Малый бизнес в российской экономике: ретроспектива и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: проанализировать развитие малого бизнеса в российской экономике: ретроспективы и перспективы
Задачи курсовой работы:
1. исследовать место малого предпринимательства в национальной экономике;
2. определить регулирование малого предпринимательства в России;
3. провести сравнительный анализ деятельности малых предприятий г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга, Центрального федерального округа;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности развития малого бизнеса в условиях национальной
экономики России 5
1.1. Место малого бизнеса в национальной экономике 5
1.2.Регулирование малого бизнеса в России 9
Глава 2. Сравнительный анализ деятельности малых предприятий г. Москвы,
Московской области, г. Санкт-Петербурга, Центрального федерального округа
15
2.1. Численность работников малых предприятий 15
2.2. Оборот малых предприятий 17
2.3. Инвестиции в основной капитал малых предприятий 18
Заключение 24
Список использованной литературы 28
Приложения

Работа содержит 1 файл

курс..docx

— 339.58 Кб (Скачать)

4. Выделить лидера среди рассматриваемых регионов по вкладу в показатели деятельности микро и малых предприятий в экономику субъекта Российской Федерации а затруднительно. Москва является лидером по части показателей (численности занятых, оборота и инвестициям) вклада микро и малых предприятий в показатели деятельности микро и малых предприятий России. Санкт-Петербург лидирует по показателям доли количества микро и малых предприятий и фонда заработной платы работников.

5. Сектор малых предприятий с численностью от  16 до  100 человек включительно не характеризует в полной мере сектор малого бизнеса, в который также входят микропредприятия и индивидуальные предприниматели. Прослеживается четкая закономерность, при которой доля количества малых предприятий в общем количестве предприятий малого бизнеса выше в регионах, чем в крупных городах, что свидетельствует о значимости сектора микропредприятий в мегаполисах.

6. Ситуация по группе малых предприятий (без микро) за период с 1 полугодия 2008 года по 1 полугодие 2009 года выглядят в целом хуже, чем ситуация по совокупности микро и малых предприятий за 2008 год. Это может объясняться как нарастанием последствий кризиса в начале 2009 года, так и особенностями группы малых предприятий с численностью работников от 15 до 100 человек включительно.

    Основные  масштабные показатели деятельности совокупности микро и малых предприятий  продолжают расти большими темпами  по России в целом, чем по остальным  четырем анализируемым регионам. Это, с одной стороны, это может  свидетельствовать о более интенсивном  развитии малого бизнеса в субъектах  РФ, не рассматриваемых в данной работе. С другой стороны, малый бизнес в рассмотренных регионах может  постепенно достигать своего оптимального состояния и входить в период стабильного, но умеренного роста.

    Стоит также отметить, что по всем анализируемым регионам за рассматриваемые четыре года в целом сохраняется долевая структура вклада в развитие малого бизнеса страны по основным показателям деятельности, как количественным, так и финансово-экономическим, что может свидетельствовать об «оптимальности» структуры малого бизнеса в экономиках этих регионов, а значит и более умеренной динамике показателей развития данной сферы.

    Обобщая всё сказанное выше, можно сказать, что малый или средний бизнес, который имеет наиболее высокие шансы получить необходимый ему кредит в требуемом размере - это предприятие, оперирующее на рынке данного региона не менее полугода, приносящее своим владельцам стабильную прибыль, а также имеющее чёткие перспективы развития. Если же говорить в общем о кредитовании малого и среднего бизнеса в нашей стране, то несмотря на рост данного сегмента рынка кредитных услуг в последние несколько лет, ему необходимо дальнейшее развитие по целому ряду направлений. Среди них совершенствование системы оценки предприятий малого и среднего бизнеса, создание новых кредитных программ, снижение процентных ставок, улучшение условий кредитования и так далее.  

