Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в рк

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – комплексное исследование проблем малого бизнеса в Республике Казахстани и на этой основе разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
раскрыть понятие и критерии малого бизнеса;
исследовать состояние малого бизнеса в развивающихся и развитых странах;
рассмотреть современное состояние малого предпринимательства в Казахстане;
изучить проблемы, которые тормозят развитие малого бизнеса в Казахстане;
раскрыть роль государства в развитии предпринимательской деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3
1. Теоретические аспекты развития малого бизнеса
1.1Понятие и критерии малого бизнеса…………………………………..5
1.2 Преимущества и недостатки малого бизнеса ……………………..…9
2. Развитие и становление малого бизнеса в Республике Казахстан
2.1 Законодательные основы развития малого бизнеса в Казахстане ...11
2.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Казахстан……..13
2.3 Перспективы развития и пути совершенствования малого бизнеса в Республике Казахстан……………………………………………....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…27
Список используемой литературы……………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 120.43 Кб (Скачать)

Политическая функция сектора малого бизнеса, на примере зарубежных стран, заключается в формировании самостоятельного класса собственников в обществе. Широко известно, что успешно развивающиеся представители малого бизнеса пополняют средний класс, который является гарантом политической стабильности в обществе.

Во многих странах предпринимателями  ищут активного участия в политических процессах, формируют политические движения и партии, выражающие и  лоббирующие их интересы.

Признание значимости выполняемых  малым бизнесом функций способствовало тому, что практически во всех странах  вопросам развития и поддержки малого бизнеса уделяется существенное внимание как на национальном, так и на местном уровнях.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.

 

1.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства

 
  Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. В чем же их главные заслуги и почему он и получило такое широкое развитие в большинстве стран?             Это объясняется следующими причинами:

1) мелкосерийное производство может  быстро реагировать на изменения рыночного спроса. Для крупного предприятия переход на новую технологию или продукцию сопряжен со значительными затратами и потерями в объемах производства и доходах. Крупных предприятий являются монополистами. Уровень их продукции в последние годы стал резко отставать от мирового. Они всегда могли сбыть продукцию любого качества. Небольшие же предприятия без особых осложнений могут переналадить свое производство на новую продукцию. Они, собственно, этим и занимаются. В этом и заключается их путь. Иначе они обанкротятся (шариковые ручки, туфли, рубашкиводолазки, майки с аппликациями);  2) малое предпринимательство способствует развитию предприимчивости, практически дает возможность каждому человеку проявить себя, воплотить свои идеи в жизнь. Это, по мнению японских специалистов, и дало возможность быстрого развития экономики страны. В нашей стране ориентация на крупные предприятия с замкнутой системой производства, сосредоточившей в себе все от проектирования до изготовления, не способствовала развитию инициативы. В большинстве случаев инициативные люди с интересными идеями, попадая на такие предприятия, постепенно мирятся с тем, что они всего лишь «винтики» в этом огромном механизме. И должны они выполнять только то, что им определено разного уровня руководителями;       3) развитие сети малых предприятий позволяет широко использовать местные сырьевые ресурсы, а во многих случаях и отходы производства. Крупному предприятию заниматься такими мелочами нет времени. Прибыль от этих дел будет составлять незначительную величину от ее общей суммы. Создание же малых предприятий значительно повышает 
эффективность использования ресурсов;        4) на малых предприятиях значительно меньше накладные расходы, чем на крупных, минимален аппарат управления. У нас же руководители даже небольших государственных предприятий окружают себя заместителями, помощниками, секретарями. Нужны не только серьезные изменения в системе организации и оплаты труда, но и в психологии как 
руководителей, так и членов коллектива;       5) малые предприятия имеют меньшую капиталоемкость, чем крупные, и, соответственно, быстрее окупают вложенные в них средства. Строительство малых предприятий, особенно с использованием стандартных блочных конструкций, может составлять всего несколько месяцев. И максимум через год они могут начать выпуск продукции. Окупаемость таких предприятий вполне может укладываться в один, максимум два года с момента ввода в действие;         6) развитие малого предпринимательства создает благоприятный климат для интенсификации труда. В большом коллективе очень просто, работая вполсилы, получать заработную плату на одинаковом уровне со всеми. Отсюда возникает уравниловка в оплате труда, которая приводит к тому, что и хорошие работники начинают снижать интенсивность своего труда. На малом предприятии все на виду. Можно оценить вклад каждого в конечный результат. В зависимости от этого дифференцируется и оплата труда. Это становится одним из главных рычагов интенсификации труда;  7) развитие сети малых предприятий может максимально снизить уровень безработицы. Малый и средний бизнес создает новые рабочие места. 
Переход к рынку в нашей стране неизбежно приведет к свертыванию ряда производств, в ряде случаев к банкротству предприятий. Возрастет безработица. Число безработных может составить 20 млн. человек.[9] Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки , среди которых следует выделить самые существенные:      1) более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;        2) зависимость от крупных компаний;       3) недостатки в управлении делом;       4) слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность кизменениям условий хозяйствования;     5) трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и 
получении кредитов;           6) неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при 
заключении договоров (контрактов)        7) ограниченная сфера деятельности, малому бизнесу практически нет 
применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших 
капиталовложений.

