Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:00, реферат
Цель работы - изучить процесс развития малого бизнеса и его системы государственной поддержки в период становления рыночных отношений в белорусской и зарубежной экономике, определить основные проблемы в этой сфере и выработать предложения по их решению на современном этапе развития национальной экономики.
Введение…………………………………………………………………..……..4
1.Малый бизнес: признаки, показатели, организационно-правовые формы……………………………………………………………………………......6
2.Зарубежный опыт современного предпринимательства…………………..11
3. Проблемы развития малого бизнеса в Беларуси…………………………..16
Заключение…………………………………………………………………..…27
Список использованных источников…………………………….……...…....29
Приложения…………………………………………………………………….30
Особенностью малого бизнеса в развитых странах в современных условиях является его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур. Организационными формами такой интеграции являются финансируемый лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих изделий под определенные финансовые гарантии. Число мелких и средних предприятий, охваченных такой формой хозяйственных отношений, составило в США в конце 80-х годов 50 тыс. с объемом продаж 632 млрд долл. Малые предприятия, окрепнув технологически и в финансовом отношении, обычно переходят в разряд средних предприятий. Именно субподрядные связи малых предприятий служат непременным условием их последующего выхода на арену самостоятельной конкурентной деятельности. Не прошедшие этап субподрядной деятельности малые предприятия, напротив, не смогли подняться до высокого уровня механизации и выпуска продукции. Малые предприятия, будучи мобильными, легко перемещаются в перспективные ниши экономики. Они играют важную роль для решения проблем занятости и безработицы. Малые предприятия играют важную роль в региональной политике развитых стран, содействуя развитию промышленно отсталых регионов. Они организуются с целью разработки местных ресурсов, освоение которых крупными предприятиями является нерентабельным. Малые предприятия создаются с учетом местных традиций, с использованием новейших технологий и развитой информационной сети.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований.
Особый интерес государство проявляет к той части малого бизнеса, которая ведет интенсивную научно-производственную деятельность. С середины 70-х годов одной из важнейших задач государственного регулирования и содействия развитию малого бизнеса стала задача создания новейших технологий, которые требуют крупномасштабных, междисциплинарных исследований, и следовательно, больших затрат финансовых средств, которые малые предприятия самостоятельно осуществлять не в состоянии. Сами технологии и процесс их возникновения стали в современных условиях не менее важным объектом промышленной политики, чем отрасли и товарные рынки.
Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства имеет целью:
создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий;
реализацию экономической политики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;
реализацию налоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развития малого бизнеса;
оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности;
применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности;
упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Например, в США для открытия единоличной фирмы достаточно иметь разрешение (сертификат) от местных властей или властей штата и зарегистрировать торговое имя;
снижение расходов по социальному страхованию. Содействие развитию малого предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственной политики регулирования, а именно:
поддержание занятости, социально-экономической стабильности, роста общего благосостояния населения;
интенсификацию инвестиционных процессов;
стимулирование инноваций путем финансирования разработок новой продукции.
В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства опирается на соответствующее законодательство. Во всех странах созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Получили распространение две формы государственной поддержки:
законодательное установление долгосрочных программ развития малого бизнеса;
включение малого бизнеса составной частью в государственные экономические и социальные программы.
В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.
Государственное содействие развитию малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
создание стабильных государственных и негосударственных источников ассигнований на поддержку малого бизнеса;
использование рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств;
обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;
создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти; неправительственные объединения и организации; специализированные организации инфраструктуры; фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;
осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов:
разработка целевых программ государственной поддержки малого бизнеса на долгосрочную перспективу;
оказание консультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей;
предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков.
содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.
3. Проблемы развития малого бизнеса в Беларуси
Малые предприятия играют особую роль в развитии инновационного предпринимательства, так как высока эффективность их деятельности, что достигается за счет мобильности, гибкости, быстрого и адекватного реагирования на изменяющиеся требования рынка. Успешность малых и средних предприятий определяется в некоторой степени отсутствием заинтересованности их руководителей в изделиях и технологиях, которые не гарантируют в будущем массового производства и больших прибылей. В настоящее время уровень развития малого предпринимательства низок и соответствует начальной стадии формирования экономики рыночного типа. По степени развития частного предпринимательства и малого бизнеса РБ находится на одном из последних мест среди стран СНГ. Исследования показывают, что сложности развития малого бизнеса в стране обуславливаются следующими основными причинами.
Ограниченный объем внутреннего рынка страны является главным тормозом к развитию малого бизнеса. Низкий уровень жизни населения является результатом того, что имеется небольшой спрос на потребительские товары; ограниченная платежеспособность большинства предприятий и организаций Беларуси приводит к невысокому спросу на продукцию и услуги малых предприятий со стороны крупного бизнеса.
Отсутствие системной государственной политики развития малого бизнеса и дискриминация предпринимателей со стороны органов государственной власти. Практически не соблюдаются законные положения о равенстве субъектов хозяйствования всех форм собственности и видов предпринимательской деятельности.
Преобладание в народном хозяйстве Беларуси крупных экономических субъектов и структур, приводящих к значительной монополизации каналов ресурсо- и товародвижения. Действительно, приобрести производственные ресурсы, и в первую очередь, недвижимость, для малых предприятий достаточно сложно. Продавцами недвижимости являются в основном либо органы власти, либо крупные предприятия и организации, политика которых не приводит к интенсивному обороту производственных фондов.
Трудности с кредитованием предприятий малого бизнеса, инфляционные процессы в сочетании с относительно жесткой фискальной политикой, ставят проблему возможности нормального, ритмичного воспроизводства оборотных средств. В наиболее выгодном с данной точки зрения позиции находятся предприятия, осуществляющие торгово-закупочную деятельность, скорость оборота средств в которых достаточно высока. В результате предпринимательство в сфере торговли получает наибольшее развитие.
Низкая интегрированность крупных и малых предприятий не позволяет использовать все преимущества разделения и кооперации труда.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:
увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);
подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);
ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений; например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности;
улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:
более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
зависимость от крупных компаний;
недостатки в управлении собственным делом;
слабая компетентность руководителей;
повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.
Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создаёт информационные, консультативные, исследовательские и другие центры, инновационные и другие фонды, оказывая тем самым помощь в становлении этого сектора экономики.
Беларусь входит в число 10 стран-лидеров, наиболее активно осуществляющих реформы в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Наша страна признана четвертой в мире из самых активных реформаторов.