Список  использованной литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009)// Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N32, ст. 3301
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009)// Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N5, ст. 410
  3. Федеральный закон от 06.10.1999 N184-ФЗ (ред. от 23.11.2009) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.09.1999)// Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N42, ст. 5005
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 N131-ФЗ (ред. от 28.11.2009) " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)// Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N40, ст. 3822
  5. Федеральный закон от 24.07.2007 N209-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.07.2007)// Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N31, ст. 4006
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 №556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства// Собрание законодательства РФ», 28.07.2008, N30 (ч. 2), ст. 3642
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N201-р // Собрание законодательства РФ, 23.02.2009, N8, ст. 1036
  8. Приказ Росстата от 31.12.2009 №334 «Об утверждении статистического инструментария для организации сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего 

предпринимательства в 2011 году по итогам 2010 года»//СПС Гарант

  1. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. Теория и практика. М.: Владос, 2009.
  2. Лебедев К.К Предпринимательское и коммерческое право в системе российского права. М., 2009.
  3. Невский И.А. Проблемы государственной поддержки малого бизнеса // Актуальные проблемы развития экономических систем: теория и практика. Материалы научно-практической конференции. М., 2009.
  4. Попондопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб.: Пресс, 2009.
  5. Смирнов Н. В. Анализ общей динамики развития малого предпринимательства в России в начале 21 века, -М., НИСИПП. 2009.
  6. Малое и среднее предпринимательство в России. 2009: Стат.сб./ Росстат. - М., 2009.
  7. НП "Московский центр развития предпринимательства"// http://www.giac.ru/content/document_r_A09D6F5B-BF0B-4796-9146-AD679338BE87.html
  8. Федеральная служба государственной статистики РФ http://www.gks.ru/
 

 

                      Приложения  Приложение 1

Деятельность  малых предприятий (без  микропредприятий) в  январе-сентябре 2009 года10 

