Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:00, реферат
Цель работы - изучить процесс развития малого бизнеса и его системы государственной поддержки в период становления рыночных отношений в белорусской и зарубежной экономике, определить основные проблемы в этой сфере и выработать предложения по их решению на современном этапе развития национальной экономики.
Введение…………………………………………………………………..……..4
1.Малый бизнес: признаки, показатели, организационно-правовые формы……………………………………………………………………………......6
2.Зарубежный опыт современного предпринимательства…………………..11
3. Проблемы развития малого бизнеса в Беларуси…………………………..16
Заключение…………………………………………………………………..…27
Список использованных источников…………………………….……...…....29
Приложения…………………………………………………………………….30
Беларусь вошла в число ведущих стран по простоте регистрации бизнеса, однако имеет самую сложную налоговую систему в мире. Беларусь в новом рейтинге «Ведение бизнеса - 2010» (ВБ) поднялась на 24 позиции и заняла 58-е место.
Беларусь заняла в рейтинге ВБ четвертое место среди стран-реформаторов, вслед за Руандой, Кыргызстаном и Македонией. Эксперты ВБ констатировали у Беларуси за отчетный период (с мая 2008 г. по июнь 2009 г.) реформы в шести из десяти исследуемых сферах: создании предприятий, получении разрешений на строительство, найме рабочей силы, регистрации собственности, налогообложении и внешней торговле. При этом наибольший рывок (сразу на 91 место) Беларусь совершила в области регистрации предприятий, поднявшись на 7-е место с 98-го. Во многом за счет этого Беларусь и обеспечила высокое звание реформатора по итогам года. Как отмечают эксперты ВБ, порядок создания бизнеса в нашей стране был существенно упрощен: объединены четыре процедуры в одну, отменены требования о минимальном размере уставного фонда и обязательном нотариальном заверении и утверждении образца печати компании, а время для открытия бизнеса сократилось почти на 4 недели. Для открытия бизнеса сегодня требуется 5 процедур и 6 дней, что ниже, чем в Европе и Центральной Азии (там 6,7 и 17,4 соответственно).
Однако работать белорусскому предприятию значительно сложнее, чем его открыть, что подтверждает рейтинг по налогообложению. Так, Беларусь третий год подряд осталась на последнем (183-м) месте по сложности уплаты налогов и налоговому бремени на предприятия, хотя небольшие улучшения и произошли. По подсчетам экспертов ВБ, белорусский бизнес вынужден тратить каждый год 900 часов (год назад было 1188) для выплаты 107 налоговых платежей (было 112). Налоговое бремя по-прежнему высокое. Компании расстаются с 20,1% своей прибыли, что в 2 раза больше, чем в странах Европы и Центральной Азии. Налог и выплаты на зарплату у белорусских компаний составляет около 40% (23,1% по региону), на другие налоги приходится еще около 40% (9,5%). При этом общая налоговая ставка, по подсчетам экспертов, составляет 99,7%, тогда как в странах Европы и Азии - 43,4%. В то же время эксперты ВБ констатировали, что порядок уплаты налогов стал удобнее за счет более широкого применения электронной системы. Это позволило сократить время, затрачиваемое на соблюдение требований налогового законодательства. Снижение ставок экологического налога и налога с оборота, а также сокращение количества платежей по налогу на недвижимость уменьшило налоговую нагрузку на компании. Между тем, позиции Беларуси ухудшились по столь важному показателю, как «защита инвесторов» (со 105-го на 109-е место), несмотря на все усилия белорусских властей по улучшению имиджа Беларуси на международной арене. Эксперты ВБ оценили индекс защиты интересов инвесторов в 4,7 балла по 10-балльной шкале, индекс открытости — в 5 баллов, а индекс ответственности директора всего в 1 балл [5].
Позиции Беларуси в рейтинге Всемирного банка | |||
| «Ведение бизнеса-2010» | «Ведение бизнеса-2009» | изменение рейтинга |
общее место | 58 | 82 | +24 |
регистрация предприятий | 7 | 98 | +91 |
получение разрешений на строительство | 44 | 62 | +18 |
наем рабочей силы | 32 | 40 | +8 |
регистрация собственности | 10 | 13 | +3 |
кредитование | 113 | 109 | -4 |
защита инвесторов | 109 | 105 | -4 |
налогообложение | 183 | 183 | 0 |
международная торговля | 129 | 134 | +5 |
обеспечение исполнения контрактов | 12 | 14 | +2 |
ликвидация предприятий | 74 | 74 | 0 |
С учетом планируемых к реализации в 2009 году мероприятий, направленных на поддержку субъектов малого предпринимательства, объем финансирования из республиканского бюджета составит 216,62 млн. рублей, из средств местных бюджетов – 6 286,0 млн.рублей, других источников – 1 501 657 млн. рублей, из которых 1,5 трлн. рублей составляют средства банков.
По состоянию на 1 июля 2009 г. в республике действуют 46 центров поддержки предпринимательства, которые оказывают информационно-консалтинговую поддержку субъектам малого предпринимательства, безработным, студентам и другим категориям граждан путем представления справочной и аналитической информации; консультирования по различным вопросам создания и управления организацией; методической поддержки субъектов малого предпринимательства; подготовки бизнес-планов и заявок на получение кредитов; содействия в подготовке кадров, участии субъектов малого предпринимательства в выставках и ярмарках и др.
