При этом основными компонентами данной
стратегии можно предложить:
- Совершенствование действующего нормативно-правого обеспечения;
- Содействие в расширении путей взаимодействия малых предприятий с крупными;
- Совершенствование системы налогообложения;
- Совершенствование финансово-кредитных механизмов;
- Устранение административных барьеров;
- Развитие системы оказания услуг и предоставления информации предприятиям малого бизнеса (Business Development Service);
- Поддержка развития общественного движения предпринимателей;
- Формирование системы подготовки и обучения специалистов для малых предприятий.
Комплексная реализация указанных
компонентов позволит в среднесрочной
перспективе сформировать благоприятные
условия для развития сектора
малого бизнеса в Казахстане.
На современном этапе развития
при оказании государственной поддержки
малым предприятиям, прежде всего следует
учитывать их отраслевые особенности.
К их числу относятся длительность производственного
цикла, конструкторско-технологическая
общность выпускаемой продукции и используемого
оборудования, сроки окупаемости капитальных
вложений, доступ к сырью.
Во многих странах определение
критериев малого бизнеса, форм и
методов его государственной
поддержки осуществляется с учетом
отраслевой принадлежности предприятий.
Например: в Японии при отнесении
хозяйствующих субъектов к категории
малых предприятий выделяют отраслевые
особенности и соответственно устанавливают
собственные критерии. Так, для отнесения
предприятия к категории малых
в обрабатывающей промышленности и
в сфере транспорта уставной фонд
компании должен сооставлять не более
100 млн. йен, а численность занятых не более
300 человек, в торговле те же показатели
должны составлять 30 млн йен и 100 человек,
в сфере розничной торговли и оказания
услуг 10 млн. йен и 50 человек соответственно.[23]
Используемые в настоящее время
в Казахстане критерии отнесения
предпринимателей к категории «малых»
не учитывают объективно существующие
отраслевые производственно-технологические
и экономические особенности. В
связи с этим в числе первоочередных
мер в части осуществления
активной целенаправленной отраслевой
поддержки следует разработать
принципиально новые научно обоснованные
критерии для производственных малых
предприятий и предусмотреть
формы их поддержки. В странах, где правовое поле чрезмерно
зарегулировано, развитие малого бизнеса
протекает очень медленно. Основными причинами
этого являются барьеры при организации
и регистрации своего бизнеса, громоздкая
система лицензирования, жесткая система
налогообложения и связанная с ней система
штрафов и административных взысканий,
несовершенство системы регулирования
в сфере владения и управления собственностью
и взаимоотношений между работодателями
и наемными рабочими, а также трудности
доступа к ресурсам и участию в тендерах
на государственные закупки. Соответствующая
роль государства по отношению к развитию
малого бизнеса заключается в поощрении
конкуренции, формировании стратегии,
правового поля и создании инфраструктуры
поддержки малого бизнеса. Особого внимания
требуют такие сферы, как разработка соответствующего
законодательства о налогообложении,
контроль за соблюдением трудового и экологического
законодательств и способствование развитию
современной инфраструктуры. Для Казахстана
может оказаться полезным поэтапный подход
к реформированию системы государственной
поддержки малого бизнеса. Его суть состоит
в постепенном отходе от чрезмерной зарегулированности
деятельности малых предприятий в пользу
формирования бизнес климата, поощряющего
развитие предпринимательства, в первую
очередь за счет упорядочения нормативно-правового
обеспечения и его качественного администрирования
на всех уровнях. Главная проблема,
которую необходимо решить в процессе
совершенствования действующего законодательства,
заключается в строгом соблюдении принципов
непротиворечивости и преемственности
при разработке новых нормативно-правовых
актов, а так же при внесении изменений
и дополнений в действующие. Это подтверждают
и эксперты ОЭСР, которые утверждают, что
для совершенствования государственной
поддержки малого бизнеса необходимо
следовать общему принципу обеспечения
стабильности законов и правил, регламентирующих
деятельность сектора малых и средних
предприятий, а также стремиться к последовательности
и непротиворечивости в деятельности
государственных органов всех уровней,
ответственных за развитие рассматриваемого
сектора экономики.[24] В настоящее время
требуют внесения соответствующих изменений
нормативные и подзаконные акты, регулирующие
различные сферы отношений государственных
органов с предпринимателями, в целях
реализации принципов равноправного сотрудничества
и равенства перед законом за нарушение
действующего законодательства. Наряду
с этим необходимо уделять внимание разработке
процедур и обучению государственных
служащих эффективному администрированию
и применению существующих законов и положений.
