Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:52, курсовая работа
Цель данной работы – комплексное исследование проблем малого бизнеса в Республике Казахстани и на этой основе разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
раскрыть понятие и критерии малого бизнеса;
исследовать состояние малого бизнеса в развивающихся и развитых странах;
рассмотреть современное состояние малого предпринимательства в Казахстане;
изучить проблемы, которые тормозят развитие малого бизнеса в Казахстане;
раскрыть роль государства в развитии предпринимательской деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3
1. Теоретические аспекты развития малого бизнеса
1.1Понятие и критерии малого бизнеса…………………………………..5
1.2 Преимущества и недостатки малого бизнеса ……………………..…9
2. Развитие и становление малого бизнеса в Республике Казахстан
2.1 Законодательные основы развития малого бизнеса в Казахстане ...11
2.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Казахстан……..13
2.3 Перспективы развития и пути совершенствования малого бизнеса в Республике Казахстан……………………………………………....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…27
Список используемой литературы……………………………………………..29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
КАФЕДРА «ЭКОНОМИКИ И ЛОГИСТИКИ»
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
По дисциплине «Экономическая теория»
на тему: «МАЛЫЙ БИЗНЕС: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В РК»
ВЫПОЛНИЛА:
факультет «Экономики, менеджмента и предпринимательства»
Д.э.н., профессор
П Л А Н
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Теоретические аспекты развития малого бизнеса
1.1Понятие
и критерии малого бизнеса……………
1.2 Преимущества и недостатки малого бизнеса ……………………..…9
2. Развитие и становление малого бизнеса в Республике Казахстан
2.1 Законодательные основы развития малого бизнеса в Казахстане ...11
2.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Казахстан……..13
2.3 Перспективы развития и пути совершенствования
малого бизнеса
в Республике Казахстан……………………………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Значение сектора малого бизнеса в различных странах определяется экономической и социальной ролью, которую он играет в общем развитии государства.
Уинстон Черчилль сказал: «...что, несмотря на довольно длительную историю развития предпринимательства в западном обществе, люди по-прежнему так и не могут прийти к единству во взглядах на его социально-экономическую роль. Одни видят в предпринимателях «бешеных волков», которых нужно уничтожать, другие же – «дойных коров», за счет которых должны существовать остальные члены общества. Между тем предприниматель – ни то и ни другое. Он – соль земли, мотор рыночной экономики...»[1]
Малый бизнес стабилизирует ситуацию, создает средний класс. Именно малый бизнес самый надежный источник поступление налогов в бюджет, в среднем он дает до 10-30% от бюджета городов и регионов Казахстана. [2] Государственная поддержка малого предпринимательства имеет приоритетное значение для экономики Казахстана, так как современная конкурентная среда не может поддерживаться без малого бизнеса. Развитие малого бизнеса способствует развитию как экономических, так и социальных задач. Изменения внутренних и внешних условий хозяйственной деятельности, происходящие в мире в последние десятилетия (растущая сложность современного технологического оборудования, необходимость одновременно повышать эффективность, качество работы в сочетании с умением быстро реагировать на запросы рынка, последние достижения в науке и технике, сдвиги в структуре издержек производства, в соотношении факторов конкурентоспособности предприятий) многократно увеличили нагрузку на всю систему управления современным производством. Малый бизнес существует давно. Многие страны развитого капитализма давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для стран, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Когда речь заходит о малом предпринимательстве, малом бизнесе применительно к условиям стран с рыночной экономикой, то, пожалуй, ни у кого не возникает сомнений относительно того, что это такое. Вот одно из определений, данных известным английским исследователем малых форм Дж. Болтоном: «Простой и даже сверх простой ответ на вопрос, почему одни фирмы большие, а другие маленькие содержится в факте существования разномасштабных экономических задач. Это означает важность роли малого бизнеса в выполнении тех функций, которые малые фирмы могут выполнить эффективно, чем более крупные фирмы, т. е. основой их существования является деятельность, которая не может быть эффективной в крупномасштабной организации». И далее поясняет: «Существуют… иные измерения эффективности, чем эффективность производства, основанная на стремлении к минимальным издержкам. Эффективной является не только экономическая система, в которой только товары с самыми низкими издержками производства достигают потребителя, но эффективной является и такая экономическая система, которая достаточно гибка и адекватна, чтобы удовлетворять меняющиеся вкусы потребителей, использовать современные и разрабатывать новые технологии. Малые фирмы исторически играют важную роль в этом».[3]
Существуют много проблем, препятствующих деятельности предпринимателей, одной из них является взаимосвязь субъектов малого бизнеса с органами местного самоуправления. Местные власти не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района, и в то же время увеличивают количество налоговых платежей и их размеры. Указанный фактор подчеркивает актуальность изучения настоящей темы. Цель данной работы – комплексное исследование проблем малого бизнеса в Республике Казахстани и на этой основе разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1.Теоретические аспекты
1.1.Понятие и критерии малого бизнеса
Становление и развитие сектора
малого бизнеса является одним из
приоритетных направлений социально-
Любой крупный
бизнес начинается с малого бизнеса.
Любой малый бизнес начинается с
предпринимателя, который сначала
получает небольшую прибыль или
совсем ее не получает. Именно идеи малогобизнеса
создали гамбургер Мак Доналдс, компьютер,
автомобиль «Форд», и даже электрический
свет. Нереализованные прежде идеи превращались
в нововведения, которые изменили мир
бизнеса. Малый бизнес является основой благополучия
развитых стран.
