Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 00:39, курсовая работа
Цель работы – отразить сущность малого бизнеса и тенденции развития в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Сущность предпринимательства 4
2 Роль государства в развитии малого и среднего бизнеса в переходный период 8
3 Особенности развития предпринимательства в Республике Беларусь 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
3Изменения в Налоговом кодексе, упрощающие систему налогообложения и снижающие налоговую нагрузку на МП. Ревизия законодательства, регулирующего индивидуальную предпринимательскую деятельность, с целью упрощения порядка налогообложения и отчетности, обеспечения и защиты прав предпринимателей.
7. Активизация системы государственной поддержки предпринимательства путем оказания содействия местным властям в создании инфраструктуры центров поддержки предпринимательства, инкубаторов малого и инновационного предпринимательства, а также поддержки консультационных и информационных услуг в сфере бизнеса;
8. Либерализация внешнеэкономической деятельности:
Объединения (союзы) предпринимателей, торгово-промышленные палаты - важнейшие институты рыночной экономики. Их важнейшие функции - лоббизм путем диалога с властями, партнерство между нанимателями и наемными рабочими, организация деловых контактов между членами, реализация общих проектов по обучению, информационному обеспечению, международным связям. По очевидным причинам особо важны объединения для малых предприятий.
В Республике Беларусь активно действует семь общественных союзов: Белорусский союз предпринимателей и нанимателей (www.vyales.nsys.by), Белорусский союз предпринимателей (www.baeonline.org), Минский союз предпринимателей и работодателей (www.allminsk.by), Союз предпринимателей Брестской области (www.spbo.iato.by), Ассоциация нанимателей и предпринимателей Витебской области, (www.anp2003.at.tut.by), Гродненский клуб предпринимателей, Общественное объединение предпринимателей Могилевской области, Центр поддержки и развития юношеского предпринимательства (www.yesdc.org).
В рамках проекта МФК «Развитие объединений малого и среднего бизнеса» был проведен ряд социологических опросов, характеризующих эффективность их работы. Выяснилось, что, несмотря на то, то 96 % белорусских предпринимателей считают, что частный бизнес должен защищать свои интересы перед государством, а 75 % говорят о необходимости объединяться в союзы, пока лишь 10 % предпринимателей вступили в объединения. среди недостатков работы объединений предприниматели называют отсутствие необходимых услуг, плохое информирование членов о проделанной работе, неоказание оперативной помощи в экстренных ситуациях и, главное, неспособность влиять на решения властей. Вместе с тем, среди членов союзов растет число (47 %) тех, которые полностью довольны работой объединений. [1]
На наш взгляд, сегодня наиболее актуальны следующие направления работы объединений предпринимателей:
Несмотря на сложные условия функционирования частного бизнеса в Беларуси, он продолжает развиваться. Большинство МП собираются расширять свой бизнес в ближайшие два года. Сложные институциональные рамки работы МСП вынуждают предпринимателей основное внимание в своих требованиях уделять внешним фактором, оказывающим влияние на их конкурентоспособность - снижение налогов, упрощение законодательства, сокращение числа проверок, снятие ряда ограничений по ведению бизнеса. Однако, на наш взгляд, белорусские предприниматели недостаточно внимания уделяют внутренним факторам роста эффективности - обучению персонала на различных программах бизнес-образования.
Опыт создания и функционирования рыночных институтов в развитых странах, реализация рыночных реформ в странах ЦВЕ и Балтии дает международным донорским организациям и правительствам уникальную возможность разработки эффективных программ помощи на макро- и микроуровне, которые основываются на опыте реформ и накопленных этими странами знаниях, а также на более чем десятилетнем опыте получения помощи. Он также представляет возможность установить новые и современные формы партнерства, подходы к финансированию и развитию.
Попытки создать сетевые инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: бизнес-инкубаторы (проект ПРООН), научно-технологические парки (ТАСК и др.), бизнесцентры (проект МФК и Know How), объединения предпринимателей (МФК, USAID, Sida) не были особо результативными. Существуют единичные структуры, продолжающие эффективно работать после прекращения финансирования международным донором.
И классический вопрос: что делать, как стимулировать развитие малого предпринимательства, особенно в глубинке.
Среди основных будущих направлений поддержки развития МП в Беларуси со стороны донорских организаций и финансируемых ими программ можно выделить:
Проблемы развития финансовых и технических программ предоставления помощи упираются в недостаточную скорость реформирования белорусской экономики. Многочисленные программы Всемирного банка, ТАСК, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития и других организаций свернуты вследствие низких темпов прогресса в трансформации белорусской экономики. Следовательно, одной из главных задач, стоящих перед правительством Беларуси, является структурная перестройка экономики и интенсификация реализации рыночных реформ. Именно реформы создадут предпосылки для интенсивного долгосрочного экономического роста на основе роста национальной конкурентоспособности, качества и уровня жизни населения.