При этом предприниматели через свои региональные
и отраслевые объединения должны иметь
возможность принимать участие на всех
стадиях разработки нормативно-правовых
документов, непосредственно влияющих
на развитие малого бизнеса в стране, и
в осуществлении контроля за их исполнением. По
мнению отечественных предпринимателей
и экспертов международных организаций
проводимая налоговая политика не создает
благоприятствующих условий для развития
предприятий малого бизнеса в силу своей
недостаточной гибкости, преимущественно
фискальном характере и отсутствии стимулов
для развития малого бизнеса. По оценкам
предпринимателей на сегодняшний день
в Казахстане суммарные налоговые отчисления
составляют порядка 60-80% от совокупного
годового дохода предприятий в зависимости
от их отраслевой принадлежности. Опираясь
на международный опыт, одним из путей
решения существующих в этой сфере проблем
можно предложить формирование разветвленной
системы льгот по налогообложению доходов
малого бизнеса. Например, в Японии налоговые
льготы предоставляются в качестве стимула
для поддержки конкретных видов производственной
деятельности. Освобождаются от налогообложения
средства, идущие на образование резервных
фондов и взносы ассоциациям, предусматриваются
налоговые скидки на часть стоимости нового
оборудования, применяется ускоренная
амортизация.[24] Для того, чтобы стимулировать
малые предприятия к накоплению собственных
средств, весомая часть их прибыли расценивается
как доходы от управленческой деятельности
и приравнивается к заработной плате.
Смысл подобных "манипуляций" заключается
в том, что налог на заработную плату в
Японии ниже, чем на корпоративную прибыль. Суть
налоговой политики в США заключается
в поэтапном уменьшении предельных ставок
налогов и снижении прогрессивности налогообложения
при достаточно узкой налоговой базе и
широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение
ставки налогов в зависимости от размеров
предприятия является одним из методов
налогообложения малых предприятий. Например,
в США действуют льготные ставки налога
на доходы до 16 тыс. долларов, 15%-ный налог
на первые 50 тыс. долларов и 25%-ный - на следующие
25 тыс. долларов. Сверх этой суммы действует
максимальная ставка – 34%.[25] Также США
предусматривается освобождение от налогов
до 65% затрат малого предприятия на НИОКР.[26] Помимо
приведенных примеров во многих странах
существует практика освобождения от
налогообложения средств, которые
предприятия направляют на техническое
перевооружение, обновление и расширение
действующего производства. Использование
этой практики в Казахстане позволит малым
предприятиям своевременно обновлять
оборудование и используемые технологии,
что положительно скажется на конкурентоспособности
выпускаемой продукции. В целом для поддержки
малого бизнеса в Казахстане возможно
стоит переместить акцент налоговой политики
от фискальной направленности к созданию
системы стимулов для развития предприятий
малого бизнеса. В Казахстане в настоящее
время функционирует ряд международных
и зарубежных организаций, оказывающих
техническую и финансовую поддержку развитию
сектора малого бизнеса в республике.
К ним относятся следующие международные
организации и региональные банки развития:
- Всемирный банк;
- Европейский Банк Реконструкции и Развития;
- Исламский Банк Развития;
- Агентство по международному развитию США;
- Тасис;
- Германское общество по техническому сотрудничеству;
- Программа Развития ООН;
- Фонд Сорос-Казахстан;
- Фонд Евразия.