В Казахстане малый бизнес развивается
постепенно, медленно и непросто, но развивается,
набирает опыт и завоевывает свое место
в структуре экономики и является органической
ее частью. Рост малого бизнеса в условиях
общего спада производства и кризисного
состояния многих крупных предприятий
свидетельствует о большом внутреннем
потенциале малого предпринимательства. Что
же называют малым бизнесом? Однозначного
определения малого бизнеса нет. Обычно
его связывают с объемом деятельности
и численностью работающих на предприятии.
Именно исходя из этих критериев различают
малый, средний и большой бизнес. В разных
странах мира эти критерии различны. Однако
чаше всего используется следующее деление
предприятий:
- крупное – предприятие с численность
работающих более 500 человек;
- среднее–от
100 до 500человек;
- малое – до 100 человек.
Наряду со средней численностью персонала, критериями отнесения предприятий к малым, выступают объём оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного банка общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50.[4] Однако наиболее часто применяются вышеназванные.
Говоря о роли малого бизнеса, следует
подчеркнуть, что малые предприятия
– это не побочная сфера экономики.
Малый бизнес органично включается
в хозяйственную структуру, в
конкурентную среду и в общественное
разделение труда. Причем роль его в
современной динамичной жизни неуклонно
возрастает. Как показывает опыт развитых
стран, если в прошлом малые предприятия
создавались, как результат стремления
многих открыть собственное дело,
то в настоящее время создание
малых предприятий нередко
- созданию
рабочих мест;
- внедрению новых товаров и услуг;
- удовлетворению нужд крупных предприятий;
- обеспечению специализированными товарами
и услугами.
Создание новых рабочих мест - это важнейший фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе. Так, более 7 млн. малых фирм США обеспечивают работой более 100 млн человек.[5] Другая важнейшая сторона деятельности малых предприятий – это внедрение новых товаров и услуг. Достижения малого бизнеса в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого другого. В США, например, малый бизнес производит более 60 % всех услуг, половину всей продукции и почти половину всех идей и нововведений.[6]
Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением. В частности, большие возможности для реализации продукции крупных предприятий через сеть мелких фирм имеет франшиза. Франшиза, или лицензия, дает возможность использовать торговую марку крупной компании и продавать ее товары или услуги в определенном регионе. Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и т.п. создаются малые предприятия.
Таким образом, малый бизнес обеспечивает
необходимую мобильность в
В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».[7]
В большинстве определений
К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу.
Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.
Социальная значимость малого бизнеса имеет и иные различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.
Малый бизнес – дело трудное и сопряженное с многочисленными рисками и опасностями. “Плюсы” и “минусы” этой формы экономической деятельности можно проиллюстрировать с помощью СВОТ-анализа (SWOT).
Таблица 1 – SWOT анализ
Сильные стороны МБ |
Слабые стороны МБ |
Возможности МБ |
Угрозы существованию МБ |
Небольшой стартовый капитал |
Ограниченный (локально) рынок |
Освоение новых видов |
Короткий жизненный цикл |
Легкость проникновения на рынок |
Ограниченные ресурсы для |
Ускоренное освоение инвестиций, высокая оборачиваемость капитала и инновационная деятельность |
Административные барьеры / Чрезмерное регулирование со стороны государства |
Быстрое реагирование на изменения конъюнктуры рынка |
Уязвимость к различного рода экономическим кризисам и зависимость от платежеспособного спроса |
Развитие через кооперацию с крупными предприятиями |
Высокая конкуренция |
Способность быстрой переориентации деятельности |
Отсутствие мощного лобби |
Рост до уровня “большого” бизнеса |
Уязвимость к попыткам силового давления “сильных мира сего” |
Общеизвестно, что сектор малого бизнеса является одним из ключевых элементов рыночной экономики с присущими ему закономерностями развития. Его роль определяется тремя основополагающими функциями:
Экономическая функция сектора малого бизнеса заключается в его вкладе в производство ВВП, влиянии на структуру экономики и создание конкурентной среды. Также малый бизнес способствует укреплению экономической независимости населения и, как следствие, росту платежеспособного спроса.
В силу своей специфики и возможностей
малые предприятия
Социальная функция малого бизнеса заключается в смягчении последствий структурной трансформации экономики и перехода к рыночным отношениям, решении проблем занятости населения, вовлечении в экономическую деятельность наименее социально защищенных слоев населения.
В области решения проблемы безработицы сектор малых предприятий в целом способен предоставить значительное количество рабочих мест при относительно невысоких капитальных затратах. Как основной создатель рабочих мест, даже в периоды спадов, малый бизнес помогает сохранить или повысить источники доходов, способствует их более равномерному распределению, внося таким образом вклад в обеспечение социальной стабильности.
Одной из важных социальных функций, которую выполняет малый бизнес в обществе, является изменение сознания населения. В рыночной экономике малый бизнес является не только источником средств к существованию, но также способом раскрытия потенциала личности. Особенно это актуально для пост-социалистических стран, где проведение структурных изменений, связанных с рыночными преобразованиями экономики, привело к тому, что значительное количество людей вынуждено было обратиться к малому предпринимательству, как способу обеспечения самозанятости.
По данным Программы развития ООН, количество малых и средних предприятий достигает свыше 95% от общего количества всех предприятий. В мировой экономике на долю малых предприятий приходится свыше 60% занятых, а их доля в ВВП достигает 50%.[8]
Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в рк