Малый бизнес в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:00, реферат

Описание работы

Цель работы - изучить процесс развития малого бизнеса и его системы государственной поддержки в период становления рыночных отношений в белорусской и зарубежной экономике, определить основные проблемы в этой сфере и выработать предложения по их решению на современном этапе развития национальной экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……..4
1.Малый бизнес: признаки, показатели, организационно-правовые формы……………………………………………………………………………......6
2.Зарубежный опыт современного предпринимательства…………………..11
3. Проблемы развития малого бизнеса в Беларуси…………………………..16
Заключение…………………………………………………………………..…27
Список использованных источников…………………………….……...…....29
Приложения…………………………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

курсмалый бизнес.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

1) По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, без учета индивидуальных предпринимателей прекративших деятельность, подавших на прекращение деятельности и находящихся  в стадии прекращения деятельности.

Инновационное развитие является ключевой экономической задачей для субъектов хозяйствования Беларуси, так как способствует постоянному обновлению и повышению конкурентоспособности отечественной продукции. Наши ученые имеют достаточную квалификацию и опыт проведения научных изысканий для обеспечения предприятий новыми высокотехнологичными разработками.

Для быстрой передачи разработок из сферы науки в производство и повышения инновационной активности белорусских предприятий в условиях рыночных отношений в республике развивается инновационная инфраструктура – совокупность субъектов, ресурсов и средств, необходимых для материально-технического, финансового, организационно-методического, консультационного и иного обслуживания данных процессов.

Субъектами такой инфраструктуры являются:

                                 научно-технические парки (технопарки);

                                     центры трансфера технологий;

                                 венчурные организации.

Технопарк – организация, цель которой – содействие развитию в научной, научно-технической, инновационной сферах и создание условий для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися его резидентами, инновационной деятельности от поиска (разработки) нововведения до его реализации. Основное направление работы технопарка – оказание систематической поддержки резидентам-арендаторам путем:

                                                          поддержки создания высокотехнологичных производств;

                                                          помощи в осуществлении внешнеэкономической деятельности в целях продвижения на внешний рынок товаров, произведенных с использованием новых или высоких технологий;

                                                          предоставления на договорной основе в соответствии с законодательством движимого и недвижимого имущества, в том числе помещений различного функционального назначения;

                                                          освещения в средствах массовой информации деятельности технопарка и его резидентов.

В Беларуси примерами успешно работающих структур являются РУП «Научно-технический парк БНТУ «Метолит» и ЗАО «Технологический парк «Могилев». Первый образован при техническом университете, способствует реализации изобретений сотрудников этого учреждения, создает условия для организации учеными-разработчиками инновационных предприятий в целях коммерциализации их изобретений. В состав учредителей Могилевского технологического парка также входят научные организации, заинтересованные в продвижении своих разработок.

Оба этих технопарка совмещают под одной крышей центр трансфера технологий и бизнес-инкубатор, который предоставляет в аренду помещения и оборудование для начинающих малых предприятий и создает условия для появления новых видов бизнеса, прорывных технологий. Через отработанную систему взаимодействия таких структур за рубежом внедряется до 70% изобретений. Главная цель белорусского бизнес-инкубатора – «вырастить» молодые предприятия, как можно быстрее внедрить ноу-хау в жизнь.

Центр трансфера технологий – организация, обеспечивающая передачу инноваций из сферы из разработки в область практического применения.

Основные виды оказываемых им услуг:

                                                   составление и сопровождение бизнес-планов;

                                                   содействие в поиске и оптимизации путей финансирования инвестиционных проектов;

                                                   проведение технологического маркетинга с целью трансферта новых технологий и оборудования;

                                                   поиск партнеров, установление контактов;

                                                   исследование и анализ рынков сбыта;

                                                   сопровождение инвестиционных проектов, включая экономически-правовой анализ форм и методов работы с инвестором;

                                                   финансовый анализ прогнозируемой деятельности предприятий с целью получения ожидаемых результатов;

                                                   размещение информации о фирме в сети Интернет;

                                                   организация международного консалтинга;

                                                   консультации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам управленческой, финансовой и хозяйственной деятельности;

                                                   выявление и оформление объектов промышленной собственности (патенты, лицензии и ноу-хау) с целью их введения в хозяйственный оборот [6].

