Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:52, курсовая работа
Цель данной работы – комплексное исследование проблем малого бизнеса в Республике Казахстани и на этой основе разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
раскрыть понятие и критерии малого бизнеса;
исследовать состояние малого бизнеса в развивающихся и развитых странах;
рассмотреть современное состояние малого предпринимательства в Казахстане;
изучить проблемы, которые тормозят развитие малого бизнеса в Казахстане;
раскрыть роль государства в развитии предпринимательской деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3
1. Теоретические аспекты развития малого бизнеса
1.1Понятие и критерии малого бизнеса…………………………………..5
1.2 Преимущества и недостатки малого бизнеса ……………………..…9
2. Развитие и становление малого бизнеса в Республике Казахстан
2.1 Законодательные основы развития малого бизнеса в Казахстане ...11
2.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Казахстан……..13
2.3 Перспективы развития и пути совершенствования малого бизнеса в Республике Казахстан……………………………………………....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…27
Список используемой литературы……………………………………………..29
Как показывает опыт стран с развитой
рыночной экономикой, а также некоторых
восточноевропейских стран с
переходной экономикой, развитие малого
предпринимательства
Однако, как показывают результаты
выше проведенного анализа,
Таблица 3 -Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП |
|||||
Год |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Доля МСП в ВВП, % |
40,5 |
35,8 |
34,6 |
31,2 |
31,7 |
В Казахстане зарегистрировано около 2000000 частных предпринимателей, но их суммарный вклад в ВВП страны крайне мал.[16] Большая часть малых предприятий в Казахстане ориентировано на предоставление услуг населению и лишь небольшая часть - на производство товаров или сельхозпродукции. Основной проблемой малого бизнеса в Казахстане являются высокие налоги, которые практически сводят к нулю доходы частных предпринимателей
В экономике Казахстана также наблюдается
интересная тенденция: чем выше уровень
развития крупных предприятий, большинство
из которых принадлежит
Основными причинами медленных
темпов развития малого бизнеса в
Казахстане специалисты считают
несовершенство законодательства страны,
в котором, например, нет понятия
имущества для использования
в предпринимательской
Правительство Казахстана предпринимает
ряд мер для поддержания малого
бизнеса. Несколько лет назад
была значительно упрощена процедура
регистрации частных
Фонд содействия малому бизнесу
в Казахстане ориентирован преимущественно
на оказания консультационной поддержки,
финансовая помощь фонда направлена
в большей степени
Правительство пыталось лоббировать интересы частных предпринимателей, обязав западные компании, работающие в Казахстане, приобретать часть товаров и услуг у определенных фирм, что вызвало недовольство крупных западных корпораций. Представители малого бизнеса в Казахстане чаще всего сетуют на коррупцию, обилие административных препятствий и высокие налоги, которые мешают развитию частного предпринимательства.
Казахстанский бизнес - это тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Периодом зарождения в стране цивилизованного бизнеса можно смело назвать 1997 год, когда был принят Указ Президента страны от 07.07.1997 г. № 3589 «О приоритетных и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан» [17]. С тех пор приоритетное развитие его является неотъемлемой частью государственной политики и с ним же связано большинство кардинальных изменений в обществе.
Проведение реформ в Казахстане
в значительной мере осложняется
отсутствием эффективных
Малый бизнес, как таковой, существовал в Казахстане задолго до появления частной собственности. Первые массовые, легальные виды его проявления приходятся на конец 80-х годов, когда появились кооперативы и молодежные центры. Но малое предпринимательство существовало значительно раньше, хотя его не принято было так называть. Самые распространенные примеры его проявления - это вещевые и колхозные рынки, а также частный извоз. Определенная категория людей на торговых операциях обеспечивала свой доход, причем для многих эти заработки были основными. Все вышеперечисленные виды бизнеса не имели никакого официального прикрытия. В уголовном кодексе, наряду со статьями, карающими за совершение краж и убийств, были статьи, карающие за занятие предпринимательской деятельностью. Но не взирая на все существовавшие запреты, спрос в условиях тотального дефицита давал мощную подпитку к процветанию различных форм предпринимательской деятельности, в том числе и подпольного бизнеса. В то время у бизнеса было два способа самосохранения. Один из них – покровительство влиятельных людей. Второй способ - это взятки. Естественно, что находиться постоянно под прессом закона было малоприятно, поэтому деловые люди искали различные способы хотя бы какой-то легализации. И в то время существовали прообразы рыночных структур, которые не были государственными и занимались бизнесом. Это, например, потребительская кооперация, которая имела своих пайщиков и сеть заготовительных контор и кооперативных магазинов. Это были артели по добыче золота и других драгоценных металлов, которые имели относительную свободу для предпринимательства. Свои предприятия имели различные общества инвалидов, например глухих и слепых. К малому бизнесу тех времен можно также отнести и студенческие строительные отряды. Начиная с начала 90-х годов, момента приобретения Казахстаном суверенитета, государство достаточно часто меняло правила игры, предоставляя налоговые льготы каждый раз разным категориям предпринимателей. В результате происходили постоянные массовые "перетоки" из одной формы малого предпринимательства в другую. Кооперативы перерегистрировались в товарищества с ограниченной ответственностью, а затем в индивидуальные частные предприятия, которые вновь, в связи с изменившейся нормативной базой и налоговыми льготами, становились частными предпринимателями и обществами с ограниченной ответственностью. К сожалению, следует констатировать, что и более чем через десять лет реформ нельзя говорить о достаточно стабильной нормативно-правовой и организационной основе функционирования малого предпринимательства. На конец 2003 г. по данным государственной статистики, в республике насчитывалось 522 тысячи зарегистрированных субъектов малого предпринимательства, на которых было занято около 1,25 млн. человек, что составляет порядка 18% от экономически активного населения. Доля малого предпринимательства в объеме ВВП в 2003 г. составила в общей сложности 20%.[18] Отраслевая структура малого бизнеса характеризуется преобладанием сферы торговли и услуг, в то время как промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь в большинстве случаев являются уделом крупного бизнеса. Доля субъектов малого предпринимательства в общем объеме производства продукции (работ, услуг) по отдельным отраслям экономики приведена на Диаграмме 1.
