Малый бизнес в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – отразить сущность малого бизнеса и тенденции развития в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Сущность предпринимательства 4
2 Роль государства в развитии малого и среднего бизнеса в переходный период 8
3 Особенности развития предпринимательства в Республике Беларусь 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа содержит 1 файл

9566 - Экономическая теория - Малый бизнес в современной экономике - курсовая – БГЭУ.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

       РЕФЕРАТ 
 

       Малый бизнес в современной экономике, 25 стр., 11 источн. 

       Ключевые слова: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС. 

       Цель работыотразить сущность малого бизнеса и тенденции развития в Республике Беларусь. 

       Методы исследования - анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, наблюдение, сравнение, описание, позитивный и нормативный анализ, логический метод, метод сочетания логического и исторического. 

       Исследования и разработки: результатом написания данной курсовой работы стало раскрытие понятия предпринимательства, раскрыта роль государства в развитии малого бизнеса в переходный период, отражены особенности развития предпринимательства в Республике Беларусь. 

       Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 

          ______________

 

        СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

        ВВЕДЕНИЕ 
 

       Беларусь  не имела возможности развивать  малый и средний бизнес уже очень давно. Если посмотреть в историю, то те или иные ограничения начали действовать еще со времен Речи Посполитой. Однако, по-настоящему бизнес принял на себя удар в 20-х гг. 20 в. с приходом большевиков к власти.

       Однако, важность данного явления(малого бизнеса) не была оспорена даже большевиками. В середине 20-х гг. 20 в. власть разрешила заниматься бизнесом населению, что принесло в казну очень большие деньги, тем самым спонсируя большевизм. А уже в конце десятилетия бизнес опять начали притеснять.

       Следует отметить, что по своей социальной природе малое и среднее предпринимательство, с одной стороны, теснимое крупным бизнесом, с другой принимающее на себя первым все удары конъюнктуры, причем как экономической, так и политической, это малое предпринимательство неоднородно, что выражается в изменчивости его политических симпатий.

       Хотя  лицо любого развитого государства  определяют крупные предприятия, а наличие крупного капитала оказывает существенное воздействие на уровень научно-технического потенциала и производственных мощностей, не менее важной составляющей развитой рыночной системы является малое предпринимательство. В нем создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой развития экономики любой страны.

       Актуальность  темы сегодня не может вызывать сомнений, особенно для экономики Республики Беларусь. Государство, видевшее до 2009 г. в предпринимателях лишь фискальную добавку в бюджет, поняло что без предпринимательства государство не сможет функционировать.

       Цель  данной работы – отразить сущность малого бизнеса и тенденции развития в Республике Беларусь.

       1. Отразить сущность предпринимательства

       2. Выявить роль государства в развитии малого и среднего в переходный период.

       3. Охарактеризовать особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Сущность предпринимательства 
 

       Предпринимательство — неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого — свободная конкуренция. Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника своего процветания.

       В докапиталистическую эпоху место предпринимателя в обществе и отношение к нему сограждан были неоднозначными. В античные времена и в эпоху господства христианской церковной идеологии деятельность торговца, купца и любого делового человека рассматривалась как недостойная, мерзкая и греховная. Аристотель считал более достойным образ жизни философа, нежели деятельность торговца, которому недостает внутреннего покоя. Ф. Аквинский утверждал, что профессия купца несет в себе печать морально-этической неполноценности. А в известном в XII в. учебнике канонического права "Gratians" говорилось: "Купец лишь в малой степени угоден Богу или вовсе противен Ему".

       Негативное  отношение к предпринимателю  усугубили также писания Ветхого  Завета и учение Иисуса Христа о  богатстве. Однако при оценке их надо иметь в виду, что под богатством в Библии понималось бесплодное расточительство. Такой взгляд не соответствует современному пониманию богатства как результата творческого вклада в рост благосостояния на базе предпринимательской инициативы. Обогащение одних за счет нищеты других, осужденное в Священном Писании, встречается сегодня не столько в странах развитых рыночных экономик, сколько в некоторых развивающихся странах, а отчасти и в России. Этому есть несколько объяснений.

