Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:00, реферат
Цель работы - изучить процесс развития малого бизнеса и его системы государственной поддержки в период становления рыночных отношений в белорусской и зарубежной экономике, определить основные проблемы в этой сфере и выработать предложения по их решению на современном этапе развития национальной экономики.
Введение…………………………………………………………………..……..4
1.Малый бизнес: признаки, показатели, организационно-правовые формы……………………………………………………………………………......6
2.Зарубежный опыт современного предпринимательства…………………..11
3. Проблемы развития малого бизнеса в Беларуси…………………………..16
Заключение…………………………………………………………………..…27
Список использованных источников…………………………….……...…....29
Приложения…………………………………………………………………….30
2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Малый бизнес в современной экономике
Студент
ФФБД, 2 курс, ДФР
Руководитель
канд. экон. наук,
доцент
МИНСК 2009
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 31 с., 2 табл., 15 источников, 2 прил.
МАЛЫЙ БИЗНЕС, ПОКАЗАТЕЛИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЛАРУСЬ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ, МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС
Объектом исследования является процесс развития малого бизнеса и его системы государственной поддержки в период становления рыночных отношений в белорусской и зарубежной экономике.
Предмет исследования – малые предприятия Беларуси и зарубежных стран.
Цель работы - изучить процесс развития малого бизнеса и его системы государственной поддержки в период становления рыночных отношений в белорусской и зарубежной экономике, определить основные проблемы в этой сфере и выработать предложения по их решению на современном этапе развития национальной экономики.
При выполнении работы использованы табличный метод, метод сравнений, группировки, метод относительных величин, экспертных оценок.
В процессе работы были рассмотрены экономическая сущность малого бизнеса, его классификация, зарубежный опыт, проанализированы тенденции развития малого бизнеса в Республике Беларусь на современном этапе.
В результате работы определены основные проблемы развития малого бизнеса в нашей стране и за рубежом и выработаны предложения по поводу возможных вариантов их решения.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения сопровождаются ссылками на их авторов.
__________________________
Введение…………………………………………………………
1.Малый бизнес: признаки, показатели, организационно-правовые формы…………………………………………………………………
2.Зарубежный опыт современного предпринимательства…………………..11
3. Проблемы развития малого бизнеса в Беларуси…………………………..16
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………….……...…..
Приложения……………………………………………………
Введение
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.
Целью работы является раскрытие основных теоретических понятий малого предпринимательства и его характеристик, роль малых фирм в экономике и их развитие в разных странах мира, включая Беларусь, влияние мирового финансового кризиса на состояние бизнеса.
В первом вопросе курсовой работы даются определение малого бизнеса и критерии отнесения предприятий к данному субъекту рыночной экономики в развитых странах мира, в том числе и в Беларуси, а также содержит обзор организационно-правовых форм, одну из которых малое предприятие должно иметь.
Второй вопрос рассматривает черты и экономические преимущества малого предпринимательства за рубежом.
Третий вопрос курсовой работы является основным, так как именно в нем произведен детальный анализ проблем, стоящих на пути становления малого бизнеса в Беларуси и тормозящих его развитие, а также приведены показатели удельного веса малого предпринимательства в стране, определены его достоинства и недостатки, исследовано влияние кризиса на малый бизнес РБ. Возможные пути выхода из тупика намечены в заключении.
Опыт мирового развития свидетельствует о влиянии малого бизнеса на темпы экономического роста, структуру и качество ВНП, который на 40-50% формируется за счет мелких предприятий. Множество малых предприятий занимается созданием самых высокотехнологичных производств (чаще всего узкоспециализированных), усиливая тем самым свои позиции в конкуренции и одновременно способствуя совершенствованию технико-технологической вооруженности общества.
Однако в нынешних условиях малому бизнесу приходится сталкиваться с серьезными трудностями. Особо выделяются нестабильность и незавершенность законодательной базы и системы налогообложения, продолжающийся развал крупных предприятий, недостаточность собственных средств, трудности с получением банковских кредитов, усиление давления криминальных структур, нехватка квалифицированных кадров, сложности с получением помещений и др. Отсутствует должная социальная и личная защищенность предпринимателей.
