Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 07:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы состоит в том, что в современной жизни нашей страны развитие малого бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере. Данный вид бизнеса составляет основу существования среднего класса в развитой экономике.

Содержание

Введение………………..……………………………………………………..…...3
Теоретико-методологические основы функционирования малого бизнеса……………………………………………………………………………..4
Понятие малого бизнеса и его критерии………………..…………..…….4
Роль малого бизнеса в рыночной экономике………………..………..…..9
Малый бизнес за рубежом…………………………..……….…….……..13
Способы поддержки малого бизнеса за рубежом………………..……..13
Деятельность малого бизнеса в России……………………………….…22
Современное состояние малого бизнеса……………………………...…22
Проблемы малого бизнеса в России сегодня……………………………25
3.3 Государственная поддержка малого бизнеса в России…………..……...26
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список………...…………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Курсовая Малый бизнес2003.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     В таблице 2 отображена среднесписочная  численность работников малых предприятий  по федеральным округам.

     По  итогам января-марта 2010 года среднесписочная  численность занятых на МП (без  учета внешних совместителей  и работающих по договорам гражданско-правового  характера) в целом по стране сократилась  на 4,3% по сравнению с показателем  за аналогичный период прошлого года и составила 5 493,4 тыс. человек. Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых за этот период снизился на 0,14 п.п. и составил 11,8%.

     Количество  занятых на малых предприятиях выросло  только в Дальневосточном федеральном округе (на 3,4%) и Северо-Западном федеральном округе (на 2,6%).

     По  остальным федеральным округам  наблюдается снижение показателя. В  Южном федеральном округе среднесписочная  численность занятых на малых  предприятиях снизилась на 9,1%, в  Северо-Кавказском федеральном округе – на 8,4%, в Центральном федеральном округе – на 7,5%, в Приволжском федеральном округе – на 4,4%, в Сибирском федеральном округе – 2,5%, в Уральском федеральном округе – на 2,4%.

     Оборот  малых предприятий описывается  в таблице 3. 1 исходя из численности населения на 1 января 2010 г. 2 с учетом региональных ИПЦ. 3 данные об ИПЦ по Южному ФО и Северо-Кавказскому ФО за рассматриваемый период отсутствуют, поэтому сделать сравнение значений показателя не представляется возможным.

     Общий объем оборота МП в Российской Федерации за 1 квартал 2010 года составил 2 020,8 млрд. рублей, что на 3,5% превышает показатель за аналогичный период прошлого года.

     Значительный рост показателя отмечен в Центральном федеральном округе (на 15,6%) и Дальневосточном федеральном округе (14,1%). Положительная динамика характерна для Сибирского (на 5,8%), Северо-Западного (на 0,7%) и Приволжского (на 0,1%) федеральных округов.

     Негативная  динамика показателя наблюдается в  Уральском федеральном округе (сокращение на 12,0%).

     В январе-марте 2010 г. прирост объема оборота  МП отмечается в 49 регионах.

     В наибольшей степени показатель вырос  в Республике Тыва (на 70,0%), г. Москва (на 69,8%), Республике Ингушетия (на 69,5%), Костромской области (на 59,0%), Кабардино-Балкарской Республике (на 49,2%) и Ленинградской области (на 33,5%).

     Рост  показателя свыше 20% отмечен в Вологодской  области (на 29,7%), Чувашской Республике (на 28,6%), Магаданской (на 28,0%) и Новосибирской (на 26,2%) областях, Республике Хакасия (на 26,2%), Забайкальском крае (на 25,2%), Тверской (на 23,0%), Ивановской (на 23,0%), Архангельской (на 21,0%) и Амурской (на 20,3%) областях.

     Итоги деятельности малых предприятий  в 2009 году в региональном разрезе  можно охарактеризовать как разнонаправленные. В 47 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличение среднесписочной численности занятых на МП было отмечено в 36 регионе, объемов оборота МП – в 49 регионах; инвестиций в основной капитал на МП – в 38 регионах.

     Сегодня перед государством стоит задача развития производства и поддержки малого бизнеса. Малый бизнес не должен быть сосредоточен в только крупных городах страны. Россия имеет огромные природные ресурсы, но использует их нерационально, либо не использует вообще. С такими природными богатствами и при грамотной экономической стратегии Россия имеет все шансы стать богатейшей страной в мире с самой высокоразвитой экономикой. Но, к сожалению, осуществить подобное в ближайшие десятилетия, скорее всего, не получиться. Мировой финансовый кризис серьёзно осложняет экономическую обстановку в стране. По последний данным Экономика России в январе 2009 года сократилась на 8,8 процента по сравнению с первым месяцем прошлого года. 17 февраля Минэкономразвития озвучило пересмотренный прогноз по росту ВВП России в текущем году. Согласно новой оценке, экономика страны сократится на 2,2 процента. Ранее ожидалось уменьшение ВВП на 0,2 процента. Спад промышленного производства по итогам года составит 7,4 процента.

     Причиной  замедления темпов роста экономики России стало влияние на нее глобального финансового кризиса, снижение цен на нефть на мировом рынке, а также сокращение объемов промышленного производства. Согласно оценке Центробанка России, промышленное производство в России в декабре прошлого года сократилось на 10,3 процента в годовом исчислении. По предварительным данным, снижение показателя в январе 2009 года составило 3,5 процента.