       Враждебное  отношение многих средневековых философов и богословов к предпринимательству было обусловлено тем, что в тот период господствующей формой производства все еще оставалось натуральное хозяйство и предпринимательским функциям пока еще отводилась малозаметная роль. Кроме того, спокойная жизнь и деятельность старательного земледельца считалась идеалом человеческого существования, в то время как предприниматель, будучи в постоянном поиске, ломая устоявшиеся привычки, был прямой противоположностью крестьянскому консерватизму. Характерно, что даже основатели классической политической экономии не видели особого смысла в предпринимателе, так как, по их мнению, экономический процесс осуществляется сам по себе, на основе принципа "невидимой руки". По их схеме предприниматель может выступать в качестве либо собственника (А. Смит), либо инвестора (Д. Рикардо). Иных функций за предпринимателем они не признавали. [2, c. 121]

       Взгляды классиков явились одним из отправных  пунктов марксистской концепции  предпринимательства. К. Маркс видел  в предпринимателе лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие и на разнице между стоимостью созданной наемными работниками продукции и суммой выплаченной им заработной платы имеет прибыль, Это, по мнению К. Маркса, свидетельство эксплуататорской сущности предпринимательства, его социального паразитизма, и поэтому оно должно быть ликвидировано наряду с другими устоями капиталистической системы хозяйства.

       Лишь  много позже, на рубеже XIX и XX вв., экономисты признали решающее значение предпринимательства для экономического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классическим факторам производства — труду, земле, капиталу — четвертый — организацию, а И. Шумпетер в книге "Теория экономического развития" (1912 г.) дал этому фактору современное его название — предпринимательство.

       Красочную характеристику предпринимательства  можно встретить в работах немецкого экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту, — это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять многих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной — рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

       Однако  наибольший вклад в разработку теории предпринимательства, исследование его  природы и функций внес именно И. Шумпетер. Он называл предпринимателем того организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации: "Быть предпринимателем — значит, делать не то, что делают другие... и не так, как делают другие". К функциям предпринимателя И. Шумпетер относит:

       1) создание нового, еще не знакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;

       2) введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;

       3) завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;

       4) использование нового вида сырья или полуфабрикатов;

       5) введение новой организации дела, например, монопольного положения или, наоборот, преодоление монополии.

       Борясь  с рутиной, осуществляя нововведения и обеспечивая экономический рост, предприниматель становится, по словам И. Шумпетера, "созидающим разрушителем". Разработанная И. Шумпетером идея творческого предпринимателя является самым известным и точным определением сути предпринимательства.

       Данная  характеристика, конечно, не является исчерпывающей. Впоследствии Г. Брифс сформулировал еще одну важную функцию предпринимателя — слежения за ценами и издержками, а также за пропорциональным их соотношением. Р. Коуз также выделял этот аспект деятельности предпринимателя. В статье "Природа фирмы" он подчеркивал, что предприниматель — это лицо, которое в конкурентной системе направляет производство, выполняя роль механизма цен.

       Таким образом, в современной научной  литературе утвердился однозначный взгляд на предпринимательство как на важнейший хозяйственный ресурс, приводящий в движение остальные факторы производства и обеспечивающий свой вклад в успех экономического развития. Для более полного представления о предпринимательстве как факторе производства остановимся еще на одном аспекте данной проблемы — экономическом содержании предпринимательской деятельности.

       С экономической точки зрения предпринимательство  может быть рассмотрено как экономическая категория, метод хозяйствования, тип экономического мышления.

       Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть прежде всего частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств). Деятельность таких предпринимателей осуществляется на основе как собственного труда, так и наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают АО, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои ниши в хозяйственной системе.

       Объект  предпринимательства — наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода. Всевозможные новые способы комбинации экономических ресурсов, по мнению Й. Шумпетера, — главное дело предпринимателя, отличающее его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы для изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара ; освоения нового рынка сбыта и нового источника сырья; реорганизации в отросли с целью создания своей монополии или подрыва чужой.

       Для предпринимательства как метода ведения хозяйства первым и главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской деятельности, источников финансирования, формированию производственной программы, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т. д. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предприниматель все время находится в зависимости от рынка, динамики спроса и предложения, уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-денежных отношений.

       Второе  условие предпринимательства — ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

Информация о работе Малый бизнес в современной экономике