Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в рк

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – комплексное исследование проблем малого бизнеса в Республике Казахстани и на этой основе разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
раскрыть понятие и критерии малого бизнеса;
исследовать состояние малого бизнеса в развивающихся и развитых странах;
рассмотреть современное состояние малого предпринимательства в Казахстане;
изучить проблемы, которые тормозят развитие малого бизнеса в Казахстане;
раскрыть роль государства в развитии предпринимательской деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3
1. Теоретические аспекты развития малого бизнеса
1.1Понятие и критерии малого бизнеса…………………………………..5
1.2 Преимущества и недостатки малого бизнеса ……………………..…9
2. Развитие и становление малого бизнеса в Республике Казахстан
2.1 Законодательные основы развития малого бизнеса в Казахстане ...11
2.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Казахстан……..13
2.3 Перспективы развития и пути совершенствования малого бизнеса в Республике Казахстан……………………………………………....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…27
Список используемой литературы……………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 120.43 Кб (Скачать)

                   МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА

 

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКИ И ЛОГИСТИКИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К У Р С О В А Я    Р А Б О Т А

 

По дисциплине «Экономическая теория»

 

на  тему:  «МАЛЫЙ БИЗНЕС: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В РК»

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:

Студентка 1 курса дневного отделения

                         факультет «Экономики, менеджмента и предпринимательства»

 специальность  «Маркетинг»

ПРОВЕРИЛА:

Д.э.н., профессор

 

 

 

АЛМАТЫ 2011

 

 

 

П Л А Н

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3

1. Теоретические  аспекты развития малого бизнеса

1.1Понятие  и критерии малого бизнеса…………………………………..5

1.2 Преимущества и недостатки малого бизнеса ……………………..…9

2. Развитие  и становление малого бизнеса  в Республике Казахстан 

2.1 Законодательные основы развития малого бизнеса в Казахстане ...11

2.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Казахстан……..13

2.3 Перспективы развития и пути совершенствования малого бизнеса         в Республике Казахстан……………………………………………....20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…27

Список  используемой литературы……………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Значение  сектора малого бизнеса в различных  странах определяется экономической  и социальной ролью, которую он играет в общем развитии государства.

Уинстон Черчилль сказал: «...что, несмотря на довольно длительную историю развития предпринимательства  в западном обществе, люди по-прежнему так и не могут прийти к единству во взглядах на его социально-экономическую  роль. Одни видят в предпринимателях «бешеных волков», которых нужно  уничтожать, другие же – «дойных  коров», за счет которых должны существовать остальные члены общества. Между  тем предприниматель – ни то и  ни другое. Он – соль земли, мотор  рыночной экономики...»[1]

Малый бизнес стабилизирует ситуацию, создает  средний класс. Именно малый бизнес самый надежный источник поступление  налогов в бюджет, в среднем  он дает до 10-30% от бюджета  городов и регионов Казахстана. [2] Государственная поддержка малого предпринимательства  имеет приоритетное значение для экономики Казахстана, так как современная конкурентная среда не может поддерживаться без малого бизнеса. Развитие малого бизнеса способствует развитию как экономических, так и социальных задач. Изменения внутренних и внешних условий хозяйственной деятельности, происходящие в мире в последние десятилетия (растущая сложность современного технологического оборудования, необходимость одновременно повышать эффективность,  качество работы в сочетании с умением быстро реагировать на запросы рынка,  последние достижения в науке и технике, сдвиги в структуре издержек производства,  в соотношении факторов конкурентоспособности предприятий) многократно увеличили нагрузку на всю систему управления современным производством. Малый бизнес существует давно. Многие страны развитого капитализма давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для стран, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Когда речь заходит о малом предпринимательстве, малом бизнесе применительно к условиям стран с рыночной экономикой, то, пожалуй, ни у кого не возникает сомнений относительно того, что это такое. Вот одно из определений, данных известным английским исследователем малых форм Дж. Болтоном: «Простой и даже сверх простой ответ на вопрос, почему одни фирмы большие, а другие маленькие содержится в факте существования разномасштабных экономических задач. Это означает важность роли малого бизнеса в выполнении тех функций, которые малые фирмы могут выполнить эффективно, чем более крупные фирмы, т. е. основой их существования является деятельность, которая не может быть эффективной в крупномасштабной организации». И далее поясняет: «Существуют… иные измерения эффективности, чем эффективность производства, основанная на стремлении к минимальным издержкам. Эффективной является не только экономическая система, в которой только товары с самыми низкими издержками производства достигают потребителя, но эффективной является и такая экономическая система, которая достаточно гибка и адекватна, чтобы удовлетворять меняющиеся вкусы потребителей, использовать современные и разрабатывать новые технологии. Малые фирмы исторически играют важную роль в этом».[3]