 
2. Развитие и становление малого  бизнеса в Республике Казахстан 

2.1 Законодательные основы развития  малого бизнеса в Казахстане

 

Сегодня экономические изменения  в Казахстане намного опережают  преобразования в правовой сфере. Такая  ситуация не является исключением и  в сфере малого и среднего предпринимательства. Рассмотрим данную ситуацию с хронологической  точки зрения.

Можно выделить следующие основные этапы законодательного обеспечения  становления малого предпринимательства в Казахстане [10, с. 215]:

  • 11 декабря 1990 года принят Закон Казахской ССР «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР», который является одним из первых законодательных актов, определившим основные правовые, экономические и социальные условия для свободной предпринимательской деятельности. В указанном законе предпринимательство трактуется как инициативная или иная деятельность за счет собственных, заемных и других имущества и средств, с целью получения для всех участников этой деятельности взаимовыгодных результатов и дохода;
  • 4 июля 1992 года принят Закон Республики Казахстан «О защите и поддержке частного предпринимательства», который установил, что государство обеспечивает максимальную свободу частных предпринимателей, охрану коммерческой тайны и ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение прав частных предпринимателей. Законом было подтверждено положение об отказе государства прямо вмешиваться в частную предпринимательскую деятельность. Впервые в одном законодательном акте были отражены вопросы государственной регистрации частной предпринимательской деятельности, хозяйственной деятельности частных предпринимателей, охраны коммерческой тайны;
  • Государственная программа поддержки и развития предпринимательства на 1992-1994 годы;
  • Государственная программа поддержки и развития предпринимательства на 1995-1996 годы;
  • 6 марта 1997 г. был принят Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства». Поддержка и развитие малого предпринимательства провозглашаются приоритетной сферой государственной экономической политики. Главными задачами развития малого предпринимательства названы, в первую очередь, обеспечение занятости населения, решение его социальных проблем и развитие трудовой активности, наполнение потребительского рынка широким ассортиментом товаров и услуг. В указе были определены конкретные меры по поддержке субъектов малого бизнеса: создание фонда развития малого предпринимательства, строительство центров и инкубаторов малого бизнеса, распространение на субъекты малого предпринимательства, занимающихся производством материального продукта, льгот в области налогового и таможенного обложения и др.[11]

Создание промышленных центров  малого предпринимательства предпочтительно  в форме акционерных обществ  или консорциумов с привлечением внутренних и внешних инвестиций.

Основные мероприятия по реализации Программы предусматривают разработку проекта промышленного центра малого предпринимательства в городе Астане. В декабре 1998 года подписан протокол намерений между Фондом развития малого предпринимательства и компанией  «Финтрако» на проектирование, менеджмент и строительство в городе Астане технопарка на 250 малых предприятий различных отраслей экономики с созданием более 12 тысяч новых рабочих мест.

  • 19 июня 1997 года приняты Закон Республики Казахстан «Об индивидуальном предпринимательстве» и Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке малого предпринимательства», который определил субъектов малого предпринимательства с численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов в среднем за год не свыше 60000-кратного расчетного показателя, а также основные принципы и меры по государственной поддержке малого предпринимательства [10, С. 14];
  • 7 июля 1992 года Указ президента Республики Казахстан «О приоритетах и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан»: установлены приоритеты развития малого предпринимательства по видам производства товаров и услуг: создание новых и развитие действующих производств товаров народного потребления, замещающих импорт строительных материалов, малых видов оборудования, развитие сферы услуг, развитие производства по дальнейшей переработке продукции аграрного комплекса;

31 декабря 1998 года утверждена  Государственная программа развития  и поддержки малого предпринимательства  в Республике Казахстан на 1999-2000 годы. Основными результатами программы  к концу 2000 года определены: рост  числа субъектов малого предпринимательства  к концу 2000 года до 500 тысяч,  увеличение численности занятых  в сфере малого бизнеса до 2 миллионов человек, доля субъектов  малого предпринимательства в  Валовом внутреннем продукте  страны к концу 2000 года –  15%; [10, стр.114]

  • 19 января 2001 года N 77 Постановление правительства Республики Казахстан «О Концепции развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан» на 2001-2005 годы [12].