Помимо перечисленных организаций,
существует целый ряд программ поддержки
малого бизнеса, финансируемых правительствами
зарубежных стран.[27]
Государство |
Общественные объединения
|
Международные организации |
Формирование
благоприятного бизнес климата
|
- Укрепление роли и полномочий государственного органа, ответственного за разработку последовательной политики в сфере развития малого бизнеса и ее скоординированную реализацию на центральном и местном уровнях;
- Разработка и гармонизация соответствующих нормативно-законодательных актов, обеспечение их последовательности и непротиворечивости;
- Осуществление контроля за их исполнением;
- Повышение информированности предпринимателей и других заинтересованных сторон о деятельности государственных органов, регулирующих деятельность малого бизнеса, о вносимых в нормативно-законодательную базу изменениях, предоставляемых государственных услугах и стандартах их предоставления.
|
- Укрепление роли региональных и отраслевых общественных объединений предпринимателей и механизмов их взаимодействия между собой, с государственными органами и международными организациями;
- Скоординированное участие на всех стадиях разработки и принятия законов и подзаконных актов;
- Укрепление взаимодействия с законодательной властью для представления и лоббирования интересов предпринимателей;
- Участие в работе консультативно-совещательного органа при Президенте Республики Казахстан.
|
- Техническая помощь в наращивании потенциала уполномоченного государственного органа для разработки политики развития сектора малого бизнеса, предоставление доступа к передовому опыту и знаниям в этой области;
- Техническая помощь в наращивании потенциала общественных объединений для эффективного представления интересов предпринимателей на всех уровнях, передача знаний и опыта в этой области;
- Координация деятельности международных и зарубежных организаций в рамках стратегии развития малого бизнеса;
- Укрепление взаимодействия с государственными органами и общественными объединениями.
|
Финансово-кредитная
поддержка |
- Создание специализированного финансового института по кредитованию малых предприятий;
- Разработка соответствующих нормативно-законодательных актов;
- Упорядочение и гармонизация нормативно законодательной базы, стимулирующей развитие финансово-кредитных инструментов поддержки малого бизнеса, таких как финансовый лизинг, факторинг, франчайзинг и т.п.;
- Формирование единой базы данных по кредитным историям предпринимателей;
- Совершенствование инструментов бюджетного кредитования и механизмов обеспечения их возвратности;
- Привлечение "дешевых" кредитных ресурсов из внешних источников.
|
- Формирование региональных и отраслевых баз данных о существующих ресурсах и возможностях для получения кредитов малыми предприятиями с обобщением основных требований и критериев оценки потенциальных заемщиков;
- Оказание консультаций предпринимателям по составлению заявок, бизнес планов и прочей необходимой документации для получения кредита;
- Проведение обучающих мероприятий и повышение информированности предпринимателей по управлению кредитными/ привлеченными ресурсами.
|
- Техническая помощь в наращивании экспертного и профессионального потенциала специализированного финансового института, коммерческих банков и небанковских финансовых институтов по кредитованию малых предприятий;
- Предоставление доступа к передовому опыту и знаниям в области финансово-кредитной поддержки малого бизнеса;
- Предоставление консультационных услуг предпринимателям, общественным объединениям, финансовым институтам и государственным органам;
- Содействие в развитии сети специализированных организаций по поддержке предприятий малого бизнеса в процессе получения кредита.