Существуют  много проблем, препятствующих деятельности предпринимателей, одной из них является взаимосвязь субъектов малого бизнеса с органами местного самоуправления. Местные власти не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района, и в то же время увеличивают количество налоговых платежей и их размеры. Указанный фактор подчеркивает актуальность изучения настоящей темы.    Цель данной работы – комплексное исследование проблем малого бизнеса в Республике Казахстани и на этой основе разработка рекомендаций по его совершенствованию.

Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • раскрыть понятие и критерии малого бизнеса;
  • исследовать состояние малого бизнеса в развивающихся и развитых странах;
  • рассмотреть современное состояние малого предпринимательства в Казахстане;
  • изучить проблемы, которые тормозят развитие малого бизнеса в Казахстане;
  • раскрыть роль государства в развитии предпринимательской деятельности.

 

 

1.Теоретические аспекты развития  малого бизнеса

1.1.Понятие и критерии малого  бизнеса

 

Становление и развитие сектора  малого бизнеса является одним из приоритетных направлений социально-экономической  политики любого государства. Статистические данные по структуре ВВП зарубежных стран говорят о том, что в  рыночной экономике малый бизнес представляет собой ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Помимо этого, малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает экономике необходимую  гибкость.

Любой крупный  бизнес начинается с малого бизнеса. Любой малый бизнес начинается с  предпринимателя, который сначала  получает небольшую прибыль или  совсем ее не получает. Именно идеи малогобизнеса создали гамбургер Мак Доналдс, компьютер, автомобиль «Форд», и даже электрический свет. Нереализованные прежде идеи превращались в нововведения, которые изменили мир бизнеса.      Малый бизнес является основой благополучия развитых стран. 
В Казахстане малый бизнес развивается постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является органической ее частью.        Рост малого бизнеса в условиях общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства.    Что же называют малым бизнесом? Однозначного определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно исходя из этих критериев различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах мира эти критерии различны. Однако чаше всего используется следующее деление предприятий: 
 - крупное – предприятие с численность работающих более 500 человек;

- среднее–от 100 до 500человек; 
 - малое – до 100 человек.

Наряду со средней численностью персонала, критериями отнесения предприятий  к малым, выступают объём оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного банка общее число  показателей, по которым предприятия  признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50.[4] Однако наиболее часто применяются вышеназванные.

Говоря о роли малого бизнеса, следует  подчеркнуть, что малые предприятия  – это не побочная сфера экономики. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в  конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в  современной динамичной жизни неуклонно  возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия  создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние – поставщиками для больших.  Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:

- созданию  рабочих мест; 
- внедрению новых товаров и услуг; 
- удовлетворению нужд крупных предприятий; 
- обеспечению специализированными товарами и услугами.

Создание  новых рабочих мест - это важнейший  фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе. Так, более 7 млн. малых фирм США обеспечивают работой более 100 млн человек.[5]           Другая  важнейшая сторона деятельности малых предприятий – это внедрение новых товаров и услуг.         Достижения малого бизнеса в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого другого. В США, например, малый бизнес производит более 60 % всех услуг, половину всей продукции и почти половину всех идей и нововведений.[6]      

Помимо  того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие  места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением. В частности, большие возможности для реализации продукции крупных предприятий через сеть мелких фирм имеет франшиза.    Франшиза, или лицензия, дает возможность использовать торговую марку крупной компании и продавать ее товары или услуги в определенном регионе.            Наконец, многие малые фирмы возникают  и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта  старинных часов, антикварных изделий и т.п. создаются малые предприятия.

Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая  эффективность.

В одном из современных экономических  словарей сущность малого предприятия  трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие  любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».[7]

В большинстве определений подчеркивается, что бизнес — деятельность частных  лиц и организаций, т.е. бизнес основан  на частной, негосударственной форме  собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

К малому предприятию относится  коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу.

Экономика любого государства не может  нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.

Социальная значимость малого бизнеса  имеет и иные различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды. 

Малый бизнес – дело трудное и  сопряженное с многочисленными  рисками и опасностями. “Плюсы”  и “минусы” этой формы экономической  деятельности можно проиллюстрировать с помощью СВОТ-анализа (SWOT).

 

Таблица 1 – SWOT анализ

 

 

Сильные стороны  МБ

 

Слабые стороны  МБ

 

Возможности МБ

Угрозы существованию МБ

Небольшой стартовый капитал

Ограниченный (локально) рынок

Освоение новых видов продукции 

Короткий жизненный цикл

Легкость проникновения на рынок

Ограниченные ресурсы для развития производства и привлечения специалистов

Ускоренное освоение инвестиций, высокая  оборачиваемость капитала и инновационная  деятельность

Административные барьеры / Чрезмерное регулирование со стороны государства

Быстрое реагирование на изменения конъюнктуры  рынка

Уязвимость к различного рода экономическим кризисам и зависимость от платежеспособного спроса

Развитие через кооперацию с крупными предприятиями

Высокая конкуренция

Способность быстрой переориентации деятельности 

Отсутствие мощного  лобби 

Рост до уровня “большого” бизнеса

Уязвимость к попыткам силового давления “сильных

мира сего”


 

Общеизвестно, что сектор малого бизнеса  является одним из ключевых  элементов  рыночной экономики с присущими  ему закономерностями развития. Его  роль определяется тремя основополагающими  функциями:

  • экономической;
  • социальной;
  • политической.

 

Экономическая функция сектора малого бизнеса заключается в его вкладе в производство ВВП, влиянии на структуру экономики и создание конкурентной среды. Также малый бизнес способствует укреплению экономической независимости населения и, как следствие, росту платежеспособного спроса.  

В силу своей специфики и возможностей малые предприятия ориентируются  преимущественно на локальные узкоспециализированные сегменты рынка товаров и услуг. Они занимают специфичные рыночные ниши, производя товары, которые  из-за высоких накладных (indirect costs) расходов или быстро изменяющихся потребительских предпочтений могут быть экономически невыгодными для производства на крупных и средних предприятиях. Мобилизуя местные финансовые, трудовые и прочие ресурсы, малые предприятия через развитие производства и внутри- и межрегиональной торговли способствуют оживлению локальной экономики.

Социальная функция малого бизнеса заключается в смягчении последствий структурной трансформации экономики и перехода к рыночным отношениям, решении проблем занятости населения, вовлечении в экономическую деятельность наименее социально защищенных слоев населения.

В области решения проблемы безработицы  сектор малых предприятий в целом  способен предоставить значительное количество рабочих мест при относительно невысоких  капитальных затратах. Как основной создатель рабочих мест, даже в  периоды спадов, малый бизнес помогает сохранить или повысить источники  доходов, способствует их более равномерному распределению, внося таким образом вклад в обеспечение социальной стабильности.

Одной из важных социальных функций, которую выполняет малый бизнес в обществе, является изменение сознания населения. В рыночной экономике малый бизнес является не только источником средств к существованию, но также способом раскрытия потенциала личности. Особенно это актуально для пост-социалистических стран, где проведение структурных изменений, связанных с рыночными преобразованиями экономики, привело к тому, что значительное количество людей вынуждено было обратиться к малому предпринимательству, как способу обеспечения самозанятости.

По данным Программы развития ООН, количество малых и средних предприятий  достигает свыше 95% от общего количества всех предприятий. В мировой экономике  на долю малых предприятий приходится свыше 60% занятых, а их доля в ВВП  достигает 50%.[8]

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в рк