Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 08:27, курсовая работа
. Цель работы: на основе изучения теоретических источников выяснить экономическую сущность малых и средних предприятий, оценить их место и роль в экономике страны и определить перспективы развития малого и среднего бизнеса в России.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
· изучить и описать отличительные черты малых и средних предприятий;
· выяснить место и роль малых и средних предприятий в экономике страны;
· изучить и выявить перспективы развития малого и среднего бизнеса в России.
Ведение 3
1. Малый и средний бизнес - сущность и их роль в экономике России 5
1.1 Исторические аспекты развития малого и среднего бизнеса 5
1.2 Сущность малого и среднего бизнеса 8
1.3 Значение и функции малого и среднего бизнеса в
рыночной экономике 10
1.4 Роль малого и среднего бизнеса в экономике России 12
2. Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России 17
2.1 Малый и средний бизнес в Российской Федерации 17
2.2 Бизнес в сфере услуг 20
2.3 Перспективы развития малого и среднего бизнеса 22
2.4 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса
в России 26
Заключение 33
Список литературы 36
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.
23
сентября 2009 года на заседании
форума «Опоры России» премьер-
Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования); (п.1 ч.1 ст.4 209-ФЗ "О развитии субъектов малого и среднего предпринимательства"
К малому и среднему бизнесу относятся средние, малые и микропредприятия
Согласно
Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ
"О развитии малого и среднего
предпринимательства в
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
В последние годы во всем мире все большее развитие получает бизнес в сфере услуг. Из четырех основных групп отраслей легче всего организовать предприятие в сфере услуг. Работой по предоставлению услуг можно управлять прямо из дома или конторы. Примерами такого бизнеса являются телефонные справочные службы, услуги няни, переводчика. Подобные предприятия требуют незначительных (или вообще никаких) капиталовложений. Некоторые услуги, например гостиницы или спортивный бизнес, требуют гораздо больше инвестиций. Подобно торговле услуги насчитывают сотни разных типов - от мастерских по ремонту обуви до агентств по прокату автомобилей, от брачных консультантов до стоматологов.
Услуги
- это очень привлекательный
Часто
предприниматель может в
Бизнес в сфере услуг особенно сильно зависит от конъюнктурных факторов, политических факторов. Многие виду услуг в современной рыночной экономике выживают благодаря государственной поддержке и работе в кооперации с крупным производственным бизнесом.
Таблица
|
Все перечисленные виды предпринимательства тесно связаны между собой. Очень часто в одном предпринимателе сочетается и производственник и финансист и посредник. Сочетание разных видов бизнеса позволяет предпринимателю увеличивать конкурентные преимущества своего бизнеса и снижать риски. Однако не всегда произвольное сочетание видов бизнеса ведет к успеху [12, с. 63 – 67].
Сразу
после начала крупномасштабной приватизации
в России в начале 90-х годов
многие предприниматели, занятые в
сфере финансового бизнеса и
сосредоточившие в своих руках значительные
финансовые средства кинулись за бесценок
скупать различные производственные предприятия.
Однако отсутствие серьезной оценки рисков
и то, что не были учтены серьезные различия
бизнес процессов в разных видах бизнеса,
привели к неповоротливости и неэффективности
возникших бизнес структур [2, с. 59 – 68].
2.3 Перспективы развития малого и среднего бизнеса
Философия, объединяющая интересы крупного, среднего и малого бизнеса, должна быть предельно простой: укрепление экономического и инновационного потенциала государства начинается с местных, локальных рынков, способствующих росту благосостояния населения и авторитета страны в мире.
По данным Минэкономразвития РФ, к 1 января 2006 г. количество малых предприятий в России сократилось до 840 тыс., в январе 2005 г. их начитывалось 890 тыс. Общая численность постоянных работников малых предприятий достигла 7 млн. 621 тыс. что превышает численность запятых на МП на 1 января 2000г .на 78 тыс. человек, или на 1,1%. В целом темпы прироста количества малых и средних предприятий в основных отраслях экономики практически не изменились. Доля малых предприятий в объеме производства по отдельным отраслям характеризовалась следующими показателями: 7% в машиностроении и металлообработке; по 8-10 в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности; 9-12 в пищевой; 9 11% в легкой промышленности [14, с. 214].
В развитии бизнеса большую роль играет конкуренция. От конкурентоспособности того пли иного предприятия зависят не только его выживание, но и устойчивость роста, повышение темпов развития и др. Поэтому конкурентоспособности придается огромное значение.
Развитие малого предпринимательства в 2007-2008гг. в значительной мере будет зависеть от масштабов его финансовой поддержке со стороны государства. Малое и среднее предпринимательство получит из федерального бюджета около 1 млрд. руб. (при потребности 45-50 млрд. руб.). Рост числа новых малых и средних предприятий (по 100-150 тыс. в год), увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица (4,5-5 млн.) зависят от нескольких условий.
Первое
условие связано с
Величина вклада в ВВП большей части малых предприятий должна возрасти, по экспертным оценкам, на 3-5%, их объем инвестиций в основные фонды примерно на 8-10%, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.
Второе
условие необходимость
Предельные ставки налогов на малые и средние предприятия должны быть зафиксированы на федеральном уровне. Налоги на малый бизнес наряду с налогом на имущество и подоходным налогом должны стать основным источником доходов субъектов РФ. Правительство же получит соответствующий рычаг для ускорения экономического роста.
Третье условие - необходимость концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку малых и средних предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и внебюджетных источников в рамках Федеральной программы 2007-2008 гг. на таких приоритетных направлениях, как:
· создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;
· увеличение объемов микро финансирования и микрокредито-вания, что в 2-3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;
· эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса;
· создание современных элементов инфраструктуры бизнес-инкубаторов, научных и инновационных парков.
Четвертое условие - налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ.
Принципиально важно разделить ответственность между государственными органами исполнительной и законодательной власти, с одной стороны, отвечающими за формирование и проведение государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства, создание благоприятных условий для его развития, с другой - отвечающими за меры по реализации федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства и по упрощению доступа малых предприятий к финансовым ресурсам. Это направление может обеспечить государственная корпорация.
Пятое условие - активизация потребительского спроса и посте: пенное преодоление доминирующего (из-за бедности 30-40% населения) консервативного типа потребительского поведения. Это условие имеет особое значение. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле.