Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в рк

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – комплексное исследование проблем малого бизнеса в Республике Казахстани и на этой основе разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
раскрыть понятие и критерии малого бизнеса;
исследовать состояние малого бизнеса в развивающихся и развитых странах;
рассмотреть современное состояние малого предпринимательства в Казахстане;
изучить проблемы, которые тормозят развитие малого бизнеса в Казахстане;
раскрыть роль государства в развитии предпринимательской деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3
1. Теоретические аспекты развития малого бизнеса
1.1Понятие и критерии малого бизнеса…………………………………..5
1.2 Преимущества и недостатки малого бизнеса ……………………..…9
2. Развитие и становление малого бизнеса в Республике Казахстан
2.1 Законодательные основы развития малого бизнеса в Казахстане ...11
2.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Казахстан……..13
2.3 Перспективы развития и пути совершенствования малого бизнеса в Республике Казахстан……………………………………………....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…27
Список используемой литературы……………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 120.43 Кб (Скачать)

Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, а также некоторых  восточноевропейских стран с  переходной экономикой, развитие малого предпринимательства способствует решению ряда важных для поступательного  социально-экономического развития страны задач, таких, как демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды; насыщение рынка товарами и услугами; занятость и самозанятость; экономический рост и увеличение налоговых поступлений (при стабильной налоговой системе); формирование среднего класса; укрепление деловой этики, в том числе и налоговой дисциплины. Именно такие конечные цели изначально ставились при выработке государственного подхода в отношении поддержки развития малого бизнеса в Казахстане. 

 Однако, как показывают результаты  выше проведенного анализа, сегодня  малый бизнес обрел именно  те размеры, которые ему позволяет  достичь современная структура экономики и иные сложившиеся по итогам реформ экономические реальности, а его подъем на уровень выше этой «планки» может быть достигнут в дальнейшем только посредством кардинальных социально-экономических изменений и сменой самой парадигмы развития страны. В связи с этим с большой долей уверенности можно утверждать, что заметный рост показателей малого бизнеса, достигнув определенных значений, замедлится, если не будут сняты ограничители его развития. Поэтому задача развития данного сектора по-прежнему должна оставаться одним из приоритетов экономической политики государства и ее решение невозможно в разрыве от других направлений реформирования экономики и без координации усилий республиканских, региональных и местных властей.      Государственная поддержка малого предпринимательства в Казахстане основывается на республиканском законодательстве. Регионам же предоставляются небольшие возможности в рамках своей компетенции конкретизировать общие установки, адаптировать их к региональным условиям функционирования малого предпринимательства. В настоящее время регионы вправе разрабатывать и принимать региональные программы развития малого бизнеса, создавать специальные фонды для его поддержки, определять и изыскивать для них дополнительные источники финансирования. Региональные власти могут так же привлекать МП к участию в региональных госзаказах. Однако, указанных полномочий недостаточно, поэтому в дальнейшем региональным и местным властям должна быть предоставлена большая свобода для регулирования всех сторон деятельности МП. Так, необходимо разрешить регионам в дополнение к приоритетам, установленным на республиканском уровне, определять собственные отраслевые приоритеты в развитии малого предпринимательства. Особенно важно передать в руки регионов один из важнейших инструментов стимулирования предпринимательства в малом секторе - регулирование ставок некоторых налогов.

 

Таблица 3 -Доля малого и среднего предпринимательства  в ВВП

 
           

Год

2005

2006

2007

2008

2009

Доля  МСП в ВВП, %

40,5

35,8

34,6

31,2

31,7


 

В Казахстане зарегистрировано около 2000000 частных предпринимателей, но их суммарный вклад в ВВП страны крайне мал.[16] Большая часть малых предприятий в Казахстане ориентировано на предоставление услуг населению и лишь небольшая часть  - на производство товаров или сельхозпродукции. Основной проблемой малого бизнеса в Казахстане являются высокие налоги, которые практически сводят к нулю доходы частных предпринимателей

В экономике Казахстана также наблюдается  интересная тенденция: чем выше уровень  развития крупных предприятий, большинство  из которых принадлежит государству, тем ниже уровень активности частный  предпринимателей.   

Основными причинами медленных  темпов развития малого бизнеса в  Казахстане специалисты считают  несовершенство законодательства страны, в котором, например, нет понятия  имущества для использования  в предпринимательской деятельности. Другими факторами, "тормозящими" малый бизнес в Казахстане, являются проблемы сбыта и нехватка финансовых ресурсов. Даже в столице республики  получение кредита для малого предпринимательства является очень большой проблемой.   

Правительство Казахстана предпринимает  ряд мер для поддержания малого бизнеса.  Несколько лет назад  была значительно упрощена процедура  регистрации частных предпринимателей, создан фонд содействия малому бизнесу, но, к сожалению, данных мер явно недостаточно.  

