Малый и средний бизнес в России: место и роль в экономике России и перспектива развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 08:27, курсовая работа

Описание работы

. Цель работы: на основе изучения теоретических источников выяснить экономическую сущность малых и средних предприятий, оценить их место и роль в экономике страны и определить перспективы развития малого и среднего бизнеса в России.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
· изучить и описать отличительные черты малых и средних предприятий;
· выяснить место и роль малых и средних предприятий в экономике страны;
· изучить и выявить перспективы развития малого и среднего бизнеса в России.

Содержание

Ведение 3
1. Малый и средний бизнес - сущность и их роль в экономике России 5
1.1 Исторические аспекты развития малого и среднего бизнеса 5
1.2 Сущность малого и среднего бизнеса 8
1.3 Значение и функции малого и среднего бизнеса в
рыночной экономике 10
1.4 Роль малого и среднего бизнеса в экономике России 12
2. Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России 17
2.1 Малый и средний бизнес в Российской Федерации 17
2.2 Бизнес в сфере услуг 20
2.3 Перспективы развития малого и среднего бизнеса 22
2.4 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса
в России 26
Заключение 33
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

     К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

     23 сентября 2009 года на заседании  форума «Опоры России» премьер-министр  РФ В. В. Путин огласил инициативы Правительства РФ по содействию развития малого и среднего бизнеса России:

  1. Сохранить для высокотехнологичных предприятий ставку отчислений в Пенсионный фонд на уровне 14 % (с 2011 г.).
  2. Освободить предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование от налога на имущество на срок до трёх лет.
  3. Отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг — при условии, что срок владения ими превышает пять лет и они не обращаются на биржевом рынке.
  4. Освободить компании, работающие в сфере образования и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет.
  5. Передать в местные бюджеты большую часть дохода от продажи патентов на осуществление предпринимательской деятельности.
  6. Продлить на три года льготный порядок приватизации арендуемой у государства недвижимости. Освободить все сделки по приватизации от НДС.
  7. Сделать действие лицензий на предпринимательскую деятельность бессрочным (сейчас — нужно продлевать каждые пять лет).
  8. Пакет госпомощи малому и среднему бизнесу в 2010 г. — 13 млрд руб.

     Ограничение по статусу

  • Доля внешнего участия в капитале не должна превышать  25 %

     Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования); (п.1 ч.1 ст.4 209-ФЗ "О развитии субъектов малого и среднего предпринимательства"

     Ограничение по численности работников

     К малому и среднему бизнесу относятся  средние, малые и микропредприятия

  • Число постоянных работников не должно превышать 250 человек

     Согласно  Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: средняя численность  работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

     а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

     б) до ста человек включительно для  малых предприятий; среди малых  предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

     Ограничение по выручке

     С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия — 60 млн рублей;
  • малые предприятия — 400 млн рублей [20, с. 30 – 33].

     2.2 Бизнес в сфере услуг

     В последние годы во всем мире все  большее развитие получает бизнес в сфере услуг. Из четырех основных групп отраслей легче всего организовать предприятие в сфере услуг. Работой по предоставлению услуг можно управлять прямо из дома или конторы. Примерами такого бизнеса являются телефонные справочные службы, услуги няни, переводчика. Подобные предприятия требуют незначительных (или вообще никаких) капиталовложений. Некоторые услуги, например гостиницы или спортивный бизнес, требуют гораздо больше инвестиций. Подобно торговле услуги насчитывают сотни разных типов - от мастерских по ремонту обуви до агентств по прокату автомобилей, от брачных консультантов до стоматологов.

     Услуги - это очень привлекательный бизнес для предпринимателей. В настоящее  время именно в этой сфере идут активные инновационные процессы, которые сулят предпринимателям прибыли более высокие, чем в торговле. Особенно рентабельным и быстрорастущим является бизнес в сфере деловых услуг [24].

     Часто предприниматель может в одиночку вести предприятие по предоставлению услуг; многие юристы, бухгалтеры, консультанты и программисты работают самостоятельно. Крупные предприятия представляют собой незначительную долю предприятий в этой сфере. Он преобладает в средствах массовой информации, таких как журналы, газеты, телевидение и радио.

     Бизнес  в сфере услуг особенно сильно зависит от конъюнктурных факторов, политических факторов. Многие виду услуг  в современной рыночной экономике  выживают благодаря государственной  поддержке и работе в кооперации с крупным производственным бизнесом.