  Число предприятий  на 1 октября 2009 г., тыс. Численность работников списочного состава, (без внешних  совместителей), тыс. человек Оборот млн. руб. Инвестиции  в основной капитал, млн. руб.
Российская  Федерация 227,7 5747,4 6222036,8 167707,2
Центральный федеральный округ 73,1 1661,7 1984373,1 39623,6
Белгородская  область 2,1 51,1 35072,3 1193,3
Брянская  область 1,5 46,1 29356,2 565,2
Владимирская  область 2,2 99,7 46232,3 1921,2
Воронежская область 2,2 103,9 60253,1 7290,1
Ивановская  область 1,9 41,8 44895,2 2839,8
Калужская область 1,8 61,4 55004,6 719,6
Костромская область 1,1 27,9 17830,8 233,1
Курская область 1,3 44,7 35558,3 1101,8
Липецкая  область 1,4 38,6 33333,4 736,1
Московская  область 19,7 410,9 656028,2 12594,1
Орловская область 1,0 32,9 24667,6 646,3
Рязанская область 1,5 47,4 36063,6 311,1
Смоленская  область 1,7 41,7 32798,3 2948,2
Тамбовская  область 1,4 41,1 30098,3 2575,7
Тверская  область 2,2 57,3 36763,7 1148,0
Тульская  область 2,4 68,8 55446,0 1125,4
Ярославская область 2,6 71,9 60300,0 483,0
г.Москва 24,9 374,5 694671,2 1191,6
Северо-Западный федеральный округ 31,1 671,5 979356,6 9899,6
Республика  Карелия 1,3 30,0 26392,5 213,0
Республика  Коми 1,4 39,2 33607,6 701,7
Архангельская область 1,8 45,2 38958,9 292,1
в том  числе Ненецкий авт. округ 0,1 1,6 1510,8 35,5
Вологодская область 1,9 46,6 35343,0 909,5
Калининградская область 2,4 42,7 47830,0 1679,5
Ленинградская область 1,9 39,8 48461,6 1548,9
Мурманская  область 1,6 25,8 55489,9 114,9
Новгородская  область 1,1 33,9 19710,3 1882,5
Псковская область 1,1 28,7 17124,1 349,6
г.Санкт-Петербург 16,7 339,7 656438,7 2298,1
Южный федеральный округ 27,5 730,0 721712,7 37078,9
Республика  Адыгея 0,5 13,0 9449,9 571,7
Республика  Дагестан 0,8 21,3 23943,7 1169,5
Республика  Ингушетия 0,0 1,4 673,5 -
Кабардино-Балкарская Республика 0,5 9,6 9305,3 297,7
Республика  Калмыкия 0,2 4,1 1697,4 52,8
Карачаево-Черкесская Республика 0,3 8,6 6849,7 91,4
Республика  Северная Осетия-Алания 0,4 9,7 7652,2 97,3
Чеченская Республика 0,1 1,0 1713,4 -
Краснодарский край 7,2 196,7 301026,6 19600,2
Ставропольский  край 3,9 111,9 79166,6 1126,0
Архангельская область 1,2 39,0 19970,1 1331,6
Волгоградская область 5,1 126,4 77810,5 3054,9
Ростовская  область 7,3 187,3 182453,7 9685,9
Приволжский федеральный округ 47,1 1273,5 1135427,9 35376,0
Республика  Башкортостан 5,6 172,6 151049,7 4770,9
Республика  Марий Эл 1,0 29,3 18162,3 588,3
Республика  Мордовия 1,2 43,1 24507,3 522,0
Республика  Татарстан 5,8 176,0 147700,7 2759,3
Удмуртская  Республика 2,7 70,6 44448,9 1188,0
Чувашская Республика 1,7 42,3 24285,3 494,8
Пермский  край 4,4 119,9 98714,1 2592,1
Кировская область 2,9 66,2 53388,6 1237,8
Нижегородская область 7,1 133,0 224851,9 9290,9
Оренбургская  область 2,7 83,5 48878,7 2038,9
Пензенская  область 2,5 78,4 37395,1 4930,6
Самарская область 5,1 132,9 158111,2 1984,6
Саратовская область 2,7 73,2 53525,5 784,0
Ульяновская область 1,7 52,7 50408,7 2193,7
Уральский федеральный округ 13,8 404,6 559390,6 13293,0
Курганская  область 1,2 39,0 20691,7 1845,0
Свердловская  область 4,3 122,9 215358,6 5990,0
Тюменская область 4,0 130,5 199018,8 4417,0
в том  числе Ханты-Мансийский авт. округ -Югра 1,7 53,2 103871,4 440,2
Ямало-Ненецкий авт. округ  0,4 11,8 18767,0 41,9
Челябинская область 4,2 112,1 124321,5 1041,1
Сибирский федеральный округ 25,6 734,8 615844,3 29492,8
Республика  Алтай 0,3 6,7 2974,2 525,7
Республика  Бурятия 1,1 27,9 20120,5 261,5
Республика  Тыва 0,1 3,1 1865,7 321,2
Республика  Хакасия 0,5 16,5 8123,1 278,9
Алтайский край 2,7 71,4 58059,6 1460,5
Забайкальский край 1,0 30,2 15940,4 91,7
Красноярский  край 4,7 132,7 104773,5 1782,1
Иркутская область  3,2 94,7 85417,7 137,6
Кемеровская область 3,3 103,7 76136,6 3910,7
Новосибирская область 3,9 119,4 134824,4 13089,8
Омская  область 2,9 75,1 61573,3 1840,5
Томская область 2,0 53,4 46035,3 5792,8
Дальневосточный федеральный округ 9,6 271,4 225931,4 2942,9
Республика  Саха (Якутия) 0,9 25,2 27708,9 324,0
Камчатский  край 0,5 15,2 23283,0 735,8
Приморский  край 3,0 71,5 65622,6 846,8
Хабаровский край 2,5 84,6 45897,6 127,6
Амурская  область 1,0 30,4 20975,5 466,7
Магаданская область 0,3 7,0 11406,4 158,6
Сахалинская область 0,9 28,2 25469,8 256,7
Еврейская авт. область  0,3 7,9 4139,6 25,7
Чукотский авт. округ 0,1 1,4 1428,0 1,1
 
 
 
 

 

 

 