За 6 месяцев 2009 года услугами центров воспользовались 24638 человек. Центрами организованы и проведены 416 семинаров, участие в которых приняли 10482 человека.
Тематика проводимых центрами семинаров достаточно разнообразна – это основы предпринимательской деятельности, налогообложение, правила ведения кассовых операций, законодательство о труде и охрана труда, трудовая дисциплина и контрактная система, таможенное законодательство, защита прав потребителей и др.
Из общего количества клиентов центров в I полугодии 2009 года начинающие предприниматели и предприниматели, работающие свыше 1 года, составили 60,6% (14919 чел.), безработные – 3,4% (850 чел.), студенты – 10,1% (2478 чел.), другие категории граждан – 25,9% (6391 чел.).
В основном деятельность клиентов, обратившихся в центры за услугами, связана с розничной торговлей – 31,1%, осуществлением производственной деятельности – 16,4%, оказанием услуг – 13,4%, оптовой торговлей – 7,2%, строительством – 7,9%, оказанием транспортных услуг – 5,0%, не имеющие отношения к предпринимательству составили 19% [3].
Мировой опыт развития малого бизнеса показал большую эффективность микрокредитования, которое является особо актуальным для начинающих предпринимателей. Нормативная база и проект микрокредитования разрабатывались совместно с Программой ООН и правительства Республики Беларусь. Финансирование данной программы будет осуществляться как за счёт средств белорусской стороны, так и за счёт привлечения средств иностранных “доноров”. В настоящее время приступил к реализации микрокредитования Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.
Фонд осуществляет:
Выявлен ряд негативных тенденций, влияющих на формирование предпринимательства:
Количество малых предприятий в Беларуси за 2006-2008 годы возросло более чем в 1,5 раза и превысило на начало 2009 года 62 тыс. Число индивидуальных предпринимателей за этот же период увеличилось на 11% и на начало 2009 года составило почти 216 тыс. Несмотря на наличие определенных проблем, малый бизнес в Беларуси представляет собой перспективный, развивающийся сектор экономики. В то же время нельзя не признать, что качественной динамики, отражающей увеличение вклада малого предпринимательства в экономику страны, пока не наблюдается. Концентрация отечественного предпринимательства преимущественно в сферах, не требующих высокой квалификации и значительных объемов финансовых вложений, отсутствие стремления к инвестированию в реализацию перспективных инновационных проектов объясняются как недостаточно благоприятными организационно-правовыми и экономическими условиями их деятельности, так и проблемами развития малого бизнеса, обусловленными его масштабом, недостатком опыта работы в условиях высокой конкуренции. Необходимо реализовать комплекс мер по усилению инвестиционных и инновационных возможностей субъектов малого бизнеса. В последнее время в этом направлении делаются очень серьезные шаги. Подтверждением этого является принятие ряда законодательных актов, предусматривающих расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения, позитивные изменяя в процедуре лицензирования отдельных видов деятельности, существенные преференции для организаций и ИП, находящихся в сельских населенных пунктах.
На 1 октября 2009 года в Беларуси состояло на учете 77 228 субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, сообщила пресс-служба Министерства экономики. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года это больше на 13 211 (на 20,6%), по сравнению с началом года - на 10 808 (на 16,3%). По состоянию на 1 октября в стране насчитывался 219 201 индивидуальный предприниматель. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года ИП стало больше на 2987 (на 1,4%). Число ИП по сравнению с началом года возросло на 3617 (на 1,6%). Удельный вес платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за девять месяцев 2009 года составил 17,3%, в том числе от юридических лиц - 14,9%, от ИП - 2,4%. Больше всего малых предприятий и ИП находится в Минске - 40 и 22,1% соответственно. Меньше всего в Могилевской области - 8,3 и 9,9% [12].
Удельный вес малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки от реализации товаров и услуг должен быть доведен к концу 2010 года до 30%. Это будет обеспечено за счет активизации деятельности малого бизнеса, роста количества субъектов предпринимательства, увеличения объемов инвестиций, расширения доступа к кредитным ресурсам и другим важным факторам развития предпринимательства. Численность занятых в данном секторе экономики составит 23-25% от общего числа работников. В настоящее время сфера малого предпринимательства занимает достойное место в белорусской экономике. Она способствует здоровой конкуренции, росту производства потребительских товаров, создает новые рабочие места и помогает повысить благосостояние [3].
Количество индивидуальных предпринимателей по областям 1)
(на 1 января, человек)
| 2007 | 2008 | 2009 | В процентах к итогу | ||
2007 | 2008 | 2009 | ||||
Республика Беларусь | 191815 | 212563 | 215584 | 100 | 100 | 100 |
Области: |
|
|
|
|
|
|
Брестская | 31592 | 35727 | 35885 | 16,5 | 16,8 | 16,6 |
Витебская | 26168 | 29628 | 30160 | 13,6 | 13,9 | 14,0 |
Гомельская | 28324 | 30806 | 30104 | 14,8 | 14,5 | 14,0 |
Гродненская | 21615 | 23560 | 25574 | 11,3 | 11,1 | 11,8 |
г. Минск | 38016 | 40934 | 44376 | 19,8 | 19,3 | 20,6 |
Минская | 24172 | 27321 | 27086 | 12,6 | 12,8 | 12,6 |
Могилевская | 21928 | 24587 | 22399 | 11,4 | 11,6 | 10,4 |