Фонд содействия малому бизнесу  в Казахстане ориентирован преимущественно  на оказания консультационной поддержки, финансовая помощь фонда направлена в большей степени производственным малым предприятиям.  В Казахстане создается тендерная система  размещения госзаказов, но, к сожалению, частному предпринимателю слишком  сложно выиграть подобный конкурс, да и количество конкурсов очень  мало. 

  Правительство пыталось лоббировать интересы частных предпринимателей, обязав западные компании, работающие в Казахстане, приобретать часть товаров  и услуг у определенных фирм, что вызвало недовольство крупных западных корпораций.      Представители малого бизнеса в Казахстане чаще всего сетуют на коррупцию, обилие административных препятствий и высокие налоги, которые мешают развитию частного предпринимательства.

Казахстанский бизнес - это тот  сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Периодом зарождения в стране цивилизованного бизнеса можно смело назвать 1997 год, когда был принят Указ Президента страны от 07.07.1997 г. № 3589 «О приоритетных и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан» [17]. С тех пор приоритетное развитие его является неотъемлемой частью государственной политики и с ним же связано большинство кардинальных изменений в обществе.

Проведение реформ в Казахстане в значительной мере осложняется  отсутствием эффективных программ в области развития мелкого предпринимательства. В этой связи, как нам представляется, было бы полезно критически осмыслить  опыт зарубежных стран, где существуют различные формы собственности  и государство уделяет серьезное  внимание малому бизнесу.

Малый бизнес, как таковой, существовал  в Казахстане задолго до появления  частной собственности. Первые массовые, легальные виды его проявления приходятся на конец 80-х годов, когда появились кооперативы и молодежные центры. Но малое предпринимательство существовало значительно раньше, хотя его не принято было так называть. Самые распространенные примеры его проявления - это вещевые и колхозные рынки, а также частный извоз. Определенная категория людей на торговых операциях обеспечивала свой доход, причем для многих эти заработки были основными. Все вышеперечисленные виды бизнеса не имели никакого официального прикрытия. В уголовном кодексе, наряду со статьями, карающими за совершение краж и убийств, были статьи, карающие за занятие предпринимательской деятельностью.       Но не взирая на все существовавшие запреты, спрос в условиях тотального дефицита давал мощную подпитку к процветанию различных форм предпринимательской деятельности, в том числе и подпольного бизнеса. В то время у бизнеса было два способа самосохранения. Один из них – покровительство влиятельных людей. Второй способ - это взятки.  Естественно, что находиться постоянно под прессом закона было малоприятно, поэтому деловые люди искали различные способы хотя бы какой-то легализации.          И в то время существовали прообразы рыночных структур, которые не были государственными и занимались бизнесом. Это, например, потребительская кооперация, которая имела своих пайщиков и сеть заготовительных контор и кооперативных магазинов. Это были артели по добыче золота и других драгоценных металлов, которые имели относительную свободу для предпринимательства. Свои предприятия имели различные общества инвалидов, например глухих и слепых. К малому бизнесу тех времен можно также отнести и студенческие строительные отряды.            Начиная с начала 90-х годов, момента приобретения Казахстаном суверенитета, государство достаточно часто меняло правила игры, предоставляя налоговые льготы каждый раз разным категориям предпринимателей. В результате происходили постоянные массовые "перетоки" из одной формы малого предпринимательства в другую. Кооперативы перерегистрировались в товарищества с ограниченной ответственностью, а затем в индивидуальные частные предприятия, которые вновь, в связи с изменившейся нормативной базой и налоговыми льготами, становились частными предпринимателями и обществами с ограниченной ответственностью.            К сожалению, следует констатировать, что и более чем через десять лет реформ нельзя говорить о достаточно стабильной нормативно-правовой и организационной основе функционирования малого предпринимательства.  На конец 2003 г. по данным государственной статистики, в республике насчитывалось 522 тысячи зарегистрированных субъектов малого предпринимательства, на которых было занято около 1,25 млн. человек, что составляет порядка 18% от экономически активного населения. Доля малого предпринимательства в объеме ВВП в 2003 г. составила в общей сложности 20%.[18]            Отраслевая структура малого бизнеса характеризуется преобладанием сферы торговли и услуг, в то время как промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь в большинстве случаев являются уделом крупного бизнеса.            Доля субъектов малого предпринимательства в общем объеме производства продукции (работ, услуг) по отдельным отраслям экономики приведена на Диаграмме 1.

Диаграмма 1- Численность активно занятых в малом предпринимательстве[19]

 

Сравнительно  небольшая доля СМП в сфере  услуг объясняется тем, что она  включает в себя коммунальные услуги, которые как правило, предоставляются крупными предприятиями. В тоже время доля малых предприятий в сфере оказания услуг населению (рестораны, стоматологические клиники, прачечные, парикмахерские и пр.) значительно выше и достигает 70 – 80%.