Сложный, противоречивый процесс становления и развития малого бизнеса нуждается как в фундаментальных теоретических исследованиях, так и в прикладных научных разработках.
Многие проблемы функционирования этого широко разветвленного сектора экономики достаточно полно исследованы в теоретических разработках таких зарубежных экономистов, как Р. Кантильон, Ж-Б.Сэй, А. Маршалл, Й. Шумпетер, Дж.К. Гэлбрейт и др. В работах западных ученых изложены основополагающие моменты теории предпринимательства, в том числе и малого бизнеса.
Дальнейшее развитие теория малого бизнеса получила в работах П. Друкера, А. Шапиро, М Портера, Д. Маккеланда, Т. Питерса, Р. Уотермена, П. Самуэльсона и других, которые обосновывают неспособность крупных предприятий к длительному и эффективному функционированию, доказывая особую устойчивость и склонность к постоянному совершенствованию мелких фирм в экономике промышленно развитых стран.
В постсоциалистических странах, где по существу малый бизнес не функционировал, не всегда применимы модели развития малого бизнеса, характерные для экономически развитых стран.
Главной целью курсовой работы является экономический анализ развития малого бизнеса в период становления рыночных отношений в Республике Беларусь с учетом мирового опыта; выявление влияния проводимой государственной политики и мирового экономического кризиса на развитие малого бизнеса в РБ.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
- определение сущности малого бизнеса и выявление его места и роли как в рыночной, так и в переходной экономике;
- уточнение характеристики малого бизнеса, его качественных и количественных показателей на основе мирового опыта с учетом белорусских особенностей;
- рассмотрение механизма функционирования малого бизнеса и проблем его формирования в белорусской экономике;
- анализ имеющейся практики государственной поддержки и развития малого бизнеса в мировой и белорусской экономике,
- разработка рекомендаций по совершенствованию мер государственной экономической политики, стимулирующей развитие малого бизнеса;
-анализ влияния мирового экономического кризиса на малый бизнес.
1. Малый бизнес: признаки, показатели, организационно-правовые формы
Малое предпринимательство (бизнес) – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия.
Западные экономисты определяют предпринимательство как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем [11].
Отечественные психологи усматривают в предпринимательстве особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческую активность в экономике, требующих специфических личностных качеств.
Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство. Анализ проблем сектора малого или среднего предпринимательства ещё более осложняется в связи с различиями в официальных определениях мелких предприятий и используемой терминологии. Предпринимательство — инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения выгоды — отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива — это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этого процесса. Инициируя свои начинания, любой предприниматель, несомненно, опирается на обладание некими преимуществами, дающими ему уверенность в успехе. Такие преимущества могут быть извлечены из самой рыночной среды, к примеру, из-за асимметрии информации. Лица, обладающие большей информацией, получают известные преимущества, что и порождает инициативу как стремление использовать их к собственной выгоде. В этом смысле создание условий для активизации инициативы у субъектов хозяйствования - ключевая задача перехода к предпринимательству. Однако асимметрия информации создает и известную неопределенность в деятельности предпринимателя. Неопределенность возникает как в связи с чисто рыночными свойствами — изменение конъюнктуры, цен и предпочтений потребителей, так и в силу специфики предпринимательства, выраженной, прежде всего, в непредсказуемой реакции рынка на предлагаемые решения. Таким образом, вся окружающая предпринимателя действительность представляется в виде неподвластной ему неопределенности, что и порождает коммерческий риск. Хотя риск и является органической компонентой предпринимательской деятельности, само предпринимательство не связано со склонностью к риску. Величина принимаемого им на себя риска напрямую зависит от вероятного увеличения дохода. Коммерческий риск отличается от риска вообще тем, что основывается на трезвом расчете и учете возможных отрицательных последствий. Стремление к успеху здесь всегда уравновешивается хозяйственной ответственностью. Сопровождающая риск хозяйственная ответственность ставит перед предпринимателем задачу овладения риском и управления им. Наиболее