     Таблица

     Сильные стороны предпринимательства в  сфере услуг      Слабые  стороны предпринимательства в  сфере услуг
     Гибкость  и мобильность       Сильно  зависит от конъюнктурных и политических факторов, особенно сфера современных  деловых услуг
     Способность быстро аккумулировать ресурсы      Значительное  государственное регулирование
     Относительная простота деловых операций      Зависимость от качества персонала
     Высокий уровень рентабельности, особенно в  сфере современных деловых услуг       
 

  

     Все перечисленные виды предпринимательства тесно связаны между собой. Очень часто в одном предпринимателе сочетается и производственник и финансист и посредник. Сочетание разных видов бизнеса позволяет предпринимателю увеличивать конкурентные преимущества своего бизнеса и снижать риски. Однако не всегда произвольное сочетание видов бизнеса ведет к успеху [12, с. 63 – 67].

     Сразу после начала крупномасштабной приватизации в России в начале 90-х годов  многие предприниматели, занятые в  сфере финансового бизнеса и  сосредоточившие в своих руках значительные финансовые средства кинулись за бесценок скупать различные производственные предприятия. Однако отсутствие серьезной оценки рисков и то, что не были учтены серьезные различия бизнес процессов в разных видах бизнеса, привели к неповоротливости и неэффективности возникших бизнес структур [2, с. 59 – 68]. 

     2.3 Перспективы развития малого и среднего бизнеса

     Философия, объединяющая интересы крупного, среднего и малого бизнеса, должна быть предельно  простой: укрепление экономического и инновационного потенциала государства начинается с местных, локальных рынков, способствующих росту благосостояния населения и авторитета страны в мире.

     По  данным Минэкономразвития РФ, к 1 января 2006 г. количество малых предприятий  в России сократилось до 840 тыс., в январе 2005 г. их начитывалось 890 тыс. Общая численность постоянных работников малых предприятий достигла 7 млн. 621 тыс. что превышает численность запятых на МП на 1 января 2000г .на 78 тыс. человек, или на 1,1%. В целом темпы прироста количества малых и средних предприятий в основных отраслях экономики практически не изменились. Доля малых предприятий в объеме производства по отдельным отраслям характеризовалась следующими показателями: 7% в машиностроении и металлообработке; по 8-10 в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности; 9-12 в пищевой; 9 11% в легкой промышленности [14, с. 214].

     В развитии бизнеса большую роль играет конкуренция. От конкурентоспособности  того пли иного предприятия зависят  не только его выживание, но и устойчивость роста, повышение темпов развития и др. Поэтому конкурентоспособности придается огромное значение.

     Развитие  малого предпринимательства в 2007-2008гг. в значительной мере будет зависеть от масштабов его финансовой поддержке  со стороны государства. Малое и среднее предпринимательство получит из федерального бюджета около 1 млрд. руб. (при потребности 45-50 млрд. руб.). Рост числа новых малых и средних предприятий (по 100-150 тыс. в год), увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица (4,5-5 млн.) зависят от нескольких условий.

     Первое  условие связано с формированием  благоприятного предпринимательского климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации.

     Величина  вклада в ВВП большей части  малых предприятий должна возрасти, по экспертным оценкам, на 3-5%, их объем  инвестиций в основные фонды примерно на 8-10%, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.

     Второе  условие необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой  нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей, В этих целях надо применять кардинальные меры - вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых производственно-инновационных, строительных, “офицерских”, “инвалидных” малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т п.

     Предельные  ставки налогов на малые и средние  предприятия должны быть зафиксированы  на федеральном уровне. Налоги на малый  бизнес наряду с налогом на имущество  и подоходным налогом должны стать  основным источником доходов субъектов  РФ. Правительство же получит соответствующий рычаг для ускорения экономического роста.

     Третье  условие - необходимость концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку малых и средних  предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и внебюджетных источников в рамках Федеральной программы 2007-2008 гг. на таких приоритетных направлениях, как:

     · создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;

     · увеличение объемов микро финансирования и микрокредито-вания, что в 2-3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;

     · эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса;

     · создание современных элементов  инфраструктуры бизнес-инкубаторов, научных и инновационных парков.

     Четвертое условие - налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого и среднего предпринимательства  на федеральном уровне за реализацией  решений президента РФ.

     Принципиально важно разделить ответственность между государственными органами исполнительной и законодательной власти, с одной стороны, отвечающими за формирование и проведение государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства, создание благоприятных условий для его развития, с другой - отвечающими за меры по реализации федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства и по упрощению доступа малых предприятий к финансовым ресурсам. Это направление может обеспечить государственная корпорация.

     Пятое условие - активизация потребительского спроса и посте: пенное преодоление доминирующего (из-за бедности 30-40% населения) консервативного типа потребительского поведения. Это условие имеет особое значение. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле.

Информация о работе Малый и средний бизнес в России: место и роль в экономике России и перспектива развития