                     3.2 Проблемы малого бизнеса в России сегодня

     На  сегодняшний день в России сложилась  парадоксальная ситуация - во многих городах заниматься малым бизнесом становится невыгодно. Дело в том, что усилия, затрачиваемые на создание и ведение своего бизнеса и последующая прибыль совершенно несопоставимы. Получается, что человеку, обладающему набором необходимых знаний в сфере организации бизнеса, проще устроиться на работу топ-менеджером в крупную компанию и получать зарплату в два, а то и в три раза большую, чем доход от собственного бизнеса и при этом прилагать гораздо меньше усилий, и иметь гораздо меньше проблем.

     Малый бизнес в России всегда сопровождает и масса других трудностей. Например, владельцу небольшого предприятия сегодня очень сложно конкурировать в сфере оплаты труда с крупными или даже средними компаниями. Работник, набравшись опыта у малого предпринимателя, при первой же возможности переходит на работу в более крупную и успешную структуру.

     Ещё одна проблема - высокие арендные ставки. Владельцы помещений, как правило, ориентируются на крупный и средний  бизнес, который готов платить  больше. Малый бизнес постепенно вытесняется крупными структурами в менее пригодные или отдалённые помещения.

     Ещё одна проблема - проблема коррумпированности контролирующих органов, которая стояла до последнего времени, на данный момент вроде бы решена. Президент подписал соответствующий указ, о проведении проверок на предприятиях малого бизнеса не чаще, чем один раз в год. Но страх перед поборами у многих предпринимателей по-прежнему остался.

     Немало важной проблемой малого бизнеса в России является Мировой финансовый кризис. Сегодня очень многие предприятия сокращают численность рабочих, тем в свою очередь трудно найти новую работу, так как всюду происходят постоянные сокращения. Доходы населения падают, а в месте с тем и покупная способность, которая является основным фактором, влияющим на малый бизнес в России.

     3.3 Государственная поддержка малого Бизнеса в России

     Масштабы  развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит  в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

     В России существуют различные организационные  формы государственной поддержки  и защиты интересов предприятий  этой сферы. Созданы ассоциации предприятий  малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса. По данным В.А. Рубе, проблемами малого бизнеса в России сегодня занимаются 10 различных учреждений, в том числе Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (и 74 таких фонда в регионах), Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере (плюс 58 региональных отделений), Российская ассоциация развития малого предпринимательства (плюс 58 региональных отделений) и др. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

     Одну  из важнейших проблем малого бизнеса  в России представляет кредитование. Кредиты выдаются только под залог  или поручительство, а их далеко не всегда могут предоставить малые  предприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды, в настоящее время не становятся поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает их конкуренцию с иными предприятиями.

     В портфелях большинства российских банков займы малому предпринимательству  составляют весьма скромную долю. Так, у Оргрэсбанка — 5%, у банка  «Авангард» — менее 0,5%. Доля кредитов малому бизнесу заметна лишь у Пробизнесбанка (20%) — редкое исключение. В определенной степени это связано с размером минимальной суммы ссуды, работать с которой банки считают для себя не рентабельным. Так, у Пробизнесбанка эта сумма минимальна — 10 тыс. долл., у БИН-банка и банка «Авангард» — 20 тыс., у Оргрэсбанка — 100 тыс. долл. Известен и случай, когда был выдан самый маленький кредит - - 1500 руб. КМБ-банком (российским дочерним банком ЕБРР, созданным специально для кредитования малого и среднего бизнеса). Он был выдан пенсионеру-предпринимателю на приобретение цветных шнурков для продажи их на рынке.

     Российские  банки выдают малым предприятиям небольшие кредиты под более  высокие проценты, чем по крупным  кредитам большим предприятиям. Так, в КМБ-банке проценты под кредиты на сумму до 1 тыс. долл. составляют 24% годовых, а до 30 тыс. руб. -36%. Если кредит больше, то проценты составляют уже 15 и 28% годовых.

     Одна  из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса  — большой риск их кредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное и неопределенное, а низкая капитализация существенно увеличивает риск невозврата кредитов.

     Предприятия малого бизнеса нуждаются также  в информационном обслуживании, подготовке персонала, в льготном банковском кредите и в другой помощи.

     Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной  поддержки малого бизнеса со стороны  государства через прямые и гарантированные  займы. Прямые займы выдаются небольшим  фирмам на определенный срок под более  низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам.

     Имеются и другие формы государственной  поддержки малого бизнеса: обеспечение  государственным заказом (если возникает  такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.

     Сейчас  малый бизнес развивается в основном в посреднической сфере и в  отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным вниманием к таким проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой — монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

     В целях развития малого бизнеса и  обеспечения его государственной  поддержкой Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства -- одно из важнейших направлений экономической реформы. Этим документом определены также приоритеты развития малого бизнеса. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Такие приоритеты остаются в силе и на сегодняшний день.

     12 мая 1995 г. был принят Федеральный  закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Законом были определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования субъектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. В Законе названы важнейшие направления государственной поддержки малого предпринимательства:

     • формирование инфраструктуры поддержки  и развития малого предпринимательства;

     • создание льготных условий использования  субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

     • введение упрощенного порядка регистрации  субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

     • поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственным связям с зарубежными государствами;

     • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

     В том же году был принят еще один Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета  и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В результате к настоящему времени в России сложились и функционируют три системы налогообложения предприятий малого бизнеса.

Информация о работе Малый бизнес