.4 Роль малого и среднего бизнеса в экономике России 12
2. Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России 17
2.1 Малый и средний бизнес в Российской Федерации 17
2.2 Бизнес в сфере услуг 20
2.3 Перспективы развития малого и среднего бизнеса 22
2.4 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса
в России 26
Заключение 33
Список литературы 36
В самом общем виде под малым бизнесом понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституирующих сущность данного понятия.
Малый бизнес (или малое предпринимательство) — сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами [21].
Малое предприятие - это фирма, которая не доминирует в своей области, а хозяин – это независимый владелец, осуществляющий руководство малым числом подчинённых в сравнении с другими фирмами той же отрасли [22].
Микро-предприятия относятся к очень небольшому бизнесу. Они часто включают единоличного, редко двух собственников, а также сферу семейного бизнеса. Большинство микро-предприятий имеет незначительный капитал, обладают ограниченными техническими и бизнес-навыками. При этом большинство таких предприятий демонстрируют жизнеспособность малого предпринимательства.
В современной рыночной экономике помимо крупного и малого бизнеса сохраняется значительная прослойка среднего бизнеса. Также как и крупный бизнес, средний бизнес не имеет особого правового статуса. Он занимает промежуточное положение между малым и крупным бизнесом, находящимися на разных полюсах экономики и играет чрезвычайно важную роль. Он выполняет роль посредника и связующего звена между крупным и малым бизнесом, между малым бизнесом и государством.
Небольшой размер фирм, неустойчивость и высокая рискованность малого бизнеса не позволяют устанавливать ему устойчивые связи с крупным бизнесом на прямую. Средний бизнес берет на себя эту роль, создавая сложную сеть разнообразных по форме, правовому и организационному оформлению связей как с крупным, так и с малым бизнесом. Эти связи получили название сетевой экономики.
Средние
предприятия проходят по границе
малых и крупных фирм. Как правило,
под средним понимают предприятие,
которое управляется
Малое и среднее предпринимательство – это не только источник средств существования, но и средство раскрытия творческих и интеллектуальных возможностей людей.
Предпринимательство – это система хозяйствования, основой которой выступает комплекс природных, материально-технических, трудовых и интеллектуальных ресурсов, объединённых для получения предпринимательского дохода на инновационной и рисковой основе.
Предпринимательство
- это совершенно новый тип бизнеса, основанный
на инновационном поведении собственника
предприятия, обладающего глубоким мышлением,
базирующимся на высоком интеллектуальном
капитале [11, с. 304].
1.3 Значение и функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике
Значение малого и среднего бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого и среднего бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие их является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый и средний бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого и среднего бизнеса [12, с. 63 – 67].
Существенный
вклад вносит малый и средний
бизнес в формирование конкурентной
среды, что для нашей
Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого и среднего бизнеса делают их развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.
Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся.
Все малые и средние предприятия довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию.
Очень часто малые предприятия создаются на базе старых государственных предприятий. Например, в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к новым формам его проявления. Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственной предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам [16, с. 192].
Достаточно сказать, что процесс образования малых предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991 году, в 1992 году фактически прекратился. По данным Лиги кооператоров и предпринимателей РФ, “за 1992 год в России практически не возникло ни единого малого негосударственного предприятия в производственной сфере”. Для сравнения, в развитой рыночной экономике процесс образования новых фирм идет нарастающим потоком. Если в США в 1970 году возникло 264 тыс. новых предприятий, то в 1980 году - 532 тыс., а в 1988 году - 682 тысячи. Всего же, по оценке, в американской экономике в 1998 году действовало около 18 млн. деловых предприятий, прежде всего в малом бизнесе [9, с. 135 – 142].
Сложившаяся
экономическая обстановка подрывает
стимулы к предпринимательской
деятельности, которые только и могут
привести к образованию рыночной экономики.
Ясно, что в сегодняшней экономической
ситуации одной инициативы, идущей от
малых предприятий, недостаточно. Должна
быть мощная государственная поддержка
малых предприятий. Только правильные
шаги в области экономических реформ,
могут привести к развитию малого бизнеса,
что и приведет к развитию рыночной экономики
в целом.
1.4 Роль малого и среднего бизнеса в экономике России
Во-первых,
предприятия малого бизнеса обеспечивают
необходимую мобильность в
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.
Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений [18, 261 – 266].
Успех
малого и среднего бизнеса в этой
области можно объяснить
Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами [13, с. 840].
Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что малый и средний бизнес воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.
Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.
Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.
Важность
малых и средних предприятий
еще и в том, что ведя ожесточенную
конкурентную борьбу за выживание, они
вынуждены постоянно
Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие и средние предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.
Деятельность малых и средних предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.
В то же время, на мелких и средних предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого и среднего бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий [22].
Из
всего вышесказанного можно сделать
вывод, что малые и средние
предприятия играют не маловажную роль
в экономики России, постоянно
развиваясь, они обеспечивают развитие
экономики нашей страны. Кроме
того, в сфере малого и среднего
бизнеса задействовано большое количество
людей, что способствует уменьшению безработицы
и увеличению уровня жизни.
2. Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России
Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.