|
Создание инфраструктуры
поддержки СМП, (BDS) |
- Упорядочение и гармонизация нормативно законодательной базы, стимулирующей развитие сектора профессиональных услуг для малого бизнеса;
- Разработка и внедрение механизмов частичного субсидирования затрат предпринимателей на профессиональные услуги по развитию бизнеса;
- Повышение информированности предпринимателей и других заинтересованных сторон о существующих возможностях получения профессиональных услуг/консультаций от государственных органов
|
- Повышение информированности предпринимателей о возможностях, потенциале и преимуществах участия в общественных объединениях предпринимателей;
- Оказание предпринимателям на платной основе профессиональных/ специализированных услуг и консультаций по различным направлениям;
- Предоставление доступа для предпринимателей к информации о спросе и предложении на рынке, конкурентах, поставщиках сырья, возможностях сбыта готовой продукции и участия в тендерах через формирование региональных и отраслевых электронных баз данных;
- Продвижение передовых бизнес – технологий для отечественных предпринимателей
|
- Техническая помощь в наращивании национального экспертного и профессионального потенциала по предоставлению специализированных услуг по развитию бизнеса для предпринимателей;
- Содействие развитию сектора профессиональных услуг для малого бизнеса;
- Предоставление доступа к передовому опыту и знаниям в этой области;
- Координация деятельности международных и зарубежных организаций по вопросам развития сектора профессиональных услуг для малого бизнеса;
|
Заключение
Все предприятия, осуществляющие одну
и туже предпринимательскую деятельность,
находятся в неравных условиях, так как
в процессе они используют ресурсы разного
качества. И при одной и той же цене на
произведенную продукцию, определенную
рыночным отношениями, предприятия имеют
различные финансовые результаты.
Перед предпринимательством в Казахстане
стоит целый ряд проблем: недостаточная
ресурсная база, несовершенство законодательной
базы, отсутствие системы глубокого
анализа деятельности предприятий,
но, зная причины возникновения, все
их можно решить.
Одним из решающих направлений развития
экономики Казахстана является структурная
перестройка, призванная обеспечить, в
частности, развертывание сети малых
предприятий. Роль этого сектора
велика, поскольку он способствует
рыночно ориентированному выпуску
инвестиционных и потребительских
товаров, а в конечном счете обеспечивает
рост ВВП, доходов бюджетов и занятости,
решение других социально - экономических
проблем.
Малый бизнес, продолжая развиваться,
сталкивается с многочисленными
проблемами. Важнейшими задачами при
этом остаются: реформирование налогообложения,
совершенствования правовой базы, улучшение
условий производства и сбыта
продукции, защита субъектов малого
бизнеса от преступных посягательств,
всемирная финансовая поддержка
малых предприятий.
Малым предприятиям трудно пробиться
на рынок, занять там достойное место
и выжить, но их главным преимуществом
является гибкость и мобильность т.
е. умение своевременно и легко адаптироваться
к непредсказуемым рыночным процессам.
В отношении государственных программ
поддержки малого предпринимательства,
являющихся основным инструментом реализации
государственной политики в этой
сфере можно сказать следующее.
Они формируются исходя из принципа
преемственности по отношению к
предыдущим государственным программам
поддержки и развития предпринимательства.
Всего за годы суверенитета Казахстана
принято и реализовывалось 5 государственных
программ - на 1992-1994, 1995-1996, 1999-2000, 2001-2002 и
2004-2006 годы.[28]
В целях реализации Послания Президента
народу Казахстана "Об основных направлениях
внутренней и внешней политики на
2003 год" Правительство Республики
Казахстан Постановлением от 7 августа
2002 года образовало Комиссию при Правительстве
Республики Казахстан по вопросам малого
и среднего бизнеса, а Постановлением Правительства
РК от 19 августа 2002 года N 917 утверждено
Типовое положение об Экспертных советах
по вопросам поддержки и развития малого
и среднего предпринимательства.[29]
Правительство должно продолжить последовательную
работу по стимулированию конкурентоспособности
малого и среднего бизнеса. Надо поддержать
работу микрокредитных организаций, в
том числе за счет средств государства.
Они оказывают поддержку сотням тысяч
наших граждан в создании своего дела.
Надо продумать меры по повышению доступности
микрокредитования и созданию новых рабочих
мест для большего количества казахстанцев.
Развитый предпринимательский
сектор - это основа экономики любой
страны.