Приложение 2

Демография  организаций в  декабре 2009 года11 

  Количество  вновь зарегистрированных организаций Количество  официально ликвидированных организаций
всего на 1000 организаций, учтенных в Статистическом регистре Росстата всего на 1000 организаций, учтенных в Статистическом регистре Росстата
Российская  Федерация 42434 8,9 17143 3,6
Центральный федеральный округ 16052 9,0 4556 2,6
Белгородская  область 296 9,9 90 3,0
Брянская  область 171 8,3 116 5,6
Владимирская  область 372 11,4 103 3,2
Воронежская область 470 9,2 149 2,9
Ивановская  область 336 11,2 131 4,4
Калужская область 191 7,5 69 2,7
Костромская область 80 4,5 60 3,4
Курская область 139 6,5 81 3,8
Липецкая  область 196 9,6 112 5,5
Московская  область 1553 6,7 278 1,2
Орловская область 127 8,2 62 4,0
Рязанская область 204 6,2 65 2,0
Смоленская  область 198 8,4 96 4,1
Тамбовская  область 181 10,2 97 5,4
Тверская  область 292 7,3 95 2,4
Тульская  область 298 7,7 107 2,8
Ярославская область 388 8,4 157 3,4
г.Москва 10560 9,7 2688 2,5
Северо-Западный федеральный округ 5733 8,2 1531 2,2
Республика  Карелия 160 7,1 41 1,8
Республика  Коми 155 6,7 58 2,5
Архангельская область 172 6,5 57 2,2
в том  числе Ненецкий авт. округ 2 1,8 - -
Вологодская область 343 9,9 66 1,9
Калининградская область 450 8,4 144 2,7
Ленинградская область 212 4,7 95 2,1
Мурманская  область 221 9,6 53 2,3
Новгородская  область 81 6,3 27 2,1
Псковская область 177 11,0 64 4,0
г.Санкт-Петербург 3762 8,5 926 2,1
Южный федеральный округ 3263 7,7 1434 3,4
Республика  Адыгея 52 6,7 27 3,5
Республика  Дагестан 203 8,1 17 0,7
Республика  Ингушетия 56 8,9 13 2,1
Кабардино-Балкарская Республика 90 7,6 24 2,0
Республика  Калмыкия 64 5,0 83 6,5
Карачаево-Черкесская Республика 42 6,8 24 3,9
Республика  Северная Осетия-Алания 70 7,2 46 4,7
Чеченская Республика 137 13,9 25 2,5
Краснодарский край 817 6,4 332 2,6
Ставропольский  край 287 5,3 186 3,5
Архангельская область 157 8,7 104 5,8
Волгоградская область 684 12,9 289 5,4
Ростовская  область 604 7,1 264 3,1
Приволжский федеральный округ 6731 9,3 3861 5,3
Республика  Башкортостан 763 9,4 393 4,8
Республика  Марий Эл 161 10,6 53 3,5
Республика  Мордовия 123 8,8 92 6,6
Республика  Татарстан 1050 10,6 568 5,7
Удмуртская  Республика 275 7,0 135 3,4
Чувашская Республика 213 9,2 267 11,6
Пермский  край 734 10,7 338 4,9
Кировская область 290 7,0 159 3,8
Нижегородская область 899 10,5 308 3,6
Оренбургская  область 249 6,7 63 1,7
Пензенская  область 447 17,9 162 6,5
Самарская область 971 8,9 1062 9,7
Саратовская область 369 6,7 218 3,9
Ульяновская область 187 6,6 43 1,5
Уральский федеральный округ 3772 9,2 1849 4,5
Курганская  область 136 8,4 66 4,1
Свердловская  область 1918 10,1 792 4,2
Тюменская область 884 9,1 741 7,6
в том  числе Ханты-Мансийский авт. округ -Югра 299 7,1 48 1,1
Ямало-Ненецкий авт. округ  130 10,4 325 25,9
Челябинская область 834 7,9 250 2,4
Сибирский федеральный округ 5216 9,8 3172 6,0
Республика  Алтай 62 6,1 41 4,0
Республика  Бурятия 186 10,5 60 3,4
Республика  Тыва 57 15,7 83 22,8
Республика  Хакасия 59 6,0 29 2,9
Алтайский край 482 8,6 248 4,4
Забайкальский край 152 9,8 132 8,5
Красноярский  край 698 9,7 366 5,1
Иркутская область  560 8,3 436 6,5
Кемеровская область 479 9,8 338 6,9
Новосибирская область 1623 10,6 1101 7,2
Омская  область 504 11,0 205 4,5
Томская область 354 11,3 133 4,2
Дальневосточный федеральный округ 1667 9,8 740 4,3
Республика  Саха (Якутия) 150 6,7 69 3,1
Камчатский  край 114 9,4 59 4,9
Приморский  край 628 10,6 205 3,5
Хабаровский край 464 12,2 167 4,4
Амурская  область 135 10,1 96 7,2
Магаданская область 38 5,4 40 5,7
Сахалинская область 107 7,3 75 5,1
Еврейская авт. область  25 8,3 21 7,0
Чукотский авт. округ 6 4,5 8 5,9
Исключая  филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, а так  же граждан (физических лиц), занимающихся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица.
 

 

 

 

 
 

Информация о работе Малый бизнес в российской экономике: ретроспектива и перспективы