Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 07:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы состоит в том, что в современной жизни нашей страны развитие малого бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере. Данный вид бизнеса составляет основу существования среднего класса в развитой экономике.

Содержание

Введение………………..……………………………………………………..…...3
Теоретико-методологические основы функционирования малого бизнеса……………………………………………………………………………..4
Понятие малого бизнеса и его критерии………………..…………..…….4
Роль малого бизнеса в рыночной экономике………………..………..…..9
Малый бизнес за рубежом…………………………..……….…….……..13
Способы поддержки малого бизнеса за рубежом………………..……..13
Деятельность малого бизнеса в России……………………………….…22
Современное состояние малого бизнеса……………………………...…22
Проблемы малого бизнеса в России сегодня……………………………25
3.3 Государственная поддержка малого бизнеса в России…………..……...26
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список………...…………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Курсовая Малый бизнес2003.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     Но  важно не только количество, но и качество. Поэтому ректор Университета национального и мирового хозяйства Борислав Борисов считает, что для развития малого и среднего бизнеса стране «необходима новая политика в этом направлении».

     Болгарское  агентство занятости открывает  в 28 областных городах процедуру  отбора и оценки около 100 проектов, с  общим бюджетом 4,6 млн. левов (около 82 млн. руб.). Приоритет будет отдаваться микро- или малым предприятиям, начавшим самостоятельный бизнес в последние два года и планирующим открывать новые рабочие места.

     В Польше наиболее распространенный вид  своего дела – маленькие магазинчики, небольшие мастерские. Сегодня они  переживают не лучшие времена. Одна из причин – введение визового режима для восточных соседей после вступления Польши в Евросоюз. В результате закрылись тысячи малых предприятий (МП). Особенно это коснулось приграничных с Россией, Украиной и Белоруссией областей страны, где о банкротстве заявило три из четырех МП.

     Другой  сильный тормоз, по мнению польских бизнесменов, – это бюрократия и  сложная система уплаты налогов. И хоть в мае 2007 года правительство  Польши ввело новые, значительно  облегченные правила регистрации  МП, хождения по «бюрократическим мукам» это не отменило. Нередко, даже зарегистрировав, положим, торгующее сельхозпродукцией предприятие, бизнесмен не может получить разрешение на торговлю от муниципальных органов.

     Для поляков открылись рынки труда в странах ЕС, чем они не преминули воспользоваться – малый бизнес стал осваивать европейский Запад. Множество ресторанчиков, кафе, парикмахерских и небольших строительных фирм из Польши сегодня успешно обосновались в Великобритании, Ирландии, Германии. При этом, как с удивлением замечают сами предприниматели, конкуренция на рынках этих стран оказалась ничуть не жестче, чем была на родине. Так что «страшилки», которыми их пугали перед вступлением в ЕС, оказались мифом.

     Какую лепту вносят в польский бюджет малые  предприятия, не удалось выяснить ни в Министерстве финансов, ни в Министерстве экономики, ни в Главном статистическом управлении. В Минэкономики по секрету сообщили лишь, что доля МП в Польше несопоставима с развитыми странами.

     Японию  называют страной частного предпринимательства. К малому бизнесу здесь относятся почти шесть миллионов предприятий. В Японии существуют четыре центра регулирования и стимулирования малых и средних предприятий:

     •  центральное  правительство;

     •  местные органы власти;

     •  крупный бизнес;

     •  самостоятельные объединения малого бизнеса.

     Для государственной поддержки малого бизнеса создано Управление малых  предприятий в составе Министерства внешней торговли и промышленности. Как центральное правительство  и развитие малого бизнеса при  помощи займов, кредитных гарантий, налоговых льгот, обучения кадров и облегчения доступа к информации. Кроме того, предприятиям малого бизнеса предоставляется безвозвратная финансовая помощь только на осуществление научно-технических программ, таких как:

     •  повышение технического уровня производства (финансируется центральным правительством и местными органами власти);

     • совершенствование технологий производства в пищевой промышленности (финансируется центральным правительством);

     •  разработка совместного с университетами и государственными научно-исследовательскими институтами новой наукоемкой техники и технологий (финансируется местными органами власти).

     Значительно шире, под льготный процент, предоставляются  займы на осуществление следующих  проектов:

     • разработка новых видов продукции и новой технологии (финансируется местными органами власти);

     •  разработка новых видов производства и техники (финансируется центральным правительством);

     •  возрождение мелких предприятий для развития экономики отдельных регионов (финансируется центральным представительством);

     •  содействие производственной и технической кооперации между предприятиями малого бизнеса (финансируется центральным правительством).

     Большая роль в оказании финансовой помощи малым и средним предприятиям принадлежит Финансовой корпорации малого бизнеса Японии. Она предоставляет таким предприятия займы (на срок более одного года) на льготных условиях на увеличение основного и оборотного капитала. На кредитовании мелких компаний специализируется Национальная финансовая корпорация Японии. Обладая разветвленной сетью торгово-промышленных палат (свыше 500 по стране), она ежегодно выдает займов на сумму почти 500 млрд. иен. В Японии есть еще одно специализированное учреждение – банк «Соко-Чукин», финансирующий деятельность кооперативов, малых и средних предприятий. Наконец, для финансирования специальных приоритетных программ в области структурной перестройки малых и средних предприятий, охраны окружающей среды, развития энергосберегающих производств, упомянутые выше Финансовая корпорация малого бизнеса и Национальная финансовая корпорация выдают кредиты на еще более льготных условиях.