Что касается сегодняшнего состояния малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, то можно отметить, что мировой кризис все-таки помогает предпринимателям. Государство решило рассматривать в предпринимателях не просто фискальную функцию, а партнеров.
На Белорусском инвестиционно-экономическом форуме премьер-министр Сергей Сидорский подтвердил готовность правительства обеспечить вхождение страны в тридцатку государств с благоприятными условиями ведения бизнеса. А министр экономики Николай Зайченко во время рассмотрения Палатой представителей в первом чтении законопроекта о поддержке и развитии малого и среднего бизнеса отметил, что предпринимательство «становится приоритетным сектором экономики».
Генеральный директор бизнес-инкубатора ЗАО «МАПзао» Сергей Найдович цифрами подтверждает, что предприниматели уже сегодня обеспечивают значительную часть бюджетного пирога:
Например, в Минском районе основную доходную часть бюджета - порядка 87% - формируют малый и средний бизнес. Половина поступлений в бюджет Минской области - тоже от предприятий частного бизнеса.
Впрочем, в провинции о каких-либо существенных результатах говорить пока рано. Ведь 38,3% всех предпринимательских структур страны зарегистрировано в Минске. 61% от их общего числа находится в столице и областных городах. Доля малого и среднего бизнеса в общем объеме ВВП Беларуси составила в прошлом году всего 9,3%.
Это потому, что к малому и среднему бизнесу до недавнего времени со стороны государства отношение было в большей степени фискальное, нежели партнерское. Многие предприниматели выживали, а не развивались. В результате - с точки зрения финансовых возможностей, малый и средний бизнес имеет достаточно низкий потенциал.
Кроме дефицита финансов предприниматели имеют следующие юарьеры:
1) Приватизация фактически приостановлена. На развитии предпринимательства не могли не отразиться сроки и методы разгосударствления и приватизации. Ни одна из программ приватизации, которые принимались с 1994 года в Беларуси, по сути, не была выполнена. Этот 15-летний период не мог не сказаться на замедлении развития предпринимательства.
В 2006 году в Беларуси практически не было поступлений от приватизации. В 2007 году - это более миллиарда долларов, благодаря целому ряду трансакций. В 2008 году - примерно 0.9 млрд. долларов. В 2010 году планируется получить доходы от приватизации в размере 2 трлн. рублей (около 732 млн. долларов). Фактически приватизация приостановлена, констатируют предприниматели.
2) Нет четких правил ведения бизнеса. Предприниматели хотят, чтобы правила, по которым они создают и ведут бизнес, были прозрачными и стабильными. Многие инвесторы по-прежнему считают нормативно-правовую сферу в Беларуси "сложной и непоследовательной".
В последнее время изменения в нормативно-правовой базе происходят едва ли не каждый день - в таких условиях сложно просчитать бизнес-план хотя бы на год. К тому же, предприниматели опасаются, что после выхода экономики из кризиса наступит период охлаждения отношений государства и бизнеса.
3) Малому бизнесу не доверяют. Основная проблема во взаимоотношениях предпринимателей с крупными предприятиями в том, что они сформированы по принципу холдингов - производят все: от болтиков, винтиков до важных элементов. Они не доверяют малым предприятиям. Это недоверие мы пытаемся преодолеть через инфраструктуру поддержки производственного предпринимательства.
Сегодня практически половина предприятий малого и среднего бизнеса занимается торговлей и общественным питанием. И лишь каждое пятое - занято в промышленности. Для того, чтобы их доля росла, нужна государственная поддержка.
4) Штрафами можно отобрать больше, чем заработано. Потенциал развития предпринимательства сдерживают высокие штрафы, которые налагаются на предприятия контролирующими органами. Работая над устранением этой проблемы, общественные организации предпринимателей и объединения государственных предприятий впервые выступили единым фронтом. Выработали единые подходы к формированию штрафов и предложили Совмину свое видение проблемы. Правительство создало рабочую группу, которая занимается этим уже более года. Никаких изменений пока нет. Можно создать сколь угодно благоприятные условия для ведения бизнеса, самые низкие налоги, но если штрафами можно отобрать больше, чем ты заработал, то смысла в такой деятельности нет. Этот фактор чрезвычайно влияет на поведение предпринимателей, которые ведут себя весьма консервативно в части доверия к государству.