В 2007 году завершила свое действие Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства  на 2005-2007 годы. В частности, разработан и принят ряд законодательных  актов, таких как Закон «Об амнистии в связи с легализацией имущества», внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения, лицензирования, административных правонарушений.

Функционируют семь социально предпринимательских  корпораций, которые будут способствовать продвижению продукции малого и  среднего предпринимательства, а также  консолидации малоуспешных частных  предприятий. Участие в проектах СПК будет привлекательно для  малого и среднего бизнеса посредством  доступа к финансовым, земельным, технологическим ресурсам, внешним  рынкам, обеспечения залоговых имущественных  гарантий со стороны СПК, возможностью расширения деятельности путем создания совместных предприятий.

Важнейшим направлением развития малого и среднего бизнеса является система микрокредитования. Это особенно важно в контексте  поручений Президента РК Н.Назарбаева, данных им 23 января текущего года на встрече с Правлением Союза «Атамекен». В частности, Президентом страны поручено внести предложения по выделению соответствующего финансирования, повышению доступности микрокредитов для населения, привлечению негосударственных средств в этот сектор.

Таким образом, в Республике Казахстан  законодательная база для развития и функционирования малого бизнеса, в целом, сформирована. На современном  этапе одной из основных задач  является полная реализация на практике установленных положений.

Указанные акты обеспечили основу для  устойчивого развития предпринимательства в Республике, создали необходимые предпосылки для становления предпринимательского класса. В то же время, не нашли полного отражения вопросы, связанные с функционированием небольших предприятий, определения четких критериев отнесения тех или иных юридических лиц к категории малых и средних предприятий, что затрудняло не только статистический учет основных показателей деятельности данных предприятий, а также препятствовало выработке эффективных мер по оказанию мер государственной поддержки предпринимателям.

Экономическое развитие Казахстана в  последние годы значительно продвинулось вперёд по пути формирования полисубъективной структуры отношений собственности. Гражданский кодекс, вслед за Конституцией РК, законодательно фиксирует это обстоятельство. Причём, особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им для каждого из субъектов определяются исключительно законом. И лишь закон определяет виды имущества, которые могут находиться исключительно в государственной или частной собственности [13; 14].

2.2 Проблемы развития малого  бизнеса в Республике Казахстан

Необходимо признать, что в условиях трансформации экономики Казахстана в период «перестройки» и реформ малый бизнес сыграл весьма важную, в определенной степени системообразующую роль в создании новой региональной и местной экономики: фактически сложившаяся территориальная специализация малого бизнеса позволила ему дополнить «большую» экономику и сформировать относительно целостную, комплексную структуру хозяйства областей, городов и сельских районов.

 

Таблица 2 - Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в январе-декабре 2010 года [15]

 
       

в процентах к соответствующему периоду предыдущего года

 

Количество активных  
субъектов МСП

Численность  
занятых

Выпуск продукции  
(и оказанных услуг)

Республика Казахстан

101,3

101,3

101,9

Акмолинская

100,2

99,6

94,5

Актюбинская

103,2

103,7

104,7

Алматинская

100,1

100,5

100,2

Атырауская

105,2

104,0

103,1

Западно-Казахстанская

102,0

101,3

100,9

Жамбылская

101,4

100,0

99,0

Карагандинская

100,2

100,3

101,7

Костанайская

100,5

101,9

101,3

Кызылординская

100,5

100,1

100,9

Мангистауская

101,1

102,0

102,1

Южно-Казахстанская

100,5

100,4

100,4

Павлодарская

100,2

100,1

100,1

Северо-Казахстанская

100,0

100,2

100,2

Восточно-Казахстанская

100,1

100,2

102,1

г.Астана

103,0

102,5

100,4

г.Алматы

106,4

103,7

104,8


 

Наиболее высокая предпринимательская  активность населения отмечается в  городах Алматы и Астана, а также в Южно-Казахстанской и Атырауской областях. Наихудшие позиции у Восточно-Казахстанской, Мангистауской и Северо-Казахстанской областях.

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в рк