Малый бизнес в гораздо большей степени, чем крупные предприятия, потенциально подвержен кризисам. Часто этому способствуют: слабые знания предпринимателей в области управления; отсутствие возможности привлечения квалифицированных специалистов в области управления; отсутствие стратегических планов; недостаток финансовых средств и целый ряд других причин.

Для успешной реализации предпринимателями профилактических мер необходимо соблюдение следующих условий:

1)              формирование у предпринимателей определенного уровня знаний и практических навыков управления. Этому способствует наличие специализированных семинаров для предпринимателей;

2)              разработка эффективных стратегических и бизнес-планов развития собственного дела. Бизнес-план является важнейшим документом для привлечения заемных средств, а разработанная стратегия развития позволяет планировать деятельность в будущих периодах;

3)              создание региональных центров обучения, экспертизы и консультирования предпринимателей. Обратившись в такой центр, предприниматели могут за незначительную плату или бесплатно получить информацию по интересующим их правовым и экономическим вопросам;

4)              электронизация ведения бизнеса, обеспечивающая широкие возможности, такие, как управление запасами и затратами, проведение активного маркетинга, автоматизация бухгалтерского учета и т.д.

Создание таких условий является предпосылкой для проведения профилактических мер.

Бескризисное функционирование в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры требует мгновенной реакции предпринимателя при появлении любого негативного симптома в состоянии его бизнеса. С такой целью надо иметь банк профилактических мер, рекомендуемых к применению в конкретных обстоятельствах.

Все профилактические меры по степени их важности и в зависимости от требуемой поспешности их проведения можно объединить в три группы: косметические, экстренные и чрезвычайные. В качестве таких мер можно рекомендовать следующие:

      инновационное реформирование предпринимательской деятельности, т.е. повышение восприимчивости деятельности предприятия к использованию инноваций и привлечение инвестиций под прибыльные проекты. Для получения дополнительных финансовых средств не следует забывать о существовании различных видов финансовой помощи предпринимателям и беспроцентных кредитов, например, при создании новых рабочих мест;

      факторинг – уступка банку или факторинговой компании права на истребование дебиторской задолженности, помогающая в поиске недостающих оборотных средств;

      лизинг как один из наиболее удобных для предпринимателя инструментов получения в долгосрочное пользование дорогостоящего оборудования;

      обращение к антикризисным консультантам. При отсутствии достаточных денежных средств в роли консультантов могут выступать аспиранты и преподаватели вузов;

      тотальное сокращение расходов;

      повышение конкурентоспособности продукции и услуг, выделение их конкурентных преимуществ;

      развитие различных форм экономического сотрудничества и кооперации с субъектами хозяйствования,

      использование передовых программных продуктов;

      внедрение активного маркетинга для поиска своей ниши на рынке предлагаемых товаров или услуг и целый ряд других мер.

Необходимо иметь в виду, что любая профилактическая мера, входящая в комплекс профилактических мероприятий, всегда результативнее, чем отдельные действия.

Таким образом, профилактика банкротств предпринимательской деятельности представляет собой систему специфических мер, позволяющих предупредить кризис или смягчить его, мобилизовав все имеющиеся ресурсы.

В данный момент Беларусь находиться под влиянием мирового экономического кризиса. С начала года идёт активная политика поиска пути развития государственной экономики и выхода из кризисного положения.
Сейчас государство настроено оказать помощь в первую очередь малому и среднему бизнесу, развитие их видится единственно верным путём выхода из сложившейся ситуации.