В заключении необходимо отметить, что
поддержка сектора малого бизнеса
должна осуществляться комплексно, на
основе общей стратегии и скоординированных
действий центральных и местных
государственных органов, общественных
объединений предпринимателей и
сообщества международных и зарубежных
организаций в Казахстане.
Список литературы
- Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее (http://www.nisse.ru/business/article/article_761.html)
- Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы становления в РК (http://bibliofond.ru/view.aspx?id=47838)
- Становление малого бизнеса в РК и мировая практика (http://turboreferat.ru/finance/stanovlenie-malogo-biznesa-v-respublike/8701-47003-page1.html)
- Понятие малого предпринимательства и субъекты малого предпринимательства (http://www.libsid.ru/spetsialnie-nalogovie-rezhimi/rol-i-znachenie-malogo-predprinimatelstva-v-razvitii-ekonomiki-uproschennaya-sistema-nalogooblozheniya/ponyatie-malogo-predprinimatelstva-i-subekti-malogo-predprinimatelstva)
- Малые предприятия (http://prime-law.ru/articles/small)
- Введение в бизнес (http://www.poluchi5.ru/009497-4.html)
- Типы предприятий http://rudiplom.ru/lectures/ekonomika-organizacii/746.html
- «Small and Medium Enterprise Development»,
Essentials №1, Ноябрь 1999, UNDP, Evaluation office
- Занятость и безработица в современном обществе (http://works.tarefer.ru/74/100082/index.html)
- Абжанова Д.Ш. Современное состояние малого бизнеса в Казахстане //Вестник Казахского аграрного университета им. С. Сейфуллина, 2005 г., с. 215.
- Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства». (http://ru.government.kz/docs/z060000124_20110705.htm)
- Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан, от 8 декабря 2004 года № 358-р «О создании рабочих групп по вопросам развития и поддержки малого предпринимательства».
- Конституция Республики Казахстан. – Алматы: Жетi Жаргы, 1995 г.
- 2. Гражданский Кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 г.
- Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в январе-декабре 2010 года (http://stat.kz/digital/mal_pred/Pages/Archieve_2010_MP.aspx)
- Малый бизнес :зарубежный опыт (http://www.kreditbusiness.ru/foreignbusiness/412-malyjj-biznes-v-kazakhstane.html )
- О кредитовании развития малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств, создания рабочих мест. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 февраля 1998 г. №104. . // Сборник законодательно-правовых актов «Малый и средний бизнес: Законодательство Республики Казахстан. Алматы. 1999.
- “Социально-экономическое развитие Республики Казахстан (краткий статистический справочник)”, Агентство РК по статистике, январь 2004 год
- Численность активно занятых
в малом предпринимательстве "Мониторингмалого бизнеса (Серия 18. Бизнес регистры)", Агентство РК по статистике, январь 2010 год
- Количество действующих СПИ по регионам (http://stat.kz/digital/mal_pred/Pages/default.aspx)
- "Атлас. Развитие села в Казахстане.", ПРООН Казахстан, Алматы, 2003
- «Small and Medium Enterprise Development», ESSENTIALS No. 1, UNDP, Evaluation office, November, 1999
- «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы».А.Д. Иоффе и др., ООО Российская ассоциация развития малого предпринимательства, Москва, 1996
- «Labour Market States, Mobility and entrepreneurship
in transition economy», Working Paper No.66, EBRD, November, 2001
- «Small Business Share of Economic Growth», submitted to U.S. Small Business Administration by Joel Popkin & Company, December, 2001
- «SMEs in focus Main results from the 2002 Observatory
of European SMEs», European Community, 2002
- Дополнительная информация о деятельности международных и зарубежных организаций в Казахстане представлена на веб-сайте Программы Развития ООН в Казахстане (http://www.undp.kz/aid)
- http://www.pavlodar.com/zakon(Государственные программы развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан)
- http://business.zakon.kz/prioritet( Приоритеты и программы поддержки малого бизнеса- Основное положение)