     Основным  государственным органом поддержки  малых предприятий в Китае  является Китайский центр по координации  и кооперации бизнеса. По его инициативе осуществляется консультационная и информационная поддержка малого бизнеса, организуются торговые ярмарки, выставки в области разработки инновационной продукции, проводятся обучающие семинары и конференции. В стране также созданы и активно совершенствуют свою работу государственные фонды содействия развитию малого и среднего бизнеса. Их главная задача - обеспечение гарантийных обязательств и залогового обеспечения предприятиям малого бизнеса для получения банковских кредитов.

     В США ведущим органом государственной поддержки малого бизнеса является Администрация малого бизнеса (АМБ), ее региональные и местные отделения. Кроме того, в этом участвуют комитеты конгресса США по делам малого бизнеса и многочисленные специальные органы в министерствах, ведомствах и местных органах власти.

     Система государственной поддержки малого бизнеса включает:

     •  финансовую поддержку (наличие многочисленных доступных источников рискового капитала);

     •  содействие в получении государственных заказов;

     • материально-техническую поддержку (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе на льготных условиях, средств производства – зданий и сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, копировальной техники и т.д.);

     •  информационную поддержку (обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д.);

     •  консультационную поддержку (развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов).

     Политика  стимулирования инновационной активности малого бизнеса проводится на всех уровнях государственного управления – от федерального правительства до муниципалитетов. Главным в государственной политике в это области является создание своего рода инновационного климата, т.е. обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных, психологических и других условий для возникновения и развития новых фирм, в первую очередь занятых генерированием, освоением и коммерциализацией научно-технических нововведений. Государственная поддержка оказывается в основном в начальный период становления мелких инновационных предприятий.

     Главным содержанием государственной инновационной политики в отношении малого бизнеса является регулирование финансовых потоков, направленное на облегчение доступа мелких фирм к источникам финансовых средств. Здесь выделяются два направления – целенаправленное субсидирование из бюджета (через федеральные агентства и ведомства) и привлечение частного капитала к финансированию инновационной деятельности мелких фирм. Целенаправленное бюджетное финансирование осуществляется в форме безвозвратного субсидирования через предоставление льготных займов и заключение контрактов на разработку новой продукции и технологии. До 1/3 расходов мелких фирм на исследования и разработки в той или иной форме финансируется государством.

     Программы безвозвратного субсидирования осуществляют в основном два федеральных ведомства – Администрация малого бизнеса и Национальный научный фонд. Программы предоставления льготных займов осуществляются АМБ в виде прямых займов, долевого участия в займах коммерческих банков и гарантирования займов коммерческих банков. Прямые займы производятся АМБ из собственных кредитных источников. Размер займа не превышает 150 тыс. долл.,  максимальная ставка – 7%. Займы предоставляются на срок: до шести лет – на текущие нужды; до 20 лет – на приобретение оборудования, земельной собственности и строительство; до 30 лет – на восстановление предприятий, пострадавших от стихийных бедствий.

     Вторым  важнейшим направлением государственной  инновационной политики в отношении  малого инновационного бизнеса, осуществляемой на уровне федерального правительства, является привлечение частного капитала для финансирования.

     В США установлены льготные условия  налогообложения малого бизнеса (прежде всего инновационного) с учетом его  специфических потребностей. Что касается амортизационных льгот, то мелким фирмам разрешено списывать стоимость основного капитала неравными частями или единовременно в течение амортизационного периода.

     В США действует специальный адвокатский  отдел, который отстаивает интересы малого бизнеса в суде и конгрессе.

     В Южной Корее в свое время издали указ о том, чтобы не менее 35 процентов  банковских кредитов предоставлялось  именно небольшим предприятиям. При  поддержке государства создана  южнокорейская ассоциация внешней торговли, ориентированная в основном на малый и средний бизнес. Она помогает небольшим предприятиям участвовать в международных выставках и ярмарках. Кроме того, работают специальные фонды с бюджетом в сотни миллионов долларов для целевого кредитования тех фирм и компаний, которые открывают свои производства за пределами страны.  
 

     3. Деятельность малого бизнеса в России

     3.1 Современное состояние малого  бизнеса

     Для оценки текущей ситуации используются следующие показатели:

     •  прирост/сокращение количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения за период с 1 апреля 2009 года по 1 апреля 2010 года;

     •  увеличение/сокращение среднесписочной  численности занятых на малых  предприятиях в январе-марте 2010 года по сравнению с январем-мартом 2009 года;

     •  рост/спад объема оборота малых предприятий  в январе-марте 2010 года по сравнению  с январем-мартом 2009 года;

     • рост/спад инвестиций в основной капитал  на малых предприятиях в январе-марте 2010 года по сравнению с январем-мартом 2009 года;

     Для учета инфляции показатели объемов оборота и инвестиций в основной капитал  корректировались на региональные индексы потребительских цен.

     Используемые  сокращения:  АО – автономный округ, ИПЦ – индекс потребительских  цен, МП – малые предприятия, СН –  стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности, ФО – федеральный округ.

     В таблице 1 приведено количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам.

     По  состоянию на 1 апреля 2010 года в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий, что на 3,5% меньше, чем годом ранее. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,6 ед. и составило 154,7 ед.

     В трех федеральных округах наблюдается  рост количества малых предприятий, как в абсолютном выражении, так и в расчете на 100 тыс. человек населения. Лидеры роста – Дальневосточный федеральный округ (прирост 4,9% или 7,2 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Уральский федеральный округ (прирост более чем на 3,9% или 4,3 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа). В Приволжском федеральном округе прирост количества малых предприятий составил порядка 0,9% или 1,5 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа.

     Наиболее  значительное сокращение количества малых предприятий зафиксировано в Южном федеральном округе – на 16,7% или 26 малых предприятий на каждые 100 тыс. человек населения.

Информация о работе Малый бизнес