ЗАО «Банк ВТБ» разработал программу кредитования малого предпринимательства. Он предлагает различные виды кредитов сроком на 10 лет. Есть возможность получить кредит без залога. Кредитование может осуществляться как в национальной, так и в иностранной валюте.

К преимуществам этой кредитной программы относятся:

                    Упрощенная процедура рассмотрения заявки;

                    Минимальный пакет документов;

                    Рассмотрение заявки без рассмотрения бизнес-плана;

                    Процентные ставки будут определяться для каждого клиента индивидуально.

Данные банк планирует стать лидером в кредитовании малого бизнеса в нашей республике, и уверен, что эта программа будет пользоваться большим спросом. Тем более что этот банк входит в десятку крупнейших белорусских банков.

Белорусское бизнес-сообщество завершает разработку проекта Национальной платформы бизнеса Беларуси-2009. Платформа-2009 является важнейшим элементом принимаемых в стране системных антикризисных мер. Платформа будет вкладом бизнес-сообщества в создание законодательной базы, которая будет максимально способствовать улучшению бизнес-климата в стране.
Предложения Национальной платформы бизнеса Беларуси-2009 представлены по шести приоритетным направлениям реформирования бизнес-климата: "Защита прав собственности, развитие рыночных институтов и приватизация", "Развитие конкуренции и противодействие монополистическим практикам", "Повышение конкурентоспособности бизнеса и страны, частно-государственное партнерство", "Налоги и их администрирование", "Упрощение бухгалтерского учета и документооборота", "Доступ к информации, открытость государства".
Предложения Национальной платформы по реформированию законодательства в сфере малого бизнеса сформулированы более чем в 140 пунктах. При этом, как считают предприниматели, одним из важнейших шагов по улучшению бизнес-климата в стране в нынешнем году должно стать снижение госрегулирования в частном секторе экономики. Для многих предприятий сегодня отсутствие возможности маневрировать на рынке через цены является вопросом их жизнеспособности.
Также предлагается снять ограничения в сфере начисления заработной платы и премий. Инициируется отмена единой тарифной сетки для предприятий, в уставном фонде которых доля частной собственности превышает 50%.
Одной из важнейших мер по улучшению бизнес-климата в Беларуси, по мнению авторов Платформы-2009, является уменьшение арендных платежей. В числе приоритетов также указывается необходимость упрощения сертификации, в том числе в строительстве, уменьшения штрафов и наказаний, снижения налоговой нагрузки. Предлагается снизить объем отчислений в Фонд соцзащиты населения и переходить на добровольное накопительное пенсионное страхование. На сегодняшний день 35% фонда заработной платы в Беларуси направляется в Фонд соцзащиты, при этом в мировой практике эта цифра составляет 15-20%.
Национальная платформа бизнеса Беларуси-2009 разработана Минским столичным союзом предпринимателей и работодателей и бизнес-ассоциациями, входящими в состав Республиканской конфедерации предпринимательства [2].

 

 

 

 

 

 


Заключение

Мною была проделана огромная исследовательская работа по данной теме. Было выяснено, что под малым предприятием в основном понимается предприятие с числом занятых не более 100-200 человек, в уставном капитале которых доля участия государства и (или) других юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не более 50%.

Необходимо подчеркнуть основные характеристики, позволяющие малому бизнесу динамично развиваться. К ним относятся:

                                                                                               решение социальных вопросов, например, возможность быстро создавать новые рабочие места;

                                                                                               противодействие монополизму в экономике;

                                                                                               активизация структурной перестройки экономики.

Необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства как правило выше, и «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей. Поэтому мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку государства. Данная поддержка предоставляется в виде:

                                                                                               организационно-инфраструктурной формы

                                                                                               финансовой формы

                                                                                                имущественной формы

Я выяснила, что на данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем  выделяют: ограниченный объем внутреннего рынка страны, отсутствие системной государственной политики развития малого бизнеса, преобладание в народном хозяйстве Беларуси крупных экономических субъектов. Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику.

Информация о работе Малый бизнес в современной экономике