Отраслевая  структура непосредственно внутри сектора малого бизнеса представлена на Диаграмме 2.[19]

 

Диаграмма 2-Отраслевая структура малого бизнеса

 

 

 

В региональном разрезе малый бизнес преимущественно  сконцентрирован в г. Алматы, Астана, Южно-Казахстанской, Алматинской и Восточно-Казахстанской областях. (Диаграмма 3)[20]

 

Диаграмма 3-Количество действующих СПИ по регионам

 

 

Наиболее очевидной причиной подобного  соотношения (т.е. практически повсеместного  преобладания индивидуального предпринимательства, включая крестьянские хозяйства, также  относящиеся к категории индивидуального  предпринимательства) можно считать  особенности отечественного законодательства, предусматривающего льготный режим  регистрации и налогообложения  для индивидуальных предпринимателей.

Однако, в городе Алматы наблюдается противоположная картина. Здесь функционирует наибольшее количество предприятий малого бизнеса, зарегистрированных в форме юридических лиц (30% от всех действующих предприятий малого бизнеса).[21] Возможно, объяснение этому следует искать в постепенно формирующейся культуре потребления в мегаполисе, когда более высокий уровень достатка и существующая конкуренция между производителями позволяет потребителю выбирать товары и услуги, ориентируясь в первую очередь на качество, а не на низкую стоимость. Как правило, продукция предприятий – юридических лиц подлежит стандартизации, сертификации и подвергается как более тщательному внешнему контролю со стороны государства, так и внутрифирменному контролю, что гарантирует более высокое качество. В других областях, опираясь на данные статистики по среднедушевому доходу[21], можно предположить, что потребитель вынужден отдавать предпочтение более доступной по цене продукции, производимой индивидуальными предпринимателями.

Помимо этого преобладание в  других регионах предприятий малого бизнеса, зарегистрированных в форме  индивидуальных предпринимателей, можно  объяснить сложившейся экономической  структурой производства в отдельных  регионах. Так например, Южно- и Восточно-Казахстанская области имеют четко выраженную сельскохозяйственную специализацию. При этом согласно действующему законодательству, все крестьянские хозяйства подлежат регистрации в форме индивидуальных предпринимателей, чем и объясняется их высокая доля в общем количестве малых предприятий, действующих в этих регионах.

В настоящее  время ситуации в секторе малого бизнеса в Казахстане трудно дать однозначную оценку.          В определенной степени, скромный по сравнению со странами Центральной Европы вклад малых предприятий в создание рабочих мест и производство добавленной стоимости в Казахстане объясняется сложившейся отраслевой структурой производства, которая в свою очередь определяется наличием природных ресурсов, технологий и масштабами производства. При этом, небольшой вклад малых предприятий в производство добавленной стоимости может также свидетельствовать об отсутствии роста в секторе малого бизнеса.

Сейчас происходит снижение темпов роста малого бизнеса. В первую очередь это может быть связано с постепенным насыщением отечественного потребительского рынка товаров и услуг и заполнением имеющихся рыночных ниш, что ведет к ужесточению условий доступа на рынок для начинающих предпринимателей. Еще одним объяснением может служить рост ряда малых компаний до категории средних (например  "Арома", "ФудМастер", "Раимбек", "Алькор" и др.), при этом их доминирующее положение на рынке не позволяет развиваться в данном рыночном сегменте другим компаниям. Вероятно сложившейся ситуации также способствовало восстановление ряда крупных предприятий в отраслях автомобилестроения, машиностроения, приборостроения, легкой промышленности и строительства, которые оттянули на себя определенную часть рабочей силы, которая могла бы быть занята в малом бизнесе.

 

2.3Перспективы развития  и пути совершенствования малого  бизнеса в Республике Казахстан

 

Новым импульсом к развитию малого бизнеса может стать налаживание  кооперированных взаимосвязей с  крупными предприятиями и отраслевая диверсификация сектора малого бизнеса. Именно эти изменения позволят проявится в полной мере и на качественно новом уровне отличительным особенностям малых предприятий, которыми являются быстрое реагирование на изменения конъюнктуры рынка, способность к ускоренному освоению инвестиций, высокая оборачиваемость капитала и инновационная деятельность.

Основная роль государства в  области развития малого бизнеса  заключается в создании стабильной и достаточной бизнес среды, через  формирование соответствующей нормативно-законодательной  базы и создание системы институтов, оказывающих услуги по развитию бизнеса (BDS).[22]

Проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса в Казахстане, отличаются своей комплексностью и не могут  быть решены в короткие сроки. Современное состояние развития сектора малого бизнеса диктует необходимость пересмотра стратегии его государственной поддержки. Новая стратегия должна строиться с учетом отраслевых и региональных особенностей развития малого бизнеса.

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в рк