известным механизмом снижения риска является страхование, позволяющее трансформировать риск в незначительные дополнительные издержки. Проблема, однако, состоит в том, что новаторский характер предпринимательской деятельности чрезвычайно затрудняет достоверную оценку вероятного риска, сужая, тем самым, возможности применения страхования именно в сфере предпринимательства. Предпринимательская же инициатива, наоборот, предполагает создание новых, ранее не встречавшихся ситуаций, вероятный исход которых оценить очень трудно, а порой невозможно. Следовательно, возможности для страхования именно предпринимательской деятельности снижаются. Другой способ снизить риск — это разделить его с другими заинтересованными лицами. Между тем, способствуя снижению риска (возможные потери для отдельного участника), этот способ подрывает предпринимательскую мотивацию, так как предпринимательский доход будет разделен среди участников предприятия. Риск как свойство предпринимательской деятельности характеризует не только специфику предпринимательства. Он имеет и общеэкономическое значение. Присутствие риска заставляет предпринимателя скрупулезно анализировать варианты возможных альтернатив, выбирая лучшие и наиболее перспективные из них, что ведет к прогрессивным сдвигам в производительных силах и росту эффективности общественного производства. С другой стороны, присутствие риска в предпринимательской деятельности требует применения в отношении ее определенных ограничений и регламентации. Стремясь к повышению доходности ресурсов, предприниматель прибегает к наиболее рациональным способам их применения. Наиболее очевидной формой повышения эффективности располагаемых ресурсов является их перемещение на рынки, где их альтернативная ценность больше и они принесут больший доход. Такая деятельность называется арбитражированием. Арбитражирование легко обнаружить в сфере торговли и биржевой деятельности. При всем различии форм проявления для него характерны: а) использование неравновесных рыночных ситуаций как источника новых возможностей; б) стремление к рационированию распределения ресурсов как источнику дополнительного дохода; в) содействие установлению рыночного равновесия через перераспределение благ. Другой, более сложной по содержанию формой повышения эффективности применения ресурсов является комбинирование факторов производства. Суть его состоит в поиске наиболее рационального варианта сочетания факторов путем замещения одного фактора другим. Варьируя факторами производства, предприниматель не просто обеспечивает переход к более эффективному применению ресурса, но и, проявляясь в новых технологиях, обеспечивает поступательный ход общественных производительных сил. В процессе индустриализации экономики комбинирование на основе "принципа замещения" становится определяющим фактором извлечения дохода, а "дух рационализма" пронизывает все содержание предпринимательства и отождествляется с ним.
В то же время было бы непростительным упущением сводить суть комбинирования только к вопросу эффективности использования ресурсов. Предприниматель комбинирует и в сфере более сложных параметров, обеспечивающих устойчивость самой предпринимательской структуры. Когда рыночный механизм по каким-либо причинам: дефицитность ресурсов, нестабильности поставок, трудности контроля по выполнению обязательств не обеспечивает должного уровня, предприниматель начинает комбинировать с элементами самого механизма. Он изымает отдельные элементы из рыночной сферы и включает их в структуру собственной организации, изменяя характер механизма перераспределения ресурсов. Поэтому содержание функции комбинирования шире "принципа замещения", а само оно может выступать фактором преобразования механизма распределения ресурсов.
Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.
Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Приведем критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, которые применяются в странах с развитой рыночной экономикой. Итак, в Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся предприятия при непревышении ими следующих показателей:
Количество занятых работников до 50 человек;
Годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;
Сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ;
При определении мер поддержки субъектам предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Предложенными Комиссией ЕС критериями отнесения фирм к малым предприятиям являются следующие: число занятых работников не должно превышать 100 чел., размер собственных основных средств должен быть менее 75 млн. ЭКЮ при условии, что доля более крупной компании в уставном капитале компании не превышает одну треть.