Диаграмма 1- Численность активно занятых в малом предпринимательстве[19]
Сравнительно небольшая доля СМП в сфере услуг объясняется тем, что она включает в себя коммунальные услуги, которые как правило, предоставляются крупными предприятиями. В тоже время доля малых предприятий в сфере оказания услуг населению (рестораны, стоматологические клиники, прачечные, парикмахерские и пр.) значительно выше и достигает 70 – 80%.
Отраслевая
структура непосредственно
Диаграмма 2-Отраслевая структура малого бизнеса
В региональном разрезе малый бизнес преимущественно сконцентрирован в г. Алматы, Астана, Южно-Казахстанской, Алматинской и Восточно-Казахстанской областях. (Диаграмма 3)[20]
Диаграмма 3-Количество действующих СПИ по регионам
Наиболее очевидной причиной подобного
соотношения (т.е. практически повсеместного
преобладания индивидуального
Однако, в городе Алматы наблюдается противоположная картина. Здесь функционирует наибольшее количество предприятий малого бизнеса, зарегистрированных в форме юридических лиц (30% от всех действующих предприятий малого бизнеса).[21] Возможно, объяснение этому следует искать в постепенно формирующейся культуре потребления в мегаполисе, когда более высокий уровень достатка и существующая конкуренция между производителями позволяет потребителю выбирать товары и услуги, ориентируясь в первую очередь на качество, а не на низкую стоимость. Как правило, продукция предприятий – юридических лиц подлежит стандартизации, сертификации и подвергается как более тщательному внешнему контролю со стороны государства, так и внутрифирменному контролю, что гарантирует более высокое качество. В других областях, опираясь на данные статистики по среднедушевому доходу[21], можно предположить, что потребитель вынужден отдавать предпочтение более доступной по цене продукции, производимой индивидуальными предпринимателями.
Помимо этого преобладание в
других регионах предприятий малого
бизнеса, зарегистрированных в форме
индивидуальных предпринимателей, можно
объяснить сложившейся
В настоящее время ситуации в секторе малого бизнеса в Казахстане трудно дать однозначную оценку. В определенной степени, скромный по сравнению со странами Центральной Европы вклад малых предприятий в создание рабочих мест и производство добавленной стоимости в Казахстане объясняется сложившейся отраслевой структурой производства, которая в свою очередь определяется наличием природных ресурсов, технологий и масштабами производства. При этом, небольшой вклад малых предприятий в производство добавленной стоимости может также свидетельствовать об отсутствии роста в секторе малого бизнеса.
Сейчас происходит снижение темпов роста малого бизнеса. В первую очередь это может быть связано с постепенным насыщением отечественного потребительского рынка товаров и услуг и заполнением имеющихся рыночных ниш, что ведет к ужесточению условий доступа на рынок для начинающих предпринимателей. Еще одним объяснением может служить рост ряда малых компаний до категории средних (например "Арома", "ФудМастер", "Раимбек", "Алькор" и др.), при этом их доминирующее положение на рынке не позволяет развиваться в данном рыночном сегменте другим компаниям. Вероятно сложившейся ситуации также способствовало восстановление ряда крупных предприятий в отраслях автомобилестроения, машиностроения, приборостроения, легкой промышленности и строительства, которые оттянули на себя определенную часть рабочей силы, которая могла бы быть занята в малом бизнесе.
2.3Перспективы развития
и пути совершенствования
Новым импульсом к развитию малого
бизнеса может стать
Основная роль государства в
области развития малого бизнеса
заключается в создании стабильной
и достаточной бизнес среды, через
формирование соответствующей нормативно-
Проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса в Казахстане, отличаются своей комплексностью и не могут быть решены в короткие сроки. Современное состояние развития сектора малого бизнеса диктует необходимость пересмотра стратегии его государственной поддержки. Новая стратегия должна строиться с учетом отраслевых и региональных особенностей развития малого